Познавательное развитие "Ранняя весна"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Способствовать формированию представлений детей о весне, как времени года, о характерных признаках весны, о твердом и жидком состоянии воды; способствовать формированию умений понимать закономерности явлений природы, содействовать развитию интереса к изменениям, происходящим в природе; побуждать делать выводы через решение логических задач; содействовать развитию умений устанавливать взаимосвязь, развитию наблюдательности, речи, мышления, эстетического вкуса; обогащать словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
в помощь воспитателям | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД – познавательное развитие.
Тема: «Ранняя весна»
Цель: расширить и систематизировать знания детей об изменениях в живой и неживой природе весной.
Задачи:
Образовательные – способствовать формированию представлений детей о весне, как времени года, о характерных признаках весны, о твердом и жидком состоянии воды; способствовать формированию умений понимать закономерности явлений природы.
Развивающие – содействовать развитию интереса к изменениям, происходящим в природе; побуждать делать выводы через решение логических задач; содействовать развитию умений устанавливать взаимосвязь, развитию наблюдательности, речи, мышления, эстетического вкуса; обогащать словарный запас.
Воспитательные – побуждать детей любить родную природу, ценить красоту природы, беречь ее.
Предварительная работа:
- Наблюдения на прогулке за весенними признаками.
- Рассматривание картин о весне: А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Март», «Весна», «Весна. Большая вода», «Весенняя пора. Последний снег»; И.И. Шишкин «Лес весной»; Борис Кустодиев «Весна»; В. Бакшеев «Голубая весна»; К. Юон «Мартовское солнце»; Альфред Сислей «Весна».
- Чтение художественной литературы: Ф.И Тютчев «Весенние воды», «Весна»; И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», «Ранней весной»; Н. Сладков «Птицы весну принесли», «Весенние ручьи»; С. Маршак «Круглый год», «Апрельский дождь»; Г. Скребицкий «Апрель»; С. Есенин «Черемуха», А.А. Фет «Уж верба вся пушистая» и др.
- Заучивание примет, пословиц, стихотворений о весне: Ф.И Тютчев «Весенние воды», «Весна».
- Беседы на темы: «Ранняя весна», «Середина весны», «Поздняя весна», «Признаки весны», «Первые весенние цветы», «Звери весной», «Перелетные птицы».
Ход занятия
В: послушайте стихотворение СЛАЙД-1
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла ……весна.
В: а сейчас какое время года?
Д: весна.
В: а как вы догадались, что сейчас весна?
Д: называют признаки весны.
В: правильно ребята молодцы - все, что вы назвали – это признаки весны.
В: сегодня мы с вами поговорим об изменениях, которые происходят весной в живой и неживой природе.
- Весна включает 3 календарных месяца. Назовите их.
Д: март, апрель, май.
В: сейчас какой весенний месяц? (ответы детей- март)
В: весну в природе называют «все благодатной», «все оживляющей» – это значит, в природе все оживает, пробуждается.
В: весна бывает короткой и затяжной, ранней и поздней. А сейчас какой период весны: ранний или поздний? (ранний)
В: погода весной переменчива. В народе говорят: «Ранняя весна что красна девица – не знаешь, то ли засмеется, то ли заплачет». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей) – это означает, что погода может быть теплой, светит солнышко, тает снег, а может резко изменится, пойдет снег, наступят заморозки.
В: ребята вы сказали, что сейчас – месяц март, ранняя весна – посмотрите, как меняется природа в марте. СЛАЙД-2,3,4,5,6,
В: ребята вы сказали, что весной солнышко светит ярче и все пробуждается – выходите, поиграем в игру «Солнышко»: СЛАЙД-8
-Солнышко, солнышко,
Золотое донышко (поднимают руки вверх)
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло (Хлопают в ладоши).
Побежал в саду ручей (ладошки вместе, плавными движениями вправо, влево)
Прилетело сто грачей (взмахи руками).
А сугробы тают, тают (медленно садятся,
А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх)
(садятся на свои места).
В: ребята снег в марте еще долго будет лежать на холодной земле, и ледяные ветра не один раз еще напомнят, что зима хоть и ослабла, но не сдается.
В: Что сейчас происходит со снегом? (снег становится ноздреватым и темным)
В: хотите посмотреть как это происходит?
Проводится опыт «Почему снег ноздреватый?» (Дети подходят к столу, на котором стоит ведерко со снегом, воспитатель потихоньку наливает из лейки в ведерко воду.)
В: Дети, что происходит со снегом? (ответы детей)
- Днем солнце пригревает, светит ярко, и снежинки на поверхности начинают таять, превращаясь в капельки воды. Они протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу остаются дырочки.
---------------------------------------------------------------------------------
В: теперь мы поговорим о живой природе. Кого можно отнести к живой природе? (предположения детей- птиц животных)
В: что происходит с птицами? (они чувствуют приближение весны, начинают громко петь, строят гнезда для птенцов) СЛАЙД-9
В: есть такая примета: если птицы строят, вьют гнезда на солнечной стороне, значит лето будет холодное
Проводится дид. игра «Узнай птицу по голосу» (аудиозапись)
В: ребята а что происходит у зверей весной? (ответы детей)
В: в марте начинается линька у зверей. СЛАЙД-10 (линька – это когда зимний густой мех с наступлением весны выпадает, начинает появляться редкий летний мех)
В: а заяц не только линяет, но меняет цвет шерсти.
В: есть такая примета: если встретишь весной белого зайца, то снег обязательно еще выпадет.
В: медведь просыпается от зимней спячки. СЛАЙД-11
В: у многих зверей в марте появляются детеныши.СЛАЙД-12
В: у зайцев появляются - зайчата.
В: у барсуков появляются – барсучата.
В: у лосей появляются – лосята. Обычно рождается два рыжих лосенка – бычок и телочка.
В: вот такие изменения происходят в живой природе.
ИТОГ
В: а сейчас мы с вами закрепим все то, что мы узнали на занятии с помощью игры, которая называется – «Весенние признаки».
СЛАЙД-2
В марте становится значительно теплее, солнце поднимается все выше, прогревая землю. День постепенно прибавляется.
СЛАЙД-3
Появляются первые проталины, радуя животных в лесу.
СЛАЙД-4
От деревьев чувствуется тепло, они всасывают из земли воду, и она, растворяя питательные вещества, устремляется к почкам. Посмотрите - на деревьях появляется вот такая капель. Поэтому март на Руси и назывался капельником.
СЛАЙД-5.
На крышах домов образуются сосульки.
СЛАЙД-6.
На реках озерах лед покрывается трещинами и постепенно начинает таять. СЛАЙД-7.
В лесу на проталинах появляются первые первоцветы – подснежники и мать и мачеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательный проект "Весна-Красна"
Педагогический паспорт познавательного проекта "Весна-Красна" во 2младшей группе....
Конспект интегрированного занятия (физическое и познавательное развитие) "Весной в лесу"
укенгьтмстттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттибгггржжжжжжимчччччччитттттттттттттттттттттттттттттттттппппппппппппиитттттттттттттттттттттттттттттттааааааааааааааааааааааааааааааааааарииииии...
Познавательное занятие "Весна"
Обобщение и закрепление характерных признаков весны, состояние растений, птиц, неживой природы. Выявить и закрепить знания о законах природы их сезонности на примере зима - весна....
Конспект по познавательной деятельности «Весна пришла» для детей средней группы.
Цель: Создать условия для закрепления знания детей о весенних изменениях в природе, о правилах поведения в лесу.Задачи: Обучающие: Уточнять и закреплять представления детей об изменениях, происходящих...
Конспект совместной образовательной деятельности в первой младшей группе по реализации образовательной области познавательное развитие «Весна»
Данный конспект совместной образовательной деятельности предназначен для проведения с детьми первой младшей группы. Целью занятия является формирование знаний детей по теме "Весна", ознакомление детей...
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию "Весна"
на тему: «Весна»...
Конспект ООД по познавательному развитию «Весна. Признаки весны» (Беседа)
Конспект ООД по познавательному развитию «Весна. Признаки весны» (Беседа)...