«Юный исследователь» Возраст обучающихся: 6-7 года Срок реализации: 1 год
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)

Сидельцева Виктория Александровна

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Направленность программы

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь» имеет  познавательно-исследовательскую деятельность.  

Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Одним из основных направлений развития ребёнка, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности

Знания, полученные в результате собственного исследовательского
поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой
информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой
тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован.
В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый
отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они
чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагает возможные решения;
  •  проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатом проверки;
  • применяет выводы к новым данным;

  • делает обобщения.

Актуальность программы

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

      Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

    Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Отличительные особенности программы

          Сроки реализации программы

Продолжительность реализации программы – 1 год.

          Режим работы

Программа реализуется на занятиях кружка «Юный исследователь». Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий с детьми 6 – 7 лет 30 минут.

          Наполняемость группы.

В кружке занимаются все воспитанники группы – 20 человек.

Занятия проводятся по подгруппам по 10 детей

Адресат программы

Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 6-7 лет.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 1 года.

На полное освоение программы требуется 42 часа.

Формы обучения Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Набор детей в объединение – свободный.

Программа объединения предусматривает подгрупповые формы работы с детьми. Состав подгрупп по 10 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 42 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Педагогическая целесообразность

Программа «Юный исследователь» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом знаний по организации исследовательской деятельности.

Экспериментирование осуществляется в познавательной и продуктивной формах.

 К познавательной форме экспериментирования относятся фронтальные занятия, наблюдения в природе, рассматривание альбомов и фотографий, чтение познавательной литературы, тематические и ситуативные беседы, целевые прогулки, экскурсии.

 К продуктивной форме относятся совместная деятельность воспитателя с ребенком, самостоятельная деятельность детей, трудовая деятельность, опыты, игры эксперименты, развлечения, КВН.

  В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:

Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);

Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).

        Состав группы одновременно работающих детей может меняться.

Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей). Все участники кружковой деятельности имеют свои личные журналы юного исследователя, где собирают зарисовки своей опытно-экспериментальной деятельности и фиксируют результат эксперимента.

Практическая значимость.

- овладение исследовательскими умениями и навыками;

- повышение уровня речевого развития (обогащение словарного запаса, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, овладение умением задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, овладение умением строить доказательную речь);

- повышение уровня математических представлений (овладение умениями и навыками в работе со схемами и моделями, усвоение представлений о таких величинах как длина, масса);

- усвоение требований по технике безопасности при проведении физических экспериментов;

- усвоение научных основ взаимодействия человека и неживой природы;

- формирование ценностного отношения к окружающему миру;

- формирование основ экологической культуры.

Цель: Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Задачи:

1 Обучающие:

- Учить видеть и выделять проблему эксперимента;

- Учить принимать и ставить перед собой цель эксперимента;

- Учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

2 Воспитывающие:

- Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире;

- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с - элементарными знаниями из различных областей наук;

- Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности;

3 Развивающие:

- Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при     проведении игр-экспериментов.

- Развитие мыслительный способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение)

- Социально-личностное развитие каждого ребенка – развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих детей.

- Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность;

Принципы отбора содержания:

- принцип единства развития, обучения и воспитания;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

- принцип взаимодействия и сотрудничества;

- принцип комплексного подхода.

 

 

 

 

 

Основные формы и методы

Основные направления работы

Способы и формы их реализации

Создание предметно-развивающей среды

  • Создание уголка экспериментирования;
  • Создание полочки «умных книг» для детей и взрослых.

Формирование у старших дошкольников навыков экспериментальной деятельности

  • Обучение старших дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности на занятиях, в режимных моментах, в продуктивной и самостоятельной деятельности.

Взаимодействие с семьей

  • Ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности (консультации, папки-передвижки, информационные стенды, родительские собрания, мастер-класс).

 

Каждое занятие содержит практическую часть. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса, обогащение речевого общения, видение предметов и явлений.

Каждое занятие условно разбивается на 4 частей, которые составляют в комплексе целостное занятие:

1 часть – практическая работа учащихся. Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;

2 часть -  опыты, эксперименты и фокусы для детей. В ходе познаний дети высказывают свои предложения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения, благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.

3 часть – физкультминутка для активного и здорового отдыха, комплекс физических упражнений, а также тематические, физминутки с подобранным текстом способствующие повышению интереса к занятию.

4 часть– посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов.

Планируемые результаты освоения программы

• Устойчивый интерес к познанию нового;

• формирование опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

• расширить представление детей о физических свойствах окружающего мира;

• применять разные способы детского экспериментирования.

 

Ожидаемые результаты

По окончании 1 года обучения дети знают:

• активно познавать окружающий мир;

• действовать согласно алгоритма познания;

• ставить новые вопросы и искать самостоятельно на них ответы;

• доказательно объяснять полученный результат.  

• формировать предпосылки учебной деятельности;

 По окончании 1 года обучения дети умеют:

•        самостоятельно выполнять всю работу, объясняет связь фактов, поясняют ход деятельности, аргументируют свои суждения, устанавливает причинно-следственные связи;

•        работать парами, осуществлять попеременно функции контролера и бригадира,

•        делают опыты по схеме, выдвигает гипотезы, предположения.

 

Механизм оценивания образовательных результатов.

Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:

 

Уровни

Отношение к эксперимен-тальной деятельности

 

Целеполагание

 

Планирование

 

Реализация

 

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении  проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствам

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут или нет  результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес.

Не видит проблему  самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других

Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает  их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов.

Не может сформулировать выводы самостоятельно только  по наводящим вопросам.

 

 Показатели овладения детьми старшего дошкольного возраста познавательной деятельностью с использованием схематизации

 

Высокий уровень.

  1. Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.
  2. Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…).
  3. Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.
  4. Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…).
  5. Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.
  6. Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения.

 

Средний уровень.

  1. Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем.
  2. При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
  3. Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы.
  4. При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
  5. С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
  6. Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.
  7. Может зарисовать свои наблюдения.

 

Низкий уровень.

  1. Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем.
  2. При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
  3. Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью взрослого.
  4. При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
  5. Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
  6. Делает простейщие опыты по предложенной схеме  при помощи взрослого.
  7. Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого.

Формы проведения итогов реализации программы

  • Открытые занятия по экспериментированию на базе ДОУ;
  • Разработка проекта «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»;
  • Участие в конкурсах детских исследовательских проектов.

 

 

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы

 

Дидактический материал занятий

     Основное оборудование:

  • приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.);
  • разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
  • разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
  • технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);
  •  разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
  • медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
  • прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Дополнительное оборудование:

  • специальную одежду (халаты, фартуки, защитные очки);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы проведения эксперимента;
  • индивидуальные дневники экспериментов;

правила работы с материалом

Реализация данной программы является конечным результатом, а также ступенью для перехода на другой уровень сложности.

Таким образом, образовательная программа рассчитана на создание образовательного маршрута каждого обучающегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план

1 год обучения

 

 

п/п

Раздел программы

Теория

Практика

Всего

I

Неживая природа

0

13

13

II

Свойства материалов

0

13

13

III

Живая природа

0

13

13

Всего

0

42

42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

 

Год реализации программы

 

Начало учебного года

 

Окончание учебного года

 

Всего учебных недель

 

Каникулярный период

 

1 год

 

02.09.2019г.

 

 

31.05.2020г.

 

42 недель

 

01-08 января 2020г.

     

 

 

 

 

 

Выходные и праздничные дни: 5-ти дневная рабочая неделя

(длинные выходные)

Праздничные дни:

Начало/конец

Дней

2019г

 

 

4 ноября – День народного единства

2-4 ноября

3

2020г.

 

 

1- 8 января -  Новогодние каникулы

1-8 января

8

23 февраля - День защитника Отечества

22-24 февраля

3

8 марта - Международный женский день

7-9 марта

3

1 мая - Праздник Весны и Труда

1-4 мая

4

9 мая - День Победы

9-12 мая

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

1 год обучения

 

№ п/п

Перечень разделов, тем

Общее количество учебных часов

В том числе

Теория

Практика

 

Раздел

Неживая природа (12 часов)

1

«День шуток и фокусов»

1

0

1

2

«Экскурсия в осенний парк»

1

0

1

3

«Радуга»

1

0

1

4

«Роль воды в природе и жизни человека»

1

0

1

5

«Свойства воздуха»

1

0

1

6

«Откуда берется звук»

1

0

1

7

«Хозяйка медной горы»

1

0

1

8

«Съедобные кристаллы».

1

0

1

9

«День геолога»

1

0

1

10

«В гостях у Снежной Королевы».

1

0

1

11

«Путешествие с облаками»

1

0

1

12

«Путешествие в царство Нептуна»

1

0

1

Раздел

Свойства материалов (12 часов)

13

«Знакомство со свойствами дерева и металла»

1

0

1

14

«Удивительный мир мыльных пузырей»

1

0

1

15

«Песок его свойства и применения»

1

0

1

16

«Волшебный камень магнит».

1

0

1

17

«Бумажная страна».

1

0

1

18

«Свойства воздух»

1

0

1

19

«Ткань, её качества и свойства»

1

0

1

20

«Глина её качества и свойства»

1

0

1

21

«Звон стекла»

1

0

1

22

«В гостях у профессора Почемучкина»

1

0

1

23

«Измерение длины и массы»

1

0

1

24

«Планета Земля и планеты Солнечной системы».

1

0

1

Раздел

Живая природа (12 часов)

25

«Красная книга»

1

0

1

26

«Как животные приспособились к зиме»

1

0

1

27

«Знакомство с комнатными растениями»

1

0

1

28

«От семени до семени»

1

0

1

29

«Слушай во все уши»

1

0

1

30

«Посадили мы лучок»

1

0

1

31

«На поиски пропавшего клада»

1

0

1

32

«Почва»

1

0

1

33

«Дары природы»

1

0

1

34

«Наша Родина Россия»

1

0

1

35

«Откуда хлеб пришёл»

1

0

1

36

«Экскурсия в весенний парк»

1

0

1

Итого часов

36

0

36

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

1 год обучения

Занятие №1.

Тема: «День шуток и фокусов».

Цель: Продолжать стимулировать развитие любознательности детей, их желание наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире, активировать мыслительные процессы, речевую деятельность.

 

Занятие №2.

Тема: «Экскурсия в осенний парк»

Цель: Формировать у детей представления о состоянии растений осенью. Дать знания о плодах и семенах деревьев. Кустарников, травянистых растений. Дать знания о способах  распространения семян. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе.

 

 

Занятие №3.

Тема: «Радуга».

Цель: Развивать познавательную активность, совершенствовать двигательные умения, умения делать выводы, умозаключения, формировать навыки экспериментальной деятельности, закреплять умения и навыки работы с различными материалами.

 

Занятие №4

Тема: «Роль воды в природе и жизни человека».

Цель: Сформировать представление о некоторых свойствах воды прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, закрепить знания детей о разных состояниях воды и природных явлениях.

 

Занятие №5

Тема: «Свойства воздуха»

Цель: Познакомить детей с домашними птицами, и внешним видом, образом жизни. Способствовать развитию интереса к книгам, умению отвечать на вопросы по картинкам.

 

Занятие №6

Тема: «Откуда берется звук»

Цель: Познакомить детей с принципами образования и улавливания звука, развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к звучащему миру. Закрепить навыки словообразования, употребления притяжательных прилагательных, существительных в единственном и множественном числе.

 

Занятие №7

Тема: «Хозяйка медной горы».

Цель: Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Познакомить со свойствами камней

 

Занятие №8

Тема: «Съедобные кристаллы».

Цель: Дать детям знания о происхождении соли, о познакомить со свойствами соли и её значении для человека. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с солью. Воспитывать любознательность и интерес к любознательной деятельности.

 

Занятие №9

Тема: «День геолога».

Цель: познакомить детей со свойствами камня и мела. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, назвать их свойства и особенности. Развивать их сенсорные ощущения, умения пользоваться приборами при проведении опытов и экспериментов

 

Занятие №10

Тема: «В гостях у Снежной Королевы».

Цель: Поддерживать у детей желание экспериментировать. Активизировать познавательную деятельность детей. Учить делать простые умозаключения. Познакомить детей с некоторыми свойствами льда. Формировать умения заниматься экспериментальной деятельностью. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

 

Занятие №11

Тема: «Путешествие с облаками».

Цель: формировать умение видеть и описывать небо в разную погоду,

представление о том, что облака – это взвешенные в атмосфере продукты

конденсации водяного пара; учить выделять разную форму облаков, по облакам определять, какая будет погода (перистые и кучевые облака к хорошей погоде; дождевые – к дождю; сгущение темных облаков в тучи – к грозе);

 

Занятие №12

Тема: «Путешествие в царство Нептуна»

Цель: знакомить детей с историей возникновения праздника Нептуна;

формировать интерес к здоровому образу жизни; воспитывать настойчивость в достижении результата; вызывать интерес к использованию нетрадиционных изобразительных техник; закреплять знания о море и его обитателях.

 

Занятие №13

Тема: «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Цель: Уточнить знания детей о свойствах дерева и металла, с которыми они познакомились в средней группе. Познакомить их с новыми свойствами (дерево горит, а металл не горит). Познакомить детей с тем, как свойства металла и дерева люди используют при изготовлении разных предметов из них.

 

Занятие №14

Тема: «Мыло-фокусник».

Цель: Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри и пена.

Познакомить детей со свойствами мыльных пузырей. Развивать у детей навык практического экспериментирования. Формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов .

 

Занятие №15

Тема: «Песок его свойства и применения»

Цель: Развивать познавательную активность, совершенствовать двигательные умения, умения делать выводы, умозаключения, формировать навыки экспериментальной деятельности, закреплять умения и навыки работы с различными материалами.

 

Занятие №16

Тема: «Волшебный камень магнит».

Цель: Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со свойствами и классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита. Формирование словаря (магнетизм, полюса, магнетит).

 

Занятие №17

Тема: «Бумажная страна».

Цель: Формировать знания детей о бумаге, разных её видах, качествах и свойствах бумаги, истории её создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и её значением.

 

Занятие №18

Тема: «Свойства воздуха».

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха ( невидим, не имеет запаха, передвигается, занимает место, лёгкий..) и его значением для всего живого.

 

Занятие №19

Тема: «Ткань, её качества и свойства».

Цель: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

 

Занятие №20

Тема: «Глина её качества и свойства».

Цель: Развивать изобразительные умения, учиться преобразовывать предметы, используя новые детали, изменяя цвет, величину, стремление преобразовыванию.

 

Занятие №21

Тема: «Звон стекла»

Цель: формировать умение устанавливать причины следственной связи на основе опытов; развивать познавательный интерес к предметному миру; развивать желание детей проводить опытно - экспериментальную деятельность с предметами из стекла; формировать умение соблюдать меры безопасности.

 

Занятие №22

Тема: «В гостях у профессора Почемучкина»

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; развивать навыки проведения опытов; - расширять и активизировать словарь детей;  поощрять выдвижение гипотез;  развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;  воспитывать аккуратность при работе с водой

 

Занятие №23

Тема: «Измерение длины и массы».

Цель: Развивать представления о человеке как биологическом существе; формировать представление о том, что человек часть природы. Совершенствовать речь детей; пополнять словарный запас новыми словами, терминами. Развивать представление о способах и единицах измерений длины и массы, необходимых инструментах. Формировать представление детей о мерки, как способе измерения.

 

Занятие №24

Тема: «Планета Земля и планеты Солнечной системы».

Цель: Закрепить знания детей о солнечной системе, о порядке расположения планет относительно Солнца, их величине. Закрепить знания детей о том, кто первым полетел в космос. Развивать творческое воображение и мышление.

 

Занятие №25

Тема: «Красная книга».

Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться ее богатствами..

 

Занятие №26

Тема: «Как животные приспособились к зиме».

Цель: Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям. Воспитывать желание, стремление помогать птицам, зверям зимой.

 

Занятие №27

Тема: «Знакомство с комнатными растениями».

Цель: Способствовать открытию мира словестного искусства (ритмического склада речи, звучных ритмов и рифм, выразительности интонации потешек, закличек, стихов). Пробуждать интерес к природе, первым весенним признакам.

 

Занятие №28

Тема: «От семени до семени»

Цель: Закрепить представление, что семя – конечная стадия роста однолетнего растения, оно необходимо для продолжения жизни. Дать знания о строении семени: семенная кожура, семядоля, зародыш. Формировать представления о распространении семян растений.

 

Занятие №29

Тема: «Слушай во все уши».

Цель: дать знания об органах слуха, уточнить, что уши у всех разные

продолжать формировать гигиенические навыки по уходу за ушами.

при помощи опытов учить различать силу, высоту, тембр звуков;

учить навыкам самомассажа, развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования, тренировать слуховой анализатор.

 

Занятие №30

Тема: «Посадили мы лучок».

Цель: Познакомить детей со способами посадки лука в землю и воду, дать представление о процессе подготовки луковиц и почвы к посадке

 

Занятие №31

Тема: «На поиски пропавшего клада».      

Цель: Развивать интерес к экспериментированию с разными материалами. Использовать в работе схемы, алгоритмы действий при обследовании материалов. Уточнение и соблюдение правил безопасности при работе с различными материалами.

 

Занятие №32

Тема: «Почва»

Цель: Познакомить с понятием «почва», ее свойствами, происхождением, использованием. Обогатить словарь, учить составлять описательный рассказ по опорной схеме, развивать внимание память, мышление. Учить умению взаимодействовать в команде, договариваться.Сохранять здоровье детей средствами релаксации, пластических и дыхательных упражнений.

 

Занятие №33

Тема: «Дары природы»

Цель: способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; прививать трудолюбие.

 

Занятие №34

Тема: «Наша Родина Россия».

Цель: дать детям представление о родине – Россия, её столице; развивать у детей умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою страну, город в котором живут, воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну.

 

Занятие №35

Тема: «Откуда хлеб пришёл».

Цель:

 

Занятие №36

Тема: «Экскурсия в весенний парк».

Цель: Формировать у детей представления о состоянии растений весной. Познакомить детей с трудом взрослых в парке по уходу за растениями весной. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе.

 

 

 

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав МАДОУ ЦРР д/с №18, Правила внутреннего распорядка обучающихся. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.

 

Список литературы

 

Нормативные правовые акты и иные документы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599

3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.

4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.

5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

6. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

 

Основная литература

1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2015.

2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2014.

3. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 2009. №

4. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз­раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 2016.

5. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА.Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологичес­кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2011.

6. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2013 .

7. Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 2015. — № 2.

8. Рыжова НА.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 2016. — № 2.

9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика, 2010. — № 1.

10. Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2012. - № 8.

 

Интернет-ресурсы:

 

  1.  http:// vk.com/club_sunduk_ru
  2. https://mysku.ru/blog/china-stores/30856.html
  3. https://geektimes.ru/company/top3dshop/blog/284340/
  4. https://habrahabr.ru/company/masterkit/blog/257271/
  5. https://www.losprinters.ru/articles/trafarety-dlya-3d-ruchek

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma-novaya.docx80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования

«Советский городской округ»

муниципальное автономное дошкольное образование учреждение «Центр развития ребенка детский сад №18 «Огонек»

Принята на Педагогическом совете                               Заведующий  МАДОУ ЦРР  д\с №18

от «___»  _____________ 20_____г.                               _____________/ Ашурмамедова Е. Д.

Протокол № _____                                                          Приказ № ____ «___»  ______ 20___г.

от «______»___________20_____г.

Бесплатная дополнительная

образовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Юный исследователь»

Возраст обучающихся: 6-7 года

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель

Сидельцева Виктория Александровна,

 воспитатель

высшей квалификационной категории

Советск

2019 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы 

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь» имеет  познавательно-исследовательскую деятельность.  

Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Одним из основных направлений развития ребёнка, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагает возможные решения;
  •  проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатом проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

Актуальность программы 

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

      Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

    Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Отличительные особенности программы 

          Сроки реализации программы

Продолжительность реализации программы – 1 год.

          Режим работы

Программа реализуется на занятиях кружка «Юный исследователь». Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий с детьми 6 – 7 лет 30 минут.

          Наполняемость группы.

В кружке занимаются все воспитанники группы – 20 человек.

Занятия проводятся по подгруппам по 10 детей 

Адресат программы 

Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 6-7 лет.

Объем и срок освоения программы 

Срок освоения программы – 1 года.

На полное освоение программы требуется 42 часа.

Формы обучения Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса 

Набор детей в объединение – свободный.

Программа объединения предусматривает подгрупповые формы работы с детьми. Состав подгрупп по 10 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий 

Общее количество часов в год – 42 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Педагогическая целесообразность

Программа «Юный исследователь» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом знаний по организации исследовательской деятельности.

Экспериментирование осуществляется в познавательной и продуктивной формах. 

 К познавательной форме экспериментирования относятся фронтальные занятия, наблюдения в природе, рассматривание альбомов и фотографий, чтение познавательной литературы, тематические и ситуативные беседы, целевые прогулки, экскурсии.

 К продуктивной форме относятся совместная деятельность воспитателя с ребенком, самостоятельная деятельность детей, трудовая деятельность, опыты, игры эксперименты, развлечения, КВН.

  В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:

Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);

Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).

        Состав группы одновременно работающих детей может меняться.

Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей). Все участники кружковой деятельности имеют свои личные журналы юного исследователя, где собирают зарисовки своей опытно-экспериментальной деятельности и фиксируют результат эксперимента.

Практическая значимость.

- овладение исследовательскими умениями и навыками;

- повышение уровня речевого развития (обогащение словарного запаса, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, овладение умением задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, овладение умением строить доказательную речь);

- повышение уровня математических представлений (овладение умениями и навыками в работе со схемами и моделями, усвоение представлений о таких величинах как длина, масса);

- усвоение требований по технике безопасности при проведении физических экспериментов;

- усвоение научных основ взаимодействия человека и неживой природы;

- формирование ценностного отношения к окружающему миру;

- формирование основ экологической культуры.

Цель: Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Задачи:

1 Обучающие:

- Учить видеть и выделять проблему эксперимента;

- Учить принимать и ставить перед собой цель эксперимента;

- Учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

2 Воспитывающие:

- Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире;

- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с - элементарными знаниями из различных областей наук;

- Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности;

3 Развивающие:

- Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при     проведении игр-экспериментов.

- Развитие мыслительный способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение)

- Социально-личностное развитие каждого ребенка – развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих детей.

- Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность;

Принципы отбора содержания:

- принцип единства развития, обучения и воспитания;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

- принцип взаимодействия и сотрудничества;

- принцип комплексного подхода.

Основные формы и методы

Основные направления работы

Способы и формы их реализации

Создание предметно-развивающей среды

  • Создание уголка экспериментирования;
  • Создание полочки «умных книг» для детей и взрослых.

Формирование у старших дошкольников навыков экспериментальной деятельности

  • Обучение старших дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности на занятиях, в режимных моментах, в продуктивной и самостоятельной деятельности.

Взаимодействие с семьей

  • Ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности (консультации, папки-передвижки, информационные стенды, родительские собрания, мастер-класс).

Каждое занятие содержит практическую часть. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса, обогащение речевого общения, видение предметов и явлений.

Каждое занятие условно разбивается на 4 частей, которые составляют в комплексе целостное занятие:

1 часть – практическая работа учащихся. Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;

2 часть -  опыты, эксперименты и фокусы для детей. В ходе познаний дети высказывают свои предложения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения, благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.

3 часть – физкультминутка для активного и здорового отдыха, комплекс физических упражнений, а также тематические, физминутки с подобранным текстом способствующие повышению интереса к занятию.

4 часть– посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов.

Планируемые результаты освоения программы

• Устойчивый интерес к познанию нового;

• формирование опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

• расширить представление детей о физических свойствах окружающего мира;

• применять разные способы детского экспериментирования.

Ожидаемые результаты

По окончании 1 года обучения дети знают:

• активно познавать окружающий мир;

• действовать согласно алгоритма познания;

• ставить новые вопросы и искать самостоятельно на них ответы;

• доказательно объяснять полученный результат.  

• формировать предпосылки учебной деятельности;

 По окончании 1 года обучения дети умеют:

•        самостоятельно выполнять всю работу, объясняет связь фактов, поясняют ход деятельности, аргументируют свои суждения, устанавливает причинно-следственные связи;

•        работать парами, осуществлять попеременно функции контролера и бригадира,

•        делают опыты по схеме, выдвигает гипотезы, предположения.

Механизм оценивания образовательных результатов. 

Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:

Уровни

Отношение к эксперимен-тальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении  проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствам

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут или нет  результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес.

Не видит проблему  самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других

Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает  их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов.

Не может сформулировать выводы самостоятельно только  по наводящим вопросам.

 Показатели овладения детьми старшего дошкольного возраста познавательной деятельностью с использованием схематизации

Высокий уровень.

  1. Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.
  2. Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…).
  3. Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.
  4. Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…).
  5. Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.
  6. Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения.

Средний уровень.

  1. Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем.
  2. При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
  3. Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы.
  4. При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
  5. С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
  6. Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.
  7. Может зарисовать свои наблюдения.

Низкий уровень.

  1. Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем.
  2. При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
  3. Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью взрослого.
  4. При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
  5. Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
  6. Делает простейщие опыты по предложенной схеме  при помощи взрослого.
  7. Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого.

Формы проведения итогов реализации программы

  • Открытые занятия по экспериментированию на базе ДОУ;
  • Разработка проекта «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»;
  • Участие в конкурсах детских исследовательских проектов.

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы

Дидактический материал занятий

     Основное оборудование:

  • приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.);
  • разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
  • разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
  • технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);
  •  разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
  • медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
  • прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Дополнительное оборудование:

  • специальную одежду (халаты, фартуки, защитные очки);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы проведения эксперимента;
  • индивидуальные дневники экспериментов;

правила работы с материалом

Реализация данной программы является конечным результатом, а также ступенью для перехода на другой уровень сложности.

Таким образом, образовательная программа рассчитана на создание образовательного маршрута каждого обучающегося.

 

Учебный план

1 год обучения

п/п

Раздел программы

Теория

Практика

Всего

I

Неживая природа

0

13

13

II

Свойства материалов

0

13

13

III

Живая природа

0

13

13

Всего

0

42

42

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год реализации программы

Начало учебного года

Окончание учебного года

Всего учебных недель

Каникулярный период

1 год

02.09.2019г.

31.05.2020г.

42 недель

01-08 января 2020г.

     

 

Выходные и праздничные дни: 5-ти дневная рабочая неделя

(длинные выходные)

Праздничные дни:

Начало/конец

Дней

2019г

4 ноября – День народного единства

2-4 ноября

3

2020г.

1- 8 января -  Новогодние каникулы

1-8 января

8

23 февраля - День защитника Отечества

22-24 февраля

3

8 марта - Международный женский день

7-9 марта

3

1 мая - Праздник Весны и Труда

1-4 мая

4

9 мая - День Победы

9-12 мая

4

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Перечень разделов, тем

Общее количество учебных часов

В том числе

Теория

Практика

Раздел

Неживая природа (12 часов)

1

«День шуток и фокусов»

1

0

1

2

«Экскурсия в осенний парк»

1

0

1

3

«Радуга»

1

0

1

4

«Роль воды в природе и жизни человека»

1

0

1

5

«Свойства воздуха»

1

0

1

6

«Откуда берется звук»

1

0

1

7

«Хозяйка медной горы»

1

0

1

8

«Съедобные кристаллы».

1

0

1

9

«День геолога»

1

0

1

10

«В гостях у Снежной Королевы».

1

0

1

11

«Путешествие с облаками»

1

0

1

12

«Путешествие в царство Нептуна»

1

0

1

Раздел

Свойства материалов (12 часов)

13

«Знакомство со свойствами дерева и металла»

1

0

1

14

«Удивительный мир мыльных пузырей»

1

0

1

15

«Песок его свойства и применения»

1

0

1

16

«Волшебный камень магнит».

1

0

1

17

«Бумажная страна».

1

0

1

18

«Свойства воздух»

1

0

1

19

«Ткань, её качества и свойства»

1

0

1

20

«Глина её качества и свойства»

1

0

1

21

«Звон стекла»

1

0

1

22

«В гостях у профессора Почемучкина»

1

0

1

23

«Измерение длины и массы»

1

0

1

24

«Планета Земля и планеты Солнечной системы».

1

0

1

Раздел

Живая природа (12 часов)

25

«Красная книга»

1

0

1

26

«Как животные приспособились к зиме»

1

0

1

27

«Знакомство с комнатными растениями»

1

0

1

28

«От семени до семени»

1

0

1

29

«Слушай во все уши»

1

0

1

30

«Посадили мы лучок»

1

0

1

31

«На поиски пропавшего клада»

1

0

1

32

«Почва»

1

0

1

33

«Дары природы»

1

0

1

34

«Наша Родина Россия»

1

0

1

35

«Откуда хлеб пришёл»

1

0

1

36

«Экскурсия в весенний парк»

1

0

1

Итого часов

36

0

36

Содержание программы

1 год обучения

Занятие №1.

Тема: «День шуток и фокусов».

Цель: Продолжать стимулировать развитие любознательности детей, их желание наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире, активировать мыслительные процессы, речевую деятельность.

Занятие №2.

Тема: «Экскурсия в осенний парк»

Цель: Формировать у детей представления о состоянии растений осенью. Дать знания о плодах и семенах деревьев. Кустарников, травянистых растений. Дать знания о способах  распространения семян. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе.

Занятие №3.

Тема: «Радуга».

Цель: Развивать познавательную активность, совершенствовать двигательные умения, умения делать выводы, умозаключения, формировать навыки экспериментальной деятельности, закреплять умения и навыки работы с различными материалами.

Занятие №4

Тема: «Роль воды в природе и жизни человека».

Цель: Сформировать представление о некоторых свойствах воды прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, закрепить знания детей о разных состояниях воды и природных явлениях.

Занятие №5

Тема: «Свойства воздуха»

Цель: Познакомить детей с домашними птицами, и внешним видом, образом жизни. Способствовать развитию интереса к книгам, умению отвечать на вопросы по картинкам.

Занятие №6

Тема: «Откуда берется звук»

Цель: Познакомить детей с принципами образования и улавливания звука, развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к звучащему миру. Закрепить навыки словообразования, употребления притяжательных прилагательных, существительных в единственном и множественном числе.

Занятие №7

Тема: «Хозяйка медной горы».

Цель: Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Познакомить со свойствами камней

Занятие №8

Тема: «Съедобные кристаллы».

Цель: Дать детям знания о происхождении соли, о познакомить со свойствами соли и её значении для человека. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с солью. Воспитывать любознательность и интерес к любознательной деятельности.

Занятие №9

Тема: «День геолога».

Цель: познакомить детей со свойствами камня и мела. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, назвать их свойства и особенности. Развивать их сенсорные ощущения, умения пользоваться приборами при проведении опытов и экспериментов

Занятие №10

Тема: «В гостях у Снежной Королевы».

Цель: Поддерживать у детей желание экспериментировать. Активизировать познавательную деятельность детей. Учить делать простые умозаключения. Познакомить детей с некоторыми свойствами льда. Формировать умения заниматься экспериментальной деятельностью. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

Занятие №11

Тема: «Путешествие с облаками».

Цель: формировать умение видеть и описывать небо в разную погоду,

представление о том, что облака – это взвешенные в атмосфере продукты

конденсации водяного пара; учить выделять разную форму облаков, по облакам определять, какая будет погода (перистые и кучевые облака к хорошей погоде; дождевые – к дождю; сгущение темных облаков в тучи – к грозе);

Занятие №12

Тема: «Путешествие в царство Нептуна»

Цель: знакомить детей с историей возникновения праздника Нептуна;

формировать интерес к здоровому образу жизни; воспитывать настойчивость в достижении результата; вызывать интерес к использованию нетрадиционных изобразительных техник; закреплять знания о море и его обитателях.

Занятие №13

Тема: «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Цель: Уточнить знания детей о свойствах дерева и металла, с которыми они познакомились в средней группе. Познакомить их с новыми свойствами (дерево горит, а металл не горит). Познакомить детей с тем, как свойства металла и дерева люди используют при изготовлении разных предметов из них.

Занятие №14

Тема: «Мыло-фокусник».

Цель: Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри и пена.

Познакомить детей со свойствами мыльных пузырей. Развивать у детей навык практического экспериментирования. Формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов .

Занятие №15

Тема: «Песок его свойства и применения»

Цель: Развивать познавательную активность, совершенствовать двигательные умения, умения делать выводы, умозаключения, формировать навыки экспериментальной деятельности, закреплять умения и навыки работы с различными материалами.

Занятие №16

Тема: «Волшебный камень магнит».

Цель: Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со свойствами и классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита. Формирование словаря (магнетизм, полюса, магнетит).

Занятие №17

Тема: «Бумажная страна».

Цель: Формировать знания детей о бумаге, разных её видах, качествах и свойствах бумаги, истории её создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и её значением.

Занятие №18

Тема: «Свойства воздуха».

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха ( невидим, не имеет запаха, передвигается, занимает место, лёгкий..) и его значением для всего живого.

Занятие №19

Тема: «Ткань, её качества и свойства».

Цель: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Занятие №20

Тема: «Глина её качества и свойства».

Цель: Развивать изобразительные умения, учиться преобразовывать предметы, используя новые детали, изменяя цвет, величину, стремление преобразовыванию.

Занятие №21

Тема: «Звон стекла»

Цель: формировать умение устанавливать причины следственной связи на основе опытов; развивать познавательный интерес к предметному миру; развивать желание детей проводить опытно - экспериментальную деятельность с предметами из стекла; формировать умение соблюдать меры безопасности.

Занятие №22

Тема: «В гостях у профессора Почемучкина»

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; развивать навыки проведения опытов; - расширять и активизировать словарь детей;  поощрять выдвижение гипотез;  развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;  воспитывать аккуратность при работе с водой

Занятие №23

Тема: «Измерение длины и массы».

Цель: Развивать представления о человеке как биологическом существе; формировать представление о том, что человек часть природы. Совершенствовать речь детей; пополнять словарный запас новыми словами, терминами. Развивать представление о способах и единицах измерений длины и массы, необходимых инструментах. Формировать представление детей о мерки, как способе измерения.

Занятие №24

Тема: «Планета Земля и планеты Солнечной системы».

Цель: Закрепить знания детей о солнечной системе, о порядке расположения планет относительно Солнца, их величине. Закрепить знания детей о том, кто первым полетел в космос. Развивать творческое воображение и мышление.

Занятие №25

Тема: «Красная книга».

Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться ее богатствами..

Занятие №26

Тема: «Как животные приспособились к зиме».

Цель: Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям. Воспитывать желание, стремление помогать птицам, зверям зимой.

Занятие №27

Тема: «Знакомство с комнатными растениями».

Цель: Способствовать открытию мира словестного искусства (ритмического склада речи, звучных ритмов и рифм, выразительности интонации потешек, закличек, стихов). Пробуждать интерес к природе, первым весенним признакам.

Занятие №28

Тема: «От семени до семени»

Цель: Закрепить представление, что семя – конечная стадия роста однолетнего растения, оно необходимо для продолжения жизни. Дать знания о строении семени: семенная кожура, семядоля, зародыш. Формировать представления о распространении семян растений.

Занятие №29

Тема: «Слушай во все уши».

Цель: дать знания об органах слуха, уточнить, что уши у всех разные

продолжать формировать гигиенические навыки по уходу за ушами.

при помощи опытов учить различать силу, высоту, тембр звуков;

учить навыкам самомассажа, развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования, тренировать слуховой анализатор.

Занятие №30

Тема: «Посадили мы лучок».

Цель: Познакомить детей со способами посадки лука в землю и воду, дать представление о процессе подготовки луковиц и почвы к посадке

Занятие №31

Тема: «На поиски пропавшего клада».       

Цель: Развивать интерес к экспериментированию с разными материалами. Использовать в работе схемы, алгоритмы действий при обследовании материалов. Уточнение и соблюдение правил безопасности при работе с различными материалами.

Занятие №32

Тема: «Почва»

Цель: Познакомить с понятием «почва», ее свойствами, происхождением, использованием. Обогатить словарь, учить составлять описательный рассказ по опорной схеме, развивать внимание память, мышление. Учить умению взаимодействовать в команде, договариваться.Сохранять здоровье детей средствами релаксации, пластических и дыхательных упражнений.

Занятие №33

Тема: «Дары природы»

Цель: способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; прививать трудолюбие.

Занятие №34

Тема: «Наша Родина Россия».

Цель: дать детям представление о родине – Россия, её столице; развивать у детей умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою страну, город в котором живут, воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну.

Занятие №35

Тема: «Откуда хлеб пришёл».

Цель:

Занятие №36

Тема: «Экскурсия в весенний парк».

Цель: Формировать у детей представления о состоянии растений весной. Познакомить детей с трудом взрослых в парке по уходу за растениями весной. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе.

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав МАДОУ ЦРР д/с №18, Правила внутреннего распорядка обучающихся. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.

Список литературы

Нормативные правовые акты и иные документы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599

3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.

4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.

5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

6. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Основная литература

1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2015.

2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2014.

3. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 2009. №

4. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 2016.

5. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА.Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2011.

6. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2013 .

7. Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 2015. — № 2.

8. Рыжова НА.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 2016. — № 2.

9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика, 2010. — № 1.

10. Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2012. - № 8.

Интернет-ресурсы:

  1.  http:// vk.com/club_sunduk_ru
  2. https://mysku.ru/blog/china-stores/30856.html
  3. https://geektimes.ru/company/top3dshop/blog/284340/
  4. https://habrahabr.ru/company/masterkit/blog/257271/
  5. https://www.losprinters.ru/articles/trafarety-dlya-3d-ruchek


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Социально-педагогической направленности «Почемучки» Возраст обучающихся: 3-7 лет Срок реализации: 4 учебных года

Рабочая общеразвивающая программа «Почемучки» - социально-педагогической направленности (естественнонаучная), она способствует развитию у детей познавательного интереса к окружающей природ...

Дополнительная общеразвивающая программа «Талантливые ручки» Направленность: художественная Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 5 – 7 года Срок реализации: 2 год

Пояснительная запискаАктуальность.Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» возраст обучающихся 3-7 лет срок реализации программы 4 года

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»возраст обучающихся 3-7 летсрок реализации программы 4 года...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный математик» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Направленность программы – социально-педагогическая

В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий. Это о...

Рабочая программа по дополнительному образованию художественно- эстетической направленности "Мир сенсорики" Возраст обучающихся: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год

   Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей...