Исследовательская работа "Кристаллы"
проект по окружающему миру

Исследовательская работа "Кристаллы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kristally.docx28.33 КБ
Файл prezentatsiya_kristally.pptx998.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Тема: «Выращивание кристаллов»

Исследовательская работа

Выполнил:

Сапаров Артём.

Группа № 6 МБОУ СОШ №6

Руководитель:

Нигамадьянова Г.М.  

Сапарова А.А.

                                                                                                                 

Югорск

2017

Оглавление

Введение  ............................................................................................................... 3

Глава I. Подготовительный этап.......................................................................... 4

1.1. Как образуются кристаллы...............................................................................4

1.2. Правила техники безопасности при выращивании кристаллов .................4

Глава II. Практическая часть……………………………………………………..5

2.1. Проведение опытов…………………………………………………………..5

2.2.Сравнение кристаллов из разных веществ…………………………………..5

Заключение………………………………………………………………………...6

Список литературы………………………………………………………………..7

Введение

           Конечно, при слове кристаллы, каждый из вас представляет  крупные, прозрачные, яркие или бесцветные образования с идеальными блестящими гранями. Всем известно, что кристаллы создала природа. Но  мне захотелось вырастить кристаллы самому, и выяснилось, что это возможно! Оказывается в домашних условиях можно вырастить кристаллы, без каких- либо особых знаний и специальных химических препаратов.

            Итак, я решил вырастить в домашних условиях кристаллы разной формы и цвета, из разных веществ.

            Цель исследования: провести опыт по выращиванию кристаллов из поваренной  и морской соли, медного купороса. Вырастить эти кристаллы  и сравнить их.

            Задачи:

  1. Изучить данное физическое явление (образование кристаллов) с теоретической точки зрения.
  2. Провести опыты по выращиванию кристаллов в домашних условиях.
  3. Вырастить несколько кристаллов: из поваренной и морской соли, медного купороса. Сравнить их.
  4. Создать фото-отчёт по этапам выращивания кристаллов.
  5. Проанализировать полученные результаты и сделать вывод о различии кристаллов разных веществ.

        Гипотеза исследования: мы предполагаем, что можно вырастить кристаллы в домашних условиях.

       Объектом нашего исследования являются кристаллы выращенные в домашних условиях.

       Предметом изучения- процесс кристаллизации. Основными методами исследования стали поиск информации, эксперимент, наблюдение,  описательный метод, обобщение,       Практическая значимость работы: собранный и проиллюстрированный материал можно использовать для того чтобы расширить круг знаний детей не только дошкольного возраста, но и учащихся младших классов. Сделать процесс обучения интереснее, доступнее,  создать среду побуждающую детей к изучению таких естественных наук, как физика, окружающий мир,  биология, химия.

     Конечным продуктом проекта являются кристаллы, выращенные из поваренной и  морской соли, медного купороса, а также фото отчёт по данной теме.

    Актуальность исследования состоит в том, что выращивание кристаллов - увлекательное занятие и, пожалуй, самое простое, доступное и недорогое для большинства юных знатоков, максимально безопасное; объясняется интересом образования различных по форме и цвету кристаллов в любое время года.  Занятие интересное не только детям, но и взрослым.

Глава I.  Подготовительный этап

1.1. Как образуются кристаллы

При остывании, как и при выпаривании или обычном испарении, раствор соли  становится перенасыщенным т.е.концентрация соли в нём становится слишком большой, что ведет к образованию кристаллического вещества. По мере испарения воды из открытого сосуда (для предохранения от попадания пыли его прикрывают листком бумаги) раствор становится ещё более перенасыщенным, что ведет к разрастанию кристалла. Выращивание одиночных кристаллов достаточно сложный процесс (до 2-3 недель), требующий от испытателя завидного терпения, настойчивости, аккуратности. Несколько ускорить этот процесс позволяет регулирование температуры, постоянное перемешивание раствора или вращение затравки. 

1.2. Правила техники безопасности при выращивании кристаллов

       Ещё до того, как начать выращивать дома кристаллы нужно помнить об элементарных правилах техники безопасности:

  1. Нельзя при экспериментах пользоваться пищевой посудой, поскольку её использование в дальнейшем может привести к отравлению.
  2. Если у вас есть возможность, обязательно используйте перчатки и защитную одежду.
  3. Не пробуйте растворы на вкус.
  4. Твёрдые вещества берите из баночек только сухой ложкой.
  5. При работе с горячей водой, в том числе, и при её нагревании, попросите помощи у взрослых.
  6. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
  7. При попадании раствора на кожу необходимо сразу же промыть то место, куда попал раствор, чистой водой.
  8. После приготовления растворов или проведения экспериментов обязательно привести своё рабочее место в порядок, убрать реактивы на место, вымыть руки.

Глава II. Практическая часть.

2.1. Проведение опытов

Начало опыта 7 февраля 2016 года.

Для опыта нам понадобиться следующие принадлежности и вещества - поваренная и  морская соль, порошок медного купороса, кастрюля, банки, нить, заготовки фигурок  из проволоки.

Кристаллы мы будем выращивать в насыщенном соляном растворе. Для его приготовления берем кастрюлю, наливаем воду, кладем соль в воду до тех пор, пока она не перестанет растворяться.  Затем ставим кастрюлю на слабый огонь, не кипятим,  ждем, пока остатки соли растворятся.

Затем, через салфетку раствор разливаем по банкам и остужаем.

Делаем затравку. Для этого заготовки из проволоки обматываем ниткой. Затравкой или центром кристаллизации может являться кристаллик данного вещества или любой другой предмет, который можно привязать ниткой на карандаш  и отпустить в раствор.

Емкость с раствором накрываем салфеткой, для того чтобы туда  не попадали  пыль и мусор. Ведем наблюдение, ждем, пока кристалл вырастет.

2.2.Сравнение кристаллов из разных веществ

Итак, что же мы получили. Результаты роста кристаллов мы подводим через один месяц.

Кристалл из поваренной соли.  Его ширина составила 5 сантиметров. Вся поверхность нитки так же покрылась  мелкими кристаллами. Структура кристалла  плотная, мелкокристаллическая. Цвет белый.

Кристалл из морской соли для ванн зеленого цвета, имеет структуру крупных кристаллов, растет он более медленно, чем кристалл из поваренной соли.  Цвет насыщенный, зеленый.

Кристалл из морской соли для ванн желтого цвета, имеет мелкую структуру, очень хрупкий, растет он довольно быстро.

Кристалл из порошка медного купороса имеет насыщенный синий цвет, плотную структуру. Грани крупные, гладкие. Растет данный вид кристаллов медленнее, чем все вышеперечисленные виды.  

Заключение

В результате  проведенного опыта наша гипотеза подтвердилась – кристаллы из поваренной, морской соли и медного купороса  можно вырастить  в домашних условиях, а кристаллы разных веществ действительно отличаются друг от друга по цвету, плотности, структуре, размерам, скорости роста. Задачи поставленные для проведения опыта по выращиванию кристаллов мы выполнили.

В процессе проведения опытов мы изучили интересную и познавательную литературу, воспользовались Интернет-ресурсами. Из этих источников мы узнали,  что кристаллы все очень разные. Каждый его представитель уникален по своим свойствам, размерам и особенностям строения.

Выполнять исследовательскую работу понравилось т.к. мы с пользой провели время, узнали много нового, применили свои знания.

Список литературы

1. Петров К.Н. « Кристаллизация» -Москва, Просвещение ,2010.

2. Шалаева Г.П. «Справочник школьника»- Форум 2009.

3. «Большая энциклопедия школьника» Москва 2001.

Интернет-ресурсы

4. http://lbm02.jimdo.com

5. http://www.kristallikov.net/page6.html

6. http://class-fizika.spb.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Выращивание кристаллов» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Югорск Выполнил: Сапаров Артем, 5 лет. Руководитель: Нигамадьянова Г.М. Сапарова А.А.

Слайд 2

Гипотеза: мы предполагаем, что можно вырастить кристаллы в домашних условиях. Цель: Провести опыт по выращиванию кристаллов из поваренной и морской соли, медного купороса. Вырастить эти кристаллы и сравнить их.

Слайд 3

Задачи: Изучить данное физическое явление с теоретической точки зрения. Провести опыты по выращиванию кристаллов в домашних условиях. Вырастить несколько кристаллов: из поваренной соли, морской и медного купороса. Сравнить их. Создать фотоотчёт по этапам выращивания кристаллов.

Слайд 4

Объектом нашего исследования являются кристаллы выращенные в домашних условиях Предметом изучения- процесс кристаллизации. Конечным продуктом проекта являются кристаллы выращенные из поваренной соли, морской и медного купороса, а также фото отчёт по данной теме.

Слайд 5

Теоретическая часть Кристаллы из раствора поваренной соли образуются из-за того, что вода из раствора медленно испаряется, а вот соль испариться не может, и чем больше воды испаряется, тем больше в растворе соли и это приводит к разрастанию кристалла. И чем больше воды испаряется, тем больше кристаллы.

Слайд 6

Практическая часть. Опыты

Слайд 7

Начнём наш эксперимент Для нашего опыта нам понадобится: Поваренная и морская соль кастрюля заготовки фигурок из проволоки нить банки Раствор медного купороса

Слайд 8

Готовим насыщенный раствор соли, соль в воду кладем до тех пор пока она не перестанет растворятся. Ставим кастрюлю на плиту, на слабый огонь, размешиваем до полного растворения соли, но не кипятим. Алгоритм выращивания кристаллов и поваренной соли:

Слайд 9

3. Через салфетку разливаем воду в емкость, остужаем. 4.Одновременно готовим таким же образом раствор из морской соли желтого и зелёного цвета, медного купороса и разливаем в ёмкости. 5 . Раз в несколько дней готовим насыщенный раствор соли и доливаем в банки.

Слайд 10

7. Теперь нужно сделать основу на которой будут расти наши кристаллы. Для этого из проволоки делаем любую фигурку, обматываем нитью и опускаем в раствор. Также можно намотать на карандаш нить, привязать к ней любой небольшой предмет и опустить его в раствор.

Слайд 11

Ход эксперимента: Начало опыта 7 февраля 2016 года Прошла ровно одна неделя 14 февраля 2016 г. Размер кристалла составляет 2 сантиметра

Слайд 12

Ещё через неделю кристаллы из поваренной соли значительно увеличились

Слайд 13

Такой кристалл мы получили из зелёной морской соли

Слайд 14

А этот кристалл мы вырастили из жёлтой морской соли

Слайд 15

Кристалл выращенный из медного купороса особенно удивил нас

Слайд 16

Заключение: В результате нам удалось вырастить кристалл из поваренной и морской соли, медного купороса в домашних условиях. Мы сравнили их и выяснилось , что : кристаллы различных веществ имеют разную форму; на цвет кристаллов влияет цвет вещества из которого этот кристалл был выращен Гипотеза подтвердилась: вырастить кристалл у себя дома действительно возможно. Также в ходе исследовательской работы мы выполнили все поставленные нами задачи.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...

Исследовательская работа_Домашние животные .Кошки. (руководитель исследовательской работы воспитатель МДОБУ № 221 "Сказка" Дунаева А.Л.)

Данный  исследовательский проект  представлен  на  VII городской  НПК дошкольников «Исследователь окружающего мира".  По направлению: Живая природа (зоология и экол...

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»...

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».

Актуальность  проекта:Все живое  на  Земле  нуждается в  чистой воде. Она  основа  здоровья  и  жизни.Проблема:Зависит  ли  жизнь  обитателе...