Проект "Вода и песок"
проект по окружающему миру

Конобевцева Юлия Валерьевна
Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Детям в раннем возрасте свойственна ориентация на познание окружающего мира.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Самарской области

средняя общеобразовательная школа №6 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы

дошкольного образования – «Детский сад»

Проект

для детей раннего возраста                                                                                                          

«Вода и песок»

                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

подготовила

воспитатель

Конобевцева Юлия Валерьевна

Сызрань

2020 год

Цель проекта:  

формировать знания о свойствах воды и песка посредством экспериментирования, уметь экспериментировать с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов.

Образовательные области:

Познавательное развитие, Речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • закреплять понимание слов, обозначающих различные величины предметов, их цвет, форму в ходе подбора деталей по указанным качествам;
  • формировать наглядно-действенное мышление;
  • развивать практическое экспериментирование.

Речевое развитие:

  • побуждать активно включаться в общение всеми доступными (неречевыми и речевыми) средствами, откликаться на вопросы и предложения взрослого, инициативно высказываться;
  • подводить к вне ситуативному диалогу со взрослым (о том, что сейчас находится в поле зрения);
  • обогащать словарь глаголами, побуждая соотносить словесное обозначение действий с собственными движениями и действиями игрушек;

Социально – коммуникативное развитие:

  • развивать и поддерживать потребность ребёнка в общении и сотрудничестве со взрослым по поводу предметов, игрушек, действий с ними, стремление слушать и слышать взрослого, выполнять его просьбы;
  • помогать вступать в контакт со сверстниками, побуждать играть рядом и вместе друг с другом, создавать условия для совместной с воспитателем и сверстниками деятельности;
  • обогащать реальный жизненный (бытовой) опыт;

Художественно – эстетическое развитие:

  • поддерживать желание сотворчества со взрослыми, использовать игровые приёмы, помогающие вызвать эмоциональный отклик на создаваемый образ;
  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие детского творчества;

Физическое развитие:

  • способствовать формированию естественных видов движений (ходьба, ползание, лазанье, попытки бега и подпрыгивания вверх и др.);
  • развивать основные движения в играх, упражнениях и самостоятельной двигательной деятельности;
  • умеренно стимулировать развитие физических качеств (гибкости, быстроты, силы).

Актуальность проекта:

 Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Детям в раннем возрасте свойственна ориентация на познание окружающего мира.

         Знакомясь с окружающим миром, дети стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования

       Восприятие мира ребенком на втором году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.

         Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает большие возможности для познавательной деятельности.

         Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующую формированию у него обследовательских действий.

   Знакомя детей с водой, педагоги предлагают исследовать свойства воды (вес, прозрачность, текучесть, отсутствие запаха, способность растворять некоторые вещества ит. д.). Знакомство с песком предполагает исследование свойств сухого песка (сыпучесть) и влажного песка (можно формовать фигурки).

       Игры с водой и песком открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка.

         Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны. Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.

Проблема: Проблема состояла в том, что дети неумело пользовались совочком, формочками. Хотелось познакомить детей со свойствами песка, сформировать умение наблюдать и экспериментировать с предметами, проявлять устойчивый интерес к деятельности.

Тип проекта: исследовательски -игровой.

Сроки реализации: среднесрочный (июнь-июль)

Участники проекта: дети группы раннего возраста, родители, воспитатель.

Предполагаемый результат:

  • Владение элементарными навыками продуктивной деятельности;
  • Действия с предметами, разнообразные способы их использования;
  • Получение удовольствия от совместной деятельности со взрослыми;
  • Получение положительных эмоций;
  • Интерес к художественной литературе

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

  1. Организация подготовительной работы для реализации проекта.
  2. Обсуждение целей и задач проекта.
  3. Составление плана работы.

2 этап – основной:

  1. Чтение художественной литературы. Развивать внимание, интерес к чтению книг и рассматриванию иллюстраций.
  2. Познавательно-исследовательская деятельность. Формировать знания детей о свойствах воды.
  3. Рассматривание картин и иллюстраций на тему «Вода в природе». Рассматривание картин с изображением песка, пустыни. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека; уточнить представления детей о свойствах песка.
  4. Подвижные игры. Развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу.
  5. Изобразительная деятельность. Формировать умения детей передавать в рисунке образ воды (на листе бумаги, проводить прямые линии (волнистые).

3 этап – завершающий:

  1. Подведение итогов проведённой работы.
  2. Итоговая фотовыставка: «Этот волшебный песок»

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Песочная терапия»

Консультация для родителей «Игры с песком и водой»

Консультация для родителей «Проведем лето с пользой»

Образовательная

область

Форма работы

Цель

Сроки проведения

1

Познавательное развитие

Рассматривание картинок «Вода в природе», рассматривание картин с изображением песка и пустыни

Дидактические игры

Познавательно-исследовательская деятельность

Беседа на тему «Для чего нужна вода?»

Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

уточнить представления детей о свойствах песка.

 

«Удержи песок в ладошках», «Чья горка больше?», «Наполни баночку» Развивать интерес к играм с песком; формировать знания о свойствах песка.

«Разноцветная вода»

Формировать знания детей о свойствах воды; развивать умения работать с водой; воспитывать бережное отношение к воде.

Рассказать о значении воды в нашей жизни; показать, где и в каком виде существует вода.

Июнь

Июнь

2

Речевое развитие

Беседа по сюжетной картинке «Дети играют в песочнице»

Чтение художественной литературы

Формировать навык детей рассматривать картинку, называть действия персонажей, окружающие предметы, их цвет, характеризовать взаимоотношения между персонажами; уточнить представления детей о свойствах песка; учить слушать рассказ воспитателя, составленный по картине

Познакомить детей со сказкой

«Мойдодыр». Развивать внимание, интерес к чтению книг и рассматриванию иллюстраций.

Учить детей заканчивать и повторять фразы из знакомой сказки.

Июнь

Июнь

3

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика

Подвижные игры

 «Рыбка плавает в водице», «Водичка, водичка умой мое личико…». Развивать моторику пальцев рук.

«Солнышко и дождик», «Через ручеек». Уметь быстро реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Июль

4

Художественно – эстетическое развитие

Изобразительная деятельность НОД

Игра-эксперимент

Прослушивание аудиозаписи

«Вода-волшебница»

формировать умения детей передавать в рисунке образ воды (на листе бумаги, проводить прямые линии (волнистые).

 

«Рисуем палочкой на песке»

расширить представление детей о природном материале (песок, его свойствах и пользе для людей; способствовать формированию интереса к рисованию на песке, воспитанию бережного отношения к природе.

«Звуки воды в природе» Приобщить детей к прекрасному миру музыки.

Июль

5

Социально – коммуникативное развитие

Оформление папки - передвижки, консультации для родителей.

Продолжать формировать доброжелательные отношения между родителями и детьми.

Июнь- Июль

заключительный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Перспективный план кружка "Чудесный песок"

В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и  получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...

Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»

Познакомить со способом изготовления  и внедрить использование кинетического песка в свою практику....

Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.

 Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...

Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....

Экспериментальная деятельность «Песок. Сухой и влажный песок. Их свойства»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229583","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"

Мастер-класс для педагогов и родителей...