конспект наблюдения с детьми дошкольного возраста за солнцем
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Бадайкина Ирина Сергеевна

прогулка с детьми дошкольного возраста средней группы наблюдение за изменениями в природе в разное время года, наблюдение за птицами в разное время года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятия30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»

Цели: - формировать представления об изменениях  в природе(день стал короче, ночь длиннее)

-учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях;

-воспитывать любовь к природе;

Активизация словаря: наступила осень, «бабье лето».

Обогащение словаря: «златоцветник» , «серебряные нити паутины»

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Выйдя на прогулку с детьми задаю детям вопрос «какое время года наступило», а по каким признакам мы определяем  что наступила осень?

-Молодцы ребята.  Я хочу прочитать вам стихотворение про осень.

«Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче.

Солнышка не видно,

Темны –темны ночи»

-Кто мне ответит  про что стихотворение?

-молодцы! А про какие признаки говорится в стихотворении?

-очень хорошо ответили , все внимательно слушали и всё правильно ответили.

-а давайте посмотрим вокруг действительно ли это так?!

Задаю детям загадку

-висят на ветке золотые монетки.

Молодцы ребята, это действительно загадка про осенние листочки.

А почему их называют золотые?

Очень хорошо, вы очень наблюдательные и внимательные.

А теперь ребята я хочу рассказать вам о приметах.

Сентябрь зовут его «запевалой осени» т.к. сентябрь первый месяц осени и «злато-цветником»; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют, и становятся золотистой листва деревьев и кустарников.

В начале месяца выдаются ещё тёплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой , на ней сквозят золотыми узорами листья клёнов и берёз. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом».

Задаю вопросы:

-почему сентябрь называют «златоцветником»?

-какие дни сентября называют «бабьим летом»

-какие знаете признаки «бабьего лета»

Молодцы ребята вот мы и узнали и понаблюдали за погодой и признаками сентября.

А теперь поможете мне убрать на нашем участке опавшую листву?

Дети отвечают «осень»

-листья пожелтели

-люди оделись в тёплую одежду

-листочки опадают с деревьев

Дети отвечают помогаю друг другу

-про признаки что наступила осень.

-стали дни короче

-птички улетели

-солнышко не видно

Смотрят на солнышко.

Отвечают .

 –да солнышко не видно и не так тепло греет , как летом.

Дети смотря на деревья отвечают

-листья.

-потому что листья поменяли цвет и стали жёлтые.

Отвечают на вопросы:

-потому что всё желтеет

-самые первые дни сентября

-летает паутина, ещё тёплые дни

С удовольствием соглашаются начинают помогать собирать листву.

Тема: «Наблюдение за осенним дождём»

Цели: - продолжать формировать представление о сезонных изменениях в природе (небо затянуло облаками , стало пасмурно, пошёл мелкий осенний дождь);

- воспитывать эстетическое чувство восприятия природы.

Активизация словаря: природа становится грустной, небо грустное нахмуренное.

Обогащение словаря: слякоть, дождь моросящий, затяжной. Небо свинцовое. 

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Выйдя с детьми на прогулку заморосил осенний дождь , прошу детей зайти на веранду, встать полукругом

Задаю детям загадку

« Без пути и без дорог

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле»

Молодцы ребята , правильно это дождь.

Рассказываю про осенний дождь.

- Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний- моросящий. Как начнёт падать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три… Нередко не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть , небо свинцовое , и моросит холодный , нудный дождь. Хорошо , что осень в конце концов пройдёт и настанет зима. Люди в дождь ходят в плащах и сапогах. Бр ! ... Слякотно!  Посмотрите даже птицы спрятались , не хотят промочить свои пёрышки.

После рассказа задаю детям вопросы:

~ Когда идёт дождь моросящий, затяжной?

~ Как природа реагирует на дождь?

~ Какое настроение дождь вызывает?

~ Что такое лужи?

~Как выглядят облака и небо?

Если затрудняются ответить помогаю наводящими вопросами

-в дождик можно выйти на улицу побегать, поиграть в песок?

-посмотрите какого цвета сейчас у нас облака?

Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем в  весёлую подвижную игру  «разноцветные автомобили»

Заходят на веранду. Встают полукругом.

Слушают загадку, отгадывают…

«Дождь»

Дети стоят полукругом слушают рассказ, смотрят на моросящий дождь.

Слушают мои вопросы , стараются ответить.

-осенью.

-природа становится грустной, птички прячутся.

-настроение плохое, скучно в дождик на улице не погуляешь, в песок не поиграешь.

- лужи это озёрца маленькие.

-небо грустное , нахмуренное, облака чёрные, тяжёлые.

Соглашаются поиграть в игру.

тема: «наблюдение за снегопадом»

цель: -Углублять знания детей о снегопаде, о снежинках, что это вода в твердом состоянии.

- учить различать и характеризовать приметы зимы.

- воспитывать любовь к природе;

Обогащение словаря: снегопад, снежинка, пурга, вьюга.

Активизация словаря:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Выйдя с детьми на прогулку спрашиваю:

Какое сейчас время года? Назовите зимние приметы.

Молодцы всё верно ответили.

Много снегу . Снег состоит из множества снежинок. При температуре 0 градусов и ниже, вода превращается, высоко в облаках, в крошечные льдинки. Там они увеличиваются и падают на землю. Так образуется снег. Отгадайте загадку:

«Две веселые сестрички

Дружно за руки взялись

Закружились, словно птички,

Полетели смело вниз.

На сугроб они упали,

Покрывалом снежным стали.»

Правильно снежинки.

Поймайте снежинку и рассмотрите. Она легкая, пушистая, резная. Ледяные тонкие лучи, выходящие из центра снежинки, украшены маленькими иголочками. Форма и размер снежинок зависят от температуры воздуха. В сильные морозы снег становится сыпучим (предложить проверить, скрипит под ногами – это ломаются хрупкие снежинки.

Задаю детям вопросы:

-какого цвета снежинка?

-у кого шубка такого же цвета?

-посмотрите какого цвета зимушка-зима?

А как вы думаете что произойдёт со снежинкой если она полежит на ладони? Давайте посмотрим!

Подсказываю и превратилась в воду.

Потому что ладошка у нас тёплая.

Подвожу детей к тому что снежинки это вода в твёрдом состоянии.

Отвечают:

-зима

-много снега, нет листьев на деревьях и кустарниках, холодно.

-« Снежинки»

Поймав снежинку рассматривают её вместе со мной.

Проверяют скрепит ли снег под ногами и слышат что снег скрепит.

-Снежинка белого цвета.

-у Полины куртка тоже белого цвета, как снежинка.

- всё кругом белым бело.

Пробуют , держат снежинку на ладони.

Отвечают: она растаяла!

Тема : «Наблюдение за солнцем»

Цель: - дать детям первоначальное представление о форме и размере Солнца, о расстоянии до него и об использовании солнечной энергии.

-формировать знания о том , в каком месте поднимается солнце и где оно заходит.

Предварительная работа: Прежде чем приступить к наблюдениям Солнца, сделать защитные очки и объяснить детям, что без них смотреть на яркое Солнце нельзя и что даже в очках не следует смотреть на Солнце больше 1-2 минут непрерывно.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

– Дети к нам сегодня пришел в гости гном по имени Кнопкин и принес для вас подарок. А теперь слушайте мою команду.

Раз – опустите руки!

Два – зажмурьте глаза!

Три – откройте глаза!

- Это не маски. Гном Кнопкин подарил вам солнечные очки. Воспитатель снимает очки с детей, и вот они увидели подарок гнома Кнопкина. (это были два кусочка чёрной плёнки) .

-  видь это солнечные очки, они сделаны для того, чтобы наблюдать за Солнцем.

- Солнце очень яркое, особенно днем, когда оно поднимается высоко. На такое Солнце смотреть незащищёнными глазами нельзя. Это правило вы должны хорошо запомнить и всегда выполнять, чтобы не портить зрения. Даже в солнечных очках нельзя долго смотреть на Солнце.

- Ну а теперь первое задание: понаблюдайте за Солнцем, а потом расскажите мне, какое оно. Что же вы заметили, наблюдая за Солнцем? Что вам больше всего запомнилось?

- Ну что же, - Солнце действительно круглое. Но кружочек ли это?

- А почему ты так думаешь?

- Хорошо, - А есть у тебя среди игрушек что-нибудь кругленькое?

- Принеси –ка их сюда. (начертить шаблоном несколько разных по размеру кругов и аккуратно вырезать их) . - А теперь сравним эти круги с мячами. Похоже эти предметы друг на друга?

- Верно, чем они похожи, чем отличаются?

- Про мячик говорят, что он объёмный, а не пузатый, а про круги что они плоские. А вы знаете как называется фигура, которую мы вырезали из картона?

- Да. А мяч тоже круг?

- Вот именно, мяч – это шар. И Солнце тоже шар.

-а как вы думаете где спит солнышко

-да , можно сказать и так , Земля крутится и солнышко засыпает.

-а греет ли солнышко зимой , так тепло как летом

Молодцы ребята!

– Мы ничего не видим! У нас на глазах какие-то чёрные маски!

- Какой же это подарок? Что это за очки, в которых ничего не видно.

- А зачем они такие черные?

- Солнышко круглое, - сказала Даша.

- Ну совсем как кружочек, - подтвердил Ваня.

- Кружочек, сказал Егор.

- Потому что оно совсем – совсем круглое.

- Конечно, - ответил Артём. – Мячи, большие и маленькие.

- Очень.

- Они круглые, но мяч пузатый, а круги- нет.

- Круг.

- Нет, нет! Мяч хотя и круглый, но не круг.

Оно уходит к себе в домик , когда наступает ночь.

Нет , зимой солнышко не такое тёплое , ласковое как летом.

 

Тема: «Наблюдение за птицами»

Цель: - расширять представление о птицах: узнавать и называть некоторых из них (синица, снегирь.) .

- формировать знания о том, в какое время года нужно подкармливать птиц и чем ;

- вызывать сострадание к птицам, желание кормить их в зимний период.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Обращаю внимание детей на птиц. Предлагаю ответить на вопросы. Что это за птицы?

почему птицы прилетают из леса ближе к людям?

чем можно кормить птиц?

Зачем мы кормим птиц?

Предлагаю детям разгадать загадки и показываю картинки с изображением птиц, для их, более лучшего запоминания.

Птичка-невеличка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (воробей)

Серый маленький комочек

Чик-чирик! - замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей,

Ждет тебя наш. (воробей)

Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это? (воробей)

Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее?. (ворона)

Подбирает он проворно

Кинутые ему зерна

И гнездится на карнизе

Наш любимый. (голубь)

Правильно Лера и эта загадка была про голубя

Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

- Облетел я всю Сибирь.

- Как зовут тебя?. (снегирь)

Хвалю детей. Как много они знают птиц.

Вместе вешаем кормушки для птиц, вокруг сада, на ветки деревьев, которые сделаны дома вместе с родителями. Насыпаем корм в кормушки. (хлеб, зерно, пшено). Затем проходим вокруг детского сада, рассматривая, где повесили кормушки и как клюют птицы. При этом проговаривая стишок:

Птичка, птичка, вот тебе водичка,

Вот тебе крошки на моей ладошке.

Смотрят на птиц , отвечают на вопросы.

-синица, снегирь, ворона, воробей

-потому что в лесу мало еды.

-птиц можно покормить хлебушком, зерном

-чтобы птички не погибли, и были здоровы

Отгадывают загадки:

-воробей.

-да это же тоже воробей… выкрикнул Егор

-снова воробей

-каркает ворона

-к нам на карниз всегда прилетает голубь

Ответила Лера

-снегирь с красной грудкой

Развешивают кормушки вместе со мной, насыпают в них корм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей" Весенние познавательные прогулки – наблюдения с детьми дошкольного возраста"

Даже самый рассеянный человек не сможет не заметить весенних изменений в природе и пробуждения ее от зимнего сна. Объектов для наблюдения весной великое множество. Это и пробивающаяся травка на протал...

консультация для родителей «Летние прогулки – наблюдения с детьми дошкольного возраста»

Итак, у природы есть четыре разных характера — четыре времени года. И мы с вами прямо сейчас отправляемся в интереснейшее путешествие в зеленую страну под названием Лето.Насекомые летомНе каждый...

Осенние прогулки – наблюдения с детьми дошкольного возраста.

Осенние прогулки-наблюдения с детьми дошкольного возраста....

Консультация для родителей и педагогов ДОУ на тему :«Организация наблюдений с детьми дошкольного возраста за кормушкой в зимний период во время прогулок».

Наблюдения – это важный источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы, обобщать. Важную ценность имеют повторные, систематические наблюде...

«Летние прогулки – наблюдения с детьми дошкольного возраста»

Итак, у природы есть четыре разных характера — четыре времени года. И мы с вами прямо сейчас отправляемся в интереснейшее путешествие в зеленую страну под названием Лето....

«Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста «Помощники солнца» с использованием педагогической песочницы»

Тема «            Помощники солнца»Интегрированное занятие.Задачи:1)  Закрепить знания о диких животных; совершенствовать диалог...

Картотека наблюдений с детьми дошкольного возраста

Картотека включает в себя серию наблюдений по экологии для детей дошкольного возраста....