Познавательное развитие "Ранняя весна"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бондаренко  Татьяна Александровна

Способствовать формированию представлений детей о весне, как времени года, о характерных признаках весны, о твердом и жидком состоянии воды; способствовать формированию умений понимать закономерности явлений природы,  содействовать развитию интереса к изменениям, происходящим в природе; побуждать делать выводы через решение логических задач; содействовать развитию умений устанавливать взаимосвязь, развитию наблюдательности, речи, мышления, эстетического вкуса; обогащать словарный запас.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл в помощь воспитателям17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД – познавательное развитие.
Тема: «Ранняя весна»
Цель:
 расширить и систематизировать знания детей об изменениях в живой и неживой природе весной.
Задачи:
Образовательные 
– способствовать формированию представлений детей о весне, как времени года, о характерных признаках весны, о твердом и жидком состоянии воды; способствовать формированию умений понимать закономерности явлений природы.
Развивающие – содействовать развитию интереса к изменениям, происходящим в природе; побуждать делать выводы через решение логических задач; содействовать развитию умений устанавливать взаимосвязь, развитию наблюдательности, речи, мышления, эстетического вкуса; обогащать словарный запас.
Воспитательные – побуждать детей любить родную природу, ценить красоту природы, беречь ее.

Предварительная работа:

- Наблюдения на прогулке за весенними признаками.

- Рассматривание картин о весне: А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Март», «Весна», «Весна. Большая вода», «Весенняя пора. Последний снег»; И.И. Шишкин «Лес весной»; Борис Кустодиев «Весна»; В. Бакшеев «Голубая весна»; К. Юон «Мартовское солнце»; Альфред Сислей «Весна».

- Чтение художественной литературы: Ф.И Тютчев «Весенние воды»,  «Весна»; И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», «Ранней весной»;  Н. Сладков «Птицы весну принесли», «Весенние ручьи»; С. Маршак «Круглый год», «Апрельский дождь»; Г. Скребицкий «Апрель»; С. Есенин «Черемуха», А.А. Фет «Уж верба вся пушистая» и др.

- Заучивание примет, пословиц, стихотворений о весне: Ф.И Тютчев «Весенние воды»,  «Весна».

- Беседы на темы: «Ранняя весна», «Середина весны», «Поздняя весна», «Признаки весны», «Первые весенние цветы», «Звери весной», «Перелетные птицы».






Ход занятия

В: послушайте стихотворение СЛАЙД-1

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла ……
весна.
В: 
а сейчас какое время года?

Д: весна.
В: а как вы догадались, что сейчас весна?
Д: называют признаки весны.
В: правильно ребята молодцы - все, что вы назвали – это признаки весны.
В: сегодня мы с вами поговорим об изменениях, которые происходят весной в живой и неживой природе. 
- Весна включает 3 календарных месяца. Назовите их.
Д:  март, апрель, май.
В: сейчас какой весенний месяц? (ответы детей- март)

В: весну в природе называют «все благодатной»«все оживляющей» – это значит, в природе все оживает, пробуждается.

В: весна бывает короткой и затяжной, ранней и поздней. А сейчас какой период весны: ранний или поздний? (ранний)

В: погода весной переменчива. В народе говорят: «Ранняя весна что красна девица – не знаешь, то ли засмеется, то ли заплачет». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей) – это означает, что погода может быть теплой, светит солнышко, тает снег, а может резко изменится, пойдет снег, наступят заморозки.
В: ребята вы сказали, что сейчас – месяц март, ранняя весна – посмотрите, как меняется природа в марте. СЛАЙД-2,3,4,5,6,
В:
 ребята вы сказали, что весной солнышко светит ярче и все пробуждается – выходите, поиграем в игру «Солнышко»: СЛАЙД-8
-Солнышко, солнышко,
Золотое донышко
 (поднимают руки вверх)
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло
 (Хлопают в ладоши).
Побежал в саду ручей (ладошки вместе, плавными движениями вправо, влево)
Прилетело сто грачей (взмахи руками).
А сугробы тают, тают (медленно садятся,
А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх)
(садятся на свои места).

В: ребята снег в марте еще долго будет лежать на холодной земле, и ледяные ветра не один раз еще напомнят, что зима хоть и ослабла, но не сдается.
В: Что сейчас происходит со снегом? (снег становится ноздреватым и темным)
В: хотите посмотреть как это происходит?

Проводится опыт «Почему снег ноздреватый?» (Дети подходят к столу, на котором стоит ведерко со снегом, воспитатель потихоньку наливает из лейки в ведерко воду.)

В: Дети, что происходит со снегом? (ответы детей)

- Днем солнце пригревает, светит ярко, и снежинки на поверхности начинают таять, превращаясь в капельки воды. Они протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу остаются дырочки.
---------------------------------------------------------------------------------
В: теперь мы поговорим о живой природе. Кого можно отнести к живой природе? (предположения детей- птиц животных)
В: что происходит с птицами? (они чувствуют приближение весны, начинают громко петь, строят гнезда для птенцов) СЛАЙД-9
В: 
есть такая примета: если птицы строят, вьют гнезда на солнечной стороне, значит лето будет холодное
Проводится дид. игра
 «Узнай птицу по голосу» (аудиозапись)
В: 
ребята а что происходит у зверей весной? (ответы детей)

В: в марте начинается линька у зверей. СЛАЙД-10 (линька – это когда зимний густой мех с наступлением весны выпадает, начинает появляться редкий летний мех)

В: а заяц не только линяет, но меняет цвет шерсти.
Весть такая примета: если встретишь весной белого зайца, то снег обязательно еще выпадет.
В: медведь просыпается от зимней спячки. СЛАЙД-11
В
: у многих зверей в марте появляются детеныши.СЛАЙД-12

В: у зайцев появляются - зайчата.
В: у барсуков появляются – барсучата. 
В: у лосей появляются – лосята. Обычно рождается два рыжих лосенка – бычок и телочка.

В: вот такие изменения происходят в живой природе.
ИТОГ
В: а сейчас мы с вами закрепим все то, что мы узнали на занятии с помощью игры, которая называется – «Весенние признаки».





СЛАЙД-2
В марте становится значительно теплее, солнце поднимается все выше, прогревая землю. День постепенно прибавляется.
СЛАЙД-3
Появляются первые проталины, радуя животных в лесу.
СЛАЙД-4
От деревьев чувствуется тепло, они всасывают из земли воду, и она, растворяя питательные вещества, устремляется к почкам. Посмотрите - на деревьях появляется вот такая капель. Поэтому март на Руси и назывался капельником.
СЛАЙД-5.
На крышах домов образуются сосульки.
СЛАЙД-6.
На реках озерах лед покрывается трещинами и постепенно начинает таять. СЛАЙД-7.
В лесу на проталинах появляются первые первоцветы – подснежники и мать и мачеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект "Весна-Красна"

Педагогический паспорт познавательного проекта "Весна-Красна" во 2младшей группе....

Конспект интегрированного занятия (физическое и познавательное развитие) "Весной в лесу"

укенгьтмстттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттибгггржжжжжжимчччччччитттттттттттттттттттттттттттттттттппппппппппппиитттттттттттттттттттттттттттттттааааааааааааааааааааааааааааааааааарииииии...

Познавательное занятие "Весна"

Обобщение и закрепление характерных признаков весны, состояние растений, птиц, неживой природы. Выявить и закрепить знания о законах природы их сезонности на примере зима - весна....

Конспект по познавательной деятельности «Весна пришла» для детей средней группы.

Цель: Создать условия для закрепления знания детей о весенних изменениях в природе, о правилах поведения в лесу.Задачи: Обучающие: Уточнять и закреплять представления детей об изменениях, происходящих...

Конспект совместной образовательной деятельности в первой младшей группе по реализации образовательной области познавательное развитие «Весна»

Данный конспект совместной образовательной деятельности предназначен для проведения с детьми первой младшей группы. Целью занятия является формирование знаний детей по теме "Весна", ознакомление детей...

Конспект ООД по познавательному развитию «Весна. Признаки весны» (Беседа)

Конспект ООД по познавательному развитию «Весна. Признаки весны» (Беседа)...