Краткосрочный проект «Моя семья»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Окружающий Мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moya_semya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Краткосрочный проект «Моя семья»

 

Автор: Воспитатель Баранова Е.Е.

Участники проекта: дети старшей группы; родители воспитанников; педагоги.

Продолжительность проекта: 2 неделя.

Тип проекта: групповой, практико-ориентированный.


Актуальность. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.

Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.

Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта « Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.

Цель проекта:
— формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;
— расширять представления детей о своей семье, семейных традициях;
— воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.

Задачи проекта:

1.Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.

Формировать представления о родственных отношениях.

Формировать представления о семейных традициях и праздниках.

Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким

Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».

Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Ожидаемый результат.

За время реализации проекта « Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.

Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет.

Образовательная область

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи.
ООД: беседа — игра на тему, «Моя семья» игра — конкурс «Моя родословная», викторина «В какой сказке встречаются семьи».

Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье

 в будни»;

 «Семейный праздник – День рождение».
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

Дидактическая игра: «Домашний труд».

Социально – коммуникативное развитие

Рассказы детей о семье.
Составление рассказа по пентаграмме на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку).
НОД
прочтение и обсуждение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово»,«Хорошее».

Чтение стихотворений: Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой».
Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом».
Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму».

Художественное – эстетическое развитие

Художественное творчество:

НОД: рисование «Мой автопортрет». «Моя счастливая семья»;
аппликация «Мой автопортрет», «Моя родословная. Генеалогическое древо».

Музыка:слушание музыки и песен о маме и папе.

Речевое развитие

НОД: беседы на тему «Моя семья», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»,«На кого ты хочешь быть похож»;

 «Организация быта в нашей семье в будни»;

 «Семейный праздник – День рождение», «В какой сказке встречаются семьи.
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».

Физическое развитие.

Физкультминутка «Семья».

подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».

Работа с родителями

Участие в выставке рисунков и поделок по теме «Моя семья», составление творческих рассказов с детьми о семье.

Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома».

Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту».

Индивидуальные семейные консультации.

Работа по реализации проекта.

1 этап (постановка проблемы): педагог предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы.
— Самые родные для ребенка люди?
— Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи?
— Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им?
— Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся?
— Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)?
— Кем вы приходитесь бабушке?
— Кем приходится ваша мама вашей бабушке?
— Как вы думаете, это чужие люди или родственники?
— Как можно назвать одним словом этих людей?
— Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?
— Что такое семья?
— Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.

2 этап (подготовительный).
Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Педагогами был подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т.д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья». В группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы, слайды; слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье.

3 этап (основной).
В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседа тему, «Моя семья»; «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение»; викторина «В какой сказке встречаются семьи». Дети составляли творческие рассказы «Моя семья». Заучивали стихотворение О. Высотской «Моя семья». Обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье. Прошло обсуждение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово» и «Хорошее»; чтение стихотворений Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой». На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о семье в рисунках, аппликациях. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игры. Дети и родители участвовали в выставке рисунков и поделок по теме «Моя семья».

4 этап (заключительный).
В конце нашего проекта была устроена выставка детских работ: рисунков по теме «Моя семья»; творческие рассказы, составленные вместе с родителями.

Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.

За время реализации проекта « Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной как истории семьи. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Моя семья" . Средняя группа

План краткосрочного проекта, включающий в себя описание, цели проекта, мероприятия, проводимы в ходе осуществления проекта....

Краткосрочный проект "Моя семья"

Цель проекта: Формирование понятие «семья» и повышении семейных ценностей в становлении личности ребенка. Задачи проекта:Формировать представление о семьеФормировать гендерную принадлежности восп...

Краткосрочный проект «Моя Семья»

Краткосрочный проект «Моя Семья»...

Краткосрочный проект "Моя семья"

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Уходят в прошлое се...

Краткосрочный проект "Моя семья"

Проект направлен на формирование знания детей о составе своей семьи, родословной и семейных традициях....

Краткосрочный проект Моя семья

Проект «Моя семья». Тип проекта: краткосрочный проект Участники проекта: дети средней группы, родители, педагоги группы. Цель: формировать у детей понятие «семья»...

Краткосрочный проект "Моя семья"

Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. Способствовать гармонизации детско – родительских взаимоотношений. Формирование у детей понятие «Семья»...