конспект НОД "Царство растений"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром "Царство растений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект НОД "Царство растений" | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Царство растений.
Программное содержание: систематизировать и дополнить знания детей о строении растений, их роли в живой природе. Научить детей различать деревья и кустарники по форме ствола, виду коры, листьев.
Формирование умений: выбирать признак классификации, разгадывать загадки логическим и графическим способом, читать, придумывать и выполнять символьные рисунки, составлять рассказ по рисунку.
Цель: подготовиться к путешествию в Царство растений, доказать, что растения – живые организмы. Развивать зрительное восприятие, память, вербальное воображение.
Материал к занятию: спил дерева, сигнальные рисунки « О чем могут рассказать деревья.»
Ход занятия.
Воспитатель . Кто из вас хочет отправиться в гости в Царство растений?
-Вы ведь знаете, что настоящие путешественники, прежде чем отправиться в дорогу, стараются как можно больше узнать о природе и обитателях тех мест, в которые они направляются.
- Как вы думаете, кто живет в Царстве растений?
(растения- травы, кустарники, деревья, мхи…)
- О чем нужно знать, чтобы подружиться с ними?
- Какие существуют группы растений?
- Названия каких трав, деревьев, кустарников, растущих в наших краях, вы знаете?
(Ответы детей)
- Какую роль в жизни людей играют деревья?
Ответы детей.
- Такие разные!
Проводится игра «Раздели на группы».
Дети рассматривают карточки с растениями и делят их на группы.
Воспитатель обращает внимание детей на такие группы:
Деревья, кустарники, травы;
Культурные (овощные культуры, зерновые, плодово- ягодные, декоративные) и дикорастущие;
Лиственные и хвойные;
Водные и наземные.
Дети придумывают и рисуют схемы.
Игра «Цветочный магазин.»
Игра проводится на основе результатов предыдущей игры.
С помощью считалки выбирается «продавец», который по очереди «продает» всем оставшимся детям- «покупателям» - растения.
Цена каждого из них ( 2- 4) соответствует числу групп, к которым его должен постараться правильно отнести «покупатель».
Например: Яблоня (3п)- лиственное дерево, культурное растение.
Воспитатель. Царства- государства растений окружают нас повсюду- леса, луга, поля, сады, парки. Без растений жизнь на Земле невозможна.
- Добрые друзья.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, где легче дышится- в городе или в лесу?
-Где воздух чище? Почему?
- В сосновом лесу воздух бывает не только чистым, но и лечебным- сосны выделяют вещества, которые убивают болезнетворные бактерии.
- Сейчас мы с вами рассмотрим рисунки и составим рассказы о том , как дружат растения и животные.
Скороговорка дня: Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу друг.
По общему большому рисунку, на котором изображен дуб и животные, которые обитают на нем и в нем, кормятся от него, проводится инсценировка.
Для этого распределяются роли и задаются вопросы:
- Кто на дубочке живет?
- Я- белка.
- Чем тебе, белка дуб нравится? Какая тебе, белка от него польза?
- Дупло в нем теплое, уютное, ветви у него широкие- не страшно бельчат маленьких посадить, и еда на них растет.
- А какая от тебя дубу польза?
- Я желуди подальше от материнского растения уношу, где им легче вырасти в новые деревья.
- А сейчас я прочитаю вам рассказ В. Бианки «Теремок.» А вы , по ходу чтения, придумайте и выполните символьные рисунки- подсказки, чтобы запомнить, кто жил в дупле старого дуба.
Дыхательная гимнастика «Ежик.»
Дети сидят на коврике в кругу. В-ль проговаривает текст, а дети выполняют дыхательные упражнения, соответствующие тексту.
-В большом, дремучем лесу жил маленький ежик. (Дети спокойно дышат). Однажды он пошел на прогулку и заблудился. Он очень испугался и побежал в поисках своего домика . (дети начинают быстро дышать носиком).
Лес был очень густой и темный. И вдруг, ежик выбежал на красивую светлую полянку. От неожиданности ежик зажмурил глазки и затаил дыхание.(дети стараются задержать дыхание).
Ежик глубоко вздохнул, улыбнулся и сказал: «Ах..»
Потом ежик посмотрел направо, затем налево.(дети спокойно дышат).
Вокруг было так тихо и спокойно, что ежик тоже успокоился и узнал полянку на которой находился. От нее совсем недалеко до его домика.
Ежик еще немного полюбовался на красоту леса и пошел домой.
- Мудрые деревья.
Работа по картинкам.
- О чем нам могут « рассказать» деревья?
-Деревья без листвы- поздняя осень.
- Цветет яблоня- май.
- Ветви дерева наклонены- ветер.
- По стволу дерева , его ветвям можно определить стороны света- на северной стороне больше мха, на южной стороне одиноко стоящих деревьев- более длинные ветви.
По числу ярусов ветвей у ели можно определить, сколько ей лет.
По пню дерева также можно узнать, сколько ему лет и сориентироваться на местности- более широкие части колец находятся с южной стороны.
- Воспитатель. Деревья «записывают» историю своей жизни и своего края. Хотите «прочитаю».
Работа по спилу дерева.
- число колец равно числу лет, прожитых деревом.
- Широкие, ровные кольца в центре дерева означают, что оно росло вначале очень быстро.
- Вытянутые с одной стороны кольца показывают, что дерево было почти повалено и стало быстро расти с одной стороны, чтобы выпрямиться.
- Тонкие кольца говорят о том, что дерево росло медленно, так как его теснили другие деревья.
- Узкие, прерывающиеся кольца показывают засушливые годы.
Физминутка: «Деревья.»
Предложить детям «превратиться в деревья», определим, что будет корнями (ступни). Что- стволом (ноги и туловище), что ветвями (руки), что листочками. Дети рассказывают о назначении корня, ствола, ветвей, листьев. По заданию дети выполняют упражнения: подул сильный ветер; на ветку села ворона, покачалась, улетела; закачалась плакучая ива; легкий ветерок играет листочками; «кланяются» макушки и т. д.
Воспитатель. Тот кто научится понимать деревья и другие растения, сможет узнать от них много интересного. Так с растениями связано много примет.
- Если береза опушается раньше всех, жди сухого лета.
- Дуб перед ясенем листья распустит- к сухому лету, будет летом забота- измучит сухота.
- Если клен и ольха перед березой лист распустят, лето будет мокрое.
- Много шишек на соснах и елях- к доброму году: уродится и рожь и жито.
- Рано зацвела черемуха- будет теплое лето. Чем раньше зацветет, тем жарче будет лето. Когда у черемухи много цвета, лето будет мокрым.
- Перед ненастьем одуванчики и некоторые другие растения закрывают цветки, пряча пыльцу и нектар от дождя.
- На службе человеку.
Воспитатель. Ребята, какую же пользу приносят человеку растения?
- Если бы на планете не было растений, на ней не смогли бы жить люди и животные, так как растения вырабатывают кислород. Растения дают людям и животным плоды, являются строительным материалом для жилищ, из хлопка и льна делают одежду, из древесины- бумагу, мебель, растения украшают наши дома, улицы, города, существуют и лекарственные растения.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали о растениях?
- Как вы думаете, готовы ли вы к путешествию в Царство растений?
- Что вам показалось сегодня самым интересным?
- О чем бы вы хотели рассказать дома?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Царство растений"
Про растения...
КОНСПЕКТ организованного образовательного вида деятельности в подготовительной группе . По образовательной области «Здоровье сберегающей технологии» на тему «Царство растений».
Закреплять знания о травах; обобщить знание о том, что на нашей планете существует огромное царство растений: деревья, кустарники, травянистые растения; продолжать знакомить детей с народными декорати...
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Царство растений"
Цель НОД: подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительное царство – мир растений; обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных; организовать познавательно – исследо...
Конспект НОД познавательно-речевого цикла с детьми подготовительной к школе группы "В царстве растений"
Программное содержание: 1.Закрепить знание детей о растениях .2.Развивать умение обобщать по существенным признакам, учить строить свои суждения, используя модели. Расширить и уточнить знан...
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Царство растений: травы»
Цели:Образовательные• Закрепить знания детей о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.• Обобщить знания детей о том, что на нашей планете существует огромное царство раст...
Конспект занятия "Царство растений"
Конспект занятия "Царство растений"...
Конспект занятия "Царство растений"
Конспект занятия "Царство растений"...