Проект "Город над вольной Невой или мой любимый город"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Патриотическое воспитание имеет большое значение в становлении личности человека и развитии его гражданской позиции. Воспитание патриотических чувств в ребёнке процесс сложный и длительный, начинается с приобщения его к культуре своего народа, истории и природе родного края, истории рождения родного города. Ситематическое обращение к отеческому наследию взращивает культурную личность ребёнка и закладывает основы для нравственного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Наш город - Санкт-Петербург».
Тип проекта: познавательно-информационный, творческий, семейно-групповой, долгосрочный (цикл занятий)
Срок реализации проекта: Октябрь- Май
Участники проекта: педагоги и дети старшей группы №2, ГБДОУ № 103, а также родители детей.
Тема проекта: «Наш город - Санкт-Петербург».
Актуальность проекта: Патриотическое воспитание, в настоящее время , является важным звеном российского образования, а также имеет большое значение для становления личности человека и развития его гражданской позиции.
Воспитание патриотических чувств в ребенке начинается с приобщения его к культуре своего народа, истории и природе родного края, истории своего города. Патриотическое воспитание дошкольников - процесс сложный и длительный. Систематическое обращение к отеческому наследию взращивает культурную личность ребенка: стимулирует развитие познавательных процессов, формирует интерес к истории, активизирует аналитические способности, воспитывает уважение к труду людей, гордость и ответственность за родную землю, а также закладывает основы для нравственного развития и активной гражданской позиции в будущем.
Актуальность данного проекта определена стремлением:
✍ расширить познания дошкольников об истории и природе края, где находится родной город, дать представления об уникальном географическом положении Петербурга и его особенностях;
✍ способствовать формированию уважительного отношения к своей малой Родине, терпимости друг к другу, любви и уважении к своим родителям.
Цель проекта:
1. Расширение представлений детей о городе, в котором живут, о его природе и особенностях.
2. Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с историей родного края и историей рождения Петербурга.
3. Формирование у детей стойкого интереса к истории родного города, его достопримечательностям и памятным местам.
4. Расширение кругозора дошкольников посредством опытно -экспериментальной деятельности по теме.
Задачи:
★ Формировать интерес детей к своей «малой Родине»;
★ Расширять и углублять представления детей об особенностях Петербурга через изучение истории невских земель;
★ Познакомить с историей рождения Петербурга;
★ Изучать культурные ценности города на примере ключевых, определяющих историческую суть достопримечательностей (Петропавловская крепость, Троицкая площадь, Домик Петра1, Адмиралтейство, Памятник царю-реформатору -Медный всадник, Летний сад - Летний дворец Петра1);
★ Обратить особое внимание детей на личность и деятельность Петра1, как основателя города, отца Отечества;
★ Формировать представление о современном образе города.
★ Воспитывать уважительное отношение к труду людей, разных профессий, создавших Петербург, как один из красивейших городов Мира, а также строящих современный город, сегодня;
★ Воспитывать чувства любви и уважения к родному краю, на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям. через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
★ Воспитывать бережное отношение к красоте, традициям и культурному наследию Санкт-Петербурга;
★ Воспитывать любовь к поэзии , рассказывающей об истории рождения города и воспевающей его красоту;
★ Формировать целостное восприятие понятия : «Я-Петербуржец», посредством воспитания духовно-нравственных норм и правил поведения;
★ Познакомить детей с главными символами Петербурга (герб
★ , гимн)
★ Развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать;
★ Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города и патриотическому воспитанию детей.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Расширение кругозора по теме, развитие интереса к познанию истории Невского края и родного города, ответственное отношение к выполнению заданий, развитие инициативности, активности и самостоятельности.
воспитания желания заботиться о родном городе, приумножать его богатства, заботиться о чистоте и экологии родного города.
Для педагога:
Профессиональный и личностный рост,внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Для родителей:
Приобщение родителей к патриотическому воспитанию детей в семье и повышение уровня компетентности по данной проблеме;
повышение уровня личностного сознания, укрепление взаимоотношений между и детьми родителями , самореализация.
Педагогические технологии:
✍ игровые технологии
✍ технологии проблемного изучения
✍ технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
✍ информационно-коммуникативные технологии
✍ технологии сотрудничества
✍ здоровьесберегающие
1йэтап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа сдеттми и родителями, выбор оборудования и материалов.
Задачи:
Определить актуальные знания детей о родном городе, достопримечательностях;
Вызвать интерес к решению поставленных задач.
Формы организации работы 1 этапа:
Планирование проектной деятельности по теме « Петербург -мой город», опираясь на методическую литературу;
Подбор методической и художественной литературы;
Подбор дидактических, подвижных,малоподвижных игр;
Составление плана взаимодействия с родителями и детьми;
2й этап - ПРАКТИЧЕСКИЙ:
поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. через практическую деятельность детей.
Задачи:
Создание проблемной ситуации;
Способствовать развитию познавательных способностей у детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
Развивать выразительность речи, моторику рук;
Пополнить книжный уголок материалами по теме проекта;
Воспитывать аккуратность при ивыполнении работ по теме проекта.
Организация работы 2 этапа:
1) Работа с детьми:
🏱 организация мероприятий познавательного характера,
🏱 организация двигательного режима
Методы и формы реализации проекта:
1. Игровые:
дидактические игры: «Какой наш город», «Кто что делает»,»Прогулка по городу», «Петербургские силуэты», «Любимый город», «Узнай и Собери», «Невские рифмы», « Подбери словечко»..
сюжетно-ролевые: «Мы -строители», «Мы - древние жители Невского края», «Наша улица», «Мы -экскурсоводы»...
подвижные игры: «Море волнуется раз..», «По болоту Петр шел...Остров заячий нашел...», «Сфинкс...»(Что ты сфинкс лежишь молчишь...- Вы хотите поиграть?Вас я буду догонять) «Грифоны...как на Банковском мосту есть грифоны на посту,я грифонов не боюсь...по мосту 100раз пройдусь...), » Трамвайчик...»
игры-викторины «Знатоки города»
2. Словесные:
ННОД (Занятия-Ознакомление с окружающим миром «Приневские земли-наш родной край»; «Война со шведами...или окно в Европу», «Петр 1-... то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник...» (Пушкин); «Вырос город...1ые строения города» (Крепость Санкт-Петербург, Домик Петра1, Адмиралтейство); «1й сад Петербурга- Летний сад»;
«Главные символы Петербурга: флаг, герб, гимн»;
, Беседы: «Что мы знаем о родном городе..?», «Как все начиналось...или как по Неве ходили купеческие корабли», «Была в Неве высокая вода-главная река Петербурга», «Заячий остров...здесь будет город заложен- основание Петербурга», «День народного единства», «Колыбель российского флота... или 1ая судостроительная верфь на Балтике», «Город- мастеров», «Любимый сад Петра или знаменитые ассамблеи петровского времени», «Что такое главные символы и зачем они Петербургу», «Мы-Петербуржцы»(правила этикета);
Чтение художественной литературы : чтение поэтических произведений,посвященных Петербургу,рассказов о городе;
Разучивание стихотворений, чтение и рассказывание стихотворений , считалок, сказок. загадок, разговоры, рассматривание картинок и фотографий, иллюстраций, буклетов.
Составление описательного рассказа: «Мой город-Петербург», «Я-Петербуржец»
3. Практические:
Оснащение предметно-пространственной среды, стимулирующей развитие интереса и любознательности, просмотр видеофильмов о Петербурге, виртуальные экскурсии по городу петровского времени ( ИКТ) ,совместные с родителями пешеходные экскурсии к достопримечательностям , по темам; наблюдения, дидактические и подвижные игры;
4. Наглядные: Показ презентаций по темам, организация выставок, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций и гравюр старого Петербурга;
5. Художественно-Продуктивная деятельность:
🏱 Конструирование из строительного материала ( крупный и мелкий строитель): «Давным -давно на невских землях»-поселения древних жителей приневья; «По Неве ходили корабли»; «Самая мощная крепость своего времени-Санкт-Петербург», «Адмиралтейство», «Петровский Петербург»
🏱 Аппликация: «Военные корабли Адмиралтейства и торговые суда Балтики»; «Заячий остров и братья наши меньшие»; «Пушки крепости», «Герб и флаг Петербурга»
🏱 Рисование и раскрашивание: рисование «Течет река Нева...», раскрашивание и составление карты приневских земель; раскрашивание воинов и солдат разных государств и эпох, сражавшихся за невский край; раскрашивание деревянных жилищ жителей невских земель; раскрашивание крепости Санкт-Петербург и Адмиралтейства; рисуем «Деревья Летнего сада», рисование -Российский флаг,
🏱 Конкурс рисунков «Праздники нашего Петербурга»
2) Работа с родителями:
🏱 Консультация : «С чего начинается Родина? или патриотическое воспитание в семье»
🏱 Консультация: «Выходной с детьми»
🏱 Презентации: «Моя семья-мой дом родной»
🏱 Рекомендации: «Куда сходить с ребенком в выходной день»
🏱 Книги для чтения и рассматривания : Книга для семейного чтения об истории, природе и культуре Санкт-Петербурга «Город над вольной Невой» О.О.Жебровская, Н.В.Костылева;
«Санкт-Петербург -Рассказы о городе» В.К. Дмитриев
«Медный всадник...» А.С.Пушкин
«Гой ты, Русь моя родная..» С. Есенин
🏱 Картотека пословиц и поговорок на тему Родина ( Человек без Родины,-что соловей без песни, Одна у человека мать - одна у него и Родина, За морем теплее,- а на Родине светлее, На чужой сторонушке- рад своей воронушке, На чужой стороне и Весна не красна, Всякому мила своя сторона. Везде хорошо , а дома лучше. Своя земля - и в горе мила.
🏱 Картотека стихов о Петербурге:
«Блистательный Петербург», «Гранитный призрак» Н .Агнивцев
« Медный всадник...» А.С.Пушкин
«Мы очень любим город свой...» М.Борисова
«ЕЕ зовут Нева...» Н.Поляков
«У красавицы Невы ожерелье из листвы» М.Борисова
«На свете много есть чудес...» В. Блейков
«Мы вместе с бабушкой вчера ходили во дворец Петра...» М.Борисова
« Моему городу среди болот, дорог и вьюг...» К.Озерова
«Город спит, И Невский стройный уплывает в темноту...» С.Скаченков
«Коль живем мы с вами дети в лучшем городе на свете...»В.Блейков
С целью эффективной реализации поставленных задач, в проекте представлена интеграция всех образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое,Социально-коммуникативное, Художественно-эстетическое и Физическое.
3й этап-Обобщающий (заключительный)
Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний,формулировка выводов.К опыту работы будут приобщены работы детей,фотоматериалы и итоговое мероприятие.
Задачи:
Воспитывать интерес к истории города.
Развивать творческие способности детей,
Развивать умение анализировать ,обобщать и делать простейшие выводы,
Развивать наблюдательность и любознательность,
Воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности и активность.
Итоги проекта:
1. Презентация проекта на педсовете
2. Презентация фотоальбома «Мой родной Петербург»
3. Презентация выставки рисунков родителей и детей «Невский край в древности», «Петровский Петербург», «Улицы нашего города»
4. Презентация рукописной книги « Петербург мой любимый город» ( рассказы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ГОРОД НАД ВОЛЬНОЙ НЕВОЙ"
Праздник для детей подготовительной группы детского сада ко Дню рождения любимого города Санкт - Петербурга. Мы все являемся жителями одного из прекраснейших городов мира и обязаны знать и любить свой...
Конспект открытого занятия "Город над вольной Невой"
Знакомство с реками, мостами и достопримечательностями Санкт-Петербурга....
Непосредственно образовательная деятельность. «Я живу в славном городе» Мой город над вольной Невой.
Непосредственно образовательная деятельность. «Я живу в славном городе.» Мой город над вольной Невой....
"Город над вольной Невой" - вечер развлечений для детей старшего возраста
В сценарии использованы стихи, загадки и слайды о достопримечательностях Санкт-Петербурга....
Презентация к конспекту познавательной беседы для детей 5-6 лет "Город над вольной Невой"
Презентация направленная на ознакомление детей с родным городом, развитие познавательного интереса,воспитания чувства любви к малой родине....
Методическая разработка конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием личностно-ориентированной технологии для детей подготовительной группы на тему: "Город над вольной Невой"
Цель: закрепить знания детей о своем городе, его истории, достопримечательностях, особенностях;воспитывать бережное и уважительное отношение к своему городу....
Город над вольной Невой
О дивный град! О чудо света!Тебя волшебник созидал…(В. Романовский)...