проект "Чудеса на морозе"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Филиппова Наталья Александровна

детский проект по зимнему экспериментированию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimniy.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Искристые капельки» (опытно-экспериментальная деятельность старших  дошкольников).

Расскажи – и я забуду,

 покажи – и я запомню,

 дай попробовать – и я пойму.

 (Китайская пословица)

Актуальность: дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.  3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Ведь в процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Так же, в процессе экспериментирования легко привить детям навыки межличностного общения и сотрудничества: умения договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми.

Одним из природных материалов, с которым дети чаще сталкиваются в повседневной жизни, является вода.  Вода представляется нам доступным и имеющим очень широкое применение объектом эксперимента. Наблюдая за играми детей с водой, а так же во время умывания, закаливающих процедур мы убедились в актуальности выбранной нами темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в живой и неживой природе.

Структура проекта

Тема проекта

Экспериментально - исследовательская  деятельность

Название проекта

Искристые капельки

Автор проекта

Филиппова Н.А. – воспитатель старшей группы д/с «Дельфин»

Тип проекта

Исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой

Цель

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования, расширения и углубления представлений детей о воде, её свойствах, состояниях.

Задачи

Образовательные области

Физическое развитие

Создать условия для разучивания подвижных игр, физминуток по теме “Вода”, закаливания, формирования культурно-гигиенических навыков: привычке мыть руки, умываться.

Социально-коммуникативное

 

  Способствовать развитию у детей навыков совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ, умению согласовывать свои действия, желанию работать сообща. Создать условия для знакомства  детей с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов, правилами безопасного поведения на воде и вблизи водоемов. Создать условия для формирования трудовых навыков в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место.

Познание

Способствовать расширению и углублению представлений детей о воде, её свойствах, состояниях, формированию представлений детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле, развитию логического мышления.

Речевое развитие

Способствовать развитию речи, используя коллективные, описательно-повествовательные и вопросно-ответные формы речевого общения  в ходе обсуждения экспериментов. Создать условия для знакомства детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, закличками, загадками по теме проекта.

Художественно - эстетическое

Создать условия для выполнения индивидуальных, парных и коллективных творческих работ по  теме проекта. Создать условия для знакомства детей со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т.п., разучивания детских песен о дожде, реке, море.

Участники проекта

Дети старшей группы «Непоседы», их родители, воспитатели, специалисты детского сада.

Сроки выполнения

01.10.2015 – 25.12.2015

Материал, оборудование

Дидактический: иллюстрации, аудиозаписи, мультиальбомы, слайд-шоу, интерактивные игры, презентации Power Point, индивидуальные наборы материалов и инструментов для изодеятельности детей, мультфильмы, док. фильмы.

Экспериментальный: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, камешки, вода, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.

Технический: компьютер, проектор.

Форма презентации проекта

Выступление на ГМО

Планируемый результат реализации проекта

Дети имеют более высокий уровень познавательной активности. Имеют  представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Понимают значение символов моделей, умеют их применять в НОД. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.

Срок

Подготовительный этап

1 и 2 неделя октября

  1. Изучить уровень знаний детей о воде и её свойствах.
  2. Составить план работы по реализации проекта
  3. Пополнить уголок экспериментирования материалами и оборудованием.
  4. Разработать картотеку бесед, наблюдений, опытов по теме
  5. Разработать цикл НОД по изодеятельности для создания творческих работ по теме.
  6. Разработать НОД с использованием опытно – экспериментальной деятельности.
  7. Разработать и создать символы, обозначающие свойства и состояния воды.
  8. Создать наглядный материал “Художественное слово о воде”
  9. Организовать выставку детских творческих работ по теме.
  10. Провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
  11. Провести консультирование родителей “Как организовать опыты с водой дома”.

Практический этап

3-5 неделя октября,

 1-2 неделя ноября

"Узнаем, какая вода":

  1. Беседа «Искристые капельки». Свойства воды.

Опыты: «Выявляем свойства воды» (имеет вес, прозрачная, льется, отражает свет),

       «Сломанный карандаш», «Виноград в газировке»,  «Сухие и мокрые листы бумаги».

  1. Сказка «О двух чайниках». Пластичность воды, не имеет формы.

Опыты: «Сообщающиеся сосуды»,  «Нарисованная и настоящая бутылка», «Емкости разной формы».

  1. Беседа о всемирном тяготении «С неба падает вода».

Опыт «Вода льется всегда вниз, через разные отверстия с разной скоростью», «Умывальник из бутылки».

  1. Беседа «Со всеми я дружу». Способность воды растворять сухие и жидкие тела.

Опыты «Растворение в воде гуаши, пищевых, ароматических веществ», «Тонет – плывет», «Вода и масло».

  1. Презентация «Вода вокруг нас».

Опыты «Вода испаряется в тепле, замерзает на холоде, впитывается или нет» (стакан  с водой через сутки), «Где прячется вода в природе (фрукты, овощи, почва)».

  • Заучивание стихотворений: «Вы слыхали о воде?», «Капля с капелькой летела…», отгадывание загадок о воде. Речевые игры: «Какой бывает вода», «Что будет, если…», подвижная игра «Дождик», пальчиковые игры «Рыбки», «Волна». Рисование жидким соленым тестом «Осенняя фантазия», рисование красками по восковым узорам, рисование водой по «Волшебным рисункам». Просмотр  мультфильма «Вода», «Облака» (лет. звери), «Опыты с водой» (фиксисоветы). Составление рекомендаций для родителей по проведению опыта «Бусы из воды».

3-4 неделя ноября

«Полезная вода»:

  1. Просмотр презентации «Значение воды в жизни животных» (пн.)

Просмотр м/ф «Вода и жизнь» (Пин-код)

               Просмотр презентации «Вода и растения» (ср.)

Опыт «Как цветы пьют воду».

  1. Беседа «Значение воды в гигиене и эмоционального состояния  человека»

Опыт «Смываем обычной и мыльной водой», опыт «Красивая вода»

  • Заучивание стихотворений «Кто не умывается», «Если руки наши в ваксе…». Слушание сказок и стихов «Мойдодыр», «Федорино горе», «Девочка чумазая», «Мышка лапки мыла», заучивание потешек «Ай, лады», «Вода текучая», «Кран, откройся!». Заучивание  песни «Буль-буль». Просмотр мультфильма «Мыльная опера» (пин-код).  Составление рекомендаций для родителей по проведению опыта «Гигантский мыльный пузырь». Разучивание танца «Искристые капельки».

1-3 неделя декабря

«Вода в природе»:

  1. Просмотр презентации «Водоемы»

Опыт «Создание водоема»

  1. Круговорот воды в природе

Опыт «3 состояния воды», «Облака в стакане»

  1. Как вода помогает  и вредит человеку (транспорт, цунами, наводнения  и т.д.)

Опыт «Разрушительная сила воды»(на макете)

  • Заучивание песни «Белые кораблики», просмотр м\ф  из цикла «Путешествие с Хрюшей «Круговорот воды в природе», видео «Весеннее половодье», Обитатели водоемов». Составление рекомендаций для родителей по проведению опыта «Фонтан в домашних условиях» (с фотоотчетом). Составление  консультации с практическими советами по увлажнению воздуха в помещении.

Заключительный этап

3 неделя

декабря

  • Оформление мини-музея Воды;
  • Оформление выставки с участием родителей «Как мы проводили опыт дома»;
  • Создание электронного фотоальбома;
  • Создание альбома «Интересные опыты с водой»;
  • Создание видеофильма с фрагментами проведения опытов;
  • Презентация  проекта на ГМО.

Список литературы

  1. Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2-7 лет: метод. Пособие для воспитателей/ Т. И. Гризик. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с. (Радуга).
  2. Коломина Н.В. Занятия в детском саду. Сценарии занятий. – ТЦ Сфера, 2010. – 144 с.
  3. Мирская Е.А.  Моя первая книжка наука, М.: Просвещение, 2010. – 98 с.
  4. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми старшей группы дет.сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения /С.Н.Николаева. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
  5. Соболева О.Л. Большая энциклопедия дошкольника, М.: Омега, 2010, 378 с.
  6. Планирование работы в детском саду с детьми 5-6 лет: метод. рекомендации для воспитателей, М.: Просвещение, 2013. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение на улице для детей старшей группы (с участием родителей). Тема: "Мы мороза не боимся! На морозе - веселимся!"

Спортивное развлечение ,проведенное зимой на площадке, было вдвойне полезней для детей, так как в нем активно участвовали родители воспитанников. Интересные конкурсы позволили и детям ,и их родителям ...

Презентация к занятию в подготовительной группе "Про деда Мороза", "Дед Мороз и его братья"

Во время подготовки к новому году мне хотелось рассказать детям о нашем Российском дедушке Морозе и о том, что в разных странах по - разному называют этого новогоднего волшебника. Может эти презенташк...

Спортивное развлечение на улице для детей старшего дошкольного возраста «Мы мороза не боимся, На морозе – веселимся!»

Спортивное развлечение на улице  для детей старшего дошкольного возраста "Мы мороза не боимся, на морозе веселимся!"...

Спортивное развлечение на воздухе для детей средней группы «ОЙ МОРОЗ , МОРОЗ НЕ ЗАМЕРЗНУТ РУКИ, НОС!»

Провела Зима над нами  Снеговыми рукавами И рассыпала снежинки   На поля и на леса. Мы с горы кататься будем, Мы в снежки сражаться будем, И поэтому нам очень.....

Заучивание потешки "Ты, мороз-мороз-мороз"

Закрепить знания детей о зимних развлечениях, вызвать положительные эмоции....