Проект "Наш дом - природа"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Проект по экологическому воспитанию детей "Наш дом - природа" (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по экологии "Наш дом - природа" | 28.75 КБ |
Диагностика | 14.17 КБ |
Диагностические карточки по экологии | 15.04 КБ |
Мы играем | 2.06 МБ |
Мы играем | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад № 8», пгт Лучегорск, Пожарского муниципального района
Проект
«Наш дом – природа»
Авторы:
Клочко М.Н.
Ульяницкая Е.А.
2019 г.
Паспорт проекта
База реализации проекта | МБДОУ ЦРР детский сад № 8 Адрес: 692001, пгт Лучегорск, 4 микрорайон, д.11, Пожарский муниципальный район. |
Цель проекта | Создание условий для формирования у воспитанников экологической культуры, знаний о ценностях природы, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности. |
Задачи проекта | Образовательные: расширять и закреплять знания воспитанников о природе России и Приморского края, о ценностях родной природы, прививать навыки природоохранительной деятельности. Научить детей экологически целесообразному образу жизни, формировать потребность в самостоятельном изучении природы. Развивающие: развивать познавательную активность, интерес к опытно-исследовательской деятельности, наблюдению за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействовать с ними. Развивать память, внимание, мышление, воображение, речь, творческие способности. Воспитательные: воспитывать у детей гуманное отношение к миру природы, чувства патриотизма, любви к родной природе края. |
Участники проекта | Дети средней «А» группы, педагоги детского сада, родители, социальные партнёры. |
Продолжительность проекта | Проект долгосрочный (с 1 сентября по 31 мая) |
Этапы проекта | Диагностический этап включает выявление знаний детей о природе, о растительном и животном мире Приморского края, выявление знаний о природе через средства эстетического воспитания, о роли человека в укреплении окружающей среды, о связи природы с окружающим миром. Этап планирования – определение целей и задач в работе с детьми по формированию у воспитанников знаний о природе, экологической культуры. Основной этап (мотивационный) включает проведение мероприятий по формированию у воспитанников знаний о природе, положительного отношения к ней и к общественно-полезному труду в природе, поиск решения задачи, проблемы, совместной деятельности воспитателей, родителей и детей по сбору необходимого материала из различных источников, включая Интернет-ресурсы, наблюдения, опыты в природе, игровая деятельность, художественно-эстетическая деятельность, чтение художественной литературы. Заключительный этап – включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне, повторной диагностике мотивационной сферы и выявления уровня полученных воспитанниками знаний. |
Принципы реализации проекта | Принцип личностно-ориентированного общения – дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие. Принцип доступности предполагает работу по формированию экологической культуры у воспитанников «от простого к сложному». Принцип гуманизма основывается на доброжелательном эмоциональном настрое, предполагает дифференцированный подход. Принцип тематического планирования предусматривает изучение материала по тематическим блокам: «Времена года», «Природа России», «Природа в произведениях искусства», «Растительный и животный мир Приморского края», «Я исследую и охраняю природу». Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, медиа пособия, мультимедийные пособия и т. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, что поможет сформировать у детей желание выполнять предполагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата. |
Формы реализации проекта | Предполагает осуществление непосредственно организованную деятельность, в процессе которых воспитанники получат знания, навыки по изученным тематическим блокам. Большая роль отводится совместной деятельности педагога с детьми, индивидуальной работе с воспитанниками, работе с родителями. В совместной деятельности педагога с детьми используются дидактический материал, видео-пособия, дидактические игры, мультимедийные презентации и т.д. В совместную деятельность предполагается включить: -беседы о природе, родном крае, -рассматривание иллюстраций, -наблюдение за миром природы, -изобразительная деятельность, -прослушивание музыкальных произведений, -сюжетно-ролевые игры, -акции, -конкурсы и викторины, -дидактические игры, -опытно-экспериментальная работа, -праздники, развлечения, -экскурсии, походы. |
Место проведения | Групповая комната. Музыкальный зал. Физкультурный зал. Спортивная и игровая площадки. Природные условия (скверы, лесопарковая зона, берег озера). |
Предполагаемые результаты реализации проекта | Количественные: -занятность воспитанников – 24 ребёнка в течении года, -планируется НОД по образовательным областям: Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие (беседы, проблемные ситуации, опытно-исследовательская деятельность, игровая деятельность). Качественные: - формирование знаний о ценностях родной природы; - формирование сознательного и положительного отношения к природным ценностям родного края; - формирование умения разнообразной деятельности в природе и умение использовать её объекты; - развитие навыков гуманного отношения к миру природы, экологически-грамотного поведения, бережного отношения к окружающей среде; - раскрытие идеи единства и взаимосвязи живых и неживых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т.д.; |
Методические ресурсы | Подбор необходимой литературы, аудио и видеоматериалов по темам мероприятий. Подготовка оборудования мультимедийного назначения, раздаточных и демонстрационных материалов, изготовление дидактических игр, лэпбуков. Составление перспективного плана работы по проекту «Наш дом – природа». |
Актуальность проекта:
Решением проблем, связанных с экологией занимаются во всем мире. От состояния нашей планеты зависит будущее всего человечества. Важно начать формирование бережного отношения к миру природы уже в дошкольном возрасте. Ведь все, что изучено в раннем детстве хорошо откладывается в подсознании человека, позднее менять мировоззрение человека сложно. И есть надежда, что работа в ДОУ по экологическому воспитанию даст хорошие результаты, станет начальной ступенью в экологическом образовании детей. И подрастающие поколения будут больше думать о природных ресурсах, беречь их.
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. Основной задачей экологического воспитания детей является воспитание бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, доброты и человечности, умения видеть прекрасное вокруг. Дети испытывают потребность в общении с природой. Важно эту потребность удовлетворять, развивая у дошкольников представление о мире, значении природных ресурсов для жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.
Проблема: низкий уровень экологической грамотности, культуры у дошкольников среднего возраста.
Объект исследования: мир природы
Предмет исследования: вода, воздух, земля, растения, насекомые, птицы, животные.
Цель: формировать у детей основы экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к объектам природы родного края, экологическую культуру.
Задачи:
- познакомить дошкольников с конкретными способами исследования объектов природы: развивать умение вести наблюдения за объектами природы; проводить простейшие опыты, делать выводы; экспериментировать, устанавливая связи между объектами природы и ролью человека в природе;
- развивать экологическое мышление в процессе проведения опытов, наблюдений, экспериментов;
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе; поддерживать интерес к познанию окружающего мира;
- вызвать у детей желание помогать объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку;
- развивать умение видеть в предметах характерные свойства, признаки сравнивать и группировать предметы по определенным свойствам;
- повысить уровень родительской компетентности в вопросах формирования экологической культуры.
Этапы проекта:
I этап – диагностический:
- Изготовление диагностических карт по экологии и практического материала к ним.
- Использование диагностических карт при проведении диагностики.
- Оформление результатов диагностики и обработка.
- Подборка и изучение методической литературы.
II этап – основной, планирование:
Тематический блок | Задачи | Формы и методы работы |
«Времена года» | Знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Формировать представления о типичных явлениях погоды осенью, зимой, весной и летом. Обратить особое внимание на изменения самой среды обитания по сезонам (воды, воздуха, земли). Учить устанавливать причины изменений состояния конкретных растений и животных. Предоставить детям возможность любоваться красотой окружающей природы в каждый конкретный сезон. | - тематические дни, - беседы, - рассматривание иллюстраций, - дидактические игры, -исследовательская деятельность, - экскурсии, - НОД, - труд, - наблюдения, - ситуативный разговор, - проблемные ситуации, |
«Природа России» | Расширять и закреплять знания воспитанников о природе России. Знакомить детей с климатическими зонами России (тайгой, тундрой, степью и др.) дать представление как огромна и многообразна территория страны. Расширять представления о живом и растительном мире. Воспитывать бережное отношение к родной природе. Знакомить детей с заповедными местами, о пользе и разнообразии водных ресурсов. | - чтение художественной литературы, - рисование рисунков, - изготовление поделок, - составление рассказов, - подвижные игры, - ролевые игры, |
«Природа в произведениях искусства» | Пробудить в детях интерес к русской природе через знакомство с произведениями искусства. Познакомить детей с произведениями русских поэтов, композиторов, художников, воспевающих красоту русской природы. | - слушание музыкальных произведений русских композиторов, - рассматривание картин |
«Растительный и животный мир Приморского края» | Формирование знаний у детей о растительном и животном мире Приморского края, о его заповедных местах. Познакомить детей с заповедниками Приморского края, их обитателями. Воспитывать бережное отношение к родной природе, патриотические чувства. Помочь детям лучше узнать природу Малой Родины, дать детям новые, неизвестные им знания. | - создание мини-музеев, - игры-путешествия. |
«Я исследую и охраняю природу» | Дать детям представление о Земле, как уникальном творении Вселенной. Расширять представления детей о связях человека с природой, о способах общения человека с природой. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к растительному и животному миру. Дать детям понятие о том, что природа – наш общий дом. Познакомить детей с правами и обязанностями человека по отношению к природе. Закрепить знания детей о том, что «можно и нельзя» делать в лесу, как правильно отдыхать на природе. Формировать первоначальные экологические знания и представление о природе, сформировать интерес к экологии. |
III этап – заключительный:
Риски.
- Низкий уровень познавательного развития детей.
- Недостаточная заинтересованность, активность родителей.
- Вероятность упущения отдельных направлений экологического проекта из-за большого объема изучаемого материала.
Предупреждение рисков.
- Организовать методическую помощь родителям по организации детских исследовательских проектов.
- Провести цикл консультаций для родителей в целях повышения компетентности по экологическому воспитанию дошкольников.
- Для повышения познавательного интереса детей и их родителей проводить в группах нетрадиционные родительские собрания по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту (круглый стол, семинар), на собраниях и праздниках вручать дипломы и грамоты семьям, активно участвующим в проекте.
Предполагаемые результаты:
У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Дети научатся различать живую природу (растения, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода).
Ребята узнают особенности природы родного края, будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы, узнают много интересного из жизни растений (деревьев, растений леса, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы.
Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, что всё взаимосвязано.
Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Разнообразные формы и методы работы способствуют развитию наблюдательности, любознательности, поисковой деятельности детей, обогащают их внутренний мир, благодаря сопричастности ко всему живому. Продуктивная деятельность в ходе проекта позволяет закрепить полученные знания и эмоционально выразить отношение к природе, ее обитателям. Повышается уровень родительской компетентности, проявляется бережное отношение к природе.
Список используемой литературы:
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. М.; Мозаика – Синтез, 2014
- Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфёнова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: программа и конспекты занятий. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 208 с.
- Н.В. Панкова, А.В. Тюрина Панорама социальных идей: сборник информационно-методич. материалов. Тематич. вып. № 7. Году охраны окружающей среды посвящается / КГКУСО «СРЦН «Парус надежды»; [сост. Н.В. Панкова, А.В. Тюрина ; отв. Ред. Т.П. Гольцова]. – Владивосток : Дальневост. федерал. ун-т, 2013. – 196 с.
- Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург,
«Детство – Пресс», 2004.
- Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005
- Интернет ресурсы: http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskie-rekomendaci-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov.html
Предварительный просмотр:
Ф.И. ребёнка ____________________________________________
№ протокола_______ Возраст____________
Дата проведения диагностики _____________
Группа ________________________________
Вопросы и задания | Полные ответы детей | Обработка ответов | |
живое | неживое | ||
Назови, что нарисовано на этих картинках. | |||
Выбери те картинки, где нарисовано живое. | |||
Почему ты решил, что это живое? |
Вопросы и задания | Полные ответы детей | Обработка ответов (внешнее строение животных и растений) |
Кто это? | ||
Что это за растение? Как оно называется? | ||
Как ты узнал, что это…? | ||
Расскажи, что ты знаешь о …..? |
Вопросы и задания | Полные ответы детей | Обработка ответов (потребности) |
Что нужно птице для жизни? | ||
Что нужно собаке, чтобы она могла жить? | ||
Что нужно растению, чтобы оно чувствовало себя хорошо? | ||
Что нужно человеку, чтобы жить? Почему? |
Предварительный просмотр:
Диагностические карты по экологии (средний возраст 4-5 лет)
I раздел «Живое – неживое»:
Карта 1 Цель: выявить, кого и что дети относят к живому и неживому. Содержание: дидактическая игра «Разложи картинки на живое и неживое». Пример: летают самолёт и птица; ходят робот и человек; плавают рыба и корабль и т.д. Вопросы: «Назови, что нарисовано на этих картинках». «Выбери те картинки, где нарисовано живое». «Почему ты решил, что это живое?» |
Карта 2 Цель: выявить знания детей об особенностях внешнего строения организмов и функциях конкретного органа. Содержание: дидактические игры «Назови части тела животных», «Назови части растения», «Назови части тела птиц». Вопросы: «Что есть у птиц, человека, зверя, дерева, комнатного растения и т.д.?» «Зачем?» |
Карта 3 Цель: выявить знания детей об основных потребностях живых организмов в тепле, воздухе, пище, месте обитания. Содержание: дидактическая игра «Дай каждому то, что ему надо для жизни». Вопрос: «Что нужно человеку (собаке, кошке, дереву, цветку и т.д.), чтобы жить?» |
Карта 4 Цель: выявить знания детей о том, что могут чувствовать отдельные живые организмы. Содержание: дидактическая игра «Помоги им!» Вопросы: «Как чувствует себя девочка (птичка и т.д.)?» «Почему она (он, оно) оказалось в таком состоянии?» «Что нужно сделать, чтобы помочь девочке (птичке, дереву и т.д.)?» |
Карта 5 Цель: выявить умение детей ценить жизненные проявления каждого индивида природы. Содержание: дидактическая игра «Найди различия и сходство двух животных, растений, птиц, насекомых». Вопросы: «Чем различаются дети, цветы, яблоки, деревья?» «Чем они похожи?» |
II раздел «Внешнее строение животных и растений»:
Карта 1 Цель: выявить знания детей о приспособленности строения и поведения живых организмов к условиям определённой среды. Содержание: дидактическая игра «Определи место для каждого животного и растения». Вопросы: «Люди придумали слово “приспособление”. Что оно означает? Каким словом его можно заменить?» «Где может жить птица, яблоня, рыба и т.д.?» «А может ли рыба жить на воздухе?» «Почему не может?» |
Карта 2 Цель: выявить знания детей о приспособленности живых организмов к изменению среды по сезонам. Содержание: дидактическая игра «Разложи картинки по сезонам». Вопросы: «Как приспособился заяц (медведь, человек, дерево и т.д.) жить зимой?» «Как приспособился человек (волк, лиса, куст) жить летом?» |
Карта 3 Цель: выявить знания детей о приспособленности живых организмов к суточным изменениям в природе. Содержание: дидактическая игра «Разложи картинки по частям суток». Вопрос: «Как приспособились звери, птицы, человек, растения и т.д. к разным частям суток (конкретно)?» |
III раздел «Потребности»:
Карта 1 Цель: выяснить знания дошкольников о том, кто может иметь детёнышей. Содержание: беседа на тему «У кого могут быть дети?» |
Карта 2 Цель: выявить знания детей о том, как появляются на свет растения, животные, насекомые, птицы. Содержание: картинки с изображениями взрослых растений и животных, насекомых и птиц. Вопросы: «Как появляются новые растения?» «Как появляются маленькие птенцы?» «Откуда берутся щенки и котята?» «Как рождаются маленькие рыбки?» |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...