Конспект занятия по окружающему миру с элементами экспериментирования
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие направлено на уточнение представлений детей о свойствах воздуха и способах его обнаружения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
НОД по экспериментально-познавательной деятельности
в старшей группе
«Волшебный невидимка»
Составили: Мамонтова Галина Васильевна, Салихилаева Ирина Алексеевна
Цель: Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха через организацию совместной познавательно-исследовательской деятельности
Задачи:
- Обучающие:
- Уточнить представления детей о свойствах воздуха и способах его обнаружения
- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
- Развивающие:
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Развивать умение делать выводы и умозаключения.
- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию природы, умение видеть удивительное в окружающем мире.
- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие"
Методы и приемы:
1. Практические
2. Наглядные
3. Словесные
Оборудование:
- «Волшебная» коробочка,
- Полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка,
- Стаканчики с водой, коктейльные трубочки,
- Стакан с салфеткой, таз с водой,
- Листы бумаги для изготовления веера,
- Свисток, резиновые игрушки,
- Акварель, коктейльные трубочки, листы бумаги для рисования
- Воздушные шарики для сюрпризного момента,
9. Два круга – зеленый и красный.
Ход занятия
Ну что, все в сборе, мы можем начинать
Встаньте рядышком по кругу
Улыбнемся все друг другу.
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется:
Все: «Доброе утро»
Воспитатель - Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и со всем, что нас окружает:
Здравствуй, небо! | руки вверх |
Здравствуй, земля! | присели, руки вниз |
Здравствуйте, мои друзья! | руки вперёд |
1,2,3,4,5 | загибаем пальцы рук |
Вместе мы в кругу опять | берёмся за руки |
Будем дружно мы играть И путешествовать опять | идут по кругу |
Воспитатель | Дети |
Ребята, скажите, что нас с вами окружает? Правильно! | Дома, деревья, птицы, животные. |
Сегодня мы с вами узнаем что-то очень интересное. У нас сегодня новое задание, оно вот в этой красивой волшебной коробочке. Вы хотите узнать, что у неё внутри? | Да |
Открывает коробочку…. она пустая | Коробочка пустая, в ней ничего нет. |
– Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку: | |
Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь. Он невидимый, и все же, Без него мы жить не можем. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! | Воздух |
Да, ребята, это воздух. Многие из вас о нем слышали, но никогда его не видели. Может, его вовсе нет? Давайте попробуем в этом разобраться. | |
Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужен воздух? | Чтобы дышать |
Правильно, но мы настолько привыкли к этому, что даже не замечаем, как дышим. А вы знаете, что человек может прожить без еды до 50 дней, без воды 5-7 дней, а без воздуха не сможет прожить и 5 минут. | Вдыхают, выдыхают |
Давайте проверим. Сначала хорошо вдохнём воздух, а потом выдохнем, и ненадолго задержим дыхание… и вы сразу почувствуете дискомфорт. | Дети пытаются задержать дыхание |
Значит, может ли человек не дышать? Делаем вывод: человек не может жить без воздуха. | Нет |
А кто ещё не может обходиться без воздуха? | Ответы детей |
Как вы думаете, что было бы, если бы на Земле исчез воздух | Не было бы жизни на Земле |
Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом. | |
Ребята, вот мы говорим с вами: «Воздух, воздух, без него нельзя жить…», а я что-то его не вижу… А вы видите? | Нет |
А хотите поймать воздух и посмотреть, какой он? Воздух-невидимка, | Да |
Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором лежат пустые полиэтиленовые пакеты | |
Возьмите пакеты и посмотрите, что в них? | Ничего нет, пакеты пустые. Их можно даже сложить несколько раз |
Давайте попробуем поймать воздух пакетом. Посмотрите, как я это сделаю. (Показывает) Закрутите пакеты. | |
Что произошло с пакетами? На что они стали похожи? | Пакеты наполнились воздухом, надулись и стали похожи на подушки |
Что в них находится? | Воздух |
Какого он цвета? | Бесцветный |
Почему мы его не видим? Делаем вывод: воздух бесцветный, прозрачный, невидимый | Он прозрачный, бесцветный, невидимый |
Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? | Пакет опять стал пустым |
Почему? | Он освободился от воздуха. Из него вышел весь воздух |
Да, вы правы, ребята. Воздух прозрачный, и, чтобы его увидеть, его надо поймать, что мы с вами и сделали. Значит, воздух есть везде вокруг нас. | |
А есть ли воздух внутри нас? | Ответы детей |
Посмотрите, у нас на столе есть стаканчики и трубочки. При помощи этих предметов мы увидим, есть ли воздух внутри нас. | |
Давайте подуем через трубочку, опущенную в стакан с водой, и посмотрим, что произойдёт. Ребята, что происходит с водой? Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была…? | Дети дуют, сначала тихо, затем сильнее. Выходят пузырьки воздуха. Ответы детей |
Пузырьки – это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но, чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. | |
Если мы подуем сильно, то, что увидим? | Пузырьки поднимаются быстрее, получается буря |
Да, это очень похоже на бурю. А бурю нагоняют чёрные злые тучи. Давайте прогоним эту тучу и бурю остановим. Физкультминутка | |
Злую тучку наказали, Ты плохая, ей сказали, И она заплакала, И она закапала Кап-кап-кап. Тучку бедную простили, Тучку с миром отпустили, Тучка плакать перестала, И потом совсем пропала, Кап-кап-кап | Погрозить указательным пальцем правой, левой руки Собирать «капельки» в ладошку Двумя руками стряхивать вправо, влево Руки от груди вперед Махнуть руками Потереть глаза кулачками Пожать плечами, руки в стороны |
Ребята, вы поняли, что воздух он есть внутри нас. Но как он к вам попадает? | Через нос |
Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как мы дышим. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? | Нет. |
А вот зимой, когда выгуляете на улице и дышите, то вы можете увидеть воздух. Как? Мы с вами, когда пойдём гулять, то подышим свежим морозным воздухом – это очень полезно для здоровья! | Идёт пар. |
Ребята, вы когда-нибудь слышали выражение «Выйти сухим из воды?» | Ответы детей |
Как вы думаете, это возможно? | Ответы детей |
Посмотрите, что это? Посмотрите, есть в нем что-нибудь? Можно ли опустить стакан в воду и не намочить салфетку? Давайте проверим. Опускаем стакан в таз с водой, дном вверх. Посмотрите, вода заходит в стакан? Почему? Что ей мешает? | Стакан Салфетка Ответы детей Нет Потому что там есть воздух, и он не пускает воду |
Воздух занимает место в стакане и не даёт воде намочить салфетку. А что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? | Пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет |
Ребята, мы смогли увидеть воздух. А сможем ли мы его почувствовать? Для того, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Лучше всего в этом помогает веер. Давайте попробуем его сделать. Возьмите листы бумаги и сверните их гармошкой. | Дети делают веера |
Помашите веером на себя. Что вы чувствуете? | Ветер |
Правильно, мы чувствуем ветерок. Ведь ветер – это передвижение воздуха. А как ещё можно почувствовать воздух? | Подуть |
А можем ли мы услышать воздух? | Ответы детей |
А вот и можно. Посмотрите, у меня есть свистулька. Через неё можно пустить быструю струю воздуха. (Свистит) | |
Что мы слышим? | Свист |
Правильно. Такой свистящий звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперёд. Это называется колебание. Повторите. | Дети повторяют (словарная работа) |
Мы можем услышать воздух и другим способом. Возьмём резиновые игрушки и нажмём на них. Струя воздуха, выходя из игрушки, издаёт звук, происходит колебание воздуха | Дети берут резиновые игрушки и нажимают на них |
Дети, А как в природе мы слышим воздух? | Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, шелест листвы) |
Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? | Ответы детей |
Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу с помощью пипетки и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). | Звучит музыка, дети рисуют |
Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились! | |
Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? | ответы детей |
Какой опыт вам показался самым интересным? | ответы детей |
Что вы сегодня узнали нового? | ответы детей |
Чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на мои утверждения вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны! | |
| |
Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями! И я предлагаю вам ещё раз заглянуть в нашу волшебную коробочку. Посмотрите-ка, в ней появились предметы, которыми можно поймать воздух. Что это? | Воздушные шарики |
Я дарю вам эти шарики. А надуть их вы сможете дома, когда будете рассказывать своим родителям всё, что сегодня узнали. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/03/picture-213041-1638549598.jpg)
Примерное планирование занятий по окружающему миру с элементами экспериментирования с детьми 4-5 лет
...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/03/picture-213041-1638549598.jpg)
Примерное планирование занятий по окружающему миру с элементами экспериментирования с детьми 5-6 лет
...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/03/picture-213041-1638549598.jpg)
Примерное планирование занятий по окружающему миру с элементами экспериментирования с детьми 6-7 лет
...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/31/picture-616601-1427793250.jpg)
Цикл игр-занятий по окружающему миру с элементами экспериментирования для детей младшего дошкольного возраста
Подборка игр-занятий...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/24/picture-1365138-1637759111.jpg)
«Мои верные помощники » Конспект занятия по окружающему миру с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:• продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;• работать над...