ООД по региональному компоненту в старшей группе «Мультяшки» «Газета о Байкале»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мазулёва Наталья Анатольевна

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

изготовление познавательной газеты о флоре и фауне Байкала

Скачать:


Предварительный просмотр:

ООД по региональному компоненту в старшей группе «Мультяшки»

«Газета о Байкале»

Цель: Формировать знания об озере Байкал.

Задачи:

Закрепить представления детей о самом глубоководном, пресноводном-" священном море", воспетом в народных песнях и легендах.

 Обобщать знания о животном и растительном мире озера и сибирского края. Продолжать воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе. Развивать устную речь детей, пополнять словарный запас.
Оборудование: ватман для газеты, иллюстрации животных и растений, рисунки детей, клей, ножницы, фломастеры, аудиозаписи.
Предварительная работа: Чтение энциклопедий, легенд, просмотр презентаций, фотографий, лепка животных и рыб, рисование природы Байкала.

Ход:

Приветствие детей.

(Дети сидят на стульчиках)
Воспитатель:

Ребята, к нам в детский сад за помощью обратились журналисты газеты "Бурятия".

Они просят помочь выпустить газету, где будет поучительная информация о фауне и флоры Байкала.

Ну что поможем, ребята?  Прежде чем наша газета будет готова, нам придется потрудиться.

Во-первых, нужен редакционный коллектив: журналисты, художники, фотограф, редактор. Напомните мне, пожалуйста, чем занимается редактор, художник, журналист? (ответы детей).

Прежде чем начать собирать материал про Байкал, нам нужно найти его на глобусе.

-Где находится озеро Байкал? В Бурятии.

-В какой стране находится Бурятия? В России.

-Найдите на глобусе озеро Байкал.

-Что означает слово «Байкал»? (Богатое озеро)

-Ребята, а вы знали, что озеро Байкал самое глубокое озеро в мире? (его глубина 1642м.)

-А как вы думаете, почему вода в озере холодная? (потому что озеро глубокое и вода полностью не прогревается. Однако, несмотря на это в озере обитает более 1000 видов разнообразных животных и растений, которые приспособились к жизни в холодной воде. Их так и называют – холодолюбивые).

-Можно ли пить воду из Байкала? Почему? (ответы детей)

Предлагаю Вашему вниманию презентацию Флора и фауна озера Байкал.

Сейчас я отдам флешку со снимками, пока нам их распечатывают, мы немного отдохнём.

Физкультминутка

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То согнуться, разогнуться.

То зароются в песке.

Приседали столько раз

Сколько рыбок здесь у нас

Сколько чаек здесь у нас

Столько мы подпрыгнем раз.

(дети выполняют движения, согласно тексту).

Я предлагаю выпустить газету на четырех страницах.

Нам нужно разделиться по группам.

Первая страница-главная, на ней располагается название газеты и что-то самое важное. (Приклеивают название газеты, приклеивают карту Бурятии и озеро Байкал.)

Вторая страница – животные

Третья страница- растения,

Четвертая страница – рыбы.

(Дети вырезают фотографии и приклеивают на страницы газеты)


Ребята, чтобы наша газета получилась интересней, давайте придумаем веселую колонку и предложим нашим читателям немного поиграть.


Я придумала, давайте назовем нашу рубрику
"Четвертый лишний".

Я вам называю четыре слова, а вы должны назвать одно лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее;\
- подберезовик, подосиновик, рыжик, мухомор.

-кукушка, снегирь, ласточка, утка.
-береза, ива, сосна, рябина.
-омуль, голомянка, акула, осетр.
-волк, лиса, заяц, лягушка.
-вода, песок, камень, дерево.


-Знаете, ребята,  читатели очень любят всякие сказки, легенды, сказания, а вы знаете какие - нибудь легенды о Байкале .
(ребёнок рассказывает легенду)
Воспитатель :Давайте вспомним одну легенду и оформим рубрику вашими рисунками.


Воспитатель: Ребята, все журналисты должны быть умные и сообразительные и знать ответы на самые разные вопросы. Давайте встанем в одну линию - это старт. Каждый правильный ответ- байкальский камушек на память. Итак, мы начинаем.
Вопросы:
1. Что такое Байкал (Озеро море океан) .
2. Что такое Баклан (Птица, гора, ветер) .
3. Какое самое крупное животное на Байкале? (белый медведь, нерпа, морж)
4. Сколько лет Байкалу (Миллион, тысяча, 25 миллионов) .
5. Зачем нужны заповедники (чтобы сохранять растения, животных, для отдыха людей, для удобства охоты) .
6. Кто такой соболь? (Растения, рыба, животные) .
7. Какая река вытекает из Байкала (Сарма, Селенга, Ангара) .
8. Что любит есть нерпа (бычков, голомянку, мойву) .
9. Какая рыба великан живет в Байкале (щука, карась, осетр) .
10. Чем дышат рыбы? (Легкими, жабрами, плавниками) .
11. Какая из байкальских рыб рождает живых мальков (бычок, омуль, голомянка) .


Давайте мы поместим эту игру в газету, чтобы наши читатели проверили свои знания о Байкале.

Воспитатель: Ребята, что мы можем сделать, чтобы природа  Байкала всегда радовала нас своей красотой? (ответы детей)

Давайте поместим на страничке нашей газеты знаки, запрещающие такое поведения в природе.

Вот и готова наша газета о Байкале, передадим её нашим коллегам.

Легенда о Байкале

В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна. Хотите знать, почему так происходит? В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днём светила светлее неба, ночью темна темнее тучи. Шаловлива и капризна была красавица Ангара. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман камнем

"Четвертый лишний".

Из  четырёх слов, нужно назвать одно лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее;


- подберезовик, подосиновик, рыжик, мухомор.

РЕКЛАМА

-кукушка, снегирь, ласточка, утка.


-береза, ива, сосна, рябина.


-омуль, голомянка, акула, осетр.


-волк, лиса, заяц, лягушка.


-вода, песок, камень, дерево.

Рубрика «Знайка»
1. Что такое Байкал (Озеро, море, океан)
2. Кто Баклан? (Птица, гора, ветер) .
3. Какое самое крупное животное на Байкале? (белый медведь, нерпа, морж)
4. Сколько лет Байкалу (Миллион, 25 миллионов) .
5. Зачем нужны заповедники (чтобы сохранять растения, животных, для отдыха людей, для удобства охоты) .
6. Кто такой соболь? (Растение, рыба, животное) .
7. Какая река вытекает из Байкала (Сарма, Селенга, Ангара) .
8. Что любит есть нерпа (бычков, голомянку, мойву) .
9. Какая рыба великан живет в Байкале (щука, карась, осетр) .
10. Чем дышат рыбы? (Легкими, жабрами, плавниками) .

11. Какая из байкальских рыб рождает живых мальков (бычок, омуль, голомянка) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по использованию национально – регионального компонента в старшей группе (рус.)

Перспективный план работы по использованию национально – регионального компонента в старшей группе (рус.)...

Конспект комплексного занятия по региональному компоненту в старшей группе "Знакомство с топшууром"

Комплексное занятие для детей старшей группы, цель которого - знакомство с алтайским народным струнным инструментом "топшуур", воспитание интереса к культуре алтайского народа и его традициям...

Перспективное планирование по математике по программе "Развитие" с внедрением национально-регионального компонента в старшей группе

В работе дается перспективное планирование на весь учебный год с подробными конспектами занятий. Может, кому-то пригодится....

Физкультурный досуг с региональным компонентом для старшей группы " В гостях у Лопшо Педунь"

Физкультурный досуг с региональным компонентом для старшей группы. К детям приходит удмуртский национальный персонаж Лопшо Педунь. Проводит с ними игры и соревнования. Проверяет насколько хорошо они з...

Реализация регионального компонента в старших группах.

Перспективный план по реализации регионального компонента в старшей (подготовительной) группе д/с на примере Ставропольского края. ...

Перспективный план по региональному компоненту в старшей группе

Этот материал можно использовать для планирования образовательной деятельности в старшей группе...

Конспект открытой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с внедрением регионального компонента в старшей группе. Тема: «Моя малая Родина – поселок Иноземцево».

Конспект открытой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с внедрением регионального компонента в старшей группе. Тема: «Моя малая Родина – посел...