Конспект познавательного занятия – экспериментирования с элементами развлечения в старшей группе дошкольного отделения «Город волшебства»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Кривошеина Татьяна Валентиновна

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorod_volshebstva.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2001»

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «ЮЖНАЯ РАДУГА»

по адресу: Харьковская ул., д. 3, корп. 5

Конспект познавательного занятия – экспериментирования с элементами развлечения в старшей группе дошкольного отделения «Город волшебства»

Провели воспитатели: Кривошеина Т.В.

Москва 2019

Конспект познавательного развлечения с элементами экспериментирования в детском саду в старшей группе

Цель:
Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое
мышление.
Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде).
Развивающие:
Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Познакомить со свойствами воды, подсолнечного масла.
Воспитательные:
Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации, макет вулкана, колба с молоком.

Практические: физкультминутка, исследование предметов.


Оборудование: набор бумажных цветов, мешочек с крупами, стакан с молоком и подсолнечным маслом, макет вулкана и реактивы (сода, уксус), краски, кисти, бумага.

Ход занятия

Фея: 
- Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в Город волшебства.
А вы знаете, кто творит волшебство?
Ответы детей: волшебники, феи.
Фея: 
- Правильно, ребята. В нашем городе живут только добрые волшебники и феи. Они всегда помогают тем, кому нужна помощь. Я приглашаю вас в путешествие. Начнем мы его с «Сада цветов». Цветы в нем не увядают круглый год. Хозяйка здесь фея цветов. Ее самое любимое место в этом саду - волшебный пруд. Она готова показать нам свое волшебство, но сначала надо отгадать загадки о цветах.
Загадки:
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк
(одуванчик)
Так маленького Васю называют
И те цветы, что в поле собирают (
василёк)
Звоночек синенький висел.
Ни разу в жизни не звенел
(колокольчик)
Золотая шапочка, белая рубашка.
Как зовут цветок?
(ромашка)
На гладком зеркале воды
Я вижу дивные цветы.
Они со дна реки растут.

Их все кувшинками зовут.

- Кувшинки бывают и белые, и желтые и розовые. За то, что вы отгадали все загадки, Фея цветов дарит вам волшебные цветки (детям раздаются бумажные цветы). Ребята, а приходилось ли  вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим подарки Феи в наш волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.

Опыт 1. «Цветок расцвел».
Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы « распускаются».
Фея: 
- Спасибо Фее цветов! Что, ж продолжим путешествие. Ой, что это тут за мешочек. (Раскрывает, в нем смесь манки и гороха (риса). Я знаю, откуда он взялся. Это фея крестная Золушки обронила. Помните, в сказке она помогла Золушке отправиться на бал, и ей не пришлось отделять разные крупы друг от друга. Давайте поможем фее разобрать крупы.


Опыт 2. «Поможем Золушке».
Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы.
Фея: 
- Да работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебством (взмах палочки) и появляется сито. Знаете, что надо делать? (ответы детей). Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы? (
Ответы детей: горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается в тарелку).
Дети просеивают крупу.
Фея: 
- Ребята, молодцы! Крестная фея будет очень рада. Мне кажется, я слышу музыку. Да, это наш волшебник Вальсик снова танцует. Он умеет танцевать самые разные танцы. И скажу вам по секрету, он очень любит молоко.
С детства пьет он молоко,
В нем и сила, и тепло!
Ведь оно волшебное,
Доброе, полезное!
- Ребята, а откуда пришло к нам выражение «молочные реки, кисельные берега»? (ответы детей). Назовите мне животных, которые кормят своих малышей молоком? (ответы детей). А какое молоко называют «парным молоко»? (предположения детей). Есть такое выражение «молоко убежало». Но у молока нет ног, почему так говорят? (ответы детей). Верно, молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты кастрюлю с молоком, то часть молока из неё просто вытечет. - А наше молоко не только умеет « бегать», но еще и «танцует». Танцевать одно молоко не хочет, вот и пригласили масло. (Волшебник демонстрирует бокал с молоком, на поверхности которого налито подсолнечное масло.) Хотите посмотреть их танец?
Дети: Да!
Опыт 3. «Танцующее молоко».
Аспирин в молоке растворяется, выделяя углекислый газ. На границе масла и молока появляются причудливые пузырьки.
Фея: 
- Танец начинается! (Бросает шипучий аспирин.) Ну, что понравился Вам танец молока?
Пора и нам размять свои ножки и станцевать с веселыми насекомыми.

Физкультминутка.
Чок-чок, каблучок! (потопать ногами)
В танце кружится сверчок, (покружиться)
А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке)
Исполняет вальс на скрипке.
Крылья бабочки мелькают, (машем руками как крыльями)
С муравьём она порхает, (покружиться на подскоках)
Под весёлый гопачок (танцевальные движения, как в гопаке)
Лихо пляшет паучок.
Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)
Всё! Устали наши ножки! (сесть или наклониться вперёд, руки свесить вниз)

Фея: 
- Ребята, а вы умеете рисовать?
Это очень просто, дети,
Все нарисовать на свете.
Нам понадобится с вами
Лист бумаги.
Ну и глазки, безусловно.
Ведь они, дружок, помогут
Увидать любой предмет,
Форму рассмотреть и цвет,
Круглый он или квадратный,
Весь шершавый или гладкий,
Он кривой или прямой,
Маленький или большой.
Мы с тобою целый мир
На бумаге создадим:
- Ребята, у Феи рисования всегда все готово для творчества. Есть и бумаги, и кисти, и краски. Пришло время начать рисовать! Рисовать мы будем непростые рисунки, а волшебные. Даже у тех, кто только учиться рисовать получатся замечательные рисунки. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.
Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу красит,
Красит в разные цвета.
Ах, какая красота!

Опыт 4. «Волшебные рисунки».
Дети проводят кистью по бумаге, на которой заранее свечой нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки.
Фея: 
- Какие Вы молодцы, у всех получились замечательные рисунки. Ребята, у Феи рисования даже вода ведет себя необычно. Вода всегда стремится вниз: падает с водопада, устремляется с горы.
Вниз летит воды каскад!
Это, милый, водопад!
Это место, где вода
Вниз торопится всегда.

Опыт 5. «Волшебная вода».
- Давайте посмотрим, как же она поднимается вверх. Фея приготовила для Вас цветные полоски, опустите их в воду. Что происходит? Цветные дорожки поднимаются вслед за водой вверх. Опыт показывает, как происходит процесс впитывания воды твердым телом. На этом волшебство не заканчивается.
Пришла пора заглянуть в гости к волшебнику Громушке - повелителю грозы, воздуха, извержения вулканов. Перенесемся к нему с помощью волшебной палочки, (взмах палочкой).
Вот мы и на месте. О, у него здесь самый настоящий вулкан и разноцветные шары. Это напоминание о детстве, все мы в детстве любим шарики. Да только Громушка так занят, что ему просто некогда их надувать. Но это не беда! Шары сами умеют надуваться. Смотрите!

Опыт 6. «Надувание шарика».
В шар предварительно насыпают соду, в бутылку наливают уксус и надевают шарик на горлышко бутылки. В ходе реакции идет бурное выделение углекислого газа - шар надувается.
Громушка разрешил нам сегодня устроить у него маленькое извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.
Вот вулкан – это гора,
А внутри горы – дыра.
Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала,
Магма лавой побежала,
Не ходи ты, милый там,
Где проснувшийся вулкан.
Опыт «Извержение вулкана»
Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане.
Фея: 
- Вот и потух наш вулкан. Ребята, в нашем городе мы не только показываем волшебство, но и объясняем его.
Оказывается чтобы, надуть шар и «устроить извержение вулкана», достаточно попросить маму показать, как она гасит соду уксусом, когда печет пирог.
Наше путешествие подходит к концу. Пришло время прощаться. На этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательнее посмотреть по сторонам.
Объясните мне немного,
Если знаете ответ.
Почему считает кто-то,
Что чудес на свете нет.
Если семечко живое
Посадить и поливать -
Будет дерево большое,
Надо только подождать!
После дождика возможно,
Вот так чудо из чудес,
Видно радугу - дорожку
Аж до Солнца и небес.
Если очень ждать и верить,
И смотреть во все глаза,
Постучатся в наши двери
Волшебство и чудеса!
До свиданья, ребята. Мы ещё обязательно встретимся в нашем Городе волшебства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия – экспериментирования с элементами развлечения в средней группе дошкольного отделения «Как Карлсон воздух искал»

Авторы разработки: Лейкина Наталья Николаевна, воспитатель МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара, Грибанова Елена Геннадьевна, старший воспитатель МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара.Цель: познакомить детей со свойствами в...

Конспект интегрированного занятия с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе "Зимующие птицы"

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Зимующие птицы"...

Конспект познавательного занятия интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Волшебный апельсин»

Цель:расширение представлений о фрукте через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект интегрированного занятия с использованием элементов ТРИЗ для старшей группы «В гостях у бабушки в деревне»

Конспект интегрированного занятия с использованием элементов ТРИЗ для старшей группы «В гостях у бабушки в деревне»...

Конспект музыкального занятия "Весна" с элементами логоритмики в старшей группе

Ожидаемый результат: В итоге – у детей повышается уровень мелкой и крупной моторики, координации движений. Закрепляются навыки общения (умение устанавливать зрительный, эмоциональный, рече...

Конспект познавательного занятия "Путешествие в осенний лес" в старшей группе

Развивать и систематизировать знания детей об осенних явлениях природы...