Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию экология "Весенняя прогулка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Орлова Галина Богдановна

Занятие построено так, чтобы выявить уровень сформированности экологических представлений и знаний детей среднего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_v_sredney_gruppe.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «Чебурашка»

Тема: «Весенняя прогулка»

Методическая разработка занятия с обязательным включением в неё презентации.

Воспитатель: Орлова Г. Б.

 

Черемное, 2018

Содержание

Образовательная область: Познавательное развитие. Занятие – экология.

Возрастная группа: средняя.

Цель: Создать условия для выявления уровня сформированности экологических знаний и представлений детей средней группы

Задачи:

         Образовательные задачи: закреплять представления детей о лесе и его обитателях; закреплять знания о группах животных, птиц, насекомых; закреплять правила поведения в лесу.

              Развивающие задачи: развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, развивать доказательную речь, умение решать проблемные ситуации; развивать воображение, познавательный интерес к жизни леса, его обитателям; развивать эстетический вкус, умение любоваться красотой леса.

Воспитательные задачи: формировать бережное и заботливое отношение к лесу и его обитателям.

Планируемые результаты: дети научатся поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, активно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач. Дети умеют выделять главное, делать выводы, излагать мысли.

Развитие эстетических чувств (умеют видеть и прочувствовать красоту природы, восхищаются ею, желание сохранить её).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о цветах, насекомых (особенности внешнего вида, способ передвижения, издаваемые звуки), чтение художественных произведений, отгадывание загадок. Дидактические игры.

Оборудование: проектор, карточки, карандаши, карта с направлениями дорог, запись пение птиц.

Вводная часть

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Дети стоят в кругу

Дети: Да

Дети: Нет!

Дети: Нет!

Дети: Да!

Мотивация:

Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас.

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, матушка земля.

Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй, ты,

И, здравствуй, я!

-Ребята, мы с вами целый год ходили в детский сад, подросли, много умеем и много знаем. Скоро наступит лето, мы перейдем в старшую группу, хотите?

Посмотрите перед нами 3 дороги:

Первая ведет в болото, пойдем туда?

Вторая ведет в лес к Бабе Яге, пойдем по этой дороге?

Третья дорога ведет в старшую группу, отправляемся в путь?

Основная часть

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Дети закрывают глаза, повторяют волшебные слова: - «Круг волшебный покружись, поскорей в лесу окажись».

Предполагаемые ответы детей:  

Весна.

Природа просыпается, тает снег, появляются почки и листочки, просыпается медведь…

Дети называют лишнее

Дети: животные, звери;

 дикие (лесные) и домашние

дети называют детёнышей животных

Дети повторяют движения за воспитателем.

Дети садятся.

Дети: на лугу

Дети называют насекомых

Дети жужжат: Ж-ж-ж

Дети слушаю пение птиц

Дети: птички поют

Дети: у Бабы Яги

Дети: Нет

(ответы детей)

Дети зачёркивают ненужные предметы

Дети: закрывают глаза и повторяют слова за воспитателем

Появляется Баба Яга.

-Хе-Хе-Хе! Куда вы собираетесь идти? В старшую группу? Ха-ха-ха! Да вы себя в зеркало-то видели? Вы еще малы для старшей группы! Вот я была в старшей группе, там ребята не такие хиленькие, как вы! Они еще к тому же очень умные, ловкие, воспитанные и любознательные! А вы....

Воспитатель: Баба Яга! Мы тоже очень умные, смелые, ловкие и воспитанные ребята!

Баба-Яга: Да!? Ха-ха-ха! Вот насмешили! Что вы думаете, я вам поверю? Но если справитесь с моими заданиями, так и быть уступлю вам дорогу в старшую группу, а не справитесь, то сидеть вам второй год в средней группе!! Ха-ха-ха!

Воспитатель: Мы готовы! Правда, ребята? Мы все твои задания сложные выполним. Вот увидишь!

Баба-Яга: Чтобы выполнить мои задания, вы должны отправиться в лес, нужно сказать волшебные слова: - «Круг волшебный покружись, поскорей в лесу окажись».

Ждет нас в гости друг зеленый,

Ждут березки, липы, клены,

Травы, птицы и цветы

Небывалой красоты.

Сосны, ели до небес,

Друг зеленый, это… (Лес).

Воспитатель:

- Ребята, для того, чтобы пройти по лесу, нужно много знать и уметь.

-Ребята, а какое сейчас время года?

-А что происходит с природой весной?

Весна

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру,

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

Барсучьи семьи к сроку

Из норок подняла,

Березового соку

Ребятам раздала.

В берлогу заглянула:

- А ну, вставай, медведь! –

На веточки дохнула –

Пора зазеленеть!

Теперь весна-красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.

 К.Кубилинскас

- У меня есть картинки: фрукты, овощи и дары леса, найдите и назовите лишнее.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

На опушке лес густой

Вам откроет двери.

В тишине здесь

Встретят вас

Все лесные звери.

Воспитатель: Назовите мне, кого вы видите на экране?

-Правильно здесь не только лесные звери, но и … домашние животные. Давайте расселим их. Зверей в лес, а домашних животных в дом.

Воспитатель:

-А сейчас мы поиграем в игру «Животные и их детеныши»

Я называю животного, вы говорите кто его детеныш.

Воспитатель:

-А теперь пойдемте дальше.

Шагаем друг за другом,

Полем и весенним лугом.

Физкультурная минутка:

Воспитатель: А сейчас пришло время поиграть и отдохнуть немного!

 «Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели.

Воспитатель:

-Ребята, а где это мы очутились?

Воспитатель: Правильно, на лугу.

- Вспомните насекомых, которых знаете.

- Назовите насекомых, которые летают.

- Пожужжите, как пчёлы

Воспитатель:

-Ребята, послушайте, а это что за звуки слышны в весеннем лесу?

- Правильно, это птицы поют.

-Ребята, а где это мы очутились?

Правильно, это дом бабы-яги. А она, кажется, приготовила для нас подарки!

Вот рогатка, вам ребятки, чтобы в птичек пострелять.

Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.

Этим камнем тяжеленым можно гнезда разорять,

Этой палкой – выручалкой, все цветочки посшибать.

Воспитатель: Хорошие ли подарки подарила нам Баба-яга?

-Давайте, объясним ей, почему нам не понравились ее подарки.

Воспитатель:

Вы пришли в весенний лес,

Смотрит солнышко с небес,

Аккуратно нужно сесть,

Чтоб цветочки не задеть!

Воспитатель:

-Посмотрите на картинку и зачеркните, что может повредить лесу.

Воспитатель: Мы с вами прекрасно провели время в весеннем лесу.

Милый лес, добрый лес!

Говорим тебе спасибо

За прекрасный воздух твой,

За рябину и калину,

За ромашку, зверобой.

На одной большой планете

Нам с тобою вместе жить.

Будем взрослые и дети

Дружбой с лесом дорожить!

Воспитатель:

- Круг волшебный покружись

Детский садик покажись!

Показ слайда: Лес

Показ слайда:

Времена года.  

Весна.

Д/И «Что лишнее»

Показ слайда: фрукты, овощи и дары леса.

Показ слайда:

Показ слайда: домашние и лесные животные.

Показ слайда:

домашние: корова, свинья, кошка, собака, лошадь;

лесные: белка, лиса, волк, заяц, медведь.

Показ слайда: животные и их детёныши

Показ слайда: цветущий луг

Показ слайда: насекомые

Запись: пение птиц

Показ слайда: Избушка на курьей ножке.

Показ слайда: подарок (сундук)

Подарочная коробка с предметами: рогатка, пистолет, камень, палка.

Показ слайда

Дети выполняют задание на карточках

Показ слайда: детский сад

Заключительная часть НОД

Деятельность детей

Деятельность педагогов

Примечания

Рефлексия:  

Вот мы и выполнили с вами все задания Бабы Яги.

- Вам понравилась наша прогулка?

- Что особенно понравилось?

- Какое задание показалось трудным?

-  Вам хотелось бы ещё побывать на такой прогулке по лесу?

- Вы ребята, чудо право!

Постарались вы на славу!

Молодцы, не скучно с вами,

Будете профессорами!

- За то, что вы показали хорошие знания и готовы идти в старшую группу, я хочу вам подарить книгу.

Список литературы

  1. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.Ф. Виноградова.  – М.:Просвещение, 2008, – 35 с.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб., Детство-Пресс, 2003
  3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»  «ВАКО» М.2005
  4. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М., ТЦ-Сфера, 2007.
  5. Маханева М.Д. «Экологическое развитие детей дошкольного возраста» - М.: Издательство Аркт, 2004
  6. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада – М.  МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 – 176с.: цв. вкл.
  7. Николаева С.Н. Воспитание Экологической культуры в дошкольном детстве. М., Просвещение, 2002.
  8. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.
  9. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет.   – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017, – 80с.
  10. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016, – 96с.
  11. Сартакова В.А. «Природа Алтайского края» Барнаул 1998
  12. Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?  – М.: Издательство ГНОМ, 2016. -80с.
  13. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? М., Издательство ГНОМ и Д, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию (ФЭМП)

«Порядковое значение числа 5. Геометрические фигуры»Цель:Продолжать формировать представления о порядковом значении числа в пределах 5.Закреплять умение отвечать на вопросы «сколько?», «который по счё...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ...» (ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ)

Конспект занятия составлен на основании методических рекомендаций ( Здравствуй,мир! А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, И. В. Маслова, и др.- М.:Баласс, 2014.-496с. (Образовательная система "Школа ...

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию (ознакомлению с окружающим миром ) «Лунтик ухаживает за комнатными цветами»

Целью занятия является продолжать ухаживать за комнатными растениями;закрепить знания о приемах ухода; развивать речь, умение рассуждать, делать выводы; воспитывать самостоятельность, ответствен...

Конспект занятия в средней группе «Посуда». Познавательное развитие

Конспект по познавательному развитию в средней группе "Посуда"...

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию “Математическая прогулка”

Цель: Закреплять умение сравнивать по длине, высоте и ширине. Умение измерять параметры предмета с помощью условной мерки.Задачи : закреплять представления о свойствах и признаках предметов, навыки по...

Конспект занятия в средней группе ОО "Познавательное развитие" математическое и сенсорное развитие на тему "Забавные поиски. Геометрические фигуры. Состав числа 4"

Данный материал поможет в игровой форме закрепить знания о геометрических фигурах, сформировать умения с помощью шаблонов из геометрических  создавать рисунки, познакомит с составом числа 4...