Конспект занятия по окружающему миру.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Язева Марина Владимировна

Тема: «Наша Родина – Россия. Народы России»

Цель: Расширение знаний детей о Родине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narody_rossii.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми подготовительной группы

Тема: «Наша Родина – Россия. Народы России»

Цель: Расширение знаний детей о Родине. 

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих

Ход проведения

Звучит в аудиозаписи песня о Родине.

- Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

- Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.

 Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

                    На карте мира не найдёшь

                    Тот дом, в котором ты живёшь.

                    И даже улицы родной

                    Ты не найдёшь на карте той,

                    Но мы всегда с тобой найдём

                    Свою страну, наш общий дом.

 - Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Рассматривание карты России.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

  1. Наша страна называется … (Россия).
  2. Наша страна очень … (большая, огромная).
  3. В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
  4. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

 - Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

 - Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и др.)

- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

- Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

- Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)

Рассматривание слайдов с изображением людей в национальных костюмах.

- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

 - Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

 - Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

- а посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.

 - Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Рассматривание слайдов с изображением национальных праздников.

-Праздник Рождество Христово – не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами. Семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки

-Национальный праздник чукчей - праздник оленя, который назывался Кильвэй. Он устраивался в весенний период. Все начиналось с того, что оленей пригоняли к людским жилищам, ярангам, а женщины в это время разжигали костер. Причем огонь нужно было добыть, как и много веков назад – трением. Чукчи встречали оленей восторженными криками, песнями и выстрелами для того, чтобы отогнать от них злых духов.

-Осенью у мордовцев знаменовалась эрзян и мокшан обрядами, посвящёнными окончанию уборочных работ в полях, сбору злаков и фруктов: в древности в начале "золотой поры" люди молились и поклонялись богам плодородия, а в особенности Нороваве. Местом обитания этой могущественной богини мордва считала межу. Чтобы умилостивить Нороваву, обязательно оставляли несжатые полосы ржи и пшеницы, приносили хлеб с солью.

-Одним из самых значительных татарских праздников считается праздник плуга Сабантуй, который проводится весной и символизирует окончание посевных работ. Кульминация торжества - проведение различных соревнований и состязаний в беге, борьбе или скачках на лошадях. Также обязательно угощение для всех присутствующих – каша или по-татарски боткасы, которая раньше готовилась из общих продуктов в огромном котле на одном из холмов или пригорков. Также на празднике было обязательным наличие большого количества крашеных яиц для того, чтобы их собирали дети.

Рассматривание слайдов с изображением национальной кухни

- Блины — древнейшее блюдо русской кухни. Рецепт приготовления одного из самых известных русских яств весьма прост — молоко, яйца, соль, а вот процесс приготовления сродни мастерству, овладеть которым под силу не каждой хозяйке. Жидкое тесто выливают на разогретое на сковороде масло, задача повара — испечь румяный ровный блин без комочков и не дать ему сгореть раньше времени. Чем тоньше блины, тем выше уровень мастерства. В России до сих пор в ходу поговорка «Первый блин комом», означающая неудачу в начале какого-либо дела. Обычно блины подают горячими со сметаной, маслом, медом или заворачивают в них различные начинки – мясные, рыбные, овощные, сладкие, фруктовые и другие.

- Мантак – традиционное местное блюдо, приготовленное из китовой кожи и сала. В некоторых диалектах слово «мантак» означает съедобную кожу. Это очень калорийный продукт, источник витаминов C и D. Существуют разные способы его приготовления: кусочки кита коптят, варят, квасят, жарят, замораживают и даже едят сырыми. Чаще всего его нарезают как можно мельче: кожа жуется легко, тогда как сало очень вязкое. Подается он с разными соусами и приправами. Вкус этого блюда довольно специфический, но приятный.

- Селянка - так называется мордовская солянка, которая не имеет ничего общего с привычным для всех супом. Это мясное блюдо, которое традиционно готовится в горшочках. Пикантность селянке придают овощи. Для ее приготовления надо взять мясо, печень, сердце и легкие и нарезать на кусочки. Добавить морковь и лук, немного посолить и поставить в печь. Тушеное мясо с овощами, приготовленное в глиняном горшочке – это традиционное мордовское блюдо. Оно может стать прекрасным украшением праздничного стола. Солянка по-мордовски – это не суп, а наваристое второе блюдо.

- Чак-чак – это сладкое лакомство у татар, сделанное из теста с медом. Тесто напоминает хворост, состоит из небольших шариков, колбасок, жгутиков, порезанных в виде лапши, обжаренных в большом количестве масла. После их приготовления, все заливается медом (с сахаром). Обычно чак-чак украшают орешками, тертым шоколадом, леденцами, изюмом. Нарезают на кусочки, употребляют с чаем или кофе. Как говорится - пальчики оближешь!

Рассматривание слайдов с изображением национальных жилищ.

- Первым славянским жильем были землянки и полуземлянки. Для их строительства в земле выкапывалась квадратная яма, полутораметровая — для землянок, метровая — для полуземлянок. После чего на месте стен устанавливался сруб или балки, вкопанные в землю, соединенные с плахами. Пол был глиняный, ко входу вела такая же глиняная или деревянная лестница. Крыша была двускатной. На балки из ели накладывался тес, на него — большой слой соломы, и вся конструкция, в том числе и стены полуземлянки, покрывались толстым слоем земли.

- Чукчи живут в жилищах, называемых ярангами. Это шатер больших размеров, неправильной многоугольной формы. Покрывают ярангу полотнищами из шкур оленей таким образом, чтобы мех был снаружи. Свод жилища опирается на 3 шеста, которые расположены в центре. К покрову и столбам шалаша привязывают камни, что обеспечивает устойчивость напору ветра. С пола ярангу наглухо заделывают. Внутри шалаша посередине расположено огнище, которое окружено санями, загруженными различными принадлежностями для хозяйства. В яранге чукчи живут, едят и пьют, спят. Такое жилище хорошо прогревается, поэтому обитатели ходят в нем раздетыми. Отапливают чукчи свое жилье жировой лампой из глины, дерева или камня, где и готовят пищу. У приморских чукчей яранга отличается от жилья оленеводов тем, что в ней нет дымового отверстия.

- В настоящее время традиционное жилище и хозяйственные постройки мордовцев претерпели значительные изменения. В основном сейчас стараются строить дома из дерева или кирпича, их возводят на каменном фундаменте. Стены штукатурят как внутри, так и снаружи или обшивают тёсом. Увеличились размеры окон и возросло их число. Значительно улучшилось украшение жилищ резьбой. Ей украшают фронтоны, наличники. Преобладает накладная резьба, встречается и скульптурная. Внутренняя планировка стала нетрадиционной: печь и стол потеряли своё устойчивое положение.

-Татарское жилье представляло собой срубный четырехстенный дом, огороженный со стороны фасада и отдаленный от улицы, с сенями. Внутри помещение делилось на женскую и мужскую часть, женская заодно являлась кухней. Дома украшали яркой росписью, в особенности ворота.

Рассматривание слайдов с изображением национальных музыкальных инструментов.

- Балалайка – русский народный трехструнный музыкальный инструмент с треугольным деревянным корпусом. Это самый известный русский инструмент, ставший одним из символов музыкального творчества русского народа.

- Национальный музыкальный инструмент чукчей – это варга́н — музыкальный инструмент в виде свободно колеблющегося в проёме рамки язычка, приводимого в движение пальцем или дёрганием за нитку.

- Национальный музыкальный инструмент мордовцев – это Сюра— труба из бычьего или коровьего рога. Одну сторону катушки для ниток стачивали и вставляли в отверстие рога, а на другой делалось углубление для губ. Сюра использовали пастухи в качестве сигнального инструмента, а также ритуального, способного якобы отгонять злых духов

- Кубыз – язычковый инструмент, напоминающий варган. Это металлическая дуга с язычком посередине. Изменяя объём и форму ротовой полости, музыкант извлекает звуки обертонового ряда.

Рассматривание слайдов с изображением национальных танцев.

- Русский народный танец ни за что не спутаешь с любым другим. Это особенный вид колоритной хореографии. У этого танца масса отличительных характеристик и особенностей. Во-первых, русский народный танец – это задорные пляски с прыжками и активными движениями, которые неизменно сопровождаются бесконечным юмором и смехом. Во-вторых, обязательным атрибутом этого танца являются национальные костюмы – не менее яркие и красивые, чем сами пляски. Русский народный танец очень богат на самые разнообразные хореографические па, в его основе лежит сразу несколько видов танца, а именно: пляска, хоровод и кадриль.

-Танцевальная культура чукчей- явление своеобразное, далеко отличающееся от традиционного понимания танца как действия вообще. Особенности танцев чукчей восходит к древности, но сохраняет свою первобытность до сих пор. Подражательные танцы этого народа восхищают своей близостью к природе, эти танцы еще раз говорят нам, что чукчи- дети природы

- Мордва к исполнению плясовых элементов относилась как к торжественному коллективному ритуалу. Поклоны к земле указывали на связь с земным и подземным мирами. Воздевание рук ввысь - с миром небесным, а покачивание в разные стороны символизировало очерченный круг, законченность, движение солнца и луны.

- У татарского народа на любой праздник всегда был готов особенный танец. Например, если был холодный морозный вечер и девушки собирались все вместе посидеть, то в таком случае танцевали или «аулакеи», или «кич утыру». Причем стоит отметить, что во время таких вечером, как правило запрещалось присутствие родителей и вообще людей старшего возраста. Приглашались молодые люди и после того, как они приходили, кроме танцев, добавлялись еще и песни. Ну а после уже и «сабантуи» выплясывали. В завершение такого празднования всегда был общий танец под название «Хоран». Он чем-то напоминает русский танец «хоровод», так что символизировал он прежде всего дружбу народа и единства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...

Конспект занятия по окружающему миру старшая группа«Защита окружающей среды от мусора»

Цель: формирование осознанного отношения к проблеме загрязнения окружающей среды бытовом мусоромЗадачи:Образовательные:• уточнить представления детей о причинах возникновения...