Экологический проект «Мы садили огород, посмотрите что растет!»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Создание благоприятных условий для содействия формирования экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt.docx | 29.75 КБ |
lepbuk_luchok.pdf | 299.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
«Мы садили огород, посмотрите что растет!»
Тема: Формирование экологической культуры у детей 5-6 лет при общении с природой.
Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, познавательно – исследовательский.
Автор и разработчик проекта: Вайшля Екатерина Адреевна воспитатель гр. №8 «Фея» МАДОУ «Детский сад №9 «Калинка».
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
1. Введение:
Я давно весну ждала,
У меня свои дела
Мне участок в огороде
Нынче мама отвела.
Я возьму свою лопатку,
Я пойду вскопаю грядку,
Я на грядке терпеливо
Все комочки разобью,
Рыхлой, крепкой и красивой
Грядку сделаю свою.
Посажу на ней редиску
И морковку, а с боков
Будут кустики бобов.
В. Гущенко
Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».
Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящиках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним.
Вот мы и создали свой огород – это чудо – огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека.
На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, наблюдать и ухаживать за ними.
2. Актуальность создания проекта:
Многие родители, имеющие свои огороды и дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растениями, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательного, социально – коммуникативного, художественно – эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия сочетают с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для ребенка в будущем в жизни.
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты:
Стратегическая цель:
Создание благоприятных условий для содействия формирования экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.
Тактические цели:
- создать условия для поддержания интереса опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений;
- развивать воображение, творчество, познавательный интерес, умение сравнивать;
- отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности;
-формировать у дошкольников способности к сбору информации;
- организовать активное сотрудничество родителей в процессе проекта.
Задачи:
1. Способствовать развитию воспитания экологической культуры.
2. Расширять знания детей о культурных растениях.
3. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений.
4. Развивать познавательный интерес и исследовательскую деятельность дошкольников.
5. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Ожидаемые результаты:
1. Сформировано правильное осознанное отношение детей к природе.
2. Расширены знания детей о культурных растениях.
3. Дети ознакомлены с особенностями выращивания культурных растений.
4. Развит познавательный интерес и исследовательские качества у детей.
5. Воспитано уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Продукт:
1. Повышен уровень экологической культуры у детей.
2. Развита исследовательская деятельность, создан проект «Посадили огород, посмотрите, что растет! ».
3. Сформированы знания об овощных культурах, уходом за ними.
4. Сотрудничество родителей с детским садом.
4. Аннотация проекта:
Экологический проект «Посадили огород, посмотрите, что растет! »:
- развивает интерес к представителям растительного мира,
- воспитывает любовь к природе,
- развивает исследовательскую деятельность.
Эколого-развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности.
На территории участка нашей группы мы организовали мини-огород, который используем для экологического и трудового воспитания. Трудовая деятельность может стать, с одной стороны, тем связующим звеном, которое обеспечивает взаимодействие человека с миром природы, а с другой – системаобразующим началом при ознакомлении детей с окружающим миром.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы его построения:
-поддержки разнообразия детства;
-сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии ребенка;
-полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
-создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
-содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
-формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности.
Пути решения проекта:
- разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей ДОУ;
-оценить риски реализации проекта.
5. Методы проекта:
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
- наглядные: визуальный и тактильный контакт с растениями;
- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
6. Ресурсное обеспечение проекта.
Уголок природы в группе, цветник и огород на участке.
Методический инструментарий.
Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, садовод – огородный инвентарь, семена, дополнительные элементы)
7. Этапы и срок реализации проекта:
Реализация проекта рассчитана на 4 месяца: с «1 мая» по «31 августа»
1 ЭТАП Подготовительно – ориентировочный: | Срок | Ответственные |
сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми | май | воспитатель |
разработаны вопросы для детей | май | воспитатель |
актуализация темы для родителей, заинтересованность идеей детей | май | воспитатель |
рассматривание семян различных овощных культур | май | родители, воспитатель |
подготовка материала для деятельности детей, подборка подвижных, дидактических игр. | май | родители, воспитатель |
2 ЭТАП Практический: | Срок | Ответственные |
- поиск дополнительной информации об овощах (энциклопедии, интернет) ; - подготовка почвы к посеву; - Акция «оформление огорода» - Трудовой десант : посадка семян редиса, укропа, петрушки, фасоли и высадка рассады огурцов, помидор, перца | Май-июнь – | Воспитатель, родители |
-наблюдение за появлением всходов; - практические действия по уходу за растениями (полив, прополка, рыхление посевов) ; - оформление «паспорта огорода»; - Фотоматериалы этапов работы | июнь –июль | Воспитатель |
3 ЭТАП Обобщающе – результативный | Срок | Ответственные |
Мероприятия: -викторина «Веселый огород»; -выставка овощей и фруктов «Чудо – огород» -конкурс рисунков «Овощи нашего огорода»; -фотовыставка «Я ухаживаю за…» - конструирование: поделки из природного материала «Чудо – чудное, диво – дивное» - сбор урожая и дегустация выращенных овощей; - фотоотчет «У меня есть огород — витамины круглый год» -итоговое мероприятие сказка – сценка «Парад овощей». | Июль-август | воспитатель |
8. Ресурсное обеспечение программы:
Нормативно – правовые ресурсы
- Закон РФ «об образовании»;
- Устав ДОУ;
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) ;
- СанПиНы 2.4.1.2660-10;
- Закон РФ «об образовании» в редакции Федерального закона от 01.12.2007 N309-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. N655 «об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Кадровые ресурсы:
Для работы в проекте привлекаются родители и дети нашей группы.
9. Критерии оценивания проекта:
- удовлетворенность родителей результатом работы ДОУ;
- соответствие условий обучения дошкольников нормами СанПиНа;
- информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
10. Риски и пути преодоления рисков:
Риски: | Предупреждение рисков: |
-низкое познавательное развитие детей; - низкая заинтересованность родителей; - могут быть упущены отдельные направления экологического проекта из-за большого объема изучаемого материала; - несоблюдение сроков реализации проекта. | - распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению; - для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группе родительское собрание по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту «Посадили огород, посмотрите, что растет! », привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми. |
11. Выводы:
В ходе проекта:
- обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов.
- собрали бесценный материал о культурных растениях, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.
У детей появились:
- интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию культурных растений;
- желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за культурными растениями;
- навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково- познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас.
В ходе экспериментальной деятельности мы у детей:
- развивали воображение и мышление,
-сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности,
- развили умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и уходу за растениями
-познакомились с культурными растениями и научились передавать свои чувства в рисунках.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.
12. Список литературы:
1. С. Н. Николаева «Юный эколог», программа М., 1999г
2. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999г
3. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. »-М. : ТЦ Сфера, 2007. -240с.
4. А. В. Кочергина «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», 2005г
5. С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М., 1973г
6. Л. А. Владимирская «От осени до осени», 2004г
7. А. И. Иванова «Живая экология. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», 2005
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Мы садили огород, посмотрите что растет!»
Стратегическая цель:Создание благоприятных условий для содействия формирования экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.Тактические цели:- создать условия для...
Образовательная среда в ДОУ в рамках исследовательского проекта «Наш веселый огород, посмотрите, что растет!»
Образовательная среда в ДОУ в рамках исследовательского проекта «Наш веселый огород, посмотрите, что растет!»У нашей группы собрался народГде тут у вас необычный огород?Говорят, что там у ...
Экологический проект «Мы садили огород, посмотрите что растет!»
Экологический проект «Мы садили огород, посмотрите что растет!»...
Экологический проект «Мы садили огород - полюбуйтесь, что растёт!!!»
Экологический проект«Мы садили огород - полюбуйтесь, что растёт!!!» Состав проектной группы: дети средней группы, воспитатели, родители.Вид проекта: исследовательски – творчески...
Летний экологический проект (старшая группа) «Посадили огород — посмотрите, что растет!»
Летний экологический проект «Посадили огород — посмотрите, что растет!» (старшая группа)Вид проекта: познавательно-информационный, творческий, групповой.Продолжительно...
Статья по экологическому воспитанию в детском саду «Посадили огород, посмотрите, что растет!»
Статья по экологическому воспитанию в детском саду «Посадили огород, посмотрите, что растет!» Мы сажали огород, что там только не растёт... Посадили огород, посмотрите, что растё...