конспект наблюдения с детьми дошкольного возраста за солнцем
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
прогулка с детьми дошкольного возраста средней группы наблюдение за изменениями в природе в разное время года, наблюдение за птицами в разное время года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятия | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»
Цели: - формировать представления об изменениях в природе(день стал короче, ночь длиннее)
-учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях;
-воспитывать любовь к природе;
Активизация словаря: наступила осень, «бабье лето».
Обогащение словаря: «златоцветник» , «серебряные нити паутины»
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Выйдя на прогулку с детьми задаю детям вопрос «какое время года наступило», а по каким признакам мы определяем что наступила осень? -Молодцы ребята. Я хочу прочитать вам стихотворение про осень. «Миновало лето, Осень наступила. На полях и рощах Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче. Солнышка не видно, Темны –темны ночи» -Кто мне ответит про что стихотворение? -молодцы! А про какие признаки говорится в стихотворении? -очень хорошо ответили , все внимательно слушали и всё правильно ответили. -а давайте посмотрим вокруг действительно ли это так?! Задаю детям загадку -висят на ветке золотые монетки. Молодцы ребята, это действительно загадка про осенние листочки. А почему их называют золотые? Очень хорошо, вы очень наблюдательные и внимательные. А теперь ребята я хочу рассказать вам о приметах. Сентябрь зовут его «запевалой осени» т.к. сентябрь первый месяц осени и «злато-цветником»; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют, и становятся золотистой листва деревьев и кустарников. В начале месяца выдаются ещё тёплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой , на ней сквозят золотыми узорами листья клёнов и берёз. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». Задаю вопросы: -почему сентябрь называют «златоцветником»? -какие дни сентября называют «бабьим летом» -какие знаете признаки «бабьего лета» Молодцы ребята вот мы и узнали и понаблюдали за погодой и признаками сентября. А теперь поможете мне убрать на нашем участке опавшую листву? | Дети отвечают «осень» -листья пожелтели -люди оделись в тёплую одежду -листочки опадают с деревьев Дети отвечают помогаю друг другу -про признаки что наступила осень. -стали дни короче -птички улетели -солнышко не видно Смотрят на солнышко. Отвечают . –да солнышко не видно и не так тепло греет , как летом. Дети смотря на деревья отвечают -листья. -потому что листья поменяли цвет и стали жёлтые. Отвечают на вопросы: -потому что всё желтеет -самые первые дни сентября -летает паутина, ещё тёплые дни С удовольствием соглашаются начинают помогать собирать листву. |
Тема: «Наблюдение за осенним дождём»
Цели: - продолжать формировать представление о сезонных изменениях в природе (небо затянуло облаками , стало пасмурно, пошёл мелкий осенний дождь);
- воспитывать эстетическое чувство восприятия природы.
Активизация словаря: природа становится грустной, небо грустное нахмуренное.
Обогащение словаря: слякоть, дождь моросящий, затяжной. Небо свинцовое.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Выйдя с детьми на прогулку заморосил осенний дождь , прошу детей зайти на веранду, встать полукругом Задаю детям загадку « Без пути и без дорог Ходит самый длинноногий. В тучах прячется во мгле, Только ноги на земле» Молодцы ребята , правильно это дождь. Рассказываю про осенний дождь. - Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний- моросящий. Как начнёт падать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три… Нередко не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть , небо свинцовое , и моросит холодный , нудный дождь. Хорошо , что осень в конце концов пройдёт и настанет зима. Люди в дождь ходят в плащах и сапогах. Бр ! ... Слякотно! Посмотрите даже птицы спрятались , не хотят промочить свои пёрышки. После рассказа задаю детям вопросы: ~ Когда идёт дождь моросящий, затяжной? ~ Как природа реагирует на дождь? ~ Какое настроение дождь вызывает? ~ Что такое лужи? ~Как выглядят облака и небо? Если затрудняются ответить помогаю наводящими вопросами -в дождик можно выйти на улицу побегать, поиграть в песок? -посмотрите какого цвета сейчас у нас облака? Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем в весёлую подвижную игру «разноцветные автомобили» | Заходят на веранду. Встают полукругом. Слушают загадку, отгадывают… «Дождь» Дети стоят полукругом слушают рассказ, смотрят на моросящий дождь. Слушают мои вопросы , стараются ответить. -осенью. -природа становится грустной, птички прячутся. -настроение плохое, скучно в дождик на улице не погуляешь, в песок не поиграешь. - лужи это озёрца маленькие. -небо грустное , нахмуренное, облака чёрные, тяжёлые. Соглашаются поиграть в игру. |
тема: «наблюдение за снегопадом»
цель: -Углублять знания детей о снегопаде, о снежинках, что это вода в твердом состоянии.
- учить различать и характеризовать приметы зимы.
- воспитывать любовь к природе;
Обогащение словаря: снегопад, снежинка, пурга, вьюга.
Активизация словаря:
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Выйдя с детьми на прогулку спрашиваю: Какое сейчас время года? Назовите зимние приметы. Молодцы всё верно ответили. Много снегу . Снег состоит из множества снежинок. При температуре 0 градусов и ниже, вода превращается, высоко в облаках, в крошечные льдинки. Там они увеличиваются и падают на землю. Так образуется снег. Отгадайте загадку: «Две веселые сестрички Дружно за руки взялись Закружились, словно птички, Полетели смело вниз. На сугроб они упали, Покрывалом снежным стали.» Правильно снежинки. Поймайте снежинку и рассмотрите. Она легкая, пушистая, резная. Ледяные тонкие лучи, выходящие из центра снежинки, украшены маленькими иголочками. Форма и размер снежинок зависят от температуры воздуха. В сильные морозы снег становится сыпучим (предложить проверить, скрипит под ногами – это ломаются хрупкие снежинки. Задаю детям вопросы: -какого цвета снежинка? -у кого шубка такого же цвета? -посмотрите какого цвета зимушка-зима? А как вы думаете что произойдёт со снежинкой если она полежит на ладони? Давайте посмотрим! Подсказываю и превратилась в воду. Потому что ладошка у нас тёплая. Подвожу детей к тому что снежинки это вода в твёрдом состоянии. | Отвечают: -зима -много снега, нет листьев на деревьях и кустарниках, холодно. -« Снежинки» Поймав снежинку рассматривают её вместе со мной. Проверяют скрепит ли снег под ногами и слышат что снег скрепит. -Снежинка белого цвета. -у Полины куртка тоже белого цвета, как снежинка. - всё кругом белым бело. Пробуют , держат снежинку на ладони. Отвечают: она растаяла! |
Тема : «Наблюдение за солнцем»
Цель: - дать детям первоначальное представление о форме и размере Солнца, о расстоянии до него и об использовании солнечной энергии.
-формировать знания о том , в каком месте поднимается солнце и где оно заходит.
Предварительная работа: Прежде чем приступить к наблюдениям Солнца, сделать защитные очки и объяснить детям, что без них смотреть на яркое Солнце нельзя и что даже в очках не следует смотреть на Солнце больше 1-2 минут непрерывно.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
– Дети к нам сегодня пришел в гости гном по имени Кнопкин и принес для вас подарок. А теперь слушайте мою команду. Раз – опустите руки! Два – зажмурьте глаза! Три – откройте глаза! - Это не маски. Гном Кнопкин подарил вам солнечные очки. Воспитатель снимает очки с детей, и вот они увидели подарок гнома Кнопкина. (это были два кусочка чёрной плёнки) . - видь это солнечные очки, они сделаны для того, чтобы наблюдать за Солнцем. - Солнце очень яркое, особенно днем, когда оно поднимается высоко. На такое Солнце смотреть незащищёнными глазами нельзя. Это правило вы должны хорошо запомнить и всегда выполнять, чтобы не портить зрения. Даже в солнечных очках нельзя долго смотреть на Солнце. - Ну а теперь первое задание: понаблюдайте за Солнцем, а потом расскажите мне, какое оно. Что же вы заметили, наблюдая за Солнцем? Что вам больше всего запомнилось? - Ну что же, - Солнце действительно круглое. Но кружочек ли это? - А почему ты так думаешь? - Хорошо, - А есть у тебя среди игрушек что-нибудь кругленькое? - Принеси –ка их сюда. (начертить шаблоном несколько разных по размеру кругов и аккуратно вырезать их) . - А теперь сравним эти круги с мячами. Похоже эти предметы друг на друга? - Верно, чем они похожи, чем отличаются? - Про мячик говорят, что он объёмный, а не пузатый, а про круги что они плоские. А вы знаете как называется фигура, которую мы вырезали из картона? - Да. А мяч тоже круг? - Вот именно, мяч – это шар. И Солнце тоже шар. -а как вы думаете где спит солнышко -да , можно сказать и так , Земля крутится и солнышко засыпает. -а греет ли солнышко зимой , так тепло как летом Молодцы ребята! | – Мы ничего не видим! У нас на глазах какие-то чёрные маски! - Какой же это подарок? Что это за очки, в которых ничего не видно. - А зачем они такие черные? - Солнышко круглое, - сказала Даша. - Ну совсем как кружочек, - подтвердил Ваня. - Кружочек, сказал Егор. - Потому что оно совсем – совсем круглое. - Конечно, - ответил Артём. – Мячи, большие и маленькие. - Очень. - Они круглые, но мяч пузатый, а круги- нет. - Круг. - Нет, нет! Мяч хотя и круглый, но не круг. Оно уходит к себе в домик , когда наступает ночь. Нет , зимой солнышко не такое тёплое , ласковое как летом. |
Тема: «Наблюдение за птицами»
Цель: - расширять представление о птицах: узнавать и называть некоторых из них (синица, снегирь.) .
- формировать знания о том, в какое время года нужно подкармливать птиц и чем ;
- вызывать сострадание к птицам, желание кормить их в зимний период.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Обращаю внимание детей на птиц. Предлагаю ответить на вопросы. Что это за птицы? почему птицы прилетают из леса ближе к людям? чем можно кормить птиц? Зачем мы кормим птиц? Предлагаю детям разгадать загадки и показываю картинки с изображением птиц, для их, более лучшего запоминания. Птичка-невеличка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает. (воробей) Серый маленький комочек Чик-чирик! - замерз он очень! Солнце, выгляни скорей, Ждет тебя наш. (воробей) Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (воробей) Кар-кар-кар! - кричит плутовка. Ну и ловкая воровка! Все блестящие вещицы Очень любит эта птица! И она вам всем знакома, Как зовут ее?. (ворона) Подбирает он проворно Кинутые ему зерна И гнездится на карнизе Наш любимый. (голубь) Правильно Лера и эта загадка была про голубя Ты откуда, ты откуда Прилетел к нам, красногрудый? - Облетел я всю Сибирь. - Как зовут тебя?. (снегирь) Хвалю детей. Как много они знают птиц. Вместе вешаем кормушки для птиц, вокруг сада, на ветки деревьев, которые сделаны дома вместе с родителями. Насыпаем корм в кормушки. (хлеб, зерно, пшено). Затем проходим вокруг детского сада, рассматривая, где повесили кормушки и как клюют птицы. При этом проговаривая стишок: Птичка, птичка, вот тебе водичка, Вот тебе крошки на моей ладошке. | Смотрят на птиц , отвечают на вопросы. -синица, снегирь, ворона, воробей -потому что в лесу мало еды. -птиц можно покормить хлебушком, зерном -чтобы птички не погибли, и были здоровы Отгадывают загадки: -воробей. -да это же тоже воробей… выкрикнул Егор -снова воробей -каркает ворона -к нам на карниз всегда прилетает голубь Ответила Лера -снегирь с красной грудкой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей" Весенние познавательные прогулки – наблюдения с детьми дошкольного возраста"
Даже самый рассеянный человек не сможет не заметить весенних изменений в природе и пробуждения ее от зимнего сна. Объектов для наблюдения весной великое множество. Это и пробивающаяся травка на протал...
консультация для родителей «Летние прогулки – наблюдения с детьми дошкольного возраста»
Итак, у природы есть четыре разных характера — четыре времени года. И мы с вами прямо сейчас отправляемся в интереснейшее путешествие в зеленую страну под названием Лето.Насекомые летомНе каждый...
Осенние прогулки – наблюдения с детьми дошкольного возраста.
Осенние прогулки-наблюдения с детьми дошкольного возраста....
Консультация для родителей и педагогов ДОУ на тему :«Организация наблюдений с детьми дошкольного возраста за кормушкой в зимний период во время прогулок».
Наблюдения – это важный источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы, обобщать. Важную ценность имеют повторные, систематические наблюде...
«Летние прогулки – наблюдения с детьми дошкольного возраста»
Итак, у природы есть четыре разных характера — четыре времени года. И мы с вами прямо сейчас отправляемся в интереснейшее путешествие в зеленую страну под названием Лето....
«Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста «Помощники солнца» с использованием педагогической песочницы»
Тема « Помощники солнца»Интегрированное занятие.Задачи:1) Закрепить знания о диких животных; совершенствовать диалог...
Картотека наблюдений с детьми дошкольного возраста
Картотека включает в себя серию наблюдений по экологии для детей дошкольного возраста....