Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с природным миром.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мокрова Екатерина Владимировна

 В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с окружающим миром, с объектами живой и неживой природы, а также с изучением взаимосвязи всего живого на планете.  Это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека,  делает его более чутким

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_v_les_za_podsnezhnikami.doc370.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к интегрированному занятию «В лес за подснежниками» в подготовительной группе

по познавательно-речевому развитию МБДОУ № 28

Занятие для детей подготовительной группы, составлено в соответствии с Программой развития и воспитания детей в детском саду "Детство" под ред. Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович и др.

Тема недели: 

Возрастная категория: 6-7 лет.

Дата проведения: 

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Цель: формировать элементарные краеведческие представления.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать представление о природе родного края, о военно-морском флоте;
  • продолжать знакомить с природой Красноярского края;
  • формировать знания о труде моряков, знакомить с оповестительными сигналами на корабле;
  • формировать умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре;

Развивающие:

  • развивать творческие способности, воображение воспитанников;
  • развивать навыки речевого общения;
  • развивать диалогическую речь;
  • актуализировать и обогащать номинативный и предикативный словарь детей по теме: «Природа родного края»;
  • развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы;
  • развивать внимание, память, мышление, воображение;
  • развивать творческие возможности в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, игровой.

Воспитательные:

  • воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к природе родного края;  
  • продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, формировать опыт общения, в малых детских группах координируя свои действия с действиями партнеров; умении договориться, выслушивать своих собеседников.

Материалы к занятию:

Совместная деятельность:

Предварительная работа:

  • беседы: «Природа Красноярского края».
  • рассматривание иллюстраций на тему «Природа Сибири».
  • чтение и разучивание стихов о природе, слушание и разучивание песен о реках, природе в грамзаписи.
  • изготовление атрибутов.

Взаимодействие с семьёй:

- выезды на природу;

  • рассказы родителей (о природе края, о правилах поведения на природе, о труде моряков, и т. д.);
  • фотовыставка «Природа родного края»;
  • составление рассказов «Богатство Сибирских лесов»;
  • изобразительная деятельность «Я и природа».
  • составление альбома «Природа Красноярского края».

Методические приёмы: проблемные ситуации, ситуативный разговор, д/и, д/у, игровые ситуации, беседа рассуждение, беседа, физминутка,  объяснение воспитателя, самостоятельная творческая деятельность детей.

Методы и приемы:

наглядно – практический метод (ответы на вопросы)

словесный метод (чтение стихотворений, ответы на вопросы)

игровой прием (двигательные упражнения)

прием эмоционального объединения детей в начале занятия (сюрпризный момент, позволил за мотивировать детей на дальнейшую деятельность, создать доброжелательную игровую атмосферу)

использование проблемных ситуаций

рефлексия (ответы на вопросы)

№ п/п

Формы работы

Ход непосредственно образовательной деятельности

Комментарии

Предметно – развивающая среда

І. Организационный момент. Подготовка детей к работе: психологическая подготовка детей к общению.

1

Физминутка. Психогимнастика

Весна всегда дарит людям хорошее настроение, много улыбок. Улыбка – это ключ к душе любого человека. Улыбнитесь друг другу чистой, доброй улыбкой и пусть у вас будет всегда хорошее настроение.

Дети в группе, стоят возле воспитателя

ІІ. Подготовка детей к работе на основном этапе (Мотивационная составляющая). Обеспечение мотивации, принятие цели детьми.

2

Беседа

- А вы ребята ждете весну? (ответы детей)

- С какого месяца она начинается и сколько месяцев продолжается? (ответы детей: Весна начинается с марта и продолжается три месяца).

- Назовите весенние месяцы (ответы детей - март, апрель, май)

- А как в народе эти месяцы величают? (ответы детей: март – протальник, солнце начинает сильнее припекать, на открытых местах снег быстрее тает, появляются проталины; апрель – снегогон, бурно тает снег, бегут ручьи. На реках и озёрах лёд

покрывается трещинами, тает; май – цветень, в этом месяце уже нет снега, появляется трава) 

- Назовите первые признаки наступившей весны? (ответы детей: днём стало пригревать солнце, стало теплее, день стал длиннее, снег потемнел, стал таять, появились первые проталины)

календарь

3

Чтение воспитателем сказки

- Когда - то давным-давно в народе  сочиняли сказки о временах года, о том, как они правили в природе. Одну из таких сказок я вам сейчас расскажу.

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца –Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода, Забеспокоилась Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь, У меня есть чудо, которое поможет победить холод»……

- На этом сказка заканчивается. А вы хотите узнать, что это за чудо такое? Посмотрите на эти картинки и скажите – что из этого может быть чудом, которое поможет весне? (ответы детей)

На экране проектируется 4 времени года.

На экране изображены 3 картинки: лампочка, костер, солнце

4

Д/И «Какое солнце?»

- Действительно, это солнце. Ведь зимой оно не такое яркое и его лучики не дают столько тепла как Весной. Постаралась Зима даже солнце заколдовала! Но мы разрушим ее чары  и развеселим солнышко, если подарим ему ласковые слова. Назовите каким бывает солнце весной и приложите к нему лучик. (ответы детей: ласковое, озорное, теплое, лучистое, ясное, золотое, веселое, жаркое, желтое)

- Вот сколько хороших слов мы вспомнили! И какое красивое оно у нас получилось. Солнце это, то самое чудо, которое помогает весне, растопить зимние чары.

На столе лежит желтый круг – солнце, без лучей.  При помощи прищепок дети прикрепляют к кругу желтые полоски - лучи, называя при этом  слова определения

ІІI. Основной этап (усвоение представлений и способа действий).

  1. Обеспечение восприятия и первичного запоминания детьми изучаемого материала:

- существенных признаков, понятий, и т.д.

- правил и построенных на их основе алгоритмов.

2. Содействие усвоению детьми способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению).

3. Создание содержательных и организационных условий усвоения детьми методики воспроизведения изучаемого материала.

4

Ребусы

 - Солнце стало греть сильнее. Начинается капель, появляются первые островки земли – проталинки. Весна еще робкая и не смелая, но все равно борется с зимой. И в этом ей еще помогают ее верные друзья – птицы, они первыми открывают весну.

 Название этой птицы состоит из первых букв предметов изображенных на картинках – Гриб, Рыба, Арбуз, Часы.

-  Назовите, что изображено на картинках и подберите к ним соответствующую букву. Из этих букв выложите название птицы - помощницы весны.

На экране изображены картинки – гриб, рыба, арбуз, часы

грибрыбаарбузчасы

5

Звуковой анализ слова

- А теперь дайте характеристику каждому звуку в слове грач.

Г – согл. звук, твердый

Р – согл., твердый

А – гласный, ударный

Ч – согл., всегда мягкий

6

Физминутка «Грачи»

Март сосульки свесил с крыши (взявшись за руки идём по кругу)

И капелью зазвенел. (остановились, ритмично хлопаем)

Солнце в небе выше, выше. (подняли руки вверх)

Все хлопочут много дел. (наклоны вправо и влево)

Скоро снег совсем растает. (приседаем и всаём)

Выйдут в поле трактора. (руки на пояс, с перетопом продвигаемся вперёд)

Чёрный грач весну встречает (идём, высоко поднимая колени)

Громкой песней: (машем руками, «крылья»)

Кра-кра-кра.

7

Беседа

«Увидел грача - весну встречай» - так об этой птице говорили в старину. По их прилету определяли, какой будет урожай и погода. Если грачи играют – это к хорошей погоде. Если грачи сели в гнёзда, то через три недели можно выходить на посев в поле.

Грачи для людей не только предвестники весны, но и помощники на полях. Когда трактора начинают пахать землю, грачи слетаются большими стаями на поля и занимаются поиском червей, жучков и их личинок, тем самым очищая землю от вредных насекомых. Днём они ищут корм,  а к вечеру ежедневно в одно и то же время, они возвращаются на совместное место ночлега. Грачи почти всегда селятся колониями (стаями), вьют по несколько десятков гнёзд на одном дереве, располагая их вплотную друг к другу.

Люди всегда ждали весну и радовались ее приходу. Немало и  картин было нарисовано художниками о пробуждении природы, но только один русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов свою картину посвятил этим птицам и называется она «Грачи прилетели».

На экране  грачи на полях

8

Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

- Полюбуйтесь этой картиной, рассмотрите внимательно. Как художник нарисовал грачей? (ответы детей: он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда)

- Что они делают? (ответы детей: поправляют, ремонтируют гнезда. Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве) 

- Местом для своего проживания грачи выбирают старые деревья, в основном это березы. Гнезда вьют на толстых ветках. Место, где они живут, называют грачовником.

- Грачи радостные, веселые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись дамой. 

Картина Саврасова «Грачи прилетели»

9

Д/И «Четвертый лишний»

- Помимо грачей в городах живут и другие птицы. Посмотрите на картинки и скажите, среди каких птиц потерялся грач. (ответы детей: ворона, воробей, сорока, «ворона» - грач)

- Какая из этих птиц будет лишняя? Почему? (ответы детей)

- Чем нибудь эти птицы отличаются друг от друга? Что о них вы можете сказать? (ответы детей: окрасом перьев, размером)

Чем питаются? (ответы детей: сорока всеядная птица, питается как животным, так и растительным кормом, излюбленное место вороны для пропитания это помойка, воробей питается семечками, зерном, грач-жучками, червями. Корм в основном добывают на полях, когда пашут землю перед посевом )

На экране картинки с изображением птиц - воробей, ворона, сорока, грач

10

Сопоставление двух птиц

- Что – то не получается нам отыскать грача, уж очень он на ворону похож, которых в нашем городе очень много. Давайте поближе рассмотрим этих двух птиц и постараемся найти между ними различия.

- Ворона от грача отличается своим крупным размером. Когти у вороны сильные, загнутые.

- Что вы можете сказать про оперение этих птиц? Если здесь различия? (ответы детей) 

- У грача яркий фиолетово-синий блеск оперения. У вороны оперение черно-угольного цвета. Еще одним отличием грача являются перья на затылке с широкими, округлыми концами.

- Рассмотрите внимательно клювы этих птиц. Что вы заметили? (ответы детей) 

- Клюв у грача прямой и заостренный. От постоянного ковыряния в земле беловатого цвета,  место вокруг клюва голое. У вороны клюв черный. У основания покрыт мелкими перышками.

- Какие еще особенности отметили?

- Отличается грач от вороны и иной формой крыла и хвоста. Существует ещё один отличительный признак: "штанишки" - перья, покрывающие стороны лапок.

На экране  картинки с изображением грача и вороны с явными характерными отличиями

11

Конструирование из бумаги «Грачи»

- Сегодня я вам предлагаю тоже побыть художниками, как великий Саврасов и создать свою картину, но только краски использовать мы не будем. С помощью бумаги в технике оригами мы выполним своих грачей и заселим на нашем дереве, которое нарисовано на ватмане.

- Согните квадрат так, чтобы получился треугольник. Перегните получившийся треугольник пополам (схема 1).

Согните верхний угол вниз, захватывая один слой бумаги (схема 2).

Согните поделку пополам. Поверните работу (схема 3).

На маленьком треугольнике вогните треугольник так, чтобы он был виден (схема 4).

С двух сторон поднимите углы – крылья (схема 5).

Сделайте надрез. Оберните части, расположенные ниже надреза, внутрь фигурки (схема 6).

Дети садятся за столы.

На столах черная цветная бумага, ножницы.

На ватмане формата А3 нарисована береза.

Конструирование воробья из бумаги

12

Составление короткого рассказа

- Вот такая замечательная картина у нас получилась. Оставим ее в нашем уголке природы, чтобы в нашей группе тоже чувствовался приход весны.

Ребята мы совсем забыли про сказку. Чем же она закончилась мы так и не узнали. Давайте придумаем свой конец этой сказки вспомнив все то, что мы узнали. Это и теплое чудо - солнце, без которого весне не бывать, и первые помощники весны – птицы грачи. Я вам напомню, на чем мы остановились: «А Весна сказала: «Не печальтесь, У меня есть чудо, которое поможет победить холод»».

- Кто из вас продолжит? (ответы детей)

ІV. Итог. Рефлексия

12

Беседа

- А что бы узнать прилетают грачи в наш город или нет. Понаблюдайте вместе с родителями за воронами, может среди них найдутся и грачи. А чтобы не спутать этих птиц, вспомните все отличительные черты, которые мы называли.

 Грач стоит на траве Гнёзда грачей на деревьях Интеллект вороны - ЯПлакалъ

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией "Ходит капелька по кругу"

В природе много чудес: солнце, воздух, но самое интересное чудо природы - это вода. Ведь только на земле есть вода. Именно вода её сделала зелёной и обитаемой. Поэтому в работе поставленны следующие з...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром для средней группы «Мой дом – моя крепость». (Право на жилье и его неприкосновенность.)Цели: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, прож

Цели:Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены. Словарь:Неприкосновенность, жилье...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на тему: «Сад на подоконнике». Во 2-ой младшей группе

Тема ознакомления детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем в дошкольном образовании. Дети с удовольствием получают информацию о среде, в которой им предстоит жить. Выбирая наиболее по...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией«Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»Цели: создать целостное представление у детей о воде как о природном...