Проект "Юные туристы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Способствовать через практическую игровую деятельность:
-  созданию условий для позитивной социализации детей, формированию нравственных  

   качеств личности ребенка: самостоятельности, патриотизма, сплоченности и дружелюбия;     

- объединению всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов;

-  формированию познавательного интереса родному детскому саду, окружающей природе;
 - формированию понятий у детей: туризм, туристы, туристические походы, маршрут,

    карта, важных туристических правил, гуманного и безопасного поведения в природе;
  - формированию интереса к здоровому образу жизни у детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_turisty.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 «Юные туристы»  Старшая группа

Паспорт проекта

Тема: «Юные туристы»

Возраст детей: 5-6 лет.

Участники проекта: дети, педагоги, педагог-психолог, родители.

Вид проекта: познавательный - творческий.

Продолжительность: краткосрочный.

Форма проведения:  (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и повседневной жизни)

Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье.

Срок реализации: 26.09 -30.09. 2021г.

Проблема. Проектная деятельность разворачивалась в проблемной ситуации. Идея проекта возникла в ходе беседы с детьми о летнем отдыхе, в ходе которой один ребёнок рассказал о том, как они всей семьёй ходили в поход. У некоторых детей сразу возник вопрос «Что такое поход?». Дети стали спорить, что поход это не отдых, что в поход отправляются только спортсмены. Так возникла проблема, которая послужила основой для выдвижения гипотез.

Цель проекта:

Расширять и закреплять знания детей  о  понятии туристы, туризм, походное снаряжение, правила  безопасного поведения в природе.

 

Задачи проекта:

   Способствовать через практическую игровую деятельность:
-  созданию условий для позитивной социализации детей, формированию нравственных  

   качеств личности ребенка: самостоятельности, патриотизма, сплоченности и дружелюбия;    

- объединению всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов;

-  формированию познавательного интереса родному детскому саду, окружающей природе;
- формированию понятий у детей: туризм, туристы, туристические походы, маршрут,

    карта, важных туристических правил, гуманного и безопасного поведения в природе;
 - формированию интереса к здоровому образу жизни у детей.

Оборудование: туристическая палатка, коврики, спальные мешки, рюкзаки, котелок, термос, карта маршрута, мяч.

Ожидаемый результат проекта:

  • овладение знаниями  о детском туризме;
  • знают  правила  безопасности в туристическом походе;
  • сформированные  такие качества, как самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость;
  • имеют представления, что  туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже  болеет, становится сильнее, выносливее и организованнее.

   

2

 Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы и приемы:

  • Словесные   (занятия, беседа, чтение художественной литературы, рассказ).
  • Наглядные  (наблюдения, практические занятия, демонстрация видеофильмов,  слайдов, рассматривание предметов туристического снаряжения,  картинок, фотоснимков,  

Под туристической прогулкой понимается непродолжительный по времени  (1,5 часа) групповой выход с активным способом передвижения по территории дошкольного учреждения в целях отдыха и познания.

Структура похода:

  • Сбор и движение до первого привала (5-15 минут).
  • Остановка, привал (5-15 минут). Природоведческая деятельность.
  • Комплекс игр и упражнений (10-20 минут).
  • Самостоятельная деятельность детей (5-10 минут)
  • Сбор детей и возвращение в детский сад (5-15 минут).

Этапы проекта:

I. Организационный:

- Разработка проекта. Подготовка необходимой литературы, снаряжения.

II. Практический.

 Реализация проекта:

- «Юные туристы» основы туристской и общефизической подготовки.

- Природа родного края – рассказы, целевые прогулки.

- Безопасность в походе – беседы.

- Туристический поход на экологическую тропу.

III Заключительный.

Пути реализации проекта: Ведущим способом организации является игра: игра-тренировка, игра-соревнование, игра-путешествие.

2. Основная часть.

1 день. Тема: «Туризм и туристы»

Цель: Способствовать формированию понятий: туризм, туристы, туристические походы, маршрут, карта. Создание психологического настроя детей на новый вид деятельности.

Способствовать развитию естественных видов движений и обогащению двигательного опыта детей.

Беседы: Кто такие туристы, туризм и его разновидности, знакомство детей с туризмом как видом спорта, туристические походы – маленькие путешествия.

Знакомство с картой детского сада. Составление маршрута прогулки. (Участок по циклограмме, нахождение на карте.).

Упражнения  на осанку и равновесие «На вершине горы». (Сохранение равновесия при прохождении по обозначенной узкой тропе с разным положением рук)

Чтение отрывков из Детской энциклопедии о великих путешественниках.

Экспериментирование - опыт. «Где лучше и дольше храниться хлеб?» (Пищевая пленка, фольга, полиэтиленовый мешочек, марля, воздух).

Разучивание речёвки: «Мы – туристы»

Игра - тренировка д/и «Мы собираемся в поход», «Рюкзачок туриста» (Бег с переносом предметов). П/и «Трудный маршрут.

Подготовка туристического похода.                                                                                                 3                                                        

2 день. Итоговый туристический поход – соревнование «Мы - туристы».

(Прохождение маршрута по заданной карте – схеме).

Цель: Способствовать закреплению знаний, умений и навыков по туристско-экологической деятельности у детей, развитию физических качеств детей.

Игра – путешествие «Мы - туристы» по участку детского сада.

Беседы: «Правила поведения в природе».

Наблюдение за погодой и выбор снаряжения.

Подведение итогов эксперимента по хранению хлеба.

Поход  по заданной схеме с рюкзаками, препятствиями, играми и соревнованиями по участку детского сада, с закреплениями всех полученных знаний и навыков на практике.

Сюрпризный момент сладкие призы и награждения.

 Впечатления детей о прошедшем походе.

III. Заключительный:

  • Опрос детей по теме;
  • Оформление фото - выставки в группе «Путешественники»;
  • Конструирование «Плот для переправы».

Итог:

Через практическую игровую туристическую деятельность было достигнуто:

- объединение всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов;

- стремительно развивается самостоятельность и инициатива детей;

- все познавательные умения и навыки дети получали не через занятия, а в интересной развивающей деятельности, инициаторами которой они сами являются, учились оценивать свои действия и действия других, формировались их навыки поведения в социуме и природе;

- приобрели новые навыки и умения в физическом развитии, формах проведения активного здорового отдыха. По итогам туристического похода создан фото альбом  «Всемирный День туриста», который выставлен  в группе сообщества нашего детского сада и получил положительную оценку.

Беседы:

  1. «Знакомство с туризмом и кто такие туристы»

Цель: способствовать формированию у детей понятий: туризмом, виды туризма, развитию интереса к туризму.

ПРОФЕССИЯ - ГЕОЛОГ.

Цель: способствовать формированию понятия у детей о профессии геолог.

Беседа «Камни бывают разные»

Цель: расширить представления детей о разнообразии камней, их свойствах и особенностях, их применении в жизни человека.

«Знакомство с профессией метеоролога»

(подготовительная группа)

Цель: Развивать у детей представление о профессии метеоролога и о работе

метеорологической станции. Развивать связную речь, логическое мышление.

Плот для переправы (конструирование)

Цель: Познакомить детей с новой поделкой; формировать умение мастерить

плот из веточек, соразмеряя их по толщине и длине; развивать глазомер,

точность движений; закрепить навыки анализа образца игрушки, представленного в виде модели, умение схематично изображать последовательность работы и пользоваться наглядным планом в ходе изготовления поделки; воспитывать товарищеские взаимоотношения в труде.

Словарь терминов

Деятельность – Занятие, труд.

Знаток – Человек, обладающий большими знаниями в чём-нибудь, тонким  пониманием чего-нибудь.

Маршрут – Путь следования.

Привал – Остановка в пути для отдыха, а также место такой остановки.

Рюкзак – Заплечный вещевой мешок с карманами.

Туризм – Вид спорта – групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма.

Турист – Человек, который занимается туризмом, совершает туристические путешествия.

Сотрудничество с родителями:

 

• сбор  информации о безопасном поведении на природе;

• сбор туристического снаряжения;

•  фото семейных путешествий.

 

Результативность работы

            Как результат нашей работы у детей сформировано осознанное отношение к своему здоровью; ориентирования на местности, бережному отношению к растительному и животному миру. Повысилась экологическая культура.  Занимаясь туризмом, дети в полной мере освоили разнообразные виды лазания,  ползания по наклонным поверхностям, спортивным комплексам на спортивной площадке. Все это позволило укрепить все группы мышц, улучшило координацию движений детей, ориентировку в пространстве, силу и выносливость детей.

          Родители больше заботятся о здоровом образе жизни, познакомились с элементами детского туризма, как средством совместного здорового семейного отдыха; получили знания о простейших навыках безопасного туризма, получили дополнительные педагогические знания по вопросу физического воспитания дошкольника, научились проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребенком.

Список используемой литературы:
1. Бочарова Н.И. Туристические прогулки в детском саду: Пособие для практических
работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004.- 116с.

2.Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста, АРКТИ, 2003;
3. Вавилова Е.Н. Укрепление здоровья детей М.: Просвещение, 1986 Гранильщипов Ю.В. Семейный туризм М.: Просвещение, 2008 г.

4.Гаврючина Л.В Здоровье сберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие, Сфера, 2008г
5.Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим» ТЦ Сфера, 2004

6.Кузнецова С.В.Туризм в детском саду, Москва, Обруч, 2013 год.

Интернет-ресурс:

1.Стихи для экологического воспитания детей.http://zanimatika.narod.ru/

2. Стихи о лесе, автор Анатолий Орлов. http://lujayka.com/stihi_detyam/

3.Стихи для детей. Владимир Степанов. http://lubovbezusl.ucoz.ru/publ/

4.Туризм в детском саду. http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashihvospitateley/

5                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туристы

Сценарий интерактивного театрализованного представления экологической направленности...

Туристы

Сценарий интерактивного театрализованного представления на экологическую тему....

Первый турпоход туристят с/к "Мы - Туристы"

17.03.2014 прошёл первый поход за пределы детского сада. Комбинированный турпоход (часть пути на автобусе и вторая часть пеший маршрут). Во время похода соблюдались все правила безопасности для жизни ...

Турист - квест «Школа настоящих туристов»

Сценарий туристического похода для воспитанников старшего дошкольного возраста....

Фестиваль туристов "Привет, туристы!"

Туризм в детском саду тема не новая, но всегда актуальная. Дети с родителями часто путешествуют на автомобилях, пешком, иногда в лес с палатками. Жизнь туристов полна приключений, новыми событиями, эм...