«Юный исследователь» Возраст обучающихся: 6-7 года Срок реализации: 1 год
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь» имеет познавательно-исследовательскую деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Одним из основных направлений развития ребёнка, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности
Знания, полученные в результате собственного исследовательского
поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой
информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой
тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован.
В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый
отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они
чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Исследовательское обучение предполагает следующее:
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
- предлагает возможные решения;
- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы в соответствии с результатом проверки;
- применяет выводы к новым данным;
делает обобщения.
Актуальность программы
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Отличительные особенности программы
Сроки реализации программы
Продолжительность реализации программы – 1 год.
Режим работы
Программа реализуется на занятиях кружка «Юный исследователь». Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий с детьми 6 – 7 лет 30 минут.
Наполняемость группы.
В кружке занимаются все воспитанники группы – 20 человек.
Занятия проводятся по подгруппам по 10 детей
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 6-7 лет.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 1 года.
На полное освоение программы требуется 42 часа.
Формы обучения Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в объединение – свободный.
Программа объединения предусматривает подгрупповые формы работы с детьми. Состав подгрупп по 10 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 42 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Педагогическая целесообразность
Программа «Юный исследователь» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом знаний по организации исследовательской деятельности.
Экспериментирование осуществляется в познавательной и продуктивной формах.
К познавательной форме экспериментирования относятся фронтальные занятия, наблюдения в природе, рассматривание альбомов и фотографий, чтение познавательной литературы, тематические и ситуативные беседы, целевые прогулки, экскурсии.
К продуктивной форме относятся совместная деятельность воспитателя с ребенком, самостоятельная деятельность детей, трудовая деятельность, опыты, игры эксперименты, развлечения, КВН.
В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:
Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);
Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).
Состав группы одновременно работающих детей может меняться.
Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей). Все участники кружковой деятельности имеют свои личные журналы юного исследователя, где собирают зарисовки своей опытно-экспериментальной деятельности и фиксируют результат эксперимента.
Практическая значимость.
- овладение исследовательскими умениями и навыками;
- повышение уровня речевого развития (обогащение словарного запаса, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, овладение умением задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, овладение умением строить доказательную речь);
- повышение уровня математических представлений (овладение умениями и навыками в работе со схемами и моделями, усвоение представлений о таких величинах как длина, масса);
- усвоение требований по технике безопасности при проведении физических экспериментов;
- усвоение научных основ взаимодействия человека и неживой природы;
- формирование ценностного отношения к окружающему миру;
- формирование основ экологической культуры.
Цель: Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Задачи:
1 Обучающие:
- Учить видеть и выделять проблему эксперимента;
- Учить принимать и ставить перед собой цель эксперимента;
- Учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
2 Воспитывающие:
- Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире;
- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с - элементарными знаниями из различных областей наук;
- Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности;
3 Развивающие:
- Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
- Развитие мыслительный способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение)
- Социально-личностное развитие каждого ребенка – развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих детей.
- Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность;
Принципы отбора содержания:
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Основные формы и методы
Основные направления работы | Способы и формы их реализации |
Создание предметно-развивающей среды |
|
Формирование у старших дошкольников навыков экспериментальной деятельности |
|
Взаимодействие с семьей |
|
Каждое занятие содержит практическую часть. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса, обогащение речевого общения, видение предметов и явлений.
Каждое занятие условно разбивается на 4 частей, которые составляют в комплексе целостное занятие:
1 часть – практическая работа учащихся. Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;
2 часть - опыты, эксперименты и фокусы для детей. В ходе познаний дети высказывают свои предложения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения, благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
3 часть – физкультминутка для активного и здорового отдыха, комплекс физических упражнений, а также тематические, физминутки с подобранным текстом способствующие повышению интереса к занятию.
4 часть– посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов.
Планируемые результаты освоения программы
• Устойчивый интерес к познанию нового;
• формирование опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
• расширить представление детей о физических свойствах окружающего мира;
• применять разные способы детского экспериментирования.
Ожидаемые результаты
По окончании 1 года обучения дети знают:
• активно познавать окружающий мир;
• действовать согласно алгоритма познания;
• ставить новые вопросы и искать самостоятельно на них ответы;
• доказательно объяснять полученный результат.
• формировать предпосылки учебной деятельности;
По окончании 1 года обучения дети умеют:
• самостоятельно выполнять всю работу, объясняет связь фактов, поясняют ход деятельности, аргументируют свои суждения, устанавливает причинно-следственные связи;
• работать парами, осуществлять попеременно функции контролера и бригадира,
• делают опыты по схеме, выдвигает гипотезы, предположения.
Механизм оценивания образовательных результатов.
Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:
Уровни | Отношение к эксперимен-тальной деятельности |
Целеполагание |
Планирование |
Реализация |
Рефлексия |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствам | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. |
Средний | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. | Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий | В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес. | Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других | Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов. | Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам. |
Показатели овладения детьми старшего дошкольного возраста познавательной деятельностью с использованием схематизации
Высокий уровень.
- Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.
- Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…).
- Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.
- Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…).
- Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.
- Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения.
Средний уровень.
- Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем.
- При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
- Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы.
- При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
- С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
- Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.
- Может зарисовать свои наблюдения.
Низкий уровень.
- Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем.
- При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
- Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью взрослого.
- При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
- Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
- Делает простейщие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого.
- Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого.
Формы проведения итогов реализации программы
- Открытые занятия по экспериментированию на базе ДОУ;
- Разработка проекта «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»;
- Участие в конкурсах детских исследовательских проектов.
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Дидактический материал занятий
Основное оборудование:
- приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.);
- разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
- разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
- технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);
- разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
- медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
- прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).
Дополнительное оборудование:
- специальную одежду (халаты, фартуки, защитные очки);
- контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
- карточки-схемы проведения эксперимента;
- индивидуальные дневники экспериментов;
правила работы с материалом
Реализация данной программы является конечным результатом, а также ступенью для перехода на другой уровень сложности.
Таким образом, образовательная программа рассчитана на создание образовательного маршрута каждого обучающегося.
Учебный план
1 год обучения
№ п/п | Раздел программы | Теория | Практика | Всего |
I | Неживая природа | 0 | 13 | 13 |
II | Свойства материалов | 0 | 13 | 13 |
III | Живая природа | 0 | 13 | 13 |
Всего | 0 | 42 | 42 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год реализации программы |
Начало учебного года |
Окончание учебного года |
Всего учебных недель |
Каникулярный период |
1 год |
02.09.2019г.
|
31.05.2020г. |
42 недель |
01-08 января 2020г.
|
Выходные и праздничные дни: 5-ти дневная рабочая неделя (длинные выходные) | ||
Праздничные дни: | Начало/конец | Дней |
2019г |
|
|
4 ноября – День народного единства | 2-4 ноября | 3 |
2020г. |
|
|
1- 8 января - Новогодние каникулы | 1-8 января | 8 |
23 февраля - День защитника Отечества | 22-24 февраля | 3 |
8 марта - Международный женский день | 7-9 марта | 3 |
1 мая - Праздник Весны и Труда | 1-4 мая | 4 |
9 мая - День Победы | 9-12 мая | 4 |
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Перечень разделов, тем | Общее количество учебных часов | В том числе | ||
Теория | Практика
| ||||
Раздел | Неживая природа (12 часов) | ||||
1 | «День шуток и фокусов» | 1 | 0 | 1 | |
2 | «Экскурсия в осенний парк» | 1 | 0 | 1 | |
3 | «Радуга» | 1 | 0 | 1 | |
4 | «Роль воды в природе и жизни человека» | 1 | 0 | 1 | |
5 | «Свойства воздуха» | 1 | 0 | 1 | |
6 | «Откуда берется звук» | 1 | 0 | 1 | |
7 | «Хозяйка медной горы» | 1 | 0 | 1 | |
8 | «Съедобные кристаллы». | 1 | 0 | 1 | |
9 | «День геолога» | 1 | 0 | 1 | |
10 | «В гостях у Снежной Королевы». | 1 | 0 | 1 | |
11 | «Путешествие с облаками» | 1 | 0 | 1 | |
12 | «Путешествие в царство Нептуна» | 1 | 0 | 1 | |
Раздел | Свойства материалов (12 часов) | ||||
13 | «Знакомство со свойствами дерева и металла» | 1 | 0 | 1 | |
14 | «Удивительный мир мыльных пузырей» | 1 | 0 | 1 | |
15 | «Песок его свойства и применения» | 1 | 0 | 1 | |
16 | «Волшебный камень магнит». | 1 | 0 | 1 | |
17 | «Бумажная страна». | 1 | 0 | 1 | |
18 | «Свойства воздух» | 1 | 0 | 1 | |
19 | «Ткань, её качества и свойства» | 1 | 0 | 1 | |
20 | «Глина её качества и свойства» | 1 | 0 | 1 | |
21 | «Звон стекла» | 1 | 0 | 1 | |
22 | «В гостях у профессора Почемучкина» | 1 | 0 | 1 | |
23 | «Измерение длины и массы» | 1 | 0 | 1 | |
24 | «Планета Земля и планеты Солнечной системы». | 1 | 0 | 1 | |
Раздел | Живая природа (12 часов) | ||||
25 | «Красная книга» | 1 | 0 | 1 | |
26 | «Как животные приспособились к зиме» | 1 | 0 | 1 | |
27 | «Знакомство с комнатными растениями» | 1 | 0 | 1 | |
28 | «От семени до семени» | 1 | 0 | 1 | |
29 | «Слушай во все уши» | 1 | 0 | 1 | |
30 | «Посадили мы лучок» | 1 | 0 | 1 | |
31 | «На поиски пропавшего клада» | 1 | 0 | 1 | |
32 | «Почва» | 1 | 0 | 1 | |
33 | «Дары природы» | 1 | 0 | 1 | |
34 | «Наша Родина Россия» | 1 | 0 | 1 | |
35 | «Откуда хлеб пришёл» | 1 | 0 | 1 | |
36 | «Экскурсия в весенний парк» | 1 | 0 | 1 | |
Итого часов | 36 | 0 | 36 | ||
Содержание программы
1 год обучения
Занятие №1.
Тема: «День шуток и фокусов».
Цель: Продолжать стимулировать развитие любознательности детей, их желание наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире, активировать мыслительные процессы, речевую деятельность.
Занятие №2.
Тема: «Экскурсия в осенний парк»
Цель: Формировать у детей представления о состоянии растений осенью. Дать знания о плодах и семенах деревьев. Кустарников, травянистых растений. Дать знания о способах распространения семян. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе.
Занятие №3.
Тема: «Радуга».
Цель: Развивать познавательную активность, совершенствовать двигательные умения, умения делать выводы, умозаключения, формировать навыки экспериментальной деятельности, закреплять умения и навыки работы с различными материалами.
Занятие №4
Тема: «Роль воды в природе и жизни человека».
Цель: Сформировать представление о некоторых свойствах воды прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, закрепить знания детей о разных состояниях воды и природных явлениях.
Занятие №5
Тема: «Свойства воздуха»
Цель: Познакомить детей с домашними птицами, и внешним видом, образом жизни. Способствовать развитию интереса к книгам, умению отвечать на вопросы по картинкам.
Занятие №6
Тема: «Откуда берется звук»
Цель: Познакомить детей с принципами образования и улавливания звука, развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к звучащему миру. Закрепить навыки словообразования, употребления притяжательных прилагательных, существительных в единственном и множественном числе.
Занятие №7
Тема: «Хозяйка медной горы».
Цель: Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Познакомить со свойствами камней
Занятие №8
Тема: «Съедобные кристаллы».
Цель: Дать детям знания о происхождении соли, о познакомить со свойствами соли и её значении для человека. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с солью. Воспитывать любознательность и интерес к любознательной деятельности.
Занятие №9
Тема: «День геолога».
Цель: познакомить детей со свойствами камня и мела. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, назвать их свойства и особенности. Развивать их сенсорные ощущения, умения пользоваться приборами при проведении опытов и экспериментов
Занятие №10
Тема: «В гостях у Снежной Королевы».
Цель: Поддерживать у детей желание экспериментировать. Активизировать познавательную деятельность детей. Учить делать простые умозаключения. Познакомить детей с некоторыми свойствами льда. Формировать умения заниматься экспериментальной деятельностью. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
Занятие №11
Тема: «Путешествие с облаками».
Цель: формировать умение видеть и описывать небо в разную погоду,
представление о том, что облака – это взвешенные в атмосфере продукты
конденсации водяного пара; учить выделять разную форму облаков, по облакам определять, какая будет погода (перистые и кучевые облака к хорошей погоде; дождевые – к дождю; сгущение темных облаков в тучи – к грозе);
Занятие №12
Тема: «Путешествие в царство Нептуна»
Цель: знакомить детей с историей возникновения праздника Нептуна;
формировать интерес к здоровому образу жизни; воспитывать настойчивость в достижении результата; вызывать интерес к использованию нетрадиционных изобразительных техник; закреплять знания о море и его обитателях.
Занятие №13
Тема: «Знакомство со свойствами дерева и металла».
Цель: Уточнить знания детей о свойствах дерева и металла, с которыми они познакомились в средней группе. Познакомить их с новыми свойствами (дерево горит, а металл не горит). Познакомить детей с тем, как свойства металла и дерева люди используют при изготовлении разных предметов из них.
Занятие №14
Тема: «Мыло-фокусник».
Цель: Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри и пена.
Познакомить детей со свойствами мыльных пузырей. Развивать у детей навык практического экспериментирования. Формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов .
Занятие №15
Тема: «Песок его свойства и применения»
Цель: Развивать познавательную активность, совершенствовать двигательные умения, умения делать выводы, умозаключения, формировать навыки экспериментальной деятельности, закреплять умения и навыки работы с различными материалами.
Занятие №16
Тема: «Волшебный камень магнит».
Цель: Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со свойствами и классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита. Формирование словаря (магнетизм, полюса, магнетит).
Занятие №17
Тема: «Бумажная страна».
Цель: Формировать знания детей о бумаге, разных её видах, качествах и свойствах бумаги, истории её создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и её значением.
Занятие №18
Тема: «Свойства воздуха».
Цель: познакомить детей со свойствами воздуха ( невидим, не имеет запаха, передвигается, занимает место, лёгкий..) и его значением для всего живого.
Занятие №19
Тема: «Ткань, её качества и свойства».
Цель: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Занятие №20
Тема: «Глина её качества и свойства».
Цель: Развивать изобразительные умения, учиться преобразовывать предметы, используя новые детали, изменяя цвет, величину, стремление преобразовыванию.
Занятие №21
Тема: «Звон стекла»
Цель: формировать умение устанавливать причины следственной связи на основе опытов; развивать познавательный интерес к предметному миру; развивать желание детей проводить опытно - экспериментальную деятельность с предметами из стекла; формировать умение соблюдать меры безопасности.
Занятие №22
Тема: «В гостях у профессора Почемучкина»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; развивать навыки проведения опытов; - расширять и активизировать словарь детей; поощрять выдвижение гипотез; развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; воспитывать аккуратность при работе с водой
Занятие №23
Тема: «Измерение длины и массы».
Цель: Развивать представления о человеке как биологическом существе; формировать представление о том, что человек часть природы. Совершенствовать речь детей; пополнять словарный запас новыми словами, терминами. Развивать представление о способах и единицах измерений длины и массы, необходимых инструментах. Формировать представление детей о мерки, как способе измерения.
Занятие №24
Тема: «Планета Земля и планеты Солнечной системы».
Цель: Закрепить знания детей о солнечной системе, о порядке расположения планет относительно Солнца, их величине. Закрепить знания детей о том, кто первым полетел в космос. Развивать творческое воображение и мышление.
Занятие №25
Тема: «Красная книга».
Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться ее богатствами..
Занятие №26
Тема: «Как животные приспособились к зиме».
Цель: Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям. Воспитывать желание, стремление помогать птицам, зверям зимой.
Занятие №27
Тема: «Знакомство с комнатными растениями».
Цель: Способствовать открытию мира словестного искусства (ритмического склада речи, звучных ритмов и рифм, выразительности интонации потешек, закличек, стихов). Пробуждать интерес к природе, первым весенним признакам.
Занятие №28
Тема: «От семени до семени»
Цель: Закрепить представление, что семя – конечная стадия роста однолетнего растения, оно необходимо для продолжения жизни. Дать знания о строении семени: семенная кожура, семядоля, зародыш. Формировать представления о распространении семян растений.
Занятие №29
Тема: «Слушай во все уши».
Цель: дать знания об органах слуха, уточнить, что уши у всех разные
продолжать формировать гигиенические навыки по уходу за ушами.
при помощи опытов учить различать силу, высоту, тембр звуков;
учить навыкам самомассажа, развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования, тренировать слуховой анализатор.
Занятие №30
Тема: «Посадили мы лучок».
Цель: Познакомить детей со способами посадки лука в землю и воду, дать представление о процессе подготовки луковиц и почвы к посадке
Занятие №31
Тема: «На поиски пропавшего клада».
Цель: Развивать интерес к экспериментированию с разными материалами. Использовать в работе схемы, алгоритмы действий при обследовании материалов. Уточнение и соблюдение правил безопасности при работе с различными материалами.
Занятие №32
Тема: «Почва»
Цель: Познакомить с понятием «почва», ее свойствами, происхождением, использованием. Обогатить словарь, учить составлять описательный рассказ по опорной схеме, развивать внимание память, мышление. Учить умению взаимодействовать в команде, договариваться.Сохранять здоровье детей средствами релаксации, пластических и дыхательных упражнений.
Занятие №33
Тема: «Дары природы»
Цель: способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; прививать трудолюбие.
Занятие №34
Тема: «Наша Родина Россия».
Цель: дать детям представление о родине – Россия, её столице; развивать у детей умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою страну, город в котором живут, воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну.
Занятие №35
Тема: «Откуда хлеб пришёл».
Цель:
Занятие №36
Тема: «Экскурсия в весенний парк».
Цель: Формировать у детей представления о состоянии растений весной. Познакомить детей с трудом взрослых в парке по уходу за растениями весной. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе.
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав МАДОУ ЦРР д/с №18, Правила внутреннего распорядка обучающихся. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.
Список литературы
Нормативные правовые акты и иные документы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.
5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
6. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Основная литература
1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2015.
2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2014.
3. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 2009. №
4. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 2016.
5. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА.Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2011.
6. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2013 .
7. Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 2015. — № 2.
8. Рыжова НА.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 2016. — № 2.
9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика, 2010. — № 1.
10. Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2012. - № 8.
Интернет-ресурсы:
- http:// vk.com/club_sunduk_ru
- https://mysku.ru/blog/china-stores/30856.html
- https://geektimes.ru/company/top3dshop/blog/284340/
- https://habrahabr.ru/company/masterkit/blog/257271/
- https://www.losprinters.ru/articles/trafarety-dlya-3d-ruchek
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-novaya.docx | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального образования
«Советский городской округ»
муниципальное автономное дошкольное образование учреждение «Центр развития ребенка детский сад №18 «Огонек»
Принята на Педагогическом совете Заведующий МАДОУ ЦРР д\с №18
от «___» _____________ 20_____г. _____________/ Ашурмамедова Е. Д.
Протокол № _____ Приказ № ____ «___» ______ 20___г.
от «______»___________20_____г.
Бесплатная дополнительная
образовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Юный исследователь»
Возраст обучающихся: 6-7 года
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель
Сидельцева Виктория Александровна,
воспитатель
высшей квалификационной категории
Советск
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь» имеет познавательно-исследовательскую деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Одним из основных направлений развития ребёнка, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности
Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Исследовательское обучение предполагает следующее:
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
- предлагает возможные решения;
- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы в соответствии с результатом проверки;
- применяет выводы к новым данным;
- делает обобщения.
Актуальность программы
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Отличительные особенности программы
Сроки реализации программы
Продолжительность реализации программы – 1 год.
Режим работы
Программа реализуется на занятиях кружка «Юный исследователь». Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий с детьми 6 – 7 лет 30 минут.
Наполняемость группы.
В кружке занимаются все воспитанники группы – 20 человек.
Занятия проводятся по подгруппам по 10 детей
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 6-7 лет.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 1 года.
На полное освоение программы требуется 42 часа.
Формы обучения Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в объединение – свободный.
Программа объединения предусматривает подгрупповые формы работы с детьми. Состав подгрупп по 10 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 42 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Педагогическая целесообразность
Программа «Юный исследователь» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом знаний по организации исследовательской деятельности.
Экспериментирование осуществляется в познавательной и продуктивной формах.
К познавательной форме экспериментирования относятся фронтальные занятия, наблюдения в природе, рассматривание альбомов и фотографий, чтение познавательной литературы, тематические и ситуативные беседы, целевые прогулки, экскурсии.
К продуктивной форме относятся совместная деятельность воспитателя с ребенком, самостоятельная деятельность детей, трудовая деятельность, опыты, игры эксперименты, развлечения, КВН.
В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:
Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);
Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).
Состав группы одновременно работающих детей может меняться.
Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей). Все участники кружковой деятельности имеют свои личные журналы юного исследователя, где собирают зарисовки своей опытно-экспериментальной деятельности и фиксируют результат эксперимента.
Практическая значимость.
- овладение исследовательскими умениями и навыками;
- повышение уровня речевого развития (обогащение словарного запаса, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, овладение умением задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, овладение умением строить доказательную речь);
- повышение уровня математических представлений (овладение умениями и навыками в работе со схемами и моделями, усвоение представлений о таких величинах как длина, масса);
- усвоение требований по технике безопасности при проведении физических экспериментов;
- усвоение научных основ взаимодействия человека и неживой природы;
- формирование ценностного отношения к окружающему миру;
- формирование основ экологической культуры.
Цель: Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Задачи:
1 Обучающие:
- Учить видеть и выделять проблему эксперимента;
- Учить принимать и ставить перед собой цель эксперимента;
- Учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
2 Воспитывающие:
- Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире;
- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с - элементарными знаниями из различных областей наук;
- Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности;
3 Развивающие:
- Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
- Развитие мыслительный способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение)
- Социально-личностное развитие каждого ребенка – развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих детей.
- Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность;
Принципы отбора содержания:
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Основные формы и методы
Основные направления работы | Способы и формы их реализации |
Создание предметно-развивающей среды |
|
Формирование у старших дошкольников навыков экспериментальной деятельности |
|
Взаимодействие с семьей |
|
Каждое занятие содержит практическую часть. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса, обогащение речевого общения, видение предметов и явлений.
Каждое занятие условно разбивается на 4 частей, которые составляют в комплексе целостное занятие:
1 часть – практическая работа учащихся. Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;
2 часть - опыты, эксперименты и фокусы для детей. В ходе познаний дети высказывают свои предложения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения, благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
3 часть – физкультминутка для активного и здорового отдыха, комплекс физических упражнений, а также тематические, физминутки с подобранным текстом способствующие повышению интереса к занятию.
4 часть– посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов.
Планируемые результаты освоения программы
• Устойчивый интерес к познанию нового;
• формирование опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
• расширить представление детей о физических свойствах окружающего мира;
• применять разные способы детского экспериментирования.
Ожидаемые результаты
По окончании 1 года обучения дети знают:
• активно познавать окружающий мир;
• действовать согласно алгоритма познания;
• ставить новые вопросы и искать самостоятельно на них ответы;
• доказательно объяснять полученный результат.
• формировать предпосылки учебной деятельности;
По окончании 1 года обучения дети умеют:
• самостоятельно выполнять всю работу, объясняет связь фактов, поясняют ход деятельности, аргументируют свои суждения, устанавливает причинно-следственные связи;
• работать парами, осуществлять попеременно функции контролера и бригадира,
• делают опыты по схеме, выдвигает гипотезы, предположения.
Механизм оценивания образовательных результатов.
Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:
Уровни | Отношение к эксперимен-тальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствам | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. |
Средний | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. | Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий | В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес. | Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других | Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов. | Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам. |
Показатели овладения детьми старшего дошкольного возраста познавательной деятельностью с использованием схематизации
Высокий уровень.
- Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.
- Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…).
- Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.
- Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…).
- Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.
- Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения.
Средний уровень.
- Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем.
- При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
- Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы.
- При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
- С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
- Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.
- Может зарисовать свои наблюдения.
Низкий уровень.
- Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем.
- При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
- Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью взрослого.
- При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
- Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
- Делает простейщие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого.
- Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого.
Формы проведения итогов реализации программы
- Открытые занятия по экспериментированию на базе ДОУ;
- Разработка проекта «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»;
- Участие в конкурсах детских исследовательских проектов.
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Дидактический материал занятий
Основное оборудование:
- приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.);
- разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
- разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
- технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);
- разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
- медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
- прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).
Дополнительное оборудование:
- специальную одежду (халаты, фартуки, защитные очки);
- контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
- карточки-схемы проведения эксперимента;
- индивидуальные дневники экспериментов;
правила работы с материалом
Реализация данной программы является конечным результатом, а также ступенью для перехода на другой уровень сложности.
Таким образом, образовательная программа рассчитана на создание образовательного маршрута каждого обучающегося.
Учебный план
1 год обучения
№ п/п | Раздел программы | Теория | Практика | Всего |
I | Неживая природа | 0 | 13 | 13 |
II | Свойства материалов | 0 | 13 | 13 |
III | Живая природа | 0 | 13 | 13 |
Всего | 0 | 42 | 42 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год реализации программы | Начало учебного года | Окончание учебного года | Всего учебных недель | Каникулярный период |
1 год | 02.09.2019г. | 31.05.2020г. | 42 недель | 01-08 января 2020г.
|
Выходные и праздничные дни: 5-ти дневная рабочая неделя (длинные выходные) | ||
Праздничные дни: | Начало/конец | Дней |
2019г | ||
4 ноября – День народного единства | 2-4 ноября | 3 |
2020г. | ||
1- 8 января - Новогодние каникулы | 1-8 января | 8 |
23 февраля - День защитника Отечества | 22-24 февраля | 3 |
8 марта - Международный женский день | 7-9 марта | 3 |
1 мая - Праздник Весны и Труда | 1-4 мая | 4 |
9 мая - День Победы | 9-12 мая | 4 |
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Перечень разделов, тем | Общее количество учебных часов | В том числе | ||
Теория | Практика | ||||
Раздел | Неживая природа (12 часов) | ||||
1 | «День шуток и фокусов» | 1 | 0 | 1 | |
2 | «Экскурсия в осенний парк» | 1 | 0 | 1 | |
3 | «Радуга» | 1 | 0 | 1 | |
4 | «Роль воды в природе и жизни человека» | 1 | 0 | 1 | |
5 | «Свойства воздуха» | 1 | 0 | 1 | |
6 | «Откуда берется звук» | 1 | 0 | 1 | |
7 | «Хозяйка медной горы» | 1 | 0 | 1 | |
8 | «Съедобные кристаллы». | 1 | 0 | 1 | |
9 | «День геолога» | 1 | 0 | 1 | |
10 | «В гостях у Снежной Королевы». | 1 | 0 | 1 | |
11 | «Путешествие с облаками» | 1 | 0 | 1 | |
12 | «Путешествие в царство Нептуна» | 1 | 0 | 1 | |
Раздел | Свойства материалов (12 часов) | ||||
13 | «Знакомство со свойствами дерева и металла» | 1 | 0 | 1 | |
14 | «Удивительный мир мыльных пузырей» | 1 | 0 | 1 | |
15 | «Песок его свойства и применения» | 1 | 0 | 1 | |
16 | «Волшебный камень магнит». | 1 | 0 | 1 | |
17 | «Бумажная страна». | 1 | 0 | 1 | |
18 | «Свойства воздух» | 1 | 0 | 1 | |
19 | «Ткань, её качества и свойства» | 1 | 0 | 1 | |
20 | «Глина её качества и свойства» | 1 | 0 | 1 | |
21 | «Звон стекла» | 1 | 0 | 1 | |
22 | «В гостях у профессора Почемучкина» | 1 | 0 | 1 | |
23 | «Измерение длины и массы» | 1 | 0 | 1 | |
24 | «Планета Земля и планеты Солнечной системы». | 1 | 0 | 1 | |
Раздел | Живая природа (12 часов) | ||||
25 | «Красная книга» | 1 | 0 | 1 | |
26 | «Как животные приспособились к зиме» | 1 | 0 | 1 | |
27 | «Знакомство с комнатными растениями» | 1 | 0 | 1 | |
28 | «От семени до семени» | 1 | 0 | 1 | |
29 | «Слушай во все уши» | 1 | 0 | 1 | |
30 | «Посадили мы лучок» | 1 | 0 | 1 | |
31 | «На поиски пропавшего клада» | 1 | 0 | 1 | |
32 | «Почва» | 1 | 0 | 1 | |
33 | «Дары природы» | 1 | 0 | 1 | |
34 | «Наша Родина Россия» | 1 | 0 | 1 | |
35 | «Откуда хлеб пришёл» | 1 | 0 | 1 | |
36 | «Экскурсия в весенний парк» | 1 | 0 | 1 | |
Итого часов | 36 | 0 | 36 |
Содержание программы
1 год обучения
Занятие №1.
Тема: «День шуток и фокусов».
Цель: Продолжать стимулировать развитие любознательности детей, их желание наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире, активировать мыслительные процессы, речевую деятельность.
Занятие №2.
Тема: «Экскурсия в осенний парк»
Цель: Формировать у детей представления о состоянии растений осенью. Дать знания о плодах и семенах деревьев. Кустарников, травянистых растений. Дать знания о способах распространения семян. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе.
Занятие №3.
Тема: «Радуга».
Цель: Развивать познавательную активность, совершенствовать двигательные умения, умения делать выводы, умозаключения, формировать навыки экспериментальной деятельности, закреплять умения и навыки работы с различными материалами.
Занятие №4
Тема: «Роль воды в природе и жизни человека».
Цель: Сформировать представление о некоторых свойствах воды прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, закрепить знания детей о разных состояниях воды и природных явлениях.
Занятие №5
Тема: «Свойства воздуха»
Цель: Познакомить детей с домашними птицами, и внешним видом, образом жизни. Способствовать развитию интереса к книгам, умению отвечать на вопросы по картинкам.
Занятие №6
Тема: «Откуда берется звук»
Цель: Познакомить детей с принципами образования и улавливания звука, развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к звучащему миру. Закрепить навыки словообразования, употребления притяжательных прилагательных, существительных в единственном и множественном числе.
Занятие №7
Тема: «Хозяйка медной горы».
Цель: Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Познакомить со свойствами камней
Занятие №8
Тема: «Съедобные кристаллы».
Цель: Дать детям знания о происхождении соли, о познакомить со свойствами соли и её значении для человека. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с солью. Воспитывать любознательность и интерес к любознательной деятельности.
Занятие №9
Тема: «День геолога».
Цель: познакомить детей со свойствами камня и мела. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, назвать их свойства и особенности. Развивать их сенсорные ощущения, умения пользоваться приборами при проведении опытов и экспериментов
Занятие №10
Тема: «В гостях у Снежной Королевы».
Цель: Поддерживать у детей желание экспериментировать. Активизировать познавательную деятельность детей. Учить делать простые умозаключения. Познакомить детей с некоторыми свойствами льда. Формировать умения заниматься экспериментальной деятельностью. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
Занятие №11
Тема: «Путешествие с облаками».
Цель: формировать умение видеть и описывать небо в разную погоду,
представление о том, что облака – это взвешенные в атмосфере продукты
конденсации водяного пара; учить выделять разную форму облаков, по облакам определять, какая будет погода (перистые и кучевые облака к хорошей погоде; дождевые – к дождю; сгущение темных облаков в тучи – к грозе);
Занятие №12
Тема: «Путешествие в царство Нептуна»
Цель: знакомить детей с историей возникновения праздника Нептуна;
формировать интерес к здоровому образу жизни; воспитывать настойчивость в достижении результата; вызывать интерес к использованию нетрадиционных изобразительных техник; закреплять знания о море и его обитателях.
Занятие №13
Тема: «Знакомство со свойствами дерева и металла».
Цель: Уточнить знания детей о свойствах дерева и металла, с которыми они познакомились в средней группе. Познакомить их с новыми свойствами (дерево горит, а металл не горит). Познакомить детей с тем, как свойства металла и дерева люди используют при изготовлении разных предметов из них.
Занятие №14
Тема: «Мыло-фокусник».
Цель: Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри и пена.
Познакомить детей со свойствами мыльных пузырей. Развивать у детей навык практического экспериментирования. Формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов .
Занятие №15
Тема: «Песок его свойства и применения»
Цель: Развивать познавательную активность, совершенствовать двигательные умения, умения делать выводы, умозаключения, формировать навыки экспериментальной деятельности, закреплять умения и навыки работы с различными материалами.
Занятие №16
Тема: «Волшебный камень магнит».
Цель: Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со свойствами и классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита. Формирование словаря (магнетизм, полюса, магнетит).
Занятие №17
Тема: «Бумажная страна».
Цель: Формировать знания детей о бумаге, разных её видах, качествах и свойствах бумаги, истории её создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и её значением.
Занятие №18
Тема: «Свойства воздуха».
Цель: познакомить детей со свойствами воздуха ( невидим, не имеет запаха, передвигается, занимает место, лёгкий..) и его значением для всего живого.
Занятие №19
Тема: «Ткань, её качества и свойства».
Цель: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Занятие №20
Тема: «Глина её качества и свойства».
Цель: Развивать изобразительные умения, учиться преобразовывать предметы, используя новые детали, изменяя цвет, величину, стремление преобразовыванию.
Занятие №21
Тема: «Звон стекла»
Цель: формировать умение устанавливать причины следственной связи на основе опытов; развивать познавательный интерес к предметному миру; развивать желание детей проводить опытно - экспериментальную деятельность с предметами из стекла; формировать умение соблюдать меры безопасности.
Занятие №22
Тема: «В гостях у профессора Почемучкина»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; развивать навыки проведения опытов; - расширять и активизировать словарь детей; поощрять выдвижение гипотез; развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; воспитывать аккуратность при работе с водой
Занятие №23
Тема: «Измерение длины и массы».
Цель: Развивать представления о человеке как биологическом существе; формировать представление о том, что человек часть природы. Совершенствовать речь детей; пополнять словарный запас новыми словами, терминами. Развивать представление о способах и единицах измерений длины и массы, необходимых инструментах. Формировать представление детей о мерки, как способе измерения.
Занятие №24
Тема: «Планета Земля и планеты Солнечной системы».
Цель: Закрепить знания детей о солнечной системе, о порядке расположения планет относительно Солнца, их величине. Закрепить знания детей о том, кто первым полетел в космос. Развивать творческое воображение и мышление.
Занятие №25
Тема: «Красная книга».
Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться ее богатствами..
Занятие №26
Тема: «Как животные приспособились к зиме».
Цель: Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям. Воспитывать желание, стремление помогать птицам, зверям зимой.
Занятие №27
Тема: «Знакомство с комнатными растениями».
Цель: Способствовать открытию мира словестного искусства (ритмического склада речи, звучных ритмов и рифм, выразительности интонации потешек, закличек, стихов). Пробуждать интерес к природе, первым весенним признакам.
Занятие №28
Тема: «От семени до семени»
Цель: Закрепить представление, что семя – конечная стадия роста однолетнего растения, оно необходимо для продолжения жизни. Дать знания о строении семени: семенная кожура, семядоля, зародыш. Формировать представления о распространении семян растений.
Занятие №29
Тема: «Слушай во все уши».
Цель: дать знания об органах слуха, уточнить, что уши у всех разные
продолжать формировать гигиенические навыки по уходу за ушами.
при помощи опытов учить различать силу, высоту, тембр звуков;
учить навыкам самомассажа, развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования, тренировать слуховой анализатор.
Занятие №30
Тема: «Посадили мы лучок».
Цель: Познакомить детей со способами посадки лука в землю и воду, дать представление о процессе подготовки луковиц и почвы к посадке
Занятие №31
Тема: «На поиски пропавшего клада».
Цель: Развивать интерес к экспериментированию с разными материалами. Использовать в работе схемы, алгоритмы действий при обследовании материалов. Уточнение и соблюдение правил безопасности при работе с различными материалами.
Занятие №32
Тема: «Почва»
Цель: Познакомить с понятием «почва», ее свойствами, происхождением, использованием. Обогатить словарь, учить составлять описательный рассказ по опорной схеме, развивать внимание память, мышление. Учить умению взаимодействовать в команде, договариваться.Сохранять здоровье детей средствами релаксации, пластических и дыхательных упражнений.
Занятие №33
Тема: «Дары природы»
Цель: способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; прививать трудолюбие.
Занятие №34
Тема: «Наша Родина Россия».
Цель: дать детям представление о родине – Россия, её столице; развивать у детей умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою страну, город в котором живут, воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну.
Занятие №35
Тема: «Откуда хлеб пришёл».
Цель:
Занятие №36
Тема: «Экскурсия в весенний парк».
Цель: Формировать у детей представления о состоянии растений весной. Познакомить детей с трудом взрослых в парке по уходу за растениями весной. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе.
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав МАДОУ ЦРР д/с №18, Правила внутреннего распорядка обучающихся. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.
Список литературы
Нормативные правовые акты и иные документы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.
5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
6. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Основная литература
1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2015.
2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2014.
3. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 2009. №
4. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 2016.
5. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА.Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2011.
6. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2013 .
7. Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 2015. — № 2.
8. Рыжова НА.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 2016. — № 2.
9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика, 2010. — № 1.
10. Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2012. - № 8.
Интернет-ресурсы:
- http:// vk.com/club_sunduk_ru
- https://mysku.ru/blog/china-stores/30856.html
- https://geektimes.ru/company/top3dshop/blog/284340/
- https://habrahabr.ru/company/masterkit/blog/257271/
- https://www.losprinters.ru/articles/trafarety-dlya-3d-ruchek
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Социально-педагогической направленности «Почемучки» Возраст обучающихся: 3-7 лет Срок реализации: 4 учебных года
Рабочая общеразвивающая программа «Почемучки» - социально-педагогической направленности (естественнонаучная), она способствует развитию у детей познавательного интереса к окружающей природ...
Дополнительная общеразвивающая программа творчески-познавательный, информационный «Волшебный пластилин» (пластилинография) (стартовый уровень) Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации: 1 год Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 го
АктуальностьВ последнее время родители очень часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...
Дополнительная общеразвивающая программа «Талантливые ручки» Направленность: художественная Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 5 – 7 года Срок реализации: 2 год
Пояснительная запискаАктуальность.Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» возраст обучающихся 3-7 лет срок реализации программы 4 года
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»возраст обучающихся 3-7 летсрок реализации программы 4 года...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный математик» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Направленность программы – социально-педагогическая
В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий. Это о...
Рабочая программа по дополнительному образованию художественно- эстетической направленности "Мир сенсорики" Возраст обучающихся: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей...