Проект "В гостях у Лесовичка"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Мантурова Диана Викторовна

Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время.  Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_gostyah_u_lesovichka.docx172.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65»

                             Проект: «В Гостях у Лесовичка»

C:\Users\User\Downloads\239ced1f217da6e389760be50dd4e3b0.jpeg

                                                       

                                               

                                                                      Воспитатели: Мантурова Д.В.

                                                                                                     Айдабулова Н.А.

                                     

                                    г. Саратов 2021г

Содержание

Введение

1. Актуальность

2. Содержание проекта

3. Цели и задачи проекта

4.Ожидаемые результаты

5. Этапы реализации проекта

6. Заключение

 Используемая литература

Введение

Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе вечный источник детского разума

                                                                                         В. Сухомлинский

АКТУАЛЬНОСТЬ                                       

 

   Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время.  Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.

Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста.       Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу –значит творить добро.   Достичь это можно в том случае, если знакомить ребёнка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест.

Тема проекта: «В гостях у Лесовичка!»

Вид проекта: информационно-творческо-исследовательский.

Участники:  дети старшей группы, воспитатели, родители

Срок реализации проекта: 2 недели.

Проблема: зачем необходимо беречь  и любить живую    

природу?

Цель проекта: создание условий для формирования у  

ребенка элементов экологической культуры, экологически

грамотного поведения в природе, гуманного отношения к

живым объектам фауны. Практическое внедрение детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности.

Задачи:

1)  Расширять кругозор о природе  родного края.

2)Прививать любовь к родной природе, формировать    

     бережное к ней отношение;

3) Познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты. Учить работать в команде.

Ожидаемые результаты проекта:

- бережное, заботливое отношение к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

-Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.

-Элементарные экологические знания, соблюдение правил поведения в природе.

-  взаимосвязь в природе, бережное отношение ко всему живому, животным, птицам, насекомым.

-  Проявление интереса к явлениям и объектам природы.

-Умение экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Методы работы:

исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;

наглядные;

словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;

технология моделирования

релаксация;

игровой: (сюрпризный момент, игры)

Формы работы:

Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром,

художественному творчеству, проведение занятий-опытов.

Целевые прогулки, экскурсии с детьми.

Игры - занятия в опытно - экспериментальном уголке и уголке природы.

 Формы работы с родителями:

 В совместной работе с родителями мы широко используем:

консультации для родителей,

родительские собрания,

беседы, тематические выставки,

смотры-конкурсы, конкурсы.

анкетирование,

 Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 2 недели.

1 ЭТАП: Подготовительный:       ( накопления материала)

Документально-организационная работа:

  • выбор темы и составление проекта;
  • Определение целей и задач проекта;
  • Составление перспективно- тематического плана проекта;
  • Подготовка памяток, рекомендаций, консультаций для родителей по теме проекта, анкетирование;
  • Обеспечение условий для реализации проекта;
  •  Изучение методической    литературы.
  • Подбор детской  литературы  по данной теме.

2 ЭТАП: Основной       

  • Проведение познавательных занятий и бесед. 
  • Беседа: «Правила поведения в лесу» 
  • Беседа «Растения и кустарники на участке».  
  • Беседа "К природе с добротой".
  • «У природы нет плохой погоды» - музыкально-познавательное занятие 

  • Чтение произведения «Про всех на свете» Борис Заходер.
  • Чтение произведения Д. Мамина – Сибиряка «Лесная сказка»
  • Прослушивание звуков природы. Д/и «Угадай, что за звук?»
  •  Загадки, пословицы и поговорки .
  • Сюжетно – ролевые игры: «Путешественники», «Зоопарк»,
  • Настольно – печатные игры:- ,«Насекомые». «Чьи семена?»,

«Кто как поет?»,  «Что в корзинку мы берем?».

  • Дидактические игры: «Растения нашего края», «Что  сажают в огороде?» «Кто живет у нас в лесу?», «Растения нашего края»

          «Правила поведения в лесу», «С какого дерева лист?».

  • Подвижные игры: «Найди это дерево», «С какого дерева листочек», «Мышеловка», «Волк во рву».   

  • Словесные игры: «Доскажи словечко», Природа- не природа.  «Зверь, птица,   насекомое, « Кто, где обитает и т. д

  • Совместная деятельность по художественному творчеству «Волшебное осенние дерево» , « Будь     природе другом» (рисование с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе). Коллаж «Будь природе другом».
  • Рассматривание картин  И. Левитан. Осенний день. Осень. Золотая осень.
  •  Наблюдения :«За сезонными изменениями», «За пауком», «За муравьем», «За кошкой», «За цветником» «За осиной» «За березой» «За тополем» «За птицами осенью» ,«За состоянием природы» ,«За елью» ,«За солнцем», «За ветром»

  • Квест-игра «Экологическая тропа осени».
  • Опытно- Исследовательская деятельность.
  • Посадка огорода на окне. Ведение календаря наблюдений.

3 ЭТАП: Заключительный. 

  • Презентация проекта «В Гостях у Лесовичка»

Таким образом, при системном, комплексном   проведении работы были достигнуты   намеченные   цели:

1.   Воспитание   любви   и   уважения   к растениям, природе    в   целом.

2. Воспитание осознанного бережного   отношения   к    объектам природы.

3.  Формирование   умения   и   желания    прогнозировать   свои   действия   по   отношению   к   окружающей среде.

4.Формирование   навыков экологически грамотного и безопасного   поведения   в природе.

     Наш проект способен при   целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь   детям осознать себя   взрослыми людьми, спасающими и   оберегающими  природу родного края.

 Использованная литература:

1.Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.

2. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.

3. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - М.: Просвещение, 1972. - 126 с.

4. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.

5.Дрязунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. Сада. - М. : Просвещение, 1981.- 80 с., ил. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

 Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.

6. Горькова  Л.Г,  А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.

7.     Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2008

8.      Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

9.      Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.

10.     Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н.Николаевой .-М, 2005

11.     Коломина В.Н. Воспитание  основ экологической культуры в детском саду: ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.

12.     Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.

13.      Молодцова  Л.П.  Игровые  экологические занятия с детьми.- Минск «АСАР», 2001.

14.   Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. -Волгоград: Учитель, 2011

15.     Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

12.  Николаева С.Н.,  Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.

13. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.

14. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

15.   Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова.

16. Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.

17.  Н. А. Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва  LINKA – PRESS 1998.

18. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/  ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002

19.  Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.

20.  Рыжова Н.А.,  Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.

21.  Соломенникова  О.А.  Экологическое воспитание в детском саду.- М:Мозаика-Синтез,2008

22.   Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2009.

23. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич  «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.

24.  Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011

25.    Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к Лесовичку (конспект занятия - экология)

Конспект занятия для разновозрастной группы по экологии (на укр. яз)...

Сюжетное занятие "В гостях у Лесовичка"

Данное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе составленное мною в 2011году  было показано на город успешно. В занятии дети закрепляли навыки чтения словами и по слогам; умение слыш...

конспект занятия для средней группы "В гостях у Лесовичка"

Конспект занятия для средней  "В гостях у Лесовичка" Цель: Обогащать знания детей о лесе. Продолжать формировать связную речь и закладывать основы экологической культуры....

Занятия из цикла знакомство с родным краем:"В гости к Лесовичку"

Путеществие в весенний лес родного края и знакомство с его обитателями - дикими животными....

В гостях у Лесовичка

Конспект открытого мероприятия: "В гости к Лесовичку" (вторая младшая группа)...

"В гостях у Лесовичка"

конспект открытого занятия...

Конспект занятия по математике в средней группе «В гости к Лесовичку»

Занятие по математике для детей 4-5 лет.  Занятие в виде путешествия в гости к Лесовичку....