Прогулка 1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)

Карпова Наталья Владимировна

МАРТ

Прогулка 1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Цели: формировать понятия о смене времен года; дать представление об особенностях каждого сезона.

Ход наблюдения: Улеглись в полях метели

В белоснежные постели.

Отдохнуть пришла пора!

У крыльца звенят капели,

Воробьи повеселели,

Гонят зиму со двора! (П. Образцов)

Март — первый весенний месяц. Но поглядите в окно: иногда идет снег, льет холодный дождь, ветер качает голые сучья деревьев. Но весна все-таки при­ближается. День становиться длиннее- солнце всходит все раньше, приближается 21 марта — день весеннего равноденствия, т.е. день по долготе равен ночи. Дальше он будет все прибывать, а ночь уменьшаться.

Воспитатель задает детям вопросы: Перечислите признаки весны.

Какой сейчас месяц? Что происходит со снегом весной?

Как изменяется жизнь человека весной?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mart.docx118.48 КБ

Предварительный просмотр:

МАРТ

Прогулка 1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Цели: формировать понятия о смене времен года; дать представление об особенностях каждого сезона.

Ход наблюдения: Улеглись в полях метели

В белоснежные постели.

Отдохнуть пришла пора!

У крыльца звенят капели,

Воробьи повеселели,

Гонят зиму со двора! (П. Образцов)

Март — первый весенний месяц. Но поглядите в окно: иногда идет снег, льет холодный дождь, ветер качает голые сучья деревьев. Но весна все-таки приближается. День становиться длиннее- солнце всходит все раньше, приближается 21 марта — день весеннего равноденствия, т.е. день по долготе равен ночи. Дальше он будет все прибывать, а ночь уменьшаться.

Воспитатель задает детям вопросы: Перечислите признаки весны.

Какой сейчас месяц? Что происходит со снегом весной?

Как изменяется жизнь человека весной?

Трудовая деятельность: Сбор песка в песочницу. Цель: формировать трудовые умения.

Подвижные игры: «Кто останется в кругу?», «Живой лабиринт».

Цели: развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений;

тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалки.

Дидактическая игра: «Сгруппируй по признаку» Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику

Индивидуальная работа: «Найди пару». Цель: Развивать умение находить предметы, связанные логически.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками.

Прогулка 2. Наблюдение за сосной.

Цель: уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как ель и туя, всегда зеленая; у нее тоже есть иголки, только длиннее).

Ход наблюдения: Была ли малым деревцем?

Сосне совсем не верится:

Давно с высокой кручи

Достала кроной тучи

И с другого берега

Достала тень от дерева. (В. Могутин)

В народе говорят: «Сосна там красна, где взросла».

Сосна — высокое дерево, ствол у нее прямой. Если она растет в лесу, то веточки только на макушке; а если стоит одиноко в поле- по всему стволу. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается сосна шишками.

Воспитатель задает детям вопросы: Как выглядит сосна?

Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цветом»?

Трудовая деятельность: Помочь малышам собрать игрушки после прогулки. Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать другим.

Подвижные игры: «Охотники и зайцы». Цель: упражнять в беге по сигналу. «Попади в обруч». Цель: развивать ловкость при бросании предметов в горизонтальную цель.

Дидактическая игра: Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Индивидуальная работа: «Какое слово заблудилось?». Цель: формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Самостоятельные игры с игрушками, природным материалом, мячами, выносным материалом.

Прогулка 3. Наблюдение за воробьем.

Цели: продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье; обогащать словарный запас художественным словом; активизировать внимание и память;

учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.

Ход наблюдения: В канаве с водою талой плещется воробей,

У темной ольхи я встала, смотрю из-за голых ветвей.

Как беззаботный мальчишка, с головкой он хочет нырнуть...

Задорный, лихой воробьишка — боюсь я его спугнуть.

Забыл он и голод, и стужу, забыл, как поземка мела.

Он рад нынче солнечной луже и каплям скупого тепла!

Воспитатель задает детям вопросы: Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны? Где любят жить воробьи — в лесу или по соседству с человеком? Почему? Кого боятся воробьи?

Чем они питаются весной? Как люди должны заботиться о птицах?

Трудовая деятельность: Расчистка грядок на огороде от старых сорняков. Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Подвижные игры: «Перелет птиц». Цели: учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки, влезать на свободное место, уступая друг другу; развивать ловкость, внимательность. «Мыши в кладовой». Цель: тренировать в пролезании под дугу или веревку.

Дидактическая игра: «Угадай, что где растет» Цель: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Индивидуальная работа: «Узнай по голосу». Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом, атрибутами к подвижным играм.

Прогулка 4. Наблюдение за ивой

Цели: продолжать знакомить с особенностями деревьев в весеннее время (в каком состоянии они находятся); обращать внимание на деревья, пробуждающиеся после зимнего сна самыми первыми.

Ход наблюдения: Весна еще не сшила

Лесам, лугам рубашки,

Лишь ива распустила

Кудрявые барашки.

Барашки золотые

Бегут по тонким веткам,

Веселые, живые,

Как маленькие детки.

В марте появились на ивовых ветках пухлые почки, сбросила она с них колпачки, и сережки стали ярко-желтыми, похожими на цыплят. Цветки прикрыты пушистыми волосками, защищающими серединки от дождя и холода. Шмели летят к ивам собирать медовый нектар.

Иву остролистую в народе называют вербой.

Трудовая деятельность: Сбор мусора на участке.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща.

Подвижные игры: «Гуси-гуси», «Перенеси предметы». Цели: учить по сигналу быстро бегать и переносить предметы по одному; развивать точность, быстроту, ловкость. «Упражнение с мячом» Цель: закреплять умение бросать мяч вверх и ловить двумя руками.

Дидактическая игра: «Выбери нужное» Цели: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Индивидуальная работа: «Какое слово заблудилось?».

Цель: формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, песком.

Прогулка 5. Наблюдение за работой дворника.

Цели: активизировать познавательную деятельность; развивать умение видеть целесообразность трудовых действий; учить оценивать результаты труда.

Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы.

Кто обрезает деревья? Какие ветки он обрезает и чем? (Специальными ножницами — секатором.) С какой целью обрезают ветки у деревьев и кустарников? (Придать форму, освободить от лишних или больных веток.) Почему профессия называется — дворник?

Трудовая деятельность: Уборка обрезанных дворником веток в определенное место. Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Подвижные игры: «Ворона и воробей». Цель: продолжать учить детей действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

«Беги к флажку». Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя.

Дидактическая игра: «Когда это бывает?» Цель: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.

Самостоятельные игры с выносными игрушками, природным материалом, мячами.

Прогулка 6. Наблюдение за легковым автомобилем.

Цели: продолжать различать автомобили по их назначению, сравнивать с другими видами транспорта; развивать наблюдательность;

воспитывать положительное отношение к людям труда.

Ход наблюдения: Воспитатель проводит наблюдение за автомобилями, движущимися по улице, предлагает детям вспомнить, какой это вид транспорта, задает вопросы.

Почему он так называется? Какие вы видите автомобили?

Какие автомобили перевозят людей? Чем отличается автобус от легковой машины? Что у них общего? Кто водит машину?

Спешат автобусы, Спешат машины легковые,

Торопятся, мчатся, Как будто живые.

У каждой машины Дела и заботы,

Машины выходят С утра на работу.

Трудовая деятельность: Сбор мусора на участке, погрузка прошлогодних листьев на носилки. Цели: приучать поддерживать порядок на участке; воспитывать желание помогать другим.

Подвижные игры: «Не замочи ног», «Извилистая тропинка». Цель: учить перепрыгивать через препятствия и приземляться на обе ноги.

«Прыжки вверх с места.» Цель: развивать умение концентрировать усилие, сочетая силу с быстротой.

Дидактическая игра: «Кто чем занимается». Цель: закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.

Индивидуальная работа: «Что слышно?» Цель: развитие слухового внимания.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, ведерками, песком.

Прогулка 7. Наблюдение за птицами на участке детского сада.

Цели: учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.

Ход наблюдения

Трава опять зазеленела, И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!» — Звенят уж птичек голоса.

Сухие прутики, солому, Кусочки мха они несут

— Все пригодится им для дома, Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках Синицы, воробьи, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки — Их желторотые птенцы.

Воспитатель задает детям вопросы: Какие птицы прилетают к нам на участок? Какого они размера? Какую пользу приносят птицы? Какая у них окраска? Чем питаются?

Какие изменения в жизни птиц происходят весной? Как птицы заботятся о своем потомстве? Каких птиц вы еще знаете?

Трудовая деятельность: Подметание дорожек на участке. Цели: воспитывать положительное отношение к труду; учить оказывать помощь младшим.

Подвижные игры: «Лови — бросай». Цели: учить ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов. «Салки». Цель: учить двигаться приставными шагами в разные стороны, действовать по сигналу. «Прыжки вверх с места» Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.

Дидактическая игра: «Природа и человек» Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Индивидуальная работа: «Назови три предмета» Цель: упражнять детей в классификации предметов.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, песком, атрибутами к подвижным играм.

Прогулка 8. Наблюдение за рябиной крымской.

Цели: закрепить знания о рябине крымской; отметить, какие изменения произошли с ней весной.

Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы: По каким характерным признакам можно узнать рябину крымскую? Какие пословицы, поговорки вы про нее знаете? Когда зацветает рябина?

Кто проведывает первым ароматные цветы рябины? Почему?

В конце марта снова оживает наша рябина, просыпается после зимней спячки. Медленно растут резные зеленые листочки, зацветает рябина. Первые гости-пчелы весело гудят возле нее. Своим душистым ароматом она невольно привлекает внимание прохожих.

Трудовая деятельность: Расчистка дорожек, сбор прошлогодних листьев, семян деревьев. Цель: воспитывать аккуратность и чистоту при выполнении трудовых действий.

Подвижные игры: «Волк во рву», «Горелки». Цели: учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно, парами по сигналу быстро бежать вперед; развивать ловкость, быстроту, внимательность.

Дидактическая игра: «Магазин вежливости» Цель: учить детей вежливому общению, адекватно вести себя в различных ситуациях.

Индивидуальная работа: «Профессии». Цель: закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, ведерками, песком.

Прогулка 9. Наблюдение за сорокой

Цели: пробуждать интерес к «сказочной персоне» — сороке-белобоке;

учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает;

обогащать словарный запас художественным словом; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход наблюдения: Воспитатель загадывает загадку, проводит беседу:

***Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет. (Сорока.)

***Всюду я летаю, все на свете знаю,

Знаю каждый куст в лесу,

Новость на хвосте несу.

Может быть, меня за это

И зовут «лесной газетой»?

Что это за птица, как она выглядит? Вьет ли сорока гнезда, зачем? Какие заботы у птицы весною? Как они берегут свое потомство? Какие звуки произносит сорока? (Ча-ча-ча.)

Трудовая деятельность: Сбор песка в песочницу. Цель: воспитывать заботливое отношение к друзьям и взрослым.

Подвижные игры: «С кочки на кочку». Цели: учить прыгать толчком одной или двух ног, действовать по правилам; воспитывать дружелюбие. «Достань до мяча». Цели: продолжать учить подпрыгивать толчком двух ног; ударять по мячу одновременно обеими руками.

Дидактическая игра: «Пресс-конференция» Цели: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

Индивидуальная работа: Развитие движений. Цель: тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, песком.

Прогулка 10. Наблюдение за сосульками

Цели: знакомить со свойствами воды, различными ее состояниями;

способствовать развитию экологического мышления, эрудиции, эмоциональной сферы.

Ход наблюдения: Шаловливые сосульки

Сели на карниз.

Шаловливые сосульки

Посмотрели вниз.

Надоело им свисать,

Стали капельки бросать.

Целый день идет трезвон

— Кап-кап! Дон-дон! ( Ю. Клюшников)

Ребята, обратите внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома. Откуда произошло слово «капель»? Постойте тихонько и послушайте, как падают капли.

Пусть каждый ребенок рассмотрит сосульку, потрогает ее руками, выяснит, какая она — гладкая, шершавая и т.д. Предложите ребятам посмотреть на окружающий мир через сосульку. Что видно? Прозрачная она или нет? На что похожа сосулька? Пусть дети выскажут свои предложения: почему она такой формы, как образуется острый кончик? Почему сосульки «растут» кончиком вниз? (Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.)

Воспитатель загадывает детям загадку.

***Что растет вершиной вниз? (Сосулька.)

Есть примета: длинные сосульки — к долгой весне.

Трудовая деятельность: Заготовка талой воды для поливки комнатных растений. Цели: учить работать сообща; воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры: «Мы — капельки», «Живой лабиринт». Цели: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг; тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалку.

Дидактическая игра: «Что предмет расскажет о себе?»

Цели: на основе знаний о содержании и особенностях работы взрослых, которые производят вещи и предметы повседневного обихода, учить оценивать ее результаты; воспитывать у детей чувство благодарности тем, кто создал такие необходимые вещи.

Индивидуальная работа: «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)» Цели: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом.

АПРЕЛЬ

Прогулка 1. Наблюдение за погодой.

Цели: формировать представление о том, что изменения в природе весной связаны с вращением Земли вокруг Солнца; закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Ход наблюдения: Ласточка примчалась из-за бела моря.

Села и запела: «Как февраль не злился,

Как ты, март, не хмурься, будь хоть снег, хоть дождик —

Все весною пахнет». (А. Майков)

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

***Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает? (Весной.)

Что изменилось с приходом весны? Что стало чаще появляться на небе? Что изменилось на клумбах детского сада?

Трудовая деятельность: Уборка экологической тропы. Цели: учить видеть результат своего труда; работать в коллективе сообща.

Подвижные игры: «Лесные тропинки», «Караси и щука».

Цель: разнообразить движения в зависимости от условий (по глубокому снегу идти с высоким подниманием колен, перешагивать с проталины на проталину, идти спиной вперед, придумать шаг для прокладывания тропинки, прыгать на одной ноге по глубокому снегу).

Дидактическая игра«Что произойдет, если…» Цель: упражнять в умении оценивать и предугадывать последствия определенного действия, развивать внимание.

Индивидуальная работа: «Узнай по голосу». Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу.

Самостоятельные игры с игрушками, природным материалом.

Прогулка 2. Наблюдение за легковым автомобилем.

Цель: продолжать учить отличать легковой автомобиль от грузового.

Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

*** Пью бензин и масло ем,
Хоть не голодно совсем.
А без них я так болею,
Что поехать не сумею! (Автомобиль)

Как выглядит легковой автомобиль? Чем он отличается от грузового?

Какие виды легковых автомобилей вы знаете? Как называется человек, управляющий легковым автомобилем?

Трудовая деятельность: Коллективный труд на клумбе. Цель: закреплять навыки работы с сельскохозяйственными инструментами.

Подвижные игры: «Догони свою пару», «Ловишка, бери ленту».

Цель: объяснять правила игры, учить действовать по сигналу, развивать ловкость.

Дидактическая игра« Живое –не живое» Цель: развивать речь, мышление, закреплять знания о живых и не живых объектах.

Индивидуальная работа: Дид.игра «Каких цветков больше?» Цель: продолжать учить сравнивать две группы предметов до 10.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, мячами

Прогулка 3. Наблюдение за осиной.

Цели: закреплять знания об осине; знакомить с весенним явлением — почками на растениях.

Ход наблюдения: Ласковое весеннее солнышко пригрело зеленоватый ствол осины. Облетели с почек блестящие коричневые колпачки, и начали расти мохнатые сережки. А за ними покачнутся зеленые дрожащие листочки. Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы:

***Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)

Что весной появляется на дереве? Вспомните, почему дрожат листья дерева?

Трудовая деятельность: Подметание дорожек на участке, сбор прошлогодних листьев. Цели: закреплять умение трудиться сообща;

воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Воробушки». Цели: упражнять в беге врассыпную; развивать ловкость, быстроту.

Дидактическая игра«На чем ездят люди?» Цель: закреплять представления детей о видах транспорта, его внешнем виде; развивать наблюдательность, внимание .

Индивидуальная работа: Подвижная игра «Перебрось за линию».

Цели: упражнять в метании предметов; развивать быстроту реакции.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, песком, атрибутами к подвижным играм.

Прогулка 4. Наблюдение за сезонными изменениями в неживой природе.

Цели: учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе;

формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.

Ход наблюдения: Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

(Автор: Самуил Маршак)

Воспитатель задает детям вопросы: Какие изменения произошли в природе весной? Что вы наблюдали сами?

Трудовая деятельность: Уборка участка. Цели: приучать к чистоте и порядку; воспитывать чувство прекрасного.

Подвижные игры: «По проталинам», «На поляне». Цель: развивать умение быстро бегать, прыгать, увертываться от ловишки.

Дидактическая игра: «Природа и человек» Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа

Индивидуальная работа: Игра «Четыре стихии». Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, песком.

Прогулка 5. Наблюдение за дятлом

Цели: расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птицы и среде ее обитания; формировать реальные представления о жизни птицы.

Ход наблюдения: Дятел длинным языком капли сока лижет,

Бабочка, усевшись ниже, пьет прозрачным хоботком.

Муравьи и мошки по березе гладкой

Ползут, как по дорожке, за капелькою сладкой.

Всех березка напоила, вешним соком оделила!

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

***Кто присел на толстый сук

И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел.)

Где зимуют дятлы? Чем любят лакомиться дятлы ранней весной? (Березовым соком.) Что помогает дятлу доставать насекомых из-под коры деревьев? Как дятел строит гнездо? Как выглядит дятел? Почему дятлов называют «санитарами леса»?

Трудовая деятельность: Расчистка участка от мусора, сбор песка в песочницу. Цели: приучать к чистоте и порядку на участке; воспитывать дружеские отношения.

Подвижные игры: «Сбей кеглю». Цель: развивать координацию движений, умение предать силу броску. «Прыгуны». Цель: упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.

Дидактическая игра: Игра «Сгруппируй по признаку» Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику.

Индивидуальная работа: Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок. Цель: развивать логику, мышление.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом.

Прогулка 6. Наблюдение за одуванчиком.

Цели: продолжать знакомство с лекарственным растением — одуванчиком; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Ход наблюдения: «Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке— одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит — одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда» (С. Красиков).

«Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время — одуванчик раскрывается в 5—6 часов утра, а к 2—3 часам дня уже гаснут желтые огоньки» (Д. Зуев).

К концу весны, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков.

Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает больше двухсот семечек, а все растение — до трех тысяч!

Ярко-желтый одуванчик!

Ты зачем сменил кафтанчик?

Был красивым, молодым,

Стал, как дедушка, седым!

Воспитатель задает детям вопросы: Как выглядит одуванчик?

Как распространяются его семена? Закрепить правила поведения в природе.

Трудовая деятельность: Расчистка дорожек. Цель: воспитывать желание трудиться совместно с друзьями, воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры: «Быстрее ветра», «Кто смелее?». Цель: развивать быстроту бега, навыки лазания.

Дидактическая игра: «Магазин вежливости» Цель: учить детей вежливому общению, адекватно вести себя в различных ситуациях.

Индивидуальная работа: Подвижная игра «Прыгни дальше».

Цель: продолжать учить прыгать в длину с разбега.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, песком.

Прогулка 7. Наблюдение за проклюнувшимися почками березы.

Цель: продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года; развивать интерес к природе.

Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

***Я раскрываю почки в зеленые листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня ... (весна).

***Она весну встречает, сережки надевает,

Накинута на спинку зеленая косынка,

А платьице в полоску. Ты узнаешь ... (березку)!

О каком времени года говорится в загадке? Перечислите признаки весны? Что это за дерево? Что произошло с почками?

В каком состоянии находятся деревья весной? ( Они пробуждаются.)

Трудовая деятельность: Оказание помощи взрослым на клумбе, вскапывание почвы, посадка цветов. Цель: обеспечивать участие в трудовой деятельности каждого ребенка.

Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Караси и щука».

Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу.

Дидактическая игра«Угадай, что где растет?» Цель: уточнить знания детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Индивидуальная работа: «Что слышно?» Цель: развитие слухового внимания.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, ведерками, песком.

Прогулка 8. Наблюдение за трясогузкой

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/03/01/s_5e5c0e798cef7/1372368_1.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2020/03/01/s_5e5c0e798cef7/1372368_2.png

Цель: знакомить с трясогузкой, внешним видом, средой ее обитания.

Ход наблюдения: Трясогузка, трясогузкаполосатенькая блузка!

Я тебя всю зиму жду — Поселись в моем саду!

И за ставенькой резной свей гнездо свое весной.

Трясогузка — стройная и грациозная. Спинка и бока серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья черные, блестящие, украшенные по краям белыми прыжками. Прилетает ранней весной, вьет гнезда по берегам рек и озер из соломинок и тонких веточек, устилает пухом. Питается живым кормом- мухами, комарами, жуками.

Воспитатель задает детям вопросы: Как выглядит трясогузка? Чем питается? Когда прилетает в наши края? Как заботится о своем потомстве? Чем птицы заняты весной?

Трудовая деятельность: Подготовка клумбы к посеву семян. Цель: формировать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры: «Не опоздай». Цель: учить проползать под препятствием любым способом (прямо или боком). «Не упусти мяч». Цели: учить передавать мяч, не роняя и не останавливаясь; воспитывать дружелюбие.

Дидактическая игра: «Собери гусеницу» Цель: учить детей обобщать, выбирать группы предметов по обобщающему слову, развивать внимательность.

Индивидуальная работа: «Кого назвали, тот и лови!» Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции. Оборудование: большой мяч.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом.

Прогулка 9. Наблюдение за солнцем.

Цель: помочь обнаружить связи между теми или иными признаками погоды, сезонными изменениями в жизни растительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу.

Ход наблюдения: Важнейшим фактором, определяющим погоду, является солнце — источник жизни, света и энергии. Весной солнце начинает подниматься все выше и выше, тем сильнее оно греет землю, поэтому погода теплее.

Воспитатель задает детям вопросы: Когда вы возвращаетесь с прогулки, замечаете, где находится солнце? Почему вы чувствуете, что весна уже наступила? Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит?

Трудовая деятельность: Уборка дорожек от мусора, песка.

Цель: развивать желание работать дружно, помогая друг другу.

Подвижные игры: «Поймай мяч», «Караси и щука».

Цели: продолжать учить самостоятельно договариваться о распределении ролей; упражнять в умении ловить и передавать мяч.

Дидактическая игра: «Назови одним словом». Цель: Продолжать учить объединять названные слова одним общим понятием.

Индивидуальная работа. Развитие движений- прыжки в высоту. Цели: обучать прыжкам в высоту с разбега; закреплять навыки мягкого приземления на полусогнутые ноги в прыжках в высоту с разбега.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом.

Прогулка 10. Наблюдение за тополем.

Цели: продолжать знакомить с деревьями на участке; формировать представления о внешнем виде тополя весной.

Ход наблюдения: Воспитатель подводит детей к дереву, задает вопросы

Как называется это дерево? А как вы узнали? Какие части тополя вам знакомы?

Весной на тополях набухают крупные почки. Когда клейкая оболочка упадет с них на землю, раскрываются пахучие блестящие листочки. Листья распускаются быстро и буйно. С утра дерево еще без листвы, а в полдень крона блестит и переливается развернутыми листьями. Тополиные листья свисают вниз на длинных черешках, слегка сжатых с боков, поэтому листья очень подвижны: трепещут и дрожат, даже при легких порывах ветра. Тополя чаще других деревьев сажают в городах, потому что они прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья. Один тополь вырабатывает его столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей. Они неприхотливы и быстро растут.

Трудовая деятельность: Сбор палок, сломанных веток и сухих листьев.

Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто, аккуратно. Поощрять трудолюбие.

Подвижные игры: «Совушка», «Веревочка». Цели: учить выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении; развивать быстроту, ловкость.

Дидактическая игра: «Когда это бывает?» Цели: учить детей различать признаки частей суток.

Индивидуальная работа: «Назови лишнее слово» Цель: активизировать внимание; развивать мышление, речь, навыки правильного звукопроизношения.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом.

МАЙ

Прогулка 1. Наблюдение за погодой.

Цели: побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений; закреплять знания о неживой природе; продолжать формировать обобщенные представления о

 сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.

Ход наблюдения: Хорошо весной, поле чистое,

Муравой-травой ты украшено.

Да цветочками все душистыми

В утро майское принаряжено.

Воспитатель задает детям вопросы : Почему люди стали одеваться легче,? (Из-за повышения температуры.) Каким стало небо? (Ярко-синим.) Что происходит с почвой? (Она нагрелась, стала просыхать.) Чем отличается поздняя весна от ранней? Назовите эти отличия. (С наступлением поздней весны стало ослепительно сиять  солнце, потеплело. От весеннего тепла зазеленела трава, появились цветы; на деревьях распустились листочки; птицы звонко щебечут, гремят первые грозы.)

Трудовая деятельность: Работа граблями и метлой.

Цель: учить видеть результат своего труда.

Подвижные игры: «Не сбивай и поймай», «Дальше и выше».

Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствий, дрыгать легко, беззвучно.

Дидактическая игра: «Угадай, что где растет» Цель: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Индивидуальная работа: «Узнай по голосу». Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом, атрибутами к подвижным играм.

Прогулка 2. Наблюдение за подорожником.

Цели: знакомить с лекарственным растением — подорожником;

развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.

Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы.

Почему траву назвали подорожником? Где лучше его собирать?

Подорожник — многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам. Собирать подорожник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здоровья вещества. Растения впитывают их. Если с вами случится беда: укусит оса или комар — сомните листок подорожника, приложите его к укусу. Подорожник обезболит, предупредит появление опухоли.

Трудовая деятельность: Уборка участка от сухих веток.

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры: «Найди, где спрятано». Цель: учить ориентироваться в пространстве. «Прыгай выше». Цель: учить действовать по сигналу.

«Волк во рву». Цель: учить прыжкам.

Дидактическая игра: «Назови одним словом». Цель: Продолжать учить объединять названные слова одним общим понятием.

Индивидуальная работа: Развитие движений (в прыжках): «С кочки на кочку»Цель: вырабатывать координацию движений. 26

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками

Прогулка 3. Наблюдение за майским жуком.

Цели: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука; воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Ход наблюдения: Чок-чок-чок-чок! Прилетел в сад жучок.

На березу сел — Все листочки съел.

Позову скворцов со всех концов,

Позову грачей — Летите скорей!

Жука проглотите и мой сад спасите!

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/03/01/s_5e5c0e798cef7/1372368_3.jpeg

Воспитатель задает детям вопросы: Как выглядит майский жук? Как он передвигается? Где живет майский жук? Чем питается майский жук? Почему майских жуков называют вредителями лесов и садов? Какие враги есть у майских жуков?

Где зимуют майские жуки?

Майские жуки крупные, похожи на гладкие коричневые желуди. Майские жуки опасные вредители. Особенный вред приносят их личинки: они живут в почве и питаются корнями растений. Живут личинки майских жуков долго — три-четыре года. А вот век майских жуков короткий. Весной они откладывают яйца и вскоре погибают.

У майских жуков в природе есть враги: летучие мыши и совы ловят их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве.

Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы, медведи, ежи — все они не прочь полакомиться жирными личинками и жуками.

Трудовая деятельность: Посадка деревьев Айланта китайского. Цели: формировать навыки посадки деревьев (выкопать яму, посадить дерево, присыпать землей, полить); воспитывать интерес к труду.

Подвижные игры: «Кати в цель», «Догони мяч». Цель: развивать глазомер и точность. «Перейди речку». Цель: вырабатывать координацию движений.

Дидактическая игра: «Что в корзинку мы берем?» Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Индивидуальная работа: «Четыре стихии». Цель: развитие внимания,

координации слухового и двигательного анализаторов.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, атрибутами к подвижным играм.

Прогулка 4. Наблюдение за цветником.

Цели: продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов;

закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.

Ход наблюдения: Мне не нужен огород, ягода клубника —

Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика.

Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку.

Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку.

Первый опыт у меня не совсем удачен,

Но тюльпаны, посмотри, выросли на даче!

Быть садовником хочу, когда стану взрослым,

Буду разводить цветы, хоть это и непросто.

Воспитатель задает детям вопросы: Ребята, как называются цветы, которые мы посадили? Что надо сделать, чтобы наши семена взошли?

Почему некоторые растения называют однолетними, а другие- двулетними и многолетними?

Трудовая деятельность: Посадка цветов. Цели: формировать умение коллективно работать, выполнять поручения воспитателя; закреплять знания о росте и развитии растений.

Подвижные игры: «Ловишки». Цели: упражнять в беге в разных направлениях; тренировать быстроту, выносливость.

«Попади в обруч». Цели: формировать умение метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5—9 м; совершенствовать координацию движений.

Дидактическая игра: «Найди звук в слове» Цель: развивать фонематический слух, учить находить нужный звук в слове, определять, где он находится.

Индивидуальная работа: «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Цель: формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом, атрибутами к подвижным играм.

Прогулка 5. Наблюдение за божьей коровкой

Цели: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

Ход наблюдения: Божья коровка, алая спинка,

Уцепилась ловко коровка за травинку.

Вверх неспешным ходом ползет по стебельку

К пахнущему медом яркому цветку.

Поедает быстро коровка вредных тлей,

И цветок душистый спасибо скажет ей!

Воспитатель загадывает детям загадку и предлагает ответить на вопросы: ***Всех жуков она милей, Спинка алая у ней,

А на ней кружочки — Черненькие точки. (Божья коровка.)

Как выглядит божья коровка? Как она передвигается? На кого охотятся божьи коровки? Где они живут? Какую пользу приносят божьи коровки? Где зимуют? Какие стихи, загадки, песни вы знаете о божьей коровке?

У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать, а летать умеет даже на большие расстояния. Окраска божьей коровки — предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской — несъедобные.

Божьи коровки поедают огромное количество тли, любят угоститься червеедами, паутинными клещиками, личинками жуков-листоедов.

Божья коровка — хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю.

Трудовая деятельность: Высадка рассады цветов в цветник. Цель: совершенствовать навыки и умения посадки рассады в открытый грунт.

Подвижные игры: «Пингвины с мячом», «Не наступи».

Цель: усложнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед с зажатым предметом между ступнями.

Дидактическая игра: «Выбери нужное» Цели: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Индивидуальная работа: «Какое слово заблудилось?».

Цель : формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, песком.

Прогулка 6. Наблюдение за одуванчиком.

Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о растениях, произрастающих на лугу, их внешнем виде.

Ход наблюдения: Желтая головушка, розовая ножка.

Одуванчик-солнышко подержу в ладошке.

Появилось солнышко в мае на лугу,

На него любуюсь, очень берегу.

Жаль, недолго солнышко будет золотым,

Побелеет солнышко — И расстанусь с ним. (В.Мирясова)

Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.

Одуванчик лекарственный — многолетнее травянистое растение, произрастает по всей территории нашей страны. Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Корни и корневища можно заготавливать только после созревания и осыпания семян, часть корней и корневищ желательно оставлять в земле для возобновления растений.

Трудовая деятельность: Уборка участка от сухих веток. Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.

Подвижные игры: «Спящая лиса». Цель: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча. «Перелет птиц». Цель: учить выполнять действия по сигналу.

Дидактическая игра« Живое –не живое» Цель: развивать речь, мышление, закреплять знания о живых и не живых объектах.

Индивидуальная работа: Дид.игра «Каких цветков больше?» Цель: продолжать учить сравнивать две группы предметов до 10.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, мячами, песком.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/03/01/s_5e5c0e798cef7/1372368_4.jpeg

Прогулка 7. Наблюдение за комаром.

Цели: расширять представления об особенностях внешнего вида комара;

формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит.

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)

Как выглядит комар? Как он передвигается? Чем питаются комары?

Почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров? Почему комаров называют вредными насекомыми? Какие враги есть у комаров?

Какие загадки и сказки о комарах вы знаете?

У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. Комары-самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений, а самки сосут кровь.

Комары — вредные насекомые, так как разносят опасные болезни.

Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются комарами стрекозы и птицы.

Трудовая деятельность: Уборка песка в песочницу.

Цель: учить правильно и аккуратно собирать песок вокруг песочницы, просеивать его, и чистый высыпать назад.

Подвижные игры: «Пронеси, не урони», «Пожарные». Цель: учить перелезанию «перекатом» через препятствие. «Обезьянки»

Цель: совершенствовать навыки лазания по гимнастической лестнице.

Дидактическая игра«Кто больше назовет действий».

Цели: учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Индивидуальная работа: дид.игра «Сгруппируй по признаку». Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, катание на самокатах.

Прогулка 8.Наблюдение за стрекозой.

Цели: расширять знания о внешнем виде стрекозы; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

Ход наблюдения: Склонились низко лозы

Над гладью тихих вод,

Мы, быстрые стрекозы,

Здесь водим хоровод.

Без всякого усилья

Скользим мы над водой,

Сверкают наши крылья

Прозрачною слюдой.

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

*** У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие-большие глаза.

Называют ее ... (стрекоза).

Как выглядит стрекоза? Как она передвигается? Почему у стрекозы огромные глаза и короткие усики? Где живет стрекоза? На кого она охотится? Чем питается? Есть ли враги у стрекозы?

У стрекозы четыре сетчатых крыла, длинное стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увертливо, а ее удлинённое тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полете. У стрекозы огромные глаза, помогающие ей высматривать добычу, а усики короткие, почти незаметные. Они большой роли в их жизни не играют.

Стрекоза — хищное насекомое. Она питается мошками, комарами, жучками, которых хватает на лету цепкими лапками,

Осенью стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или старые гнилые коряги, спят до весны.

Трудовая деятельность: Посадка цветов на клумбы. Цель: совершенствовать навыки и умения посадки растений в лунки.

Подвижные игры «Сумей вскочить», «Лягушки в болоте».

Цель: продолжать обучать прыжкам с разбега.

Дидактическая игра«В магазине» Цель: закреплять знания о названиях специализированных магазинах: одежды, обуви, продуктов, спортивного оборудования и др.

Индивидуальная работа: «Кто дальше?». Цель: совершенствовать технику прыжка (сильный толчок, энергичный взмах рук).

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, песком.

Прогулка 9. Наблюдение за мать-и-мачехой.

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.

Ход наблюдения: Мать-и-мачеха обыкновенная — многолетнее травянистое растение. Растет на береговых обрывах, в оврагах. Сырьем являются листья. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство.

Пригрело весеннее солнышко и рассыпались на проталинках круглые золотые монетки. «Весну цветов открывает сверхранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав — до выставки ульев, вылета первых пчел, до ледохода» - Так высказывался о мать-и-мачехе фенолог и писатель Д. Зуев. Почему же цветок получил такое название? Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка.

А верхняя часть листа гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи.

Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие «заковки» ведут к полному уничтожению растений. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста. Лекарственные растения следует собирать строго в указанные календарные сроки.

Трудовая деятельность: Посадка семян цветущих растений.

Цель: учить правильному посеву семян.

Подвижные игры: «Догони свою пару». Цель: учить бегать по сигналу воспитателя, не оглядываясь назад. «Попади в цель». Цель: учить бросать мяч в цель, соблюдать правила игры. «Веселые прыжки».

Цель: закреплять прыжки через два предмета.

Дидактическая игра: «Выбери нужное». Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Индивидуальная работа: Дид.игра «День-ночь» Цель: закреплять названия частей суток.

Самостоятельные игры с игрушками, природным материалом, мячами

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/03/01/s_5e5c0e798cef7/1372368_5.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);—учить различать и характеризовать приметы ранней осени,  узнавать их в стихотворениях;—...

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);—учить различать и характеризовать приметы ранней осени,  узнавать их в стихотворениях;—...

Картотека наблюдений за сезонными изменениями в природе для младших групп.

В картотеке представлен материал для наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью ( за погодой, цветником, птицами, животными)...

Конструкт организации наблюдений за сезонными изменениями в природе

Экологическое воспитание детей седьмого года жизни.Образовательная область: «Познавательное развитие»Тема: «Приметы весны»Форма НОД: экскурсия на природуВиды деятельности: игровая, двигательная, комму...

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

СентябрьПрогулка  1Наблюдение за сезонными изменениями в природеЦели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее)...

Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в природе».

Тема: «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);- учить различать и характеризовать прим...

Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в природе».

Тема: «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);- учить различать и характеризовать прим...