Проект "В гостях у Лесовичка"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время. Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_gostyah_u_lesovichka.docx | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65»
Проект: «В Гостях у Лесовичка»
Воспитатели: Мантурова Д.В.
Айдабулова Н.А.
г. Саратов 2021г
Содержание
Введение
1. Актуальность
2. Содержание проекта
3. Цели и задачи проекта
4.Ожидаемые результаты
5. Этапы реализации проекта
6. Заключение
Используемая литература
Введение
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе вечный источник детского разума
В. Сухомлинский
АКТУАЛЬНОСТЬ
Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время. Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.
Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу –значит творить добро. Достичь это можно в том случае, если знакомить ребёнка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест.
Тема проекта: «В гостях у Лесовичка!»
Вид проекта: информационно-творческо-исследовательский.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители
Срок реализации проекта: 2 недели.
Проблема: зачем необходимо беречь и любить живую
природу?
Цель проекта: создание условий для формирования у
ребенка элементов экологической культуры, экологически
грамотного поведения в природе, гуманного отношения к
живым объектам фауны. Практическое внедрение детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности.
Задачи:
1) Расширять кругозор о природе родного края.
2)Прививать любовь к родной природе, формировать
бережное к ней отношение;
3) Познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты. Учить работать в команде.
Ожидаемые результаты проекта:
- бережное, заботливое отношение к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
-Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.
-Элементарные экологические знания, соблюдение правил поведения в природе.
- взаимосвязь в природе, бережное отношение ко всему живому, животным, птицам, насекомым.
- Проявление интереса к явлениям и объектам природы.
-Умение экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Методы работы:
∙исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
∙наглядные;
∙словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
∙технология моделирования
∙релаксация;
∙игровой: (сюрпризный момент, игры)
Формы работы:
∙Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром,
художественному творчеству, проведение занятий-опытов.
∙Целевые прогулки, экскурсии с детьми.
∙Игры - занятия в опытно - экспериментальном уголке и уголке природы.
Формы работы с родителями:
В совместной работе с родителями мы широко используем:
∙консультации для родителей,
∙родительские собрания,
∙беседы, тематические выставки,
∙смотры-конкурсы, конкурсы.
∙анкетирование,
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 2 недели.
1 ЭТАП: Подготовительный: ( накопления материала)
Документально-организационная работа:
- выбор темы и составление проекта;
- Определение целей и задач проекта;
- Составление перспективно- тематического плана проекта;
- Подготовка памяток, рекомендаций, консультаций для родителей по теме проекта, анкетирование;
- Обеспечение условий для реализации проекта;
- Изучение методической литературы.
- Подбор детской литературы по данной теме.
2 ЭТАП: Основной
- Проведение познавательных занятий и бесед.
- Беседа: «Правила поведения в лесу»
- Беседа «Растения и кустарники на участке».
- Беседа "К природе с добротой".
- «У природы нет плохой погоды» - музыкально-познавательное занятие
- Чтение произведения «Про всех на свете» Борис Заходер.
- Чтение произведения Д. Мамина – Сибиряка «Лесная сказка»
- Прослушивание звуков природы. Д/и «Угадай, что за звук?»
- Загадки, пословицы и поговорки .
- Сюжетно – ролевые игры: «Путешественники», «Зоопарк»,
- Настольно – печатные игры:- ,«Насекомые». «Чьи семена?»,
«Кто как поет?», «Что в корзинку мы берем?».
- Дидактические игры: «Растения нашего края», «Что сажают в огороде?» «Кто живет у нас в лесу?», «Растения нашего края»
«Правила поведения в лесу», «С какого дерева лист?».
- Подвижные игры: «Найди это дерево», «С какого дерева листочек», «Мышеловка», «Волк во рву».
- Словесные игры: «Доскажи словечко», Природа- не природа. «Зверь, птица, насекомое, « Кто, где обитает и т. д
- Совместная деятельность по художественному творчеству «Волшебное осенние дерево» , « Будь природе другом» (рисование с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе). Коллаж «Будь природе другом».
- Рассматривание картин И. Левитан. Осенний день. Осень. Золотая осень.
- Наблюдения :«За сезонными изменениями», «За пауком», «За муравьем», «За кошкой», «За цветником» «За осиной» «За березой» «За тополем» «За птицами осенью» ,«За состоянием природы» ,«За елью» ,«За солнцем», «За ветром»
- Квест-игра «Экологическая тропа осени».
- Опытно- Исследовательская деятельность.
- Посадка огорода на окне. Ведение календаря наблюдений.
3 ЭТАП: Заключительный.
- Презентация проекта «В Гостях у Лесовичка»
Таким образом, при системном, комплексном проведении работы были достигнуты намеченные цели:
1. Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом.
2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы.
3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.
4.Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя взрослыми людьми, спасающими и оберегающими природу родного края.
Использованная литература:
1.Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.
2. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.
3. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - М.: Просвещение, 1972. - 126 с.
4. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
5.Дрязунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. Сада. - М. : Просвещение, 1981.- 80 с., ил. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
6. Горькова Л.Г, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
7. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2008
8. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
9. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
10. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н.Николаевой .-М, 2005
11. Коломина В.Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
12. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
13. Молодцова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.- Минск «АСАР», 2001.
14. Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. -Волгоград: Учитель, 2011
15. Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
12. Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
13. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
14. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
15. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова.
16. Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.
17. Н. А. Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва LINKA – PRESS 1998.
18. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002
19. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.
20. Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
21. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.- М:Мозаика-Синтез,2008
22. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2009.
23. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.
24. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011
25. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гости к Лесовичку (конспект занятия - экология)
Конспект занятия для разновозрастной группы по экологии (на укр. яз)...
Сюжетное занятие "В гостях у Лесовичка"
Данное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе составленное мною в 2011году было показано на город успешно. В занятии дети закрепляли навыки чтения словами и по слогам; умение слыш...
конспект занятия для средней группы "В гостях у Лесовичка"
Конспект занятия для средней "В гостях у Лесовичка" Цель: Обогащать знания детей о лесе. Продолжать формировать связную речь и закладывать основы экологической культуры....
Занятия из цикла знакомство с родным краем:"В гости к Лесовичку"
Путеществие в весенний лес родного края и знакомство с его обитателями - дикими животными....
В гостях у Лесовичка
Конспект открытого мероприятия: "В гости к Лесовичку" (вторая младшая группа)...
"В гостях у Лесовичка"
конспект открытого занятия...
Конспект занятия по математике в средней группе «В гости к Лесовичку»
Занятие по математике для детей 4-5 лет. Занятие в виде путешествия в гости к Лесовичку....