ПРОЕКТ по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 5-7 лет «Юные метеорологи»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект «Юные метеорологи» по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 5-7 лет направлен на проведение наблюдений за погодой, где дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру и другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОЕКТ по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 5-7 лет «Юные метеорологи» | 309.62 КБ |
Статья отчет "Народные приметы" | 14.9 КБ |
Статья отчет "Что такое термометр?" | 14.31 КБ |
Статья отчет "Туман" | 14.38 КБ |
Презентация "Что такое туман?" | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №47 «Успех»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
педагогическим советом №1 Заведующий МБДОУ
протокол №1 от 31.08.2021г. ДС №47 «Успех»
_____________О.В. Звонарева
Приказом № 150 от 31.08.2021г.
ПРОЕКТ
по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 5-7 лет
«Юные метеорологи»
г. Нижневартовск
Содержание
1. | Информационная карта Проекта……………………………………….. | 3 |
2. | Введение………………………………………………………………….. | 6 |
3. | Научно-методологическая база Проекта………………………………. | 8 |
4. | Цели, задачи Проекта……………………………………………………. | 10 |
5. | Методы и приемы.………..……………………………………………… | 11 |
6. | Принципы Проекта……………………………………………………… | 12 |
7. | Планируемые результаты Проекта……………………………………... | 13 |
8. | Содержание и этапы реализации Проекта…………………………….. | 13 |
9. | Обоснование идеи Проекта и механизм реализации………………..... | 26 |
10. | Ресурсы Проекта………………………………………………………… | 29 |
11. | Выводы…………………………………………………………………… | 30 |
12. | Литература……………………………………………………………….. | 30 |
- Информационная карта Проекта
Наименование Проекта | Проект «Юные метеорологи» по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 5-7 лет |
Место реализации Проекта | 628624, ХМАО-Югра, Тюменская обл., г. Нижневартовск, ул. Ханты-Мансийская, 27 А |
Телефон | раб 8 (3466) 45-23-22 |
Нормативно-правовое обеспечение |
|
Составитель Проекта | Юркова Анастасия Владимировна, воспитатель Мамаева Хамиса Магомедовна, воспитатель |
Целевая группа | Воспитанники, педагоги, родители (законные представители) |
Цель Проекта | Формирование у детей экологического мировоззрения через создание условий по организации метеорологических наблюдений. |
Задачи Проекта |
|
Направленность Проекта | Познавательно-информационная |
Срок реализации | 1 год |
Уровень реализации | Дошкольное образование |
Уровень освоения | Общекультурный |
Актуальность Проекта | Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Именно для этого в нашей дошкольной организации реализуется проект «Юные метеорологи». Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку. Развивает его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Пробуя на себе роль юных метеорологов, дети знакомятся с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; они учатся выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать. |
Новизна Проекта | Оборудованная на территории ДОО метеорологическая станция делает исследовательский процесс интересным, увлекательным для дошкольников. С созданием метеостанции появляется возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке. В активной практической деятельности дошкольники учатся делать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах. |
Практическая значимость Проекта | Мероприятия проекта способствуют повышению уровня развития познавательной сферы, улучшают практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений, позволяют погрузить детей в мир исследований и открытий. Происходит активное погружение детей в экспериментирование в природе В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретают ценный опыт, берут на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других людей. |
Краткое содержание Проекта | Проект «Юные метеорологи» по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 5-7 лет направлен на проведение наблюдений за погодой, где дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру и другое. Реализация Проекта 1 год, который состоит из подготовительного этапа (подбор и изучение нормативных документов; создание на территории ДОО метеорологической станции; составление плана работы и подбор форм, приемов и методов организации реализации проекта), основного этапа (реализация проекта; работа со всеми участниками образовательных отношений), завершающего этапа (подведение итогов, результатов). |
Предполагаемые результаты Проекта |
|
- Введение
Мы живем на прекрасной планете Земля и преувеличиваем свое значение, безмерно потребляя ее ресурсы и так же безмерно загрязняя окружающую среду. Все это привело к катастрофическому ухудшению экологии, а также здоровья людей. Поэтому во всех странах мира вопросы экологического образования, сегодня очень актуальны.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОО.
Как известно, основы любого образования закладываются в детстве. Изучив большинство экологических программ для школьных учреждений, мы увидели, что в них представлены практически все формы, методы и приемы работы с детьми, кроме прогнозирования погоды.
Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать, делать открытия, понимать, высказывать свои мысли, обсуждать, мыслить.
Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Они сводятся к следующему:
• создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
• создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
• систематическое повышение квалификации педперсонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
• осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
• выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
- продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Проводимые в современных условиях мероприятия в области экологического воспитания дошкольников, подтверждают наличие системных проблем:
1. Недостаточная профессиональная компетентность педагогов ДОО в вопросах исследовательской деятельности дошкольников на прогулке.
2. В образовательном процессе крайне мало внимания уделяется объектам неживой природы, в то же время интерес дошкольников к этой теме велик.
3. Устаревшие, педагогически неэффективные подходы. Преобладание «фрагментарного подхода»: разрозненные, не имеющие системы мероприятия; пассивность и личностная не вовлеченность участников.
Актуальность Проекта:
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
Именно для этого в нашей дошкольной организации реализуется проект «Юные метеорологи».
Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку. Развивает его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Пробуя на себе роль юных метеорологов, дети знакомятся с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; они учатся выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.
Новизна:
Идея проекта состоит в создании условий для исследовательской деятельности дошкольников в рамках метеорологической станции нашего ДОО.
Оборудованная на территории ДОО метеорологическая станция делает исследовательский процесс интересным, увлекательным для дошкольников. С созданием метеостанции появляется возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке. В активной практической деятельности дошкольники учатся делать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.
В работе используется принцип соединения теории и практики. Связь с практикой придает обучению эмоциональный характер, а также способствует более прочному усвоению знаний и длительному их закреплению.
Практическая значимость проекта:
Происходит активное погружение детей в экспериментирование в природе. Мероприятия проекта способствуют повышению уровня развития познавательной сферы, улучшают практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений, позволяют погрузить детей в мир исследований и открытий. В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретают ценный опыт, берут на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других людей.
Опираясь на возрастные особенности дошкольников, можно предположить, что формирование у дошкольников экологических представлений будет эффективно если будет создан в ДОО комплекс условий:
1. Профессиональную компетентность педагогов в вопросах экологического воспитания дошкольников.
2. Создание условий для исследовательской деятельности дошкольников в ДОО.
3. Организацию образовательной деятельности в различных видах детской деятельности.
4. Сотрудничество с семьями воспитанников.
- Научно-методологическая база проекта
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).
В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.
Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно - научного и экологического образования. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. В этой точке смыкаются современные педагогические взгляды и классические идеи. Свободная работа в развивающей среде – это возможность для ребенка осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития.
Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно-экспериментальной деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.
Формирование представлений дошкольников о мире природы, в рамках реализации проекта, осуществляется с учётом традиционных и современных образовательных технологий:
Технология проектной деятельности (Л. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность - это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова). Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;
- коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений.
Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова). Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.
Содержание направлено на развитие исследовательской деятельности дошкольников, их экологического воспитания.
Формы:
1) непосредственно образовательная деятельность,
2) беседа,
3) наблюдение,
4) детская исследовательская деятельность,
5) детская проектная деятельность,
6) консультативная работа с родителями.
Методы:
1) игровой,
2) проектно-исследовательский,
3) практический,
4) словесный,
5) наглядный,
6) ИКТ.
- Цель, задачи Проекта
Цель Проекта: формирование у детей экологического мировоззрения через создание условий по организации метеорологических наблюдений.
Задачи Проекта:
- Формировать представления о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.
- Познакомить детей с назначением метеорологической станции, приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами.
- Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.
- Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
- Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений.
- Воспитывать любовь к родному краю и потребность бережного общения с природой.
- Методы и приёмы
В работе Проекта применяются исследовательские методы обучения:
Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений).
Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы).
Исследовательский - собственный, творческий поиск.
Основное содержание «исследований» (наблюдение, игра, моделирование, экспериментирование, исследовательская деятельность, прогнозирование погоды по поведенческим реакциям животных и растений, а также по явлениям неорганической природы) предполагает: расширение представлений старших дошкольников о явлениях окружающего мира природы и уточнение всего спектра свойств и признаков воздуха. Новый метод, как прогнозирование погоды, позволяет приобщить детей к народной культуре, к народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь с поколением, развивает не только интеллектуально, но и творчески. Дети рифмуют приметы, например: красный закат ветру рад; отражают впечатление от увиденной работы ветра в изобразительной деятельности. Ребята с интересом наблюдают за «живыми» барометрами (домашние животные, насекомые, птицы). Делятся знаниями с окружающими. Например, все знакомы с воронами, но только сведущие знают, что если вороны усаживаются на ночлег, повернувшись клювами в одну сторону, завтра будет дуть ветер с той стороны, куда направлены клювы; если садятся, как попало, то ветра не будет. Прогнозирование погоды позволяет испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской деятельности в любое время суток и года, способствует формированию бережного отношения к природе («Не наступи случайно на одуванчик или паучка: они подскажут, какая завтра будет погода»). На территории метеостанции дети учиться видеть и выделять проблему, определять ветреную или безветренную погоду, принимать и ставить цель, каким образом мы ее будем определять. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, понимать язык природы, выражать свое отношение к тому, что увидели и услышали, делать умозаключения, выводы. Анализировать объект наблюдения (животный мир, предметы) и его взаимосвязь с явлением природы (ветер), выделять существенные признаки ветреной погоды, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения.
Используемые формы, приемы и методы работы с дошкольниками:
- создание развивающей среды,
- наблюдения, экскурсии,
- опытно-экспериментальная деятельность,
- проблемные и поисковые ситуации,
- моделирование объектов природы,
- беседы,
- проблемные обсуждения,
- чтение художественной литературы,
- рассматривание картин, слайдов,
- дидактические игры,
- подвижные игры,
- сбор фотоматериалов,
- выставки,
- оформление альбомов,
- рассматривание предметов, инструментов, материалов необходимых для исследовательской деятельности,
- изобразительная деятельность.
- Принципы реализации Проекта
Проект опирается на ряд общепедагогических принципов:
- Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
- Доступность. Дошкольное экологическое образование должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста.
- Прогностичность. Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде
- Деятельностность. Ребенок должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. К тому же в процессе такой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок — окружающая среда».
- Системность. В некоторых дошкольных учреждениях работа по экологическому образованию проводится нерегулярно, а деятельность детей не связана между собой. Наиболее эффективным представляется формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего».
- Планируемые результаты Проекта
- Будут сформированы представления о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.
- Дети будут знать назначение метеорологической станции, приборы – помощники: термометр, флюгер, дождемер, барометр, компас, гигрометр, ветряный рукав, солнечные часы.
- Дети будут уметь фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.
- Будут развиты у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
- Дети будут приобщены к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: познакомятся с народными приметами, научатся наблюдать и проверять их в ходе наблюдений.
- Будет представлено детям бережное общение с природой и любовь к родному краю.
Результаты работы по Проекту отражены в целевых ориентирах дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования к 7 годам:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;
- ребенок будет проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; будет наблюдать, экспериментировать.
- ребенок будет обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
- ребенок будет обладает элементарными представлениями из области живой и неживой природы, естествознания;
- ребенок будет способен к принятию собственных решений, опираться на свои знания и умения в различных видах деятельности.
8. Содержание и этапы реализации Проекта
Основными участниками образовательного процесса являются дети, педагоги, родители.
Работа проекта – это ежедневные наблюдения за погодой. Свои наблюдения дети заносят в календарь наблюдений с помощью условных обозначений. В конце месяца, сезона кружковцы анализируют свои наблюдения, делают выводы: какая погода была, как она менялась, подсчитывают: сколько дней было пасмурных, ясных, дождливых и т.д.
В живой природе наблюдаем за переменами, происходящими с деревьями, кустарниками, травами по сезонам, обсуждаем, почему меняется состояние растительности, какие изменения происходят в жизни животных, насекомых, акцентируя внимание на изменения жизненно важных условий.
Решив стать метеорологами, мы организовали метеорологическую площадку, на которой установили флюгер, почвенные термометры, наружный термометр, снеговую рейку, осадкомер. Живыми барометрами служат одуванчики и вьюнки, а также насекомые и птицы, за которыми можно наблюдать на участке. Наблюдения фиксируем в Дневнике юного метеоролога.
В начале каждого месяца дети знакомятся с народным календарем: народным названием месяца, народными приметами, проверяют достоверность примет. Для более легкого запоминания народные приметы пробуют рифмовать. Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются и чаще используются детьми в речи. Рифмовки бывают самые разные: «Кошка нос прикрывает – мороз ожидает», «Звезды ночью сверкают – о морозе предупреждают», и др. Эффективным приемом, способствующим проявлению творческих способностей детей, является отражение впечатлений от воспринятого в изобразительной деятельности.
Изображая воспринятое, дети уточняют представления об окружающей природе и, благодаря этому, активнее и глубже познают ее.
Условие: дети должны так отобразить объект, чтобы его легко могли узнать окружающие. При этом важна не только техника исполнения, сколько умение увидеть и передать характерные для этого объекта признаки.
Организация экспериментальной деятельности строится в тесном сотрудничестве с родителями. Мы знакомим родителей с программой и планом нашего проекта «Юный метеоролог». Информацию родители получают из папок – передвижек: «Удивительное в природе», «Познавательные опыты дома». Для родителей организуются дни открытых дверей: «Добро пожаловать на метеостанцию».
На консультациях советуем родителям, что прогулку в природу целесообразно связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции: слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика, запустить воздушного змея и т.д. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает журчание ручья, просто поглядит вокруг.
Родители получают задания на дом:
Вашему ребенку пятый (шестой, седьмой) год, расскажите ему о некоторых явлениях неживой природы, к которым он проявляет интерес. Вместе с ребенком проделайте опыты на определение свойств воздуха. Воздух есть везде – вокруг нас в воде. Это можно увидеть, поместив перевернутый вверх дном стакан в воду. Вода не войдет полностью в стакан, ей помешает воздух. Воздух имеет вес. Если надуть целлофановый пакет и положить его на весы, стрелка весов отклонится, значит, воздух имеет вес.
Как можно предугадать погоду? Вместе с детьми понаблюдайте за
растениями и их изменениями, связанными с погодой. Если погода пасмурная, все цветы ветреницы закрыты. Перед дождем никнет к земле чистотел, гусиный лук, одуванчик. В ясную погоду цветы этих растений раскрыты.
Просим обратить внимание родителей и ребенка на то, что часто настроение человека зависит от состояния погоды, явлений природы.
Поговорите с детьми:
Когда на улице дождь, какое у тебя настроение?
Как ты думаешь, какое настроение бывает весной? А если бы ты был композитором, то какую бы музыку о весне придумал – грустную или веселую?
Постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать будущих создателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.
Этапы реализации Проекта
Реализация Проекта рассчитана на 1 год с 01 сентября по 31 мая учебного года.
I этап (организационный) 01-15 сентября 2021 года: подбор и изучение нормативных документов; создание на территории ДОО метеорологической станции; составление плана работы и подбор форм, приемов и методов организации реализации проекта
II этап (практический) 16 сентября 2021 – 31 мая 2022 учебный год: реализация тематического плана через организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, реализация проекта; работа со всеми участниками образовательных отношений;
III этап (итоговый) май 2022 год: подведение итогов, определение результатов
Учебно-тематический план проекта
детей дошкольного возраста 5-7 лет
Месяц, неделя | Тема | Цель | Развивающая среда, продукты детской деятельности | Длительность | |
Сентябрь | 1неделя | «Знакомство с оборудованием метеоплощадки» | Объяснить детям, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных. Дать представление о понятии «климат». Обратить внимание как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от погоды и климата. Познакомить детей с дневником наблюдений за погодой, условными обозначениями. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Совместная деятельность с детьми: беседа на тему «Что такое погода?» Беседа «Какая погода сейчас?», «Как заполнять дневник наблюдений погоды?» Дневник наблюдений (Пр№1). Дид. игры: “Времена года”, “Когда это бывает” Муз. сопровождение: И. Брамс «Колыбельная». | 30 мин |
2неделя | «Как узнать погоду на завтра?» | Знакомство с профессией метеоролога Дать представления о профессии метеоролога и о работе метеорологической станции. Воспитывать уважение к людям данной профессии. Знакомство с народной мудростью приметами-предсказателями. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра, количество осадков. Дневник наблюдений. Беседа «Народные приметы» Предметно-схематическое моделирование: "Приметы времён года" (зима, весна, лето, осень) Игровое поле, символизирующее четыре времени года; предметные картинки (зонт, резиновые сапоги, валенки, варежки, солнечные очки, панама). | 30 мин | |
3неделя | «Сентябрь– златоцвет» | Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами («В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая» и др.). | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра, осадки. Дневник наблюдений Стихи: З. Федоровской «Сентябрь – первый месяц осени» Чтение И. Соколова–Микитова «Лес осенью». Опыт 2."Сколько весит воздух?" (Пр№2) Выставка детских работ: «Рябиновые бусы» Муз. сопровождение: П. Чайковский «Осенняя песнь» (из цикла «Времена года»). | 30 мин | |
4неделя | «Солнышко, солнышко, покажись» | Закрепить представление о явлениях и объектах живой и неживой природы, дать понятие о том, что солнце нужно всем живым существам. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Дневник наблюдений Опыт 3. «Как солнце может влиять на температуру воздуха» (Пр№2) Дид. игры: «Когда это бывает», «Отгадай-ка». Итоговое мероприятие месяца. Макет солнца; Схема: «Положение солнца в разные времена года». | 30мин | |
Октябрь | 1неделя | «Как измерить температуру воздуха»; | Дать детям представление о температуре воздуха. Познакомить с термометром, видами термометров, устройством и применением. Научить отсчитывать температуру воздуха по термометру и записывать ее в дневнике наблюдений. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Опыт 4. «Где температура воздуха ниже в помещении или на улице и почему?» (Пр№2) Правила пользования термометром; направление ветра термометр для воспитателя, модели термометров для детей; оборудование для опытов: стаканы с теплой и холодной водой. (Пр6) | 30мин |
2неделя | «Дождик, дождик, подожди»; сказка «О солнышке и дождике»; | Дать знания о дожде как о природном явлении. Уточнить, что называют осадками. Познакомить с условиями дождя, его характером в зависимости от сезона | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Количество осадков. Дневник наблюдений Беседа: «Что такое осадки, и как их измерить?» Опыт 1. “Делаем дождь"(Пр№2)Художественная деятельность (Пр.7) Муз. сопровождение: С. Майкапара «Дождик», подв. игра «Ходят капельки по кругу» | 30 мин | |
3неделя | Совместная деятельность с детьми: Знакомство с оборудованием метеоплощадки. | Познакомить с оборудованием метеоплощадки, его назначением (флюгер показывает направление ветра, ветряной рукав – силу ветра, осадкомер – количество осадков). | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Дневник наблюдений Простейшие метеорологические приборы. Опыт № 11. «Компас» (Пр№2) | 30 мин | |
4неделя | «Октябрь – грязник, листопад»; | Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами («Гуси летят – зимушку на хвосте тащат», «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы»). Познакомить с природным явлением туман, причинами его появления. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Осадки. Дневник наблюдений Беседа «Что такое туман?» Опыт 5. «Облако в банке» (Пр№2) . Книжка – календарь; кроссворд «Осень». Логическая задача: «Книжка про осень»; дид. игры: «Когда это бывает?»; «Что сначала, что потом»; кроссворд «Осень». | 30мин | |
5неделя | Совместная деятельность с детьми: Рисование на тему «Унылая пора» | Предложить детям отразить в рисунке осенние явления. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Дневник наблюдений Опыт 9. «Влажность воздуха – почему раскрываются шишки?» (Пр№2) Стихи Т. Шорыгиной «Приметы осени» Итоговое мероприятие месяца. Выставка детских рисунков на тему «Унылая пора». | 30мин | |
Ноябрь | 1неделя | «Как рождается дождь» | Дать детям представление о количестве воды на земле, ее состоянии в разные времена года. Познакомить детей с образованием дождя, его характером в зависимости от сезона года. Выяснить значение дождя для животных и растений. - прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков. Познакомить с прибором для измерения осадков Осадкомером. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Дневник наблюдений Беседа «Сколько дождя выпало за день, как узнать?» Продуктивная деятельность – осадкомер из бутылки (Пр3) Стихи: А. Тараскин «Сколько знаю я дождей»; О. Григорьева «Какой дождь». Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». Заучивание пословицы “Осень идет и за собою дождь ведет.” Глобус – модель земного шара. Дид. картинки: разные состояния воды (снег, иней, туман, сосульки, лед, морозные узоры). | 30мин |
2неделя | «Ветер, ветер, ветерок»; загадки о ветре; | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Дневник наблюдений. Измеряем толщину снежного покрова. Опыт №12. «Направление ветра» (Пр№2) Дид. игры: «Какой ветер?», «Польза или вред?»; Продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром. Выставка детских поделок. Рассматривание репродукций картин художников И. Айвазовского «Девятый вал», И. Грабаря «На озере» Муз. сопровождение: Е. Ботярова «Ветер злой, осенний». | 30мин | |
3неделя | «Ноябрь – ворота зимы, полузимник». | Познакомить с народным названием месяца, приметами. Рассказать об инструменте для измерения плотности и высоты снежного покрова - снегомером. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Дневник наблюдений Беседа «Какие приборы можно использовать в зимний период на метеоплощадке?» Обсудить пословицу «Синица к избе – зима на дворе» Выставка рисунков на тему примет. | 30мин | |
4неделя | Итоговое мероприятие: «Осень проходит» | Совершенствовать представления детей об осенних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений, животных. Формировать умение пользоваться календарем погоды, уметь рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. Формировать умение анализировать, сравнивать: изменения в растительном и животном мире; как изменился световой день, как меняется покров земли и др. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение толщины снежного покрова. Дневник наблюдений Кроссворд «Осень»; Дид. игры «Что сначала, что потом», «Что нам нужно одеть?»; Стихи: К. Бальмонт «К зиме». Итоговое мероприятие месяца. Выступление детей с отчетами; выставка детских работ «Осень в рисунках детей» Муз. сопровождение: А. Вивальди «Осень». | 30мин | |
Декабрь | 1неделя | «В мастерской снега» | Актуализировать детей на том, как образуется снег. Обратить внимание на зависимость формы, величины снежинок от температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при ветре – в виде крупы. Знакомить с народными приметами , которые помогут предсказать зимнюю непогоду | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение толщины снежного покрова. Дневник наблюдений Приметы «Ясная круглая луна зимою – к стуже», «Снег скрипит под ногами – к стуже, к морозу». Загадки о снеге; Логическая задача «Где же снежинка?» Стихи: В. Русалиев «Первый снег»; Я. Ким «Первый снег»; З. Александрова «Снежок», «Первый снег». Модель термометра; Продуктивная деятельность: вырезание снежинок Муз. сопровождение: Э. Григ «Вальс – экспромт». | 30мин |
2неделя | «Пернатые синоптики». | Информировать детей, как по поведению птиц можно предсказывать погоду. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Дневник наблюдений Рисование на темы примет Приметы: «Перед морозом вороны и галки садятся на верхушки деревьев, на снег – к оттепели» (Пр.№4).. | 30мин | |
3неделя | «Декабрь – студень». «Снег и лед». | Познакомить с народным названием месяца, приметами («Солнце – на лето, зима – на мороз», «Снегирь поет зимой – к снегу, вьюге, слякоти»). Познакомить детей с такими явлениями как снег, лед, сосульки, морозные узоры, град, иней. Объяснить, почему снежинка имеет шестиконечную форму. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Дневник наблюдений Выставка детских работ на темы примет Опыт 16. «Сравнение снега и льда» (Пр№2) «Муз. сопровождение: М. Крутицкий «Зима». Мультимедийная презентация на тему «Снег и лед» (Ресурсы интернет) | 30мин | |
4неделя | Рисование «Стали звездочки кружиться». | Способствовать умению отображать в рисунке зимние явления. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Дневник наблюдений Опыт №17 Что находится в снегу между снежинками? (Пр№2) Выставка детских работ Муз. сопровождение: П. Чайковский «Святки» (из цикла «Времена года»). | 30мин | |
5неделя | «Снежная шуба». | Формировать представление детей о зимних явлениях природы: снегопад, поземка, пороша, вьюга, иней; предложить сравнить эти явления, найти сходства и различия. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Мультимедийная презентация «Признаки глубокой зимы» Опыт №18 «Почему снег хрустит?» (Пр№2) Муз сопровождение: Э. Григ «Зимние холода». | 30мин | |
Январь | 1неделя | «Январь – про синец»; | Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Растет день, растет и холод» и др.). | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Дневник наблюдений . Опыт №19 «Какую пользу приносит снег людям?» (Пр№2) Заучивание стих. С. Маршака «Январь». Народный календарь, модель года, дневник наблюдений. | 30мин |
2неделя | Совместная деятельность с детьми дид. игра «Не зевай» (времена года, месяцы – называй). | Закреплять названия месяцев, времен года и их последовательность. Развивать внимательность, любознательность. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Дневник наблюдений Модель года (куклы: Старик – годовик, куклы по сезонам, двенадцать кукол – месяцы). | 30мин | |
3неделя | Рисование «Дым столбом – мороз за окном». | Подвести детей к умению отображать в рисунке погодные явления, приметы; развивать творчество. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Дневник наблюдений Примета «Если ночью будет иней - днем снега не выпадет». Опыт №20 «Где быстрее наступит весна?» (Пр№2) Итоговое мероприятие Развлечение «Времена года» | 30мин | |
Февраль | 1неделя | «Знать вчера недаром кошка умывала нос…»; | Расширять представление детей о симптомах животных – синоптиками. Знакомство с прибором для измерения атмосферного давления, показать какие погодные изменения происходят при изменении давления в атмосфере. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Дневник наблюдений Беседа «Что нам покажет барометр?» (высокое давление означает хорошую погоду, низкое – облачную и дождливую). Приметы: Собаки валяются в снегу – к метели; Кошка на печи — ко стуже; а кошка на полу — к теплу (Пр.№4). Выставка: народные приметы в рисунках детей. Домашнее задание: наблюдение за поведением домашних животных, получить информацию по приметам от родителей. | 30мин |
2неделя | Совместная деятельность с детьми: Народные приметы, рифмование народных примет. | Продолжать знакомство детей с народными приметами, народным опытом, народной мудростью. Составлять к приметам рифмы для лучшего запоминания. Учиться проверять достоверность народных примет. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Дневник наблюдений Книжка – самоделка «Веселые рифмушки». | 30мин | |
3неделя | «Февраль-бокогрей». | Формировать представление детей о народном название месяца приметами. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Дневник наблюдений Измерение снежного покрова. Осадки. Приметы: У февраля два друга – метель да вьюга», «В феврале зима с весной встречаются впервой»). Выставка детских работ на тему народных примет. | 30мин | |
4неделя | «Погода и человек»; | Расширить представления детей о том, как погода влияет на человека, его деятельность. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Дневник наблюдений Опыт 6. «Как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха?» (Пр№2) Дид. игра «Что нам нужно одеть?»; дид. упр-е «Хорошо – плохо». Разработка памятки «Правила ЗОЖ». Итоговое мероприятие на тему «Прошла зима холодная». | 30мин | |
Март | 1неделя | «Плывут в небе облака» | Организовать наблюдение детей за облаками: перистые, кучевые, слоистые. Выявить зависимость количества облаков от таяния снега. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Дневник наблюдений Опыт №21 «Облако в банке» (Пр№2) Д/и «На что похоже облако». Выставка «Такие разные облака». (Пр.5) | 30 мин |
2неделя | «Март - протальник». | Познакомить детей с народным названием месяца, приметами. Знакомить с прибором Ветряной рукав. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Дневник наблюдений Беседа «Как определить силу ветра?» Приметы: «Грач на горе – весна на дворе», «Длинные сосульки к долгой весне». Книжка – самоделка «Веселые рифмушки». | 30мин | |
3неделя | «Природа дарит чудеса» | Активизировать знакомство дошкольников с родным городом, его климатическими и природными условиями. Способствовать умению работать с календарем природы, фиксировать результаты наблюдений и впечатлений в дневнике наблюдений. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Дневник наблюдений Беседа «Приметы народов Ханты» Примета: Если Солнце уже скрылось за лесом, а на верхушках сосен всё ещё играют оранжевые лучи, то завтра будет ясный день. 2) Если Солнце яркое, то долго будет мороз. 3) Когда лучи солнца вверх - к морозу. Лучи вниз - к теплу. | 30мин | |
4неделя | Совместная деятельность с детьми: Рисование «Грач на горе – весна на дворе». | Помочь детям освоить умение отображать в рисунке погодные явления, приметы. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Опыт № 13. «Как устроены солнечные часы?» (Пр№2) Опыт № 14. «Как узнать время по солнцу?» (Пр№2) Выставка детских работ Музыкальное сопровождение: А. Вивальди «Весна». | 30мин | |
5неделя | «Когда улыбается фиалка». | Продолжать знакомить детей с растениями – барометрами. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Стихи: В. Лукша «Удивительные часы»; Дид. игра «Найди нужный цветок». Опыт № 15. «Цветочные часы» (Пр№2) Мультимедийная презентация; дидактические картинки с изображением цветов: василек, ромашка, клевер, цикорий, колокольчик, ветреница, мак, незабудка, кувшинка, одуванчик, фиалка, календула. | 30мин | |
Апрель | 1неделя | Совместная деятельность с детьми: «Праздник ветерка». | Создать веселое, бодрое настроение. В увлекательной форме закрепить представление о природном явлении. Развивать творчество, воображение: рассказать о том, что нарисовал ветерок. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение осадков. Опыт 10. «Воздух обладает упругостью» (Пр№2) Игрушки – самоделки для игр с ветром: вертушки, султанчики, медузы. | 30мин |
2неделя | «Апрель-снегогон». | Познакомить детей с народным названием месяца, приметами. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение осадков. Опыт №22 «Время таяния льда» (Пр№2) Приметы: «Апрельские ручьи землю будят», «Чайка прилетела – лед идет». Выставка рисунков на темы примет. | 30мин | |
3неделя | «Чудо рядом с тобой». | Пробудить познавательный интерес; помочь видеть необычное в привычном, вызвать чувство удивления и восхищения. Продолжать знакомство с растениями-барометрами. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Опыт 7. «Как температура воздуха зависит от солнечного тепла». (Пр№2) Мультимедийная презентация о животных, растениях, - синоптиках. | 30мин | |
4неделя | Рисование «Чайка прилетела – лед идет». | Предложить детям отобразить в рисунке погодные явления, приметы. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Осадки. Книжка – самоделка Муз. сопровождение: М. Красев «Птичка». | 30мин | |
Май | 1неделя | «Май – травень». | Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Май леса наряжает – лето в гости ожидает», «Когда цветет черемуха – живет холод». | Рифмование примет, Муз.сопровождение: П. Чайковский «Подснежник» (из цикла «Времена года»). | 30мин |
2неделя | Развлечение «Дождик». | Закрепить представление о дожде, как природном явлении. Развивать наблюдательность, любознательность. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Персонаж «Капитошка» - капелька, зонтики. | 30мин | |
3неделя | Итоговое мероприятие на тему «Весна – красна». | Предоставить детям возможность высказать свои знания о весенних явлениях природы. Сформировать представления о сезоне, о меняющихся условиях жизни для растений и животных. Продолжать учить рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. | Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Выставка детских работ: «Весна, весна на улице»; презентация книжки – самоделки «Веселые рифмушки»; отчеты детей по результатам наблюдения за погодой весной. | 30мин |
9. Обоснование идеи Проекта и механизм реализации
Метеоплощадка является важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников. Дает возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.
Метеорологические наблюдения на площадке проводятся для получения характеристики погоды в установленные сроки.
Основные термины
Метеоплощадка – это площадка на которой установлено специальное оборудование для элементарного прогнозирования погоды.
Метеобудка - служит для размещения метеоприборов.
Флюгер – прибор для измерения направления ( иногда и скорости) ветра.
Интерактивные солнечные часы – прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и её движение по циферблату.
Барометр – прибор для измерения атмосферного давления ( высокое давление означает хорошую погоду, низкое – облачную и дождливую).
Термометр прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и т. д.
Ветряной рукав – определяет силу ветра.
Осадкомер - прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков.
Осадки - влага которая падает на поверхность земли, выделена из воздуха или почвы в капельном или твердом виде.
Снегомер - прибор для измерения высоты и массы вырезаемого столбика пробы снега.
Компас - прибор для определения сторон света.
Гигрометр - определяет влажность воздуха.
Условия проведения занятий:
Занятия с детьми проводятся в группе и на специально-организованной метеоплощадке, с использованием специального оборудование по теме проекта.
Каждое занятие состоит из нескольких частей.
Вводная часть:
Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.
Основная часть:
Цель основной части занятия - создание условий для практической деятельности и взаимодействия между собой дошкольников в процессе исследования.
Завершающая часть:
Целью этой части занятия является создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление знаний и положительных эмоций от деятельности.
Ежедневно во время прогулки на метеоплощадке проводится наблюдение за погодой. Данные заносим в специально разработанные дневники наблюдений условными знаками. В конце месяца, сезона анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.
Алгоритм ознакомления с погодой
- - наблюдать за небом и облачностью,
- - с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра,
- - с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра,
- - измерять количество осадков с помощью дождемера,
- - определять температуру воздуха с помощью термометра,
- - с помощью барометра делать предполагаемый прогноз погоды,
- - сообщать прогноз погоды педагогам, родителям.
В живой природе наблюдаем за переменами, происходящими с деревьями, кустарниками, травами по сезонам, обсуждаем, почему меняется состояние растительности, какие изменения происходят в жизни животных, насекомых, акцентируя внимание на изменения жизненно важных условий.
В начале каждого месяца знакомим детей с народным календарем: названием месяца, народными приметами, проверяем достоверность примет. Такой подход позволяет приобщить детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитание уважения к предкам, обеспечение связи поколений. Для более легкого запоминания народные приметы пробуем рифмовать. Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются и чаще используются детьми в речи.
Знания, полученные в процессе наблюдений, воспитатели применяют для развития творческих способностей детей: рисование природных явлений; сочинение рассказов, стихов, загадок о природе. Детское творчество оформляется в книжках – самоделках
С целью совершенствования воспитательно – образовательной работы по теме проекта педагог должен учитывать достигнутый уровень усвоения детьми знаний о природе, умений и навыков, а также отношение к ней с помощью диагностических методик. Мониторинг состояния образовательного процесса способствует тому, что деятельность воспитателя становится более целенаправленной и результативной.
Для отслеживания сформированности представлений дошкольников о неживой природе в начале и конце года используется диагностический материал к основной образовательной программе «Детство», образовательная область «Познавательное развитие»с учетом парциальной программы «Экология для малышей», (авторы: Гончарова Е.В, Гаврилова О.Н., Моисеева Л.В.)
Особое внимание в реализации проекта уделяется работе с родителями.
Родителей следует познакомить с важностью применения данного проекта, цель которого - создание условий для исследовательской деятельности дошкольников в рамках метеорологической станции нашего ДОО
Для того, чтобы познакомить родителей с проектом, привлечь их к активному участию планируется проведение следующих мероприятий:
- Беседы и консультации
- Выставки работ детско-родительского творчества;
- Творческие мастерские.
Организация экспериментальной деятельности строится в тесном сотрудничестве с родителями. Родителей дошкольников знакомим с результатами детской исследовательской деятельности, опытами, проведенными в рамках проекта. Информацию родители получают из папок – передвижек: «Удивительное в природе», «Познавательные опыты дома». Для родителей организуются дни открытых дверей: «Добро пожаловать на метеостанцию».
В ходе консультаций родителям советуем сочетать прогулку с чтением книг, стихов, рисованием; акцентируем на важности создания эмоционального контакта ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает журчание ручья, просто поглядит вокруг.
10. Ресурсы Проекта
Материально-технические ресурсы
Метеолаборатории в группах: термометры (водные, комнатные), колбы разные, фильтры, воронки, мерные емкости, красители пищевые, водорастворимые вещества, лейки, пульверизаторы, компасы, лупы и др.
Творческие лаборатории в группах: ножницы, клей, краски, бумага, карандаши, нитки, бросовый материал (коробки, стаканы, ленты, пакеты и др.)
Метеоплощадка: термометр, барометр, гигрометр, дождемер, флюгер, ветряной рукав, снегомер, компас, осадкомер, солнечные часы, метеобудка, кормушки, цветник, стенд магнитно-меловой, стол для экспериментов, линейка для измерения снежного покрова.
Компьютер, проектор, DVD проигрыватель и диски, мини-библиотека.
Кадровые ресурсы
№ | Участники проекта | Количество единиц |
1 | Заведующий ДОО | 1 |
2 | Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе | 1 |
3 | Воспитатели групп | 26 |
Итого: | 28 |
Исполнители проекта | Возложенный функционал |
Заведующий | Организация и координация деятельности по Проекту |
Зам зав по ВМР | Методическая помощь, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Выявление, изучение и накопление инновационных методов и средств. |
Воспитатели | Непосредственная реализация проектных мероприятий в совместной образовательной деятельности. Оценка эффективности проектной деятельности и динамики личностного развития воспитанников. |
Организация взаимодействия с родителями воспитанников. |
Финансовые ресурсы
Работа по реализации проекта не требует дополнительных затрат, выходящих за рамки бюджетного финансирования образовательной организации.
Информационные ресурсы
- Сайт ДОО
- методические рекомендациями;
- формирование банка педагогической и методической информации;
- обеспечение информационных, учебно-методических и
- образовательных потребностей педагогических работников.
Риски проекта:
- низкая мотивация педагогов, родителей;
- недостаточный уровень развития познавательного интереса у воспитанников.
11. Выводы
Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогают детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За время реализации Проекта у детей значительно повыситься уровень развития познавательной сферы, улучшатся практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.
В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретут ценный опыт, будут брать на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других людей. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей. Все это будет свидетельствовать о том, что проект будет интересным детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.
12. Литература
- Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада \\ Ребенок в детском саду. -2002.-№3.-с.76.
- Букарева О. Географическая площадка «Здравствуй солнышко».
\\ Дошкольное воспитание . -2011. -№1. –с.74.
- Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Автор-составитель: Зубкова Н. М. — СПб.: Речь, 2006.
- Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир //Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Зюзгина Л.А. Приобщаем ребенка к природе // Управление ДОУ. 2010.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие DOCX. М.: ТЦ Сфера, 2009. - 56 с.
- Левина Р. Метеоцентр в детском саду или экология в и творчество
\\ Дошкольное воспитание .-1998г.-№7.-49
- Маханева М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Марудова. Е.В.Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб.: Детство-пресс, 2010.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников.
– М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Николаева С.Н. Роль педагогических технологий в формировании экологической культуры детей и взрослых // Дошкольное воспитание. 2000.
- Николаева С.Н. Юный эколог. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Роговая Е.П., Хорхордина Т.В. Метеоплощадка в детском саду. //Режим доступа //http://davaiknam.ru/text/meteoploshadka-v-detskom-sadu.
- Рыжова Н.Л. Экологическое образование в детском саду. -М.: Изд. Дом
«Карапуз», 2001.-432с.статьи
Предварительный просмотр:
Народные приметы
А вы знали, что если снег прилипает к деревьям - будет тепло? А если утром кричат синицы это к морозу? Эти приметы февраля уже знакомы ребятам старших и подготовительных групп ДС№47 «Успех».
В ходе проекта «Юные метеорологи» старшие дошкольники не только учатся пользоваться метеорологическими приборами и фиксировать показатели с помощью символов в календарях погоды, но и знакомятся с народными приметами.
Ребята проверяют достоверность народных примет в групповых лабораториях и на метеоплощадке ДОО.
На каждой прогулке проходит наблюдение за погодой и приметами, дети учатся сравнивать результаты, делать выводы. С восторгом ребята подтверждают, что действительно, с утра пели синицы, а к вечеру термометр показывает похолодание.
Проводятся опыты и эксперименты со снегом «Сколько весит снег?», «Что находится в снегу между снежинками?», «Почему снег хрустит?», «Таяние снега и льда». В ходе обсуждения полученных результатов, дошкольники приходят к выводу, что снег меняет свои свойства в зависимости от температуры воздуха. Ребята снова проверили народную примету на правильность!
Таким образом, приобщая детей к народной мудрости, народному опыту, в ходе проекта формируется уважение к традициям, создается невидимая связь между поколениями, происходит развитие наблюдательности, умения анализировать и делать выводы.
Предварительный просмотр:
Что такое термометр? Для чего он нужен? Какие бывают термометры? На эти вопросы получили ответ воспитанники МБДОУ ДС№47 «Успех» в рамках познавательного проекта «Юные метеорологи», который позволяет старшим дошкольникам погрузиться в мир исследований погоды.
Каким образом можно определить степень выраженности температуры воздуха, воды? Проблемная ситуация подвела дошкольников к постановке цели исследования – узнать как можно больше о термометре, какие бывают, что обозначают его показания?
В увлекательных опытах дети познакомились с различными видами термометров (водный, медицинский, комнатный, уличный) и принципом их работы.
Дошкольники провели сравнение показателей термометра в разных условиях среды – в комнате и на улице, в горячей и холодной воде, сделали выводы.
Ребята с интересом зарисовали результат ы своих опытов, а вечером с восторгом делились своими открытиями с родителями!
Проект «Юные метеорологи» помогает ребятам старших и подготовительных групп выделять отдельные явления погоды, степень их интенсивности и другие характеристики. Дошкольники учатся пользоваться метеорологическими приборами, фиксировать результаты наблюдения.
Предварительный просмотр:
Статья
Таинственному явлению природы посвятили свой день воспитанники группы №24 детского сада №47 «Успех». Туман привел в гости к детям Ежика из известного ребятам мультфильма.
В рамках познавательного проекта «Юные метеорологи» ребята уже много узнали о погоде, поэтому они согласились помочь разобраться в таком загадочном явлении природы.
В процессе обсуждения, дети пришли к выводу, что туман это явление неживой природы, а вспомнив путешествие Капельки, пришли к выводу, что он похож на облако.
Ребята провели эксперимент, в котором увидели, как образуется туман в процессе столкновения теплой воды и холодного воздуха, с восторгом понаблюдали за созданным явлением.
Дошкольники познакомились с электрическими приборами, создающими туман (небулайзер, увлажнитель воздуха), с интересом поговорили о пользе и вреде тумана для животных, растений и человека.
Ребята регулярно ведут дневник наблюдений за погодой, и вот сегодня они познакомились с условным обозначением тумана. А предсказать погоду на завтра ребята смогут по народным приметам: «Утром туман стелется,- к хорошей погоде», «Иней на деревьях к морозу, туман к оттепели».
Автор Юркова А.В.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здравствуйте ребята, Вы узнали меня? Меня зовут Ёжик, Я из очень интересного мультфильма, обязательно посмотрите его дома с родителями, если еще не видели!
Однажды по дороге к моему лучшему другу Медвежонку, я повстречал необычное явление – Туман!
Ребята, мне нужна ваша помощь! Вы уже так много знаете! Помогите мне разобраться , что это такое - туман?
Сегодня мы с вами, ребята, попробуем: Узнать о причинах возникновения тумана; Создать природное явление - туман; Узнать, какое влияние туман оказывает на жизнь животных и растений .
Ребята, как вы считаете, Туман, это явление живой природы или неживой природы?
Правильно! Туман относится к явлениям неживой природы! Поэтому он может быть одним из состояний воды, таким как снег или дождь.
Но почему туман не поднимается как облака высоко в небо? Теперь мне ясно, что туман это облака, которые плывут совсем низко у земли!
Вред тумана:
Польза тумана:
Приметы: Туман вечером – к улучшению погоды. 2. Если туман поднимается вверх от воды- жди ненастную погоду.
Спасибо Вам ребята, Теперь мне стало понятно, что такое туман! Он оказывается совсем и не страшный, состоит из водяных капелек и может приносить пользу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками
Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
Методическая разработка ролевых коммуникативных связей между сотрудниками ДОУ в рамках подготовки и реализации проектной деятельности «Город, в котором мы живем» по познавательно- исследовательскому развитию старших дошкольников
Качественной коммуникацией является привлечение сотрудников-педагогов в процесс коммуникационного взаимодействия, их готовность к сотрудничеству и способность работать в рамках проектной деятельности...
Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»
Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»...
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...