Картотека наблюдений за сезонными изменениями в природе для младших групп.
картотека (окружающий мир, младшая группа) по теме
В картотеке представлен материал для наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью ( за погодой, цветником, птицами, животными)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_nablyudeniy_dlya_mladshey_gruppy.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдение за сезонными
изменениями в природе.
Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить узнавать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях
Ход наблюдения.
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и рощах пусто и уныло
Птички улетели.
Стали дни короче.
Солнышка не видно,
Темны – темны ночи.
Загадки. Висят на ветке, золотые монетки(осенние листья). Без рук, а холст ткет(паук)
Наблюдение за цветником.
Цель: формировать представление о том,
что цветы – живые, они растут и изменяются.
Ход наблюдения
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
Вопросы.
- Какими стали цветы на клумбе?
- Почему они завяли?
- Что надо сделать, чтобы цветы весной снова выросли?(собрать семена)
Наблюдение за вороной.
Цель: расширять знания о вороне, воспитывать
любознательность и интерес к жизни птиц.
Ход наблюдения
- Как выглядит ворона?
- Чем она питается?
- Зимующая или перелетная эта птица?
- Как ворона кричит?
Наблюдение за погодой.
Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений.
Ход наблюдения
- Какое сейчас время года?
- Как вы догадались?
- А знаете, куда мы сейчас пойдём?
- Что растёт в огороде?
- Как это можно назвать одним словом?
- Кто из вас знает загадки про овощи?
- Где растут овощи?
Наблюдение за воробьём.
Цель: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений, активизировать внимание и память детей.
Ход наблюдения:
- Как выглядит воробей?
- Чем он питается?
- Как передвигается?
- Как поёт?
Наблюдение за берёзой.
Цель: продолжать знакомить с характерными особенностями берёзы, по которым её можно выделить среди других деревьев.
Ход наблюдения:
- Какой высоты берёза?
- Где ствол у берёзы широкий, а где узкий?
- Ветки у березы толстые или тонкие?
- Какого цвета ствол у березы?
- Как можно сказать про берёзку?
- Какого цвета листья у берёзки?
Предложить детям полюбоваться красотой берёзы. Можно её обнять, погладить и сказать: « Расти милая берёзонька ,радуй добрых людей».
Наблюдение за собакой.
Цель: формировать представления о внешнем виде собаки, воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.
Ход наблюдения
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперёк.
Две медали на груди, лучше в дом не заходи (Собака)
- Как выглядит собака?
- Где она живет?
- Чем питается?
- Кто ухаживает за собакой?
Наблюдение за листопадом.
Цель: знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад», воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения
Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,
Полетели листики, листики, листики.
Поля опустели и ливни рекою,
А это, скажите мне, время какое?
Золотые тихие рощи и сады,
Нивы урожайные, спелые плоды,
И не видно радуги, и не слышен гром,
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днём.
- Почему осень называют золотой?
- Какое явление называют листопадом?
- Как вы думаете, что будет снится осенним листьям?
Наблюдение за погодой.
Цель: обращать внимание на то, как изменилась природа, учить сравнивать природные изменения, развивать наблюдательность.
Ход наблюдения:
В октябре, в октябре
Частый дождик во дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик,
Заготовлены дрова
На зиму для печек. С. Маршак.
- Какие изменения произошли в природе?
- Какое стало небо?
- Как часто светит солнце?
- Идёт ли дождь?
Наблюдение за перелётными птицами.
Цель: расширять представление о перелётных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода.
Ход наблюдения:
Воды зашумели быстрого ручья,
Птицы улетают в тёплые края.
- Какие птицы улетают в тёплые края?
- Зачем они это делают?
Наблюдение за птицами.
Цель: учить находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.
Ход наблюдения:
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробушек – пташка,
Серая рубашка.
Откликайся воробей
Вылетай – ка, не робёй.
- Какая птица больше – голубь или воробей?
- Как передвигается воробей?
- Как передвигается голубь?
- Как кричат воробей, голубь?
Наблюдение за птицами.
Цель: уточнить представление о наличии лап у птиц и их функции.
Ход наблюдения:
Птичка, птичка, вот тебе водичка,
Вот тебе крошки на моей ладошке.
- Сколько лап у птиц?
- Чем они отличаются от лап животных?
- Для чего нужны птицам лапы?
- Чем заканчиваются лапы у птиц?
- Сколько пальцев на их лапах?
Наблюдение за рябиной.
Цель: закрепить знания о том, какую пользу приносит рябина зверям и птицам в холодное время гола.
Ход наблюдения: Уже клич отзвенел журавлиный,
Давно уж осыпался сад.
А яркие гроздья рябины
Всё также, свисая, горят.
Рябина спасает от голода многих птиц и животных (медведь, лось, снегири, свиристели).
Наблюдение за елью.
Цель: познакомить с особенностью ели, по которым её легко выделить среди других деревьев.
Ход наблюдения: Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
Ель похожа на пирамидку, веточки её короткие вверху, книзу длинные, покрыты короткими зелёными иголками. Она зелёная зимой и летом. А ещё ёлочка пахнет.
Наблюдение за сорокой.
Цель: обогащать знания о жизни птиц ранней осенью.
Ход наблюдения: Бела, как снег,
Черна, как жук,
Вертится, как бес,
Повернулась и в лес.
- Чем она питается?
- Нужна ли помощь птицам осенью?
- Чем покрыты туловище и голова сороки?
- Что помогает сороке перелетать с места на место?
- Сколько у неё лапок?
- Чем она питается в лесу?
Наблюдение за рябиной.
Цель: познакомить с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев, воспитывать желание любоваться красотой дерева.
Ход наблюдения: Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
- Какие части рябины вы знаете?
- Какой формы листья?
- Какого они цвета?
- Ягоды нужны только для красоты или ещё чего – то?
- Каковы они на вкус?
- Какого они цвета и формы?
Наблюдение за осенним дождём.
Цель: продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе(небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь)
Ход наблюдения:
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле.
- Когда идёт моросящий дождь, затяжной?
- Какое настроение он вызывает?
- Как природа реагирует на дождь?
- Что такое лужи?
- Как выглядят облака и небо?
Наблюдение за осенними листьями.
Цель: показать многообразие красок золотой осени.
Ход наблюдения:
Сидит – зеленеет,
Упадёт – пожелтеет,
Лежит – почернеет.
Когда это бывает? (осенью)
- Почему желтеют листья?
- Какого цвета они ещё могут быть?
- Что с ними происходит и почему?
Летом в листьях есть специальное вещество – хлорофилл, которое придаёт листу зелёную окраску, когда лист опадает это вещество распадается.
Наблюдение за кошкой.
Цель: закрепить представление о характерных особенностях кошки.
Ход наблюдения: Острые ушки,
На лапках подушки.
Усы, как щетинка,
Дугою спинка.
Днём спит, на солнышке лежит,
Ночью бродит, на охоту ходит.
- Где живёт кошка?
- Кто ухаживают за ней?
- Как выглядит кошка, каковы её повадки?
- Чем питается кошка?
Наблюдение за синицей.
Цель: знакомить с синицей, её повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.
Ход наблюдения: Синица расписная , свистит не уставая.
- Что это за птица?
- Как она выглядит? Какого она цвета?
- Чем питаются синицы?
- Как люди заботятся о них?
- Как люди заботятся о них?
Наблюдение за погодой.
Цель: учить самостоятельно выделять и называть сезонные изменения в природе зимой.
Ход наблюдения:
Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он – Дед Мороз,
А шалит, как маленький.
- На улице тепло или холодно?
- Почему люди прячут носы в воротники пальто и быстро идут по улице?
- Как были одеты люди летом?
Наблюдение за берёзой и рябиной.
Цель: формировать знания о жизни растений зимой, воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения:
- Какие деревья и кустарники вы знаете?
- По каким характерным особенностям можно узнать берёзу и рябину?
- Как чувствуют себя деревья зимой?
- Для чего нужен снег деревьям?
- Что может произойти, если много снега на ветках или он очень влажный?
- Что делают зимой деревья?
Наблюдение за ветром.
Цель: учить определять наличие и направление ветра.
Ход наблюдения:
Ветер – ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу.
- Есть ли ветер?
- Откуда он дует?
- Почему против ветра идти тяжело, а по ветру легко?
Наблюдение за вороной.
Цель: продолжать знакомить с вороной, углублять знания о её обитании, внешнем виде, питании, размножении, воспитывать гуманные чувства к птицам.
Ход наблюдения:
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
И зовут её…(ворона)
- Какие у вороны клюв, хвост, крылья?
- Эта птица улетает в тёплые края или нет?
- Чем питается?
- Где живёт?
- Есть ли у неё враги?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цели: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее);—учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях;—...
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цели: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее);—учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях;—...
Конструкт организации наблюдений за сезонными изменениями в природе
Экологическое воспитание детей седьмого года жизни.Образовательная область: «Познавательное развитие»Тема: «Приметы весны»Форма НОД: экскурсия на природуВиды деятельности: игровая, двигательная, комму...
Картотека наблюдений на прогулке за неживой природой в младшей группе
Конспект занятий...
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
СентябрьПрогулка 1Наблюдение за сезонными изменениями в природеЦели: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее)...
Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в природе».
Тема: «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»Цели: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее);- учить различать и характеризовать прим...
Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе
Календарь для изучения сезонных изменений в природе...