Проект "Наш дом - природа"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Клочко Марианна Николаевна

Проект по экологическому воспитанию детей "Наш дом - природа" (средняя группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад № 8», пгт Лучегорск, Пожарского муниципального района

Проект

«Наш дом – природа»

Авторы:

Клочко М.Н.

Ульяницкая Е.А.

2019 г.

Паспорт проекта

База реализации проекта

МБДОУ ЦРР детский сад № 8

Адрес: 692001, пгт Лучегорск, 4 микрорайон, д.11, Пожарский муниципальный район.

Цель проекта

Создание условий для формирования у воспитанников экологической культуры, знаний о ценностях природы, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности.

Задачи проекта

Образовательные: расширять и закреплять знания воспитанников о природе России и Приморского края, о ценностях родной природы, прививать навыки природоохранительной деятельности. Научить детей экологически целесообразному образу жизни, формировать потребность в самостоятельном изучении природы.

Развивающие: развивать познавательную активность, интерес к опытно-исследовательской деятельности, наблюдению за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействовать с ними. Развивать память, внимание, мышление, воображение, речь, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать у детей гуманное отношение к миру природы, чувства патриотизма, любви к родной природе края.

Участники проекта

Дети средней «А» группы, педагоги детского сада, родители, социальные партнёры.

Продолжительность проекта

Проект долгосрочный (с 1 сентября по 31 мая)

Этапы проекта

Диагностический этап включает выявление знаний детей о природе, о растительном и животном мире Приморского края, выявление знаний о природе через средства эстетического воспитания, о роли человека в укреплении окружающей среды, о связи природы с окружающим миром.

Этап планирования – определение целей и задач в работе с детьми по формированию у воспитанников знаний о природе, экологической культуры.

Основной этап (мотивационный) включает проведение мероприятий по формированию у воспитанников знаний о природе, положительного отношения к ней и к общественно-полезному труду в природе, поиск решения задачи, проблемы, совместной деятельности воспитателей, родителей и детей по сбору необходимого материала из различных источников, включая Интернет-ресурсы, наблюдения, опыты в природе, игровая деятельность, художественно-эстетическая деятельность, чтение художественной литературы.

Заключительный этап – включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне, повторной диагностике мотивационной сферы и выявления уровня полученных воспитанниками знаний.

Принципы реализации проекта

Принцип личностно-ориентированного общения – дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие.

Принцип доступности предполагает работу по формированию экологической культуры у воспитанников «от простого к сложному».

Принцип гуманизма основывается на доброжелательном эмоциональном настрое, предполагает дифференцированный подход.

Принцип тематического планирования предусматривает изучение материала по тематическим блокам: «Времена года», «Природа России», «Природа в произведениях искусства», «Растительный и животный мир Приморского края», «Я исследую и охраняю природу».

Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, медиа пособия, мультимедийные пособия и т.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, что поможет сформировать у детей желание выполнять предполагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Формы реализации проекта

Предполагает осуществление непосредственно организованную деятельность, в процессе которых воспитанники получат знания, навыки по изученным тематическим блокам. Большая роль отводится совместной деятельности педагога с детьми, индивидуальной работе с воспитанниками, работе с родителями. В совместной деятельности педагога с детьми используются дидактический материал, видео-пособия, дидактические игры, мультимедийные презентации и т.д.

В совместную деятельность предполагается включить:

-беседы о природе, родном крае,

-рассматривание иллюстраций,

-наблюдение за миром природы,

-изобразительная деятельность,

-прослушивание музыкальных произведений,

-сюжетно-ролевые игры,

-акции,

-конкурсы и викторины,

-дидактические игры,

-опытно-экспериментальная работа,

-праздники, развлечения,

-экскурсии, походы.

Место проведения

Групповая комната. Музыкальный зал. Физкультурный зал.

Спортивная и игровая площадки. Природные условия (скверы, лесопарковая зона, берег озера).

Предполагаемые результаты реализации проекта

Количественные:

-занятность воспитанников – 24 ребёнка в течении года,

-планируется НОД по образовательным областям:

Познавательное развитие 

Речевое развитие 

Художественно-эстетическое развитие 

Физическое развитие 

Социально-коммуникативное развитие 

(беседы, проблемные ситуации, опытно-исследовательская деятельность, игровая деятельность).

Качественные:

- формирование знаний о ценностях родной природы;

- формирование сознательного и положительного отношения к природным ценностям родного края;

- формирование умения разнообразной деятельности в природе и умение использовать её объекты;

- развитие навыков гуманного отношения к миру природы, экологически-грамотного поведения, бережного отношения к окружающей среде;

- раскрытие идеи единства и взаимосвязи живых и неживых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т.д.;

Методические ресурсы

Подбор необходимой литературы, аудио и видеоматериалов по темам мероприятий. Подготовка оборудования мультимедийного назначения, раздаточных и демонстрационных материалов, изготовление дидактических игр, лэпбуков. Составление перспективного плана работы по проекту «Наш дом – природа».

Актуальность проекта:

 

Решением проблем, связанных с экологией занимаются во всем мире. От состояния нашей планеты зависит будущее всего человечества. Важно начать формирование бережного отношения к миру природы уже в дошкольном возрасте. Ведь все, что изучено в раннем детстве хорошо откладывается в подсознании человека, позднее менять мировоззрение человека сложно. И есть надежда, что работа в ДОУ по экологическому воспитанию даст хорошие результаты, станет начальной ступенью в экологическом образовании детей. И подрастающие поколения будут больше думать о природных ресурсах, беречь их.  

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. Основной задачей экологического воспитания детей является воспитание бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, доброты и человечности, умения видеть прекрасное вокруг. Дети испытывают потребность в общении с природой. Важно эту потребность удовлетворять, развивая у дошкольников представление о мире, значении природных ресурсов для жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Проблема: низкий уровень экологической грамотности, культуры у дошкольников среднего возраста.

Объект исследования: мир природы

Предмет исследования: вода, воздух, земля, растения, насекомые, птицы, животные.  

Цель: формировать у детей основы экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к объектам природы родного края, экологическую культуру.

 Задачи:

  • познакомить дошкольников с конкретными способами исследования объектов природы: развивать умение вести наблюдения за объектами природы; проводить простейшие опыты, делать выводы; экспериментировать, устанавливая связи между объектами природы и ролью человека в природе;
  • развивать экологическое мышление в процессе проведения опытов, наблюдений, экспериментов;
  • воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе; поддерживать интерес к познанию окружающего мира;
  • вызвать у детей желание помогать объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку;
  • развивать умение видеть в предметах характерные свойства, признаки сравнивать и группировать предметы по определенным свойствам;
  • повысить уровень родительской компетентности в вопросах формирования экологической культуры.

Этапы проекта:

I этап – диагностический:

  1. Изготовление диагностических карт по экологии и практического материала к ним.
  2. Использование диагностических карт при проведении диагностики.
  3. Оформление результатов диагностики и обработка.
  4. Подборка и изучение методической литературы.

II этап – основной, планирование:

Тематический блок

Задачи

Формы и методы работы

«Времена года»

Знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Формировать представления о типичных явлениях погоды осенью, зимой, весной и летом. Обратить особое внимание на изменения самой среды обитания по сезонам (воды, воздуха, земли). Учить устанавливать причины изменений состояния конкретных растений и животных. Предоставить детям возможность любоваться красотой окружающей природы в каждый конкретный сезон.

- тематические дни,

- беседы,

- рассматривание иллюстраций,

- дидактические игры,

-исследовательская деятельность,

- экскурсии,

- НОД,

- труд,

- наблюдения,

- ситуативный разговор,

- проблемные ситуации,

«Природа России»

Расширять и закреплять знания воспитанников о природе России. Знакомить детей с климатическими зонами России (тайгой, тундрой, степью и др.) дать представление как огромна и многообразна территория страны. Расширять представления о живом и растительном мире. Воспитывать бережное отношение к родной природе. Знакомить детей с заповедными местами, о пользе и разнообразии водных ресурсов.

- чтение художественной литературы,

- рисование рисунков,

- изготовление поделок,

- составление рассказов,

- подвижные игры,

- ролевые игры,

«Природа в произведениях искусства»

Пробудить в детях интерес к русской природе через знакомство с произведениями искусства. Познакомить детей с произведениями русских поэтов, композиторов, художников, воспевающих красоту русской природы.

- слушание музыкальных произведений русских композиторов,

- рассматривание картин

«Растительный и животный мир Приморского края»

Формирование знаний у детей о растительном и животном мире Приморского края, о его заповедных местах. Познакомить детей с заповедниками Приморского края, их обитателями. Воспитывать бережное отношение к родной природе, патриотические чувства. Помочь детям лучше узнать природу Малой Родины, дать детям новые, неизвестные им знания.

- создание мини-музеев,

- игры-путешествия.

«Я исследую и охраняю природу»

Дать детям представление о Земле, как уникальном творении Вселенной. Расширять представления детей о связях человека с природой, о способах общения человека с природой. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к растительному и животному миру. Дать детям понятие о том, что природа – наш общий дом. Познакомить детей с правами и обязанностями человека по отношению к природе. Закрепить знания детей о том, что «можно и нельзя» делать в лесу, как правильно отдыхать на природе. Формировать первоначальные экологические знания и представление о природе, сформировать интерес к экологии.

III этап – заключительный:

Риски.

  1. Низкий уровень познавательного развития детей.
  2. Недостаточная заинтересованность, активность родителей.
  3. Вероятность упущения отдельных направлений экологического проекта из-за большого объема изучаемого материала.

Предупреждение рисков.

  1. Организовать методическую помощь родителям по организации детских исследовательских проектов.
  2. Провести цикл консультаций для родителей в целях повышения компетентности по экологическому воспитанию дошкольников.
  3. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей проводить в группах нетрадиционные родительские собрания по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту (круглый стол, семинар), на собраниях и праздниках вручать дипломы и грамоты семьям, активно участвующим в проекте.  

Предполагаемые результаты:

      У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.  Дети научатся различать живую природу (растения, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода).

Ребята узнают особенности природы родного края, будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.

У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.

Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы, узнают много интересного из жизни растений (деревьев, растений леса, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы.

Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, что всё взаимосвязано.

Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Разнообразные формы и методы работы способствуют развитию наблюдательности, любознательности, поисковой деятельности детей, обогащают их внутренний мир, благодаря сопричастности ко всему живому. Продуктивная деятельность в ходе проекта позволяет закрепить полученные знания и эмоционально выразить отношение к природе, ее обитателям. Повышается уровень родительской компетентности, проявляется бережное отношение к природе.  

Список используемой литературы:

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. М.; Мозаика – Синтез, 2014

  1. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфёнова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: программа и конспекты занятий. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 208 с.

  1. Н.В. Панкова, А.В. Тюрина Панорама социальных идей: сборник информационно-методич. материалов. Тематич. вып. № 7. Году охраны окружающей среды посвящается / КГКУСО «СРЦН «Парус надежды»; [сост. Н.В. Панкова, А.В. Тюрина ; отв. Ред. Т.П. Гольцова]. – Владивосток : Дальневост. федерал. ун-т, 2013. – 196 с.

  1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург,

«Детство – Пресс», 2004.

  1. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005

  1. Интернет ресурсы: http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskie-rekomendaci-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov.html

http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/11/20/klassifikatsiya-i-tipy-proektov-ispolzuemye-v-dou/



Предварительный просмотр:

Ф.И. ребёнка ____________________________________________

№ протокола_______ Возраст____________

Дата проведения диагностики _____________

Группа ________________________________

Вопросы и задания

Полные ответы детей

Обработка ответов

живое

неживое

Назови, что нарисовано на этих картинках.

Выбери те картинки, где нарисовано живое.

Почему ты решил, что это живое?

Вопросы и задания

Полные ответы детей

Обработка ответов

(внешнее строение животных и растений)

Кто это?

Что это за растение? Как оно называется?

Как ты узнал, что это…?

Расскажи, что ты знаешь о …..?

Вопросы и задания

Полные ответы детей

Обработка ответов

(потребности)

Что нужно птице для жизни?

Что нужно собаке, чтобы она могла жить?

Что нужно растению, чтобы оно чувствовало себя хорошо?

Что нужно человеку, чтобы жить? Почему?



Предварительный просмотр:

Диагностические карты по экологии (средний возраст 4-5 лет)

I раздел «Живое – неживое»:

Карта 1

Цель: выявить, кого и что дети относят к живому и неживому.

Содержание: дидактическая игра «Разложи картинки на живое и неживое».

Пример:

летают самолёт и птица;

ходят робот и человек;

плавают рыба и корабль и т.д.

Вопросы:

«Назови, что нарисовано на этих картинках».

«Выбери те картинки, где нарисовано живое».

«Почему ты решил, что это живое?»

Карта 2

Цель: выявить знания детей об особенностях внешнего строения организмов и функциях конкретного органа.

Содержание: дидактические игры «Назови части тела животных», «Назови части растения», «Назови части тела птиц».

Вопросы:

«Что есть у птиц, человека, зверя, дерева, комнатного растения и т.д.?»

«Зачем?»

Карта 3

Цель: выявить знания детей об основных потребностях живых организмов в тепле, воздухе, пище, месте обитания.

Содержание: дидактическая игра «Дай каждому то, что ему надо для жизни».

Вопрос:

«Что нужно человеку (собаке, кошке, дереву, цветку и т.д.), чтобы жить?»

Карта 4

Цель: выявить знания детей о том, что могут чувствовать отдельные живые организмы.

Содержание: дидактическая игра «Помоги им!»

Вопросы:

«Как чувствует себя девочка (птичка и т.д.)?»

«Почему она (он, оно) оказалось в таком состоянии?»

«Что нужно сделать, чтобы помочь девочке (птичке, дереву и т.д.)?»

Карта 5

Цель: выявить умение детей ценить жизненные проявления каждого индивида природы.

Содержание: дидактическая игра «Найди различия и сходство двух животных, растений, птиц, насекомых».

Вопросы:

«Чем различаются дети, цветы, яблоки, деревья?»

«Чем они похожи?»

II раздел «Внешнее строение животных и растений»:

Карта 1

Цель: выявить знания детей о приспособленности строения и поведения живых организмов к условиям определённой среды.

Содержание: дидактическая игра «Определи место для каждого животного и растения».

Вопросы:

«Люди придумали слово “приспособление”. Что оно означает? Каким словом его можно заменить?»

«Где может жить птица, яблоня, рыба и т.д.?»

«А может ли рыба жить на воздухе?»

«Почему не может?»

Карта 2

Цель: выявить знания детей о приспособленности живых организмов к изменению среды по сезонам.

Содержание: дидактическая игра «Разложи картинки по сезонам».

Вопросы:

«Как приспособился заяц (медведь, человек, дерево и т.д.) жить зимой?»

«Как приспособился человек (волк, лиса, куст) жить летом?»

Карта 3

Цель: выявить знания детей о приспособленности живых организмов к суточным изменениям в природе.

Содержание: дидактическая игра «Разложи картинки по частям суток».

Вопрос:

«Как приспособились звери, птицы, человек, растения и т.д. к разным частям суток (конкретно)?»

III раздел «Потребности»:

Карта 1

Цель: выяснить знания дошкольников о том, кто может иметь детёнышей.

Содержание: беседа на тему «У кого могут быть дети?»

Карта 2

Цель: выявить знания детей о том, как появляются на свет растения, животные, насекомые, птицы.

Содержание: картинки с изображениями взрослых растений и животных, насекомых и птиц.

Вопросы:

«Как появляются новые растения?»

«Как появляются маленькие птенцы?»

«Откуда берутся щенки и котята?»

«Как рождаются маленькие рыбки?»


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...