Игровое занятие "Путешествие в мир природы. Красная книга Кузбасса".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Рылькова Татьяна Анатольевна

Формирование экологической культуры дошкольников, формирование бережного отношения детей к миру природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игровое занятие по экологии42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровое занятие по экологии в подготовительной группе

«Путешествие в мир природы. Красная книга Кузбасса»

Цель: формирование экологической культуры дошкольников, бережного отношения детей к природе.

Задачи:

1. Формировать представление о том, что человек – часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее.

2. Закрепить знания детей о Красной книге Кузбасса; расширять знания детей о растительном и животном мире Красной книги Кемеровской области.

3. Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: знакомство с Красной книгой Кузбасса,  просмотр мультимедийной презентации «Красная книга Кузбасса»; беседы о разнообразии природного мира Кемеровской области; чтение стихотворений кузбасских поэтов о природе родного края.

Оборудование: Мультимедийная установка для показа слайдов презентации «Красная книга Кузбасса», картинки к играм «Правила поведения в лесу», кроссворд, буквы.

Ход ОД:

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята.

Охраняется Красною книгой

Столько разных животных и птиц.

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

В группу под музыку входит Лесовичок,  грустный и расстроенный.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята.  

Дети: Здравствуй, лесовичок. А почему ты грустный?

Лесовичок. Сегодня я побывал в своих владениях – в лесу, на реке, в поле – везде слышал жалобные голоса растений и животных. Мои растения и животные взывают о помощи. А когда я возвращался домой, то нашела, какую - то книгу. Но заглянуть я в неё не могу. Я думаю, что она заколдована. Помогите мне её расколдовать?

Воспитатель. Ребята, Лесовичок говорит, что растения и животные взывают о помощи. Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Как называют таких животных? (Ответы детей) Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей).

Давайте вспомним, в какую книгу занесены редкие растения, птицы и животные?

Воспитатель: Как вы думаете, о ком и о чем эта книга?

Дети: Эта книга о животных и растениях.

Воспитатель: Как вы думаете, почему обложка этой книги красная?

Дети: Красный цвет может обозначать внимание, запрет, опасность, предупреждение.
Воспитатель: Эта книга красного цвета, потому что в нее занесены животные, птицы и растения, которых в Кемеровской области  осталось очень мало. На этих животных  запрещена охота.

Воспитатель: А как устроена Красная книга? Показ презентации как устроена Красная книга.

Воспитатель: Давайте поможем Лесовичку расколдовать Красную книгу.

Но для этого мы с Лесовичком должны отправиться в удивительное путешествие с препятствиями в «Мир природы». Что мы должны соблюдать, путешествуя в природе? (Ответы детей). Давайте их вспомним!

Игра «Правила поведения в природе»

Лесовичок. Прекрасно! Вы правильно всё ответили, чего нельзя делать в природе. Вы отлично знаете, как нужно вести себя в лесу,  чтобы не нарушать покой лесных жителей.

Физминутка для глаз.

Воспитатель: И вот первое препятствие, которое называется «Угадайка».

  • Речной строитель плотин? (Бобр)
  • «Сохатый» великан Тайги? (Лось)
  • Какие деревья, занесённые в Красную Книгу, Вы знаете? (Липа, кедр, пихта)
  • Самое большое хвойное дерево в Тайге, семена которого люди употребляют в пищу?(Кедр)
  • Какое хвойное дерево обладает лечебными свойствами, их хвои которого готовят эфирное масло? (Пихта)
  • Житейское, народное название купальницы азиатской? (Огонёк, жарок)
  • Какая охота разрешена в любое время года? (Фотоохота)

Лесовичок. Здорово! Мне понравилось, как вы дружно отвечали. Я хочу вам предложить следующее задание. У меня в руках коврики разных цветов, как вы думаете, что означает зеленый цвет (ответы детей), голубой цвет (ответы детей) и коричневый цвет (ответы детей).

Воспитатель: Взгляните на эти картинки. (Показ). Что и кто на них изображён? На них изображены животные и растения (Ответы детей).

Предлагаю вам поиграть в игру «Кто где живет?». Нужно все эти картинки разложить на коврики, которые нам принес Лесовичок.

Лесовичок. А теперь давайте немного отдохнем и покажем, как мы с вами относимся к живой природе, а заодно и сделаем небольшую зарядку.

Разминка   «Мы хотим, чтоб птицы пели»

Мы хотим, чтоб птицы пели,                (руки по очереди вверх)

Чтоб вокруг леса шумели,                    (плавные движения руками влево, вправо)

Чтобы были голубыми, голубыми небеса,  (круговые движения кистями обеих рук)

Чтобы бабочка резвилась,                        (выпад вправо)

Чтобы речка серебрилась,                        (выпад влево)

Чтоб была на сладких ягодах роса,         (руки вверх, сделать  из пальцев цветок)

Мы хотим любить друг друга,                 (шаг с хлопком вправо)

Улыбаться, верить в чудо,                         (шаг с хлопком влево)

Никогда и никого, никого не обижать      (грозим пальчиком)

Весело живётся, солнышко смеётся          (пружинка вправо, влево)

Всех кто с нами рядом будем уважать      (руки вверх и к сердцу)

(Во время разминки раскладываются пазлы на столы.)

Лесовичок: Развивающая игра «Собери и угадай».

У меня были красивые фотографии, но кто-то с ними поиграл, разрезал их на кусочки. Их нужно восстановить и угадать, что на них изображено.

Чтение стихотворений. Кто из вас знает стихотворения про растения и животных, занесенных в Красную книгу.

Чтение стихотворений о растениях и животных Красной книги

1. О, ранней весною,

Едва снег подтает,

Лиловое море

В лесу расцветает.

Проткнёт наст стрелою –

Глядите, каков?

Я – самый, я – первый

Из всех Кандыков.

2 Над степями в небе синем

Хищник гордый и красивый.

Красота и мощь не меркнут

И вблизи прекрасен беркут.

3. Среди зверей такой один –

Строитель фирменных плотин.

Своими мощными зубами,

Он справится, вполне, с дубами.

Срезает дерево, как свечку.

Перегораживая речку,

Готовит место под жильё,

Хоть и сырое, но – своё.

Скажи, пожалуйста, будь добр,

Кто этот зверь? Конечно - бобр.

4 Любуйтесь цветами, не рвите,

Для красоты вы их сохраните.

Вьются пчелы над петуньей синей,

Голубь набирает высоту.

Человек становится красивей,

Если рядом видит красоту.

Лесовичок: Ребята, а кто мне расскажет о животных, птицах и растениях  Красной книги. Рассказы детей о животных и растений , занесенных в Красную книгу.

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже столько времени говорим о природе, её охране, для чего этого нужно и как это важно. Но мы не упомянули о самом главном деятеле, который может, как уничтожить, так возродить окружающую среду. У меня есть мини-кроссворд, который поможет нам отгадать, кто же это такой, всесильный, а заодно и узнаем ещё немного о редких видах.

Отгадывание кроссворда.

Лесовичок: Совершенно верно! Это человек в ответе за природу. Он может как погубить, так и восстановить виды животных и растений. Но, несмотря на свою власть, люди – часть природы. Без природы не будет и человека. Поэтому в наших силах сделать нашу Землю красивее и прекраснее, чтобы все жили в гармонии.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что на территории нашей области существуют особо охраняемые места. Это заповедник «Кузнецкий Алатау», музей-заповедник «Томская писаница», а так же Шорский природный национальный парк. Там все растения и животные чувствуют себя под защитой.

Воспитатель: А как вы думаете, почему природный мир нуждается в нашей защите?

Дети: Животные, птицы и растения беззащитны перед человеком. Если мы не сможем бережно относиться к природе, будет страдать все живое на Земле.

Воспитатель: Как бы вы хотели помочь животным, птицам и растениям, когда станете взрослыми?

Дети: Я вырасту и стану ученым и буду помогать сохранять природу. А я буду работать в зоопарке, буду разводить новых животных. А я хочу быть лесником и защищать лес от браконьеров!

Лесовичок:  Молодцы! Вот моя Красная книга и расколдована, и так как вы помогали мне в этом, я хочу вас отблагодарить, и у меня есть подарки. (Выносит корзинку с подарками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Красная книга Кузбасса»

Проблемы сохранения природных богатств являются приоритетными во всем мире, в том числе и в Кемеровской области. Основными причинами исчезновения многих видов животных является нерациональная, а, поро...

Проект «Красная книга Кузбасса». Приложения №1, 2

Приложение 1Методика 1 – «Определение уровня сформированности знаний о природе» (Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие / М. Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера,...

Проект «Красная книга Кузбасса». Приложение №1: "Красная книга Кузбасса"

Растет в светлых лесах и на вырубках по всей Восточной Сибири, но не часто. Растение очень декоративно, поэтому в период цветения его часто собирают в букеты, вырывая вместе с корневищем, что пр...

Конспект занятия "Красная книга Кузбасса"

Конспект занятия "Красная книга Кузбасса".  Цели и задачи: формирование у детей ответственное и доброе отношение к родной природе убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимос...

Презентация "Красная книга Кузбасса"

Дать знания о Красной книге Кемеровской области , о причинах занесения животных  в Красную книгу, формировать навыки бережного отношения к природе....

конспект образовательной деятельности Красная книга Кузбасса

данный конспект предназначен для детей средней группы. В ходе данной деятельности воспитанники знакомятся с Красной книгой Кузбасса. Знакомятся с животными которые находятся на грани исчезновени...

Презентация для средней группы "Животные из Красной Книги Кузбасса"

Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существовани...