НОД по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «Волшебство магнита»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
НОД по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «Волшебство магнита»
Цель:
Развитие познавательного интереса детей на основе исследовательских опытов с предметами.
Задачи:
Образовательные: сформировать представления о свойствах магнита. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитное поле». Учить самостоятельно осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы о результатах этой проверки. Активизировать в речи детей слова: притягивает, примагничивает. Обогащать словарь детей словосочетаниями: магнитные силы, магнитное поле.
Развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита; любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, умение выделять лишний предмет и обосновывать свой ответ. Развивать коммуникативные и социальные навыки.
Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности.
Оборудование и материалы: магниты, металлические предметы, предметы из резины, пластмасса, стекла, стакан с водой, картон, железные опилки, песок.
Ход:
-Дети, посмотрите, какая у меня красивая коробочка. Как вы думаете, что в ней может находиться? Послушайте загадку, может она вам поможет?
«Сидит Ивашка в металлической рубашке. Кто мимо пробегает, того пропускает, а кое-кого к себе подзывает».
Игра «Лимпопо» (магнит)
-А почему, про него говорят «Ивашка в металлической рубашке»?
-А что, вы можете рассказать о магните? (ответы детей)
-Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы и прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей интерес.
-Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Я с удовольствием вам расскажу. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит.(Показ изображения или иллюстрации). Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли – Магнезия. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже, считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Так же они обнаружили необычное свойство магнетита – притягивать железо.
Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.
-.Сегодня на занятии мы отправимся с вами в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами.
Давайте пройдем в нашу мини-лабораторию. (Напоминаю правила поведения и безопасности во время проведения опытов)
«Какие предметы притягивает магнит?»
1 Опыт.
Поднесите по очереди магнит ко всем предметам в тарелочке. Предметы, которые притягиваются к магниту отложите справа, не притягиваются – слева. Какие предметы притягивает магнит? В листке наблюдений давайте отметим результаты опыта.
Вывод: Магнит притягивает к себе металлические предметы. Это свойство магнита называется магнетизм. (Каким свойством обладает магнит?) А предметы притягиваются к магниту, потому что на них действуют магнитные силы. (Что действует на предметы?) ( Схема№1)
-Как же нам увидеть магнитные силы? Для этого у нас есть железные опилки, картон, магнит.
2 Опыт:
–Нужно положить магнит под картон и насыпать с небольшой высоты железные опилки. Посмотрите, что получится.
Внимание! С железными опилками нужно обращаться очень аккуратно, брать руками их нельзя. Они очень острые и могут поранить руку.
-Что с ними произошло? Они притянулись к тому месту, где находится магнит, т.е. примагнитились. Вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы и притягивает их. (Так что же притягивает железные предметы?)
Вывод: Магнитное поле – это пространство вокруг магнита. Просмотр видео «Магнит и железные опилки».
Физкультминутка
-Дети, как вы думаете, действуют магнитные силы через воду, картон, песок?
3 Опыт.
а) Стакан с водой, на дне скрепка. Как достать скрепку из воды? (Схема№2)
б) Картон, скрепка, магнит. (Схема№3)
в) Песок, гвоздики, магнит. (Схема№4)
Вывод: Магнитные силы проходят через воду, картон, песок.
-Дети, а как вы думаете, что будет с 2 магнитами, если мы поднесем их друг к другу? Давайте проверим.
4 Опыт.
Дети подносят магниты друг к другу и рассказывают, что происходит. А теперь поднесите магниты другой стороной.
-Что происходит сейчас?
Вывод: Магниты могут притягиваться и отталкиваться в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу.
-Давайте, теперь повторим, с какими свойствами магнита мы сегодня познакомились. (Дети перечисляют свойства магнита, опираясь на схемы)
– Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе? (конструктор, магниты – значки, кукла на магните с одеждой и т.д.Еще магниты используют в магнитофонных колонках – динамиках, в холодильниках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит. Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.
В конце занятия предлагаю детям стать капитанами своих лодочек и поучаствовать в гонках. Для этого в большую емкость с водой опускаем лодочки из пенопласта, парус, которой держит металлическая игла. Двигая магнитом, ребенок приводит в движение свою лодочку.
Список литературы
1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
2.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера»
3. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. – М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.
4. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
Схема 1
Схема 2
Схема 3
Схема 4
Не притягивает
Притягиваются и отталкиваются
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста" (ФГОС)
Формирование познавательных действий, становление сознания (представление о ритме, темпе, движении, об особенностях природы, об отечественных традициях и праздниках)....
Опыт работы «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и ус...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их стан...
РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ...
Обобщение опыта Тема «Нетрадиционные методы развития речи дошкольников - как основа познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»
Общение, являясь одним из первых видов деятельности, которыми овладевает ребенок, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. Именно в процессе непрекраща...
Конспект занятия по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста (II младшая группа) на тему: «В гости к медвежонку»
Программное содержание:Формировать умение детей группировать предметы по цвету, размеру и форме.Закрепить умение различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольникФормировать умение сочетать ...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Секреты магнита".
В данной методической разработке представлены материалы по познавательномуу развитию детей старшего дошкольного возраста....