Конспект НОД в старшей группе «Зимующие и перелетные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: формировать экологическую культуру, прививать любовь к птицам, воспитывать бережное отношение к ним.
Задачи:
- формирование представлений детей о зимующих и перелётных птицах,
умение отгадывать загадки, желание заботиться о птицах.
- развитие интереса к миру пернатых,
- дать представления о значении птиц для окружающей природы,
Предварительная работа: изготовление кормушек (дети с родителями); заучивание стихов, беседа о птицах, наблюдения на прогулке.
Материал и оборудование: проектор, экран, картинки зимующих птиц
Ход занятия.
Организационный момент.
Доброе утро!- птицы запели
Добрые люди встают с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам.
Восп-ль: ребята, послушайте стихотворение М.В.Титовой «Осенняя пора»
Наступили холода,
Скоро к нам придёт зима.
И птицы – наши верные друзья,
Улетают в тёплые края.
Восп-ль: О каких птицах говорится в стихотворении?
Дети: о перелетных и зимующих
Восп-ль: Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными?
Дети: перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.
Восп-ль: Почему перелётные птицы улетают в тёплые края?
Дети: все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.
Восп-ль: А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. ( Грач)
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. ( Ласточка)
Я в скворечнике живу
Песни звонкие пою. (Скворец)
Клином печальным в небесной дали
С криком прощальным летят… (Журавли)
Физкультминутка «Улетают журавли»
Дети легко на носочках бегают, машут руками, имитируя полёт птиц, говорят слова вместе с воспитателем.
Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, как будто говорят: летите вместе с нами. За тёмными лесами, за синими морями есть тёплые края.
Восп-ль: Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте ещё раз их назовём.
Игра с мячом.
Восп-ль: Я бросаю вам мяч, кто поймает – тот называет перелетную птицу.
Восп-ль: Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц. Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму?
Дети: Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел)
Восп-ль: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Восп-ль: А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы?
Дети: Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.
Д/игра “Назовите ласково”
Воробей – воробышек, синица – синичка, ворона – воронушка, дятел – дятелок\ (ечек), снегирь – снегирек.
Игра «Голоса птиц» (необходимо угадать, какая птица издаёт такие звуки, найти соответствующую картинку и повторить эти звуки. Звучит аудиозапись)
- Кар-кар! (Ворона)
- Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей)
- Ча-ча-ча! (Сорока)
- Синь-синь-синь (Синица)
Восп-ль: Молодцы, правильно угадали.
Игра «Кто лишний?»
Восп-ль: А сейчас поиграем ещё в одну игру, где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.
1 слайд – 3 зимующие, одна перелётная (если правильный ответ – перелётная птица улетает)
2 слайд – 3 перелётные, одна зимующая (если правильный ответ – зимующая птица улетает)
3 слайд – все птицы зимующие.
- Молодцы, справились с заданием.
А сейчас послушайте стихотворение «Птицы зимой» , которое нам расскажет Кристина Я.
Сначала падает снежок
На землю тихо, как пушок,
Потом мороз лютует.
А воробьи, синицы
И все другие птицы –
Как они зимуют?
Зимою птицам холодно,
Тоскливо очень, голодно.
Порой терпеть невмочь.
А люди всемогущие,
В тепле всегда живущие,
Должны ли им помочь? А.Григорьев.
Восп-ль: Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой?
Дети: должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому голод для птиц зимой страшнее холода.
Восп-ль: Как можно помочь птицам зимой?
Дети: Птиц нужно подкармливать.
Восп-ль: трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
Зёрнами, салом и хлеба горбушкой
Птиц угощает зимою… (Кормушка)
Восп-ль: поднимите руку у кого есть дома кормушка?
Игра «Улетают – не улетают»
Восп-ль: А сейчас мы поиграем. Я буду называть птиц. Если назову перелётную - то вы «летаете» по залу, если зимующую – подлетаете к кормушке и «клюёте крошки»
- Молодцы, вы были внимательны.
- Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы? (Ответы детей)
- Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут?
- Давайте вместе подумаем.
Посмотрите, как красиво:
1 слайд – изображение леса (деревья, кустарники, трава, птицы на деревьях, в небе, на водоёме, другие обитатели).
Представим, что исчезли птицы. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.
2 слайд – птиц нет, появилось много насекомых, грызунов.
Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.
3 слайд – растительности почти нет, появились овраги.
Ветер высушивает почву, высыхают водоёмы, погибают лягушки и другие животные, живущие у воды.
4 слайд – растительности нет, водоёмов нет, нет животных, живущих у воды.
Что же станет с лесом? Он превратится в безжизненную пустыню.
5 слайд – пустыня.
Воспитатель вместе с детьми делают вывод: птицы очень нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.
Чтение отрывка стихотворения А.Яшина» Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Гость зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Оцените свою работу на занятии фишками: красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – плохо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokor.ptits_zimoy.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
в старшей группе «Зимующие и перелетные птицы»
Цель: формировать экологическую культуру, прививать любовь к птицам, воспитывать бережное отношение к ним.
Задачи:
- формирование представлений детей о зимующих и перелётных птицах,
умение отгадывать загадки, желание заботиться о птицах.
- развитие интереса к миру пернатых,
- дать представления о значении птиц для окружающей природы,
Предварительная работа: изготовление кормушек (дети с родителями); заучивание стихов, беседа о птицах, наблюдения на прогулке.
Материал и оборудование: проектор, экран, картинки зимующих птиц
Ход занятия.
Организационный момент.
Доброе утро!- птицы запели
Добрые люди встают с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам.
Восп-ль: ребята, послушайте стихотворение М.В.Титовой «Осенняя пора»
Наступили холода,
Скоро к нам придёт зима.
И птицы – наши верные друзья,
Улетают в тёплые края.
Восп-ль: О каких птицах говорится в стихотворении?
Дети: о перелетных и зимующих
Восп-ль: Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными?
Дети: перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.
Восп-ль: Почему перелётные птицы улетают в тёплые края?
Дети: все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.
Восп-ль: А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. ( Грач)
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. ( Ласточка)
Я в скворечнике живу
Песни звонкие пою. (Скворец)
Клином печальным в небесной дали
С криком прощальным летят… (Журавли)
Физкультминутка «Улетают журавли»
Дети легко на носочках бегают, машут руками, имитируя полёт птиц, говорят слова вместе с воспитателем.
Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, как будто говорят: летите вместе с нами. За тёмными лесами, за синими морями есть тёплые края.
Восп-ль: Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте ещё раз их назовём.
Игра с мячом.
Восп-ль: Я бросаю вам мяч, кто поймает – тот называет перелетную птицу.
Восп-ль: Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц. Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму?
Дети: Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел)
Восп-ль: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Восп-ль: А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы?
Дети: Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.
Д/игра “Назовите ласково”
Воробей – воробышек, синица – синичка, ворона – воронушка, дятел – дятелок\ (ечек), снегирь – снегирек.
Игра «Голоса птиц» (необходимо угадать, какая птица издаёт такие звуки, найти соответствующую картинку и повторить эти звуки. Звучит аудиозапись)
- Кар-кар! (Ворона)
- Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей)
- Ча-ча-ча! (Сорока)
- Синь-синь-синь (Синица)
Восп-ль: Молодцы, правильно угадали.
Игра «Кто лишний?»
Восп-ль: А сейчас поиграем ещё в одну игру, где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.
1 слайд – 3 зимующие, одна перелётная (если правильный ответ – перелётная птица улетает)
2 слайд – 3 перелётные, одна зимующая (если правильный ответ – зимующая птица улетает)
3 слайд – все птицы зимующие.
- Молодцы, справились с заданием.
А сейчас послушайте стихотворение «Птицы зимой» , которое нам расскажет Кристина Я.
Сначала падает снежок
На землю тихо, как пушок,
Потом мороз лютует.
А воробьи, синицы
И все другие птицы –
Как они зимуют?
Зимою птицам холодно,
Тоскливо очень, голодно.
Порой терпеть невмочь.
А люди всемогущие,
В тепле всегда живущие,
Должны ли им помочь? А.Григорьев.
Восп-ль: Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой?
Дети: должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому голод для птиц зимой страшнее холода.
Восп-ль: Как можно помочь птицам зимой?
Дети: Птиц нужно подкармливать.
Восп-ль: трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
Зёрнами, салом и хлеба горбушкой
Птиц угощает зимою… (Кормушка)
Восп-ль: поднимите руку у кого есть дома кормушка?
Игра «Улетают – не улетают»
Восп-ль: А сейчас мы поиграем. Я буду называть птиц. Если назову перелётную - то вы «летаете» по залу, если зимующую – подлетаете к кормушке и «клюёте крошки»
- Молодцы, вы были внимательны.
- Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы? (Ответы детей)
- Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут?
- Давайте вместе подумаем.
Посмотрите, как красиво:
1 слайд – изображение леса (деревья, кустарники, трава, птицы на деревьях, в небе, на водоёме, другие обитатели).
Представим, что исчезли птицы. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.
2 слайд – птиц нет, появилось много насекомых, грызунов.
Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.
3 слайд – растительности почти нет, появились овраги.
Ветер высушивает почву, высыхают водоёмы, погибают лягушки и другие животные, живущие у воды.
4 слайд – растительности нет, водоёмов нет, нет животных, живущих у воды.
Что же станет с лесом? Он превратится в безжизненную пустыню.
5 слайд – пустыня.
Воспитатель вместе с детьми делают вывод: птицы очень нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.
Чтение отрывка стихотворения А.Яшина» Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Гость зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Оцените свою работу на занятии фишками: красная – отлично, зеленая – хорошо, синяя – плохо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия в старшей группе по теме « Перелетные птицы»
Конспект занятия в старшей группе по теме «...
Конспект НОД в младшей группе "Зимующие и перелетные птицы"
Конспект по непосредственной образовательной деятельности...
Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе “Зимующие и перелетные птицы”
Цель: Уточнить и расширить представление детей о птицах, учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи. Познакомить детей с зимующими и перелетными птицами, воспитывать бережное и за...
Конспект занятий в старшей группе на тему "Перелетные птицы"
В конспекте представлен сценарий занятий по теме "Перелетные птицы"...
Конспект занятия в старшей группе детского сада "Перелетные птицы весной"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы с элементами проблемного обучения.Тема: "Перелетные птицы весной"Цель: Расширять представления детей о перелётных ...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в старшей группе Тема «Возвращение перелетных птиц»
Коррекционно- образовательные цели: Расширять знания детей о перелетных птицах; познакомить с жизнью птиц (гнездование, выведение птенцов). Коррекционно- развивающие цели: Развитие мыш...
Конспект занятия для старшей группы "Зимующие и перелетные птицы"
Конспект занятия для старшей группы "Зимующие и перелетные птицы"...