Конспект интегрированной деятельности в старшей группе «Весна идёт — весне дорогу!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Клепикова Любовь Александровна

Формировать и систематизировать знания детей о характерных признаках весны; обучать связному и последовательному пересказу с наглядной основой в виде

графических схем, отражающих последовательность событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vesna_.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированной деятельности

в средней группе

Тема: «Весна идёт — весне дорогу!»

                                          Автор:

                                         Клепикова Любовь Александровна

                             Воспитатель первой категории

                                          МБДОУ «Детский сад  N5«Сказка» 

                                                     

 г. Рассказово

Цель: формировать и систематизировать знания детей о характерных признаках весны; обучать связному и последовательному пересказу с наглядной основой в виде

графических схем, отражающих последовательность событий.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить и углубить представления о сезонных изменений в природе; продолжить учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (тает снег, потому что солнце стало пригревать). Уточнить, расширить и активизировать  словарь по теме «Весна» (весна, оттепель, солнце, облака, сосульки, капель, проталины,  лужа, ручей, первоцветы, почки). Закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; образование притяжательных прилагательных. Формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью, навыки  активного  слухового  и зрительного контроля в правильности составления рассказа.

Развивающие:

Развить  диалогическую речь, зрительное внимание, мышление,  тонкую и общую моторики, координацию речи с движением. Развивать интонационную выразительность речи, дыхание (ЗКР).

Воспитательные:

Воспитывать интерес, желание узнать новое.
Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и бережное отношение к природе.
Развивающая среда: картины «Времена года», скворец, геометрические фигуры для выкладывания скворечника, глобус, настольная лампа, мнемотаблица, проектор, тучки, солнышки. 

Предварительная работа: наблюдение весенних явлений в природе; рассматривание первоцветов, чтение стихотворений о весне, художественной литературы, загадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок по теме; дидактические игры: «Чего не бывает весной?», «Скажи правильно», «Подбери картинку», «Назови ласково», «Продолжи предложение», «Когда это бывает».

Словарная работа: первоцветы, путешествие, щебечут, чудесная, Красная книга, подснежники, пробуждение, оттепель, проталины.

Методы:

Словесные: беседа, вопросы, художественное слово, рассказывание

Наглядно-демонстрационные: картины, слайдовый показ, выкладывание скворечников, мнемотаблица.

Ход занятия:

1.Ритуал приветствия.
В: Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся 
И друг другу улыбнёмся.
- Давайте подарим улыбки и тепло наших сердец друг другу и нашим гостям.


2.Введение в тему занятия.

- Посмотрите, что здесь изображено? (Времена года.)

- Сколько их? Какие? (4: зима, весна, лето, осень)

- Какое самое жаркое время года? (Лето)

- Какое время года недавно закончилось? (Зима)

- О каком времени года пишет поэт:

Люблю я пышное природы увядание

В багрец и золото, одетые леса…

- О каком времени года я загадаю загадку?

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад.

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят над крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

(Показ слайдов)

(Это весна!)

- Давайте подойдем к окну. Какое время года на улице?

- Почему вы так решили?

В: - Вам нравится весна? (Весна — замечательное, прекрасное время года.)

- За что вы ее любите? (Природа просыпается и оживает после долгого зимнего сна.)

- Как вы считаете, почему весну называют «утром года»? (Все только просыпается, зарождается, природа юная, нежная, как дитя.)

- Сейчас я предлагаю вам отправиться на встречу к весне, чтобы лучше ее рассмотреть, услышать, почувствовать и, главное, понять.  Хотите?

3. Рассказывание сказки о весне.

Весна так прекрасна и необычна, что о ней хочется рассказать сказку. Так вот, жила — была семья: отец и четыре дочери. Отца звали Год, а дочерей — Зима, Весна, Лето и Осень. Отец очень любил своих дочерей, хоть и разные они были очень. Пришло время, и Весна попросила свою старшую сестру Зиму уступить ей место. Пригрела Весна солнышком и растопила снег. Побежали ручьи, зазвенела капель! Вода к медведю в берлогу просочилась, проснулся косолапый, вылез из берлоги на солнышке погреться да подкрепиться. Уж больно проголодался бедолага. Вернулись, улетевшие от нас на зиму перелетные птицы. Появился  яркий, хрупкий подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый, второй, третий, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит.

4. Слушание пьесы П. И. Чайковского «Подснежник».  

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед, -

Раз пришел разведчик,

И весна придет. (Е. Серова)

- Дети, представьте себя в весеннем лесу! Вы – подснежники! Вы смело пробиваетесь сквозь рыхлый снег, сквозь тонкий ледок и тянетесь к солнцу и свету, удивляетесь проснувшемуся лесу,  любуетесь им, здороваетесь со всеми лесными жителями и радуетесь весне.

- Вам понравилось быть подснежниками?

- Что вы почувствовали, находясь в лесу?

(Чистоту воздуха, аромат леса, свежесть.)

В: - Что вы услышали? (Шум ветерка, звон ручья, разноголосье птиц.)

- Что увидели?
Дети: - Как бойко, смело, один за другим другие подснежники пробиваются из земли. Как они радуются солнцу. Как ручьи журчат по оврагам. Как набухают почки на деревьях. Как зайчики меняют шубки. Как просыпается медведь. Как звери заботятся о родившемся потомстве.

- И если внимательно прислушаться, то можно услышать, о чем подснежники говорят. Как вы думаете, о чем? (Как хорошо вокруг! Как бы нам подолее пожить здесь.)

Из земли подснежник вышел на рассвете.

Глянул боязливо: не сорвут ли дети?

Но сказали дети ласково: «Расти!

Мы тебя не тронем: всё должно цвести!»

Бегают ребята, по траве гурьбой,

И цветёт подснежник – нежный, голубой!

- Почему нельзя рвать эти цветы?  (Они занесены в Красную книгу. В нее заносят растения и животных, которых осталось мало.)

- В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

В: - Где появляется подснежник? (На проталине) А что такое проталина? Почему она образуется? Вы хотите, чтобы солнышко появилось у вас в группе? Тогда приготовьте пальчики.

5. Пальчиковая игра «Солнышко»
Я рисую желтый круг. 
Много лучиков вокруг.
Это солнышко сияет,

Дом и сад наш согревает.

6. Зрительная гимнастика.

- Вы превратились в солнышко!
Солнышко закрыло глазки и уснуло.
Солнышко проснулось. Открыло глазки.

Стало тучки на небе считать. (Водят глазами.)
Посмотрело вверх. (Глазки вверх подняли.)

Посмотрело вниз. (Вниз глазки опустили.) 
Влево, вправо; глазками поморгало;

Прищурилось и сильно-сильно зажмурилось.

А потом ярко улыбнулось.

- Что же солнце делает такого, от чего пробуждается природа? (Ярко светит, греет, ласкает, припекает.)

- Ребята, а как вы считаете, почему зимой солнце светило слабо и было холодно, а весной стало ярче светить и стало теплее? Почему это происходит? Почему происходит смена времен года, частей суток?

- Хотите узнать? Для этого я предлагаю вам стать астрономами и пройти в лабораторию. Размещайтесь вокруг стола, где мы будем проводить эксперимент.

7. Эксперимент: Вращение Земли вокруг Солнца.

- Что это такое? (Глобус. Это наш земной шар, но очень-очень сильно уменьшенный в размерах.)

- Представьте, что лампа – это Солнце. Земля вращается вокруг своей воображаемой оси, подставляя Солнцу то одну, то другую сторону. Повернулась Земля к солнцу нашим городом и у нас наступил день. Отвернулась – наступила ночь. Так происходит смена дня и ночи. Причина смены времен года в том, что кроме вращения вокруг своей оси, Земля вращается еще вокруг Солнца. К тому же, Земля находится на орбите Солнца не прямо, а под наклоном. А наклон оси Земли приводит к поступлению разного количества тепла и света на различные участки поверхности Земли в течение года, и обеспечивают смену времен года. Сейчас, например, северное полушарие начинает смотреть на Солнце, поэтому оно получает больше света и тепла, наступает весна, а затем лето. На южном полушарии противоположная ситуация. Там сейчас наступает осень, а потом будет зима. Через полгода картина поменяется. Так происходит смена времен года.

-Ну, это мы сейчас знаем, а раньше люди считали, что весну на своих крыльях приносят перелетные птицы. А чтобы они быстрее прилетали, и быстрее наступало тепло, люди зазывали птиц специальными «закличками».

«Жаворонушки, перепелушки,

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

Зима надоела

Весь хлеб поела».

Стремясь ускорить приход весны, хозяйки пекли из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями, вставляли глазки из черемухи, изюма. И называлась эта выпечка “жаворонками”. Такое печенье получал каждый член семьи и, выйдя на улицу, подбрасывал его в воздух.

– Чем занимаются птицы, вернувшись в родные места? (Строят гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.)

- Есть такая примета: если птицы строят, вьют гнезда на солнечной стороне, значит, лето будет холодное.

– Как мы можем помочь вернувшимся птицам? (Построить скворечники.)

- Давайте мы этим сейчас и займемся.

8. Выкладывание скворечников из геометрических фигур.

- Какой формы крыша скворечника? (Треугольной.)

- Почему эта фигура называется треугольник? (У нее три угла, три вершины и три стороны.)

- Какой формы сам скворечник? (Квадратной.)

- Что вам известно про квадрат? (У него все стороны равны.)

- Какой формы леток? (Круглой.) А дощечка? (Прямоугольной.)

- Кто же поселится в нем? (Скворцы.) Возьмите их в руки. Скворцы прилетели на разведку и кружат над скворечником. Залетели справа, слева, облетели вокруг, заглянули в скворечник и, успокоившись, что он никем не занят, сели в него.

- Сейчас мы сделали не настоящие скворечники, но, может быть, вернувшись домой, вы попросите пап или дедушек сделать настоящий и повесить его в саду. А птицы отблагодарят вас своим пением и сберегут ваш урожай от насекомых.

- Что изменилось с приходом весны в жизни людей?

(Люди сменили зимнюю одежду на весеннюю, наводят порядок во дворах, ведут работу в огороде.)

9. Физ. минутка «Весенние заботы»

Хорошо весной, я знаю:        (дети хлопают в ладоши)

Я с друзьями птиц встречаю,        (машут «крыльями»)

Лодочки в ручье пускаю,         (изображают руками лодочку)

С папой грядки я копаю,         (показывают движения лопатой)

С мамочкой цветы сажаю.        (руками изображают цветок)

10. Д/и «Назови весенние месяцы»

- Ребятки, а сколько месяцев длится весна?

- Назовите весенние месяцы.

Пришла весна и каждый рад,

Спешит весна и месяц… (март).

За ним другой стучится в дверь,

Он называется… (апрель).

И третий месяц вспоминай

Как называется он? (май)

- Март в народе называют капельником, протальником, потому что в марте от солнечных лучей снег начинает таять, и становится видно землю – проталину.

- Апрель зовут — травником. 1 апреля в нашей стране празднуют «День птиц» - развешивают скворечники, существует прекрасный обычай «отпущения птиц на волю».

- Май — самый красивый месяц. Его в народе зовут — цветень. 
- А еще говорят так: «Март - с водой, апрель - с травой, а май – с цветами».

11. Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблица.

Пришла весна. Солнышко стало пригревать сильней. Тает снежок и на земле появились первые проталины. Распустились голубые подснежники. Их нежные лепестки тянутся к солнышку. Хвойные деревья в лесу стоят зеленые, а лиственные пока ещё голые, но у них началось сокодвижение, начали набухать почки и, совсем скоро, они лопнут и появятся маленькие, клейкие листочки. Запахами наполняется весь лес. Все слышнее и слышнее стали голоса птиц, которые начинают возвращаться с юга. Они строят или ремонтируют жилища, скоро будут откладывать яйца и высиживать птенцов. Жизнь диких животных тоже меняется. Медведи и ежи просыпается от спячки. Зайцы меняют белые шубки на серые и воспитывают потомство. Прекрасное время – весна! Она всем очень нравится. Недаром ее называют весна-красна.

12. Итог.

- Дети, как много мы сегодня говорили о весне! А вы хотите увидеть ее? Тогда давайте позовем ее, может быть она и появится.

В: Весна, весна красная! (идут по кругу)
Приди весна с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью: останавливаются, делают вдох, тянутся на носочках , руки вверх)
Со льном высоким,
С корнем глубоким, (присели, выдох)
С хлебами обильными. 

В: - Посмотрите, ребята, вот же она! Какая красивая и очень разная! Ведь весной так быстро меняется природа: то снег лежал, то ручьи текли и вот уже травка зеленеет, почки набухают. А сосем скоро, листочки появятся, вся земля первоцветами покроется и сады зацветут. Вот такая она красавица!

- Ребятки, а еще весна хочет узнать, понравилась ли вам встреча с ней. Кому понравилось, покажите солнышко, а кому нет – тучки.  Весна очень довольна вами и прислала вам гостинцы!


Использованная литература:

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие – 2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2006 – 144с.

2. Терехова Л.А., Осипова Н.В.  Добрый человек придёт, слово свету принесёт. – Выпуск 2. – Смоленск: СОИУУ, 2001 – 60с.

3. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в средней группе» (конспекты занятий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в старшей группе на тему "Весна идёт, весне дорогу!"

Материал для всестороннего развития детей и в помощь воспитателю...

ООД по развитию речи для детей старшей группы на тему Весна идёт, весне дорогу!

Материал может быть использован в работе воспитателей с детьми старшего дошкольного возраста. Использованы наглядный, словесный и игровой методы. В ходе занятия дети тгадывают загадки, слушают классич...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Времена года - весна»

Ознакомление с окружающим миром, старшая группа. Интегрированное занятие...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Весна, основы безопасности в весенний период».

Цель:  Формирование представлений о правилах безопасного поведения в весенний период.Задачи:- Обобщить и систематизировать знания детей о весне, как времени года;- формировать потребность в сохра...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Времена года - весна»

Задачи: - образовательные: закрепить и уточнить представления о признаках весны; учить замечать изменения в ней, находить признаки самостоятельно; совершенствовать умение составлять по картинкам пред...