"Путешествие в морские глубины"
план-конспект занятия по окружающему миру

Изоитко Надежда Александровна
Цели и задачи: - расширять представления детей об обитателях морских глубин, -продолжать формировать представление детей о природе как о едином целом, уточнить и расширить их представления о животном и растительном мире морей и океанов, - воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_prezentatsiya_puteshestvie_v_morskie_glubiny.pptx836.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПУТЕШЕСТВИЕ В МОРСКИЕ ГЛУБИНЫ Подготовила: воспитатель Изоитко Надежда Александровна

Слайд 2

Цели и задачи: - расширять представления детей об обитателях морских глубин, -продолжать формировать представление детей о природе как о едином целом, уточнить и расширить их представления о животном и растительном мире морей и океанов, - воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы.

Слайд 3

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в морское путешествие. Кто-нибудь из вас бывал на море? (Ответы детей ). А что же такое море? Море —это часть океана, большое водное пространство с горько-солёной водой. Море красиво и опасно. Мы любим море, и стремимся попасть к нему вновь и вновь. Чтобы увидеть вечность и понежиться на ласковой волне. А как можно путешествовать по морю? (Ответы детей: На корабле, на паруснике, на яхте, на лодочке...). Каким образом можно очутиться на морском дне? (Ответы детей: Можно опуститься на батискафе – это большой шар с иллюминаторами и различными приборами внутри, которые фотографируют всё то, что его окружает (морских жителей). С помощью специального костюма Кто из вас видел морских жителей? (Ответы детей: медузу, крабов, дельфинов…). Но не всегда показываются нам морские жители, да и обитают они на разных континентах, и в разных морских пучинах. А насколько хорошо мы их знаем? Морские обитатели отличаются пестротой цветов и красок, особенно на небольших глубинах. Чем глубже в море, тем безразличнее цвет для его обитателей. Ведь в пучинах, где царит вечная тьма, какого бы ты цвета ни был, никто тебя не увидит.

Слайд 4

Скат Морской ёж Морской конёк Дельфин Летучая рыба Косатка Рыба-игла Рыба-клоун Камбала Тюлень Рыба-удильщик Кит Медуза

Слайд 5

Воспитатель: В море живёт много зверей, хотя они внешне напоминают рыб. Вспомните моржа и тюленя. - Чем они отличаются от рыб? (Они живут и на суше, а в море только охотятся. Моржи и тюлени не могут долго находиться под водой, потому что дышат воздухом.) Воспитатель: В море, кроме тюленя и моржа, таких животных много. Узнаем о них подробнее. ЭТО:

Слайд 6

Киты – самые крупные морские животные на Земле. Они достигают длины 30 метров и весят до 150 тонн. С виду киты немного страшные, но они совсем не опасны для людей, киты ведь не хищники. Киты питаются планктоном (мелкими рачками). Они общаются между собой, подавая сигналы на своей частоте и могут рассказывать сородичам о беспокойстве или страхе. Держатся киты большими компаниями. У самки кита рождается один китёнок, которого мама кормит молоком. Мама китёнка впрыскивает молоко прямо ему в глотку. Зона жизни китов – это лишь небольшой слой морских вод на границе с атмосферой. Чем киты отличаются от рыб? (Киты - не рыбы, они дышат не жабрами, а лёгкими.) Рассекает океан, Из спины живой фонтан! Страшен и огромен он, Но ест крошечный планктон. (Кит) КИТ

Слайд 7

Дельфины – самые разумные обитатели океана, дышат лёгкими, хищники, живут группами, прекрасно плавают и легко ориентируются даже в мутной воде. Они могут выпрыгивать из воды на высоту до 5 м. Между собой общаются с помощью свистящих звуков. Во время охоты они издают разнообразные высокочастотные звуки, которыми оглушают рыбу, благодаря чему они легко ее ловят. Питаются рыбой. Дельфины легко приручаются человеком, они могут работать в дельфинарии, где дрессировщики обучают их различным цирковым трюкам. ДЕЛЬФИН Вновь играя и шаля Перед носом корабля. Над водой мелькают спины, - Мчатся шустрые… (дельфины)

Слайд 8

КОСАТКА Косатки – это млекопитающие из семейства дельфиновых, они тоже, как дельфины, дышат воздухом. Их основное отличие от дельфинов – это окраска, белые четкие пятна на теле. Размеры и расположение белых пятен на теле косатки могут служить знаком отличия, как у человека отпечаток пальца. Косатки – хищники, причем различные их группы питаются рыбами: сельдью, треской, тунцом, макрелью, палтусом и лососевыми, головоногими моллюсками. И лишь, в редких случаях, морскими млекопитающими. Для охоты они собираются в группы и окружают стаю рыб, по очереди оглушая тех хвостом и потом съедая. Мы – животные морские, Для китов – опасней гроз: Плавники у нас такие, Что острее острых кос. ( Косатка )

Слайд 9

Воспитатель: Таким образом, все эти животные: и касатка, и кит, и дельфин – морские звери. Как вы думаете, дети, могут ли они уплыть на дно в ураган и спокойно его переждать? (Ответы детей: Нет, им нужен воздух, чтобы дышать.) Воспитатель: А вот рыбы прекрасно дышат под водой, поэтому прячутся на дне. Рыбы очень разнообразны и по цвету, и по размеру, и по форме. Самыми опасными рыбами являются, конечно же акулы. Что вы о них знаете? (Ответы детей.) Сейчас вы узнаете о них подробнее.

Слайд 10

РЫБЫ Мы пугливы иногда, Можем быть и храбрыми. Окружает нас вода, В ней мы дышим жабрами. С чешуей и плавниками Проплываем тут и там И гуляем косяками Мы по рекам, океанам и морям… (Рыбы)

Слайд 11

Море синее прекрасно. Только плавать в нем опасно! Как бы вас не «хватанула» Кровожадная … (Акула) АКУЛА Акула - хищная рыба, тело – торпедообразной формы, дышит жабрами. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Движение вперёд и повороты рыба осуществляет изгибами хвоста влево или вправо. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, убивает свою жертву и разрывает ее на клочки. Питаются акулы животной пищей. Среди акул немало и таких, которые опасны и для человека. Большая белая акула - самый страшный охотник-убийца. Китовая акула - самая крупная на Земле рыба. Она достигает в длину 18 м и весит около 40 т, питается планктоном. Живет она около 70 лет.

Слайд 12

У ската плоское тело и тонкий, длинный хвост. У него есть ток, им он защищается. Передвигаются электрические скаты очень неохотно, предпочитая лежать на дне или зарываясь в песок, оставляя на поверхности только глаза. Охотятся они на обитателей морского дна – ракообразных и донных рыб, поэтому и совершать ей длинные плавания в погоне за добычей ни к чему. Для человека электрический скат представляет угрозу только в том случае, когда человек сам прикоснется к рыбе. СКАТ Электрическим разрядом, Глушит рыбок она разом, Тело словно блин большой, На хвосте шип торчком! (Скат)

Слайд 13

РЫБА-УДИЛЬЩИК Удильщики – морские обитатели, живут на глубине от полутора до трех километров. Видоизмененный луч спинного плавника выступает в роли приманки и по форме напоминает удочку рыбака. На конце удочки расположился небольшой кожный вырост, наполненный миллионами светящихся бактерий. Именно на его свет, как мотыльки на пламя, плывут другие, маленькие и не очень, жители океанского дна. Удильщики прожорливы, и готовы съесть все, что помещается в их зубастую пасть. Но если рыба-удильщик проглотит добычу в три раза крупнее превышающую их по размеру, то рыба погибает. Потому что, выплюнуть обратно крупную жертву рыба- удильщик не сможет — мешают зубы, и очень часто такие попытки проглотить непосильную добычу становятся последним, неудачным, обедом в жизни удильщика.

Слайд 14

Есть лошадка, но не пашет, И – го - го она не скажет, Молча плавает в воде, Прячется в морской траве, То ли рыба, то ль зверек? Кто это?… (Морской конёк) В море встречаются рыбы, на рыб вовсе не похожие, например, морской конёк. Изгиб его шеи напоминает изгиб шеи у лошади, поэтому его так и назвали. Но когда он плывёт, он вытягивается и становится больше похожим на иголку, чем на коня. Тело покрыто щитками с длинными выростами – ниточками и заканчивается закручивающимся хвостом. Он вовсе не похож на хвост рыбы, но это интересное животное – настоящая рыба. Ухватится морской конёк своим хвостом за какое-нибудь подводное растение и сидит неподвижно, добычу подкарауливает. Вдвойне хорошо ему от такой формы тела: и добыча не сразу заметит его и враги проплывут мимо. Вот он и сыт и цел. МОРСКОЙ КОНЁК

Слайд 15

МОРСКОЙ ЁЖ Что за шар плывет с шипами, Тихо машет плавниками? Только в руки не возьмешь. Этот шарик — ... (Морской еж) Морские ежи - это родственники морских звёзд, которые распространены во всех морях земного шара. Тело их покрыто жёстким панцирем с подвижными иголками, с помощью которых ежи передвигаются по дну моря. У одних видов колючки короткие и толстые, у других острые и достигают длины 30 см. С нижней стороны их тела имеется рот с пятью твёрдыми зубами. Питаются они водорослями, сидячими животными и илом .

Слайд 16

Глубоко на дне она Словно на небе видна. Но не светит и не греет, Потому что не умеет. (Морская звезда) МОРСКАЯ ЗВЕЗДА Морские звёзды - это малоподвижные морские животные, имеющие от 5 до 50 лучей. Обитают они в морях и океанах, как на больших, так и на мелких глубинах. Окраска этих животных очень разнообразна. Рот находится на нижней стороне тела. Присоски на лучах морских звезд обладают большой силой. За счет ее они могут открывать раковины моллюсков. Им достаточно открыть раковину всего на несколько миллиметров, чтобы полакомиться мясом своей жертвы. Питаются морские звёзды устрицами, моллюсками и морскими гребешками. Также поедают ил и мёртвых животных.

Слайд 17

И на суше, и в воде — Носит дом с собой везде. Путешествует без страха В этом доме... (Черепаха) В водах тропических морей обитают морские черепахи. Они полностью приспособлены для жизни в водной среде. Самые крупные морские черепахи – кожистые. Их длина достигает двух метров, а вес – 600 килограмм. Среди морских черепах есть и хищники, которые питаются моллюсками и ракообразными, и мирные травоядные животные, которые едят водные растения, в основном, морскую капусту. МОРСКАЯ ЧЕРЕПАХА

Слайд 18

МОРСКАЯ ИГЛА Интересной формой тела обладает морская игла. Длина её 20-28 см и вся она тоненькая-тоненькая, не толще карандаша. Если она станет вертикально среди водорослей и морской травы, то и не заметишь, есть ли там живое существо, или одни лишь стебли и листья морской травы колеблются.

Слайд 19

Груша с длинными ногами Поселилась в океане. Целых восемь рук и ног! Это чудо … (Осьминог) У осьминогов нет твердого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. На них расположены по два ряда больших присосок, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне. Осьминоги –настоящие хищники. Обычная их добыча – креветки, лангусты, крабы и рыбы. Размножается осьминог кладкой яиц. Осьминог относится к головоногим моллюскам. Его длина от 3 до 14 метров. ОСЬМИНОГ

Слайд 20

Камбала – удивительная рыба. Глаза у неё расположены на одной стороне. Тело у камбалы — плоское, похожее на блинчик. Лежит тихо на дне моря, подстерегая добычу. Интересный факт - это умение этой рыбы маскироваться. Улегшись на самом дне, камбала практически моментально изменяет свой цвет и даже более того, на ней проявляется рисунок схожий с рисунком песка или грунта. Таким образом, она становится совершенно незаметной для невооруженного взора. Есть ещё одно примечательное свойство: камбала выделяет особое вещество, которое отпугивает акул на долгие часы. КАМБАЛА Вот так рыба – просто чудо! Очень плоская, как блюдо. Оба глаза на спине, И живет на самом дне. Очень странные дела. Это рыба… (камбала)

Слайд 21

Ловко мусор собирает, Дно морское очищает. ( Краб) По дну теплых морей и океанов бегают крабы. У них широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. У крабов пять пар ножек. Передние ножки преобразованы в мощные клешни. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот. Крабы, как и другие обитатели морского дна,- хорошие мусорщики. Они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ. КРАБ

Слайд 22

Летучие рыбы встречаются в самых теплых морских и океанических водах. Как летает летучая рыба ? Перед взлетом 70 раз быстро шевелит хвостом, прежде чем совершить рывок на поверхность. Форма тела – похожая на фюзеляж самолета или, торпедная, чтобы обеспечить обтекаемость и уменьшить сопротивление воздуха. Аэродинамические свойства плавников-крыльев, расположенных на ребрах, тоже сродни крылу самолета и, собственно, крылу птицы. Рыба направляет их немного вверх, чтобы обеспечить подъем, при этом может ловить восходящие воздушные потоки и пролететь таким образом метром 150, а то и 300. Есть еще летучие рыбы, оснащенные двумя дополнительными плавниками в нижней части тела – этим особям и 400 метров пролететь ничего не стоит. В завершение полета грудные плавники складываются, и рыбка снова падает в воду – или может просто оттолкнуться хвостом от поверхности и изменить направление движения. ЛЕТУЧИЕ РЫБЫ

Слайд 23

РЫБА-КЛОУН Такое необычное прозвище рыба-клоун получила из-за яркой окраски и сходства с гримом цирковых актеров, которые разрисовывают свое лицо перед выступлением. Рыба-клоун живет рядом с морской актинией (анемоной), которая благодаря огромному количеству ядовитых щупалец защищает рыбку от недругов. Клоунам же актинии не страшны, эти рыбки производят специальную слизь, что защищает их от болезненных укусов. Рыбы-клоуны тщательно заботятся о своем «доме»: привлекают к анемоне разные организмы, которыми она питается, а еще очищают ее от загрязнений и отпугивают хищников вроде крабов. Питаются преимущественно водорослями и планктоном, которые приносит течение. Отплывать далеко от своей актинии рыбки не решаются, так как могут стать легкой добычей для окружающих хищников.

Слайд 24

- Каких животных называют рыбами? Как передвигаются рыбы? Почему рыбы могут жить только в воде? - Чем похожи все рыбы? А чем они отличаются? - Ребята, а каких рыб называют хищными? А не хищные рыбы чем питаются? Назовите животных, которые дышат лёгкими. - Дети, вам понравилось путешествие? - Что понравилось? - Каких морских обитателей встретили? - Чьи рассказы вам понравились? Итог: Наше путешествие на морское дно закончилось. Понравилось ли вам путешествие на морское дно?

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию с использованием техники граттаж на тему: «Путешествие в морские глубины» в подготовительной группе.

Вашему вниманию представлен конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования "граттаж", выполненный в форме путешествия. В процессе занятия воспитанни...

Конспект занятия по рисованию с использованием техники граттаж на тему: «Путешествие в морские глубины» в подготовительной группе.

Конспект занятия по рисованию с использованием техники граттаж на тему: «Путешествие в морские глубины» в подготовительной группе. Программные задачи: Образовательные: Познакомить дете...

Конспект занятия по рисованию с использованием техники граттаж на тему: «Путешествие в морские глубины»

Программные задачи:Образовательные: Познакомить детей с техникой «граттаж», закрепить умение детей владеть различными приемами графического изображения. Закрепить представления детей о море и его обит...

Конспект комплексной организованной образовательной деятельности "Путешествие в морские глубины" в подготовительной логопедической группе

Целью занятия является обобщение и расширение представлений детей о море и морских обитателях. Формировать у детей устойчивый интерес к продуктивной деятельности, закрепить различные приемы работы с б...

«Путешествие в морские глубины» Подготовительная к школе группа. (рисование)

- Совершенствовать навыки нетрадиционной техники рисования с использованием  ватных палочек- методом тычка. Закрепить представления детей о море и его обитателях.- Продолжать формирова...

Конспект занятия по рисованию с использованием техники граттаж на тему: «Путешествие в морские глубины» в подготовительной группе.

Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки»!Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного до...

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием техники БАТИК на тему «Путешествия в морские глубины»

Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.Задачи:Образовательные: Продолжать знак...