Конспект НОД по познавательному развитию Тема: «Интересные, удивительные предметы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД по познавательному развитию
тема: "Интересные, удивительные предметы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ftskm.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию Тема: «Интересные, удивительные предметы»
Цель: развитие познавательной активности ребёнка, формирование экологического сознания.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Образовательная:
- формировать представления детей о рукотворном и природном мире;
подвести детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы.
Развивающая:
- развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.
Воспитательная:
- вызвать желание у детей исследовать и наблюдать мир природы.
Демонстрационный материал. Картинки с изображением самолёта и ласточки; письмо от Незнайки, мнемотаблицы, компьютерная презентация.
Раздаточный материал. Картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (по две картинки на каждого ребёнка). Карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком (например, вертолёт, грибок, компьютерная мышь, щётка, самолёт, мяч, клещи, поезд и др.), а другая половина карточки пустая.
Методы и приёмы: сюрпризный момент, загадывание загадки, рассматривание предметных картинок, чтение отрывков стихотворений, вопросы к детям, показ презентации, игровые и практические действия детей. Предварительная работа: просмотр обучающих видео «Живая и неживая природа», «Природа и рукотворный мир», «Овощная сказка», мультфильма «Незнайка», дидактические игры и упражнения «Живое – неживое», «Природный – рукотворный», «Подумай и отвечай», чтение художественной литературы: «Мой мишка» (З. Александрова), «Краденое солнце» (К. Чуковский), «Дама сдавала в багаж …» (С. Маршак), «Овощи» (С. Михалков), «Сельская песенка», «Осень» (А. Плещеев), «Не про тебя ли эта книжка?» (М. Романов).
Ход
I. Вводная часть
Воспитатель сообщает детям о полученном им письме от Незнайки:
- Ребята, сегодня нам пришло письмо. (Показывает конверт.) Чтобы письмо вскрыть, нужно отгадать загадку от кого оно:
Уверен он в себе, забавный неумейка,
А от природы он врунишка и зазнайка,
А ну-ка, угадать скорей его сумей-ка,
Известен коротышка под именем … (Незнайка).
- Правильно, письмо прислал Незнайка. Ох уж этот Незнайка! Он, как всегда, всё перепутал и просит нас ему помочь. А для этого нам нужно выполнить задания, которые находятся в этом конверте, и написать Незнайке ответ. Давайте попробуем? Поможем Незнайке?
II.Основная часть
1.Дидактическая словесная игра «Природный – рукотворный»
Воспитатель: Давайте вспомним, какие бывают окружающие нас предметы? (Природные и рукотворные). Что значит – природные? (Эти предметы созданы самой природой). А что же такое рукотворные предметы? (Предметы, сделанные руками человека). Молодцы, всё правильно. А сейчас поиграем в игру, которая так и называется «Природный – рукотворный»: если я называю слово, обозначающее рукотворный предмет, вы просто показываете мне свои ручки; а если я называю слово, которое обозначает предмет природного происхождения, вы хлопаете в ладоши.
2. Дидактическая игра «Разложи картинки» (Задание 1)
Воспитатель раздаёт детям картинки (по 2 картинки каждому ребёнку): Ребята, у каждого из вас в руках картинки, которые нужно разделить на две группы: картинки с предметами природного происхождения мы будем класть на лист картона зелёного цвета, а картинки, на которых нарисованы рукотворные предметы – на красный лист картона с символом-ручкой.
3. Дидактическая игра «Покажи и назови парный предмет» (Задание 2) Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с первым заданием. А сейчас – следующее задание от Незнайки. Картинки с предметами природного мира я возьму себе, а картинки с предметами рукотворногомира раздам вам. Посмотрите на них внимательно. Я буду называть предмет природного мира. А тот из вас, у кого окажется предмет рукотворного мира очень похожий, т. е. парный названному мной, поднимет картинку с его изображением и назовёт этот предмет. Договорились? Начинаем.
4.Упражнение «Сравни картинки» (Задание 3) Воспитатель: Всё верно, молодцы. (Выставляет на доску картинки «ласточка» и «самолёт». Дети сравнивают предметы птицу и самолёт.) Что изображено на этой картинке? (Ответы детей.) Чем похожи эти предметы? Посмотрите внимательно: из каких частей состоит птица? Самолёт? Какие элементы у них общие? (И у ласточки, и у самолёта есть крылья, нос и хвост; они оба умеют летать.) А чем же они отличаются? (Ласточка – объект живой природы, а самолёт –предмет, созданный руками человека.)
5. Игра «Назови лишний предмет» Воспитатель. А вот ещё одно задание: сейчас я вам буду читать отрывки из стихотворений и показывать картинки, а вы будете внимательно слушать и смотреть, а затем назовёте предмет, который на этой карточке лишний, то есть не принадлежит к той группе предметов, к которой принадлежат все остальные. Слушайте внимательно:
… «Это - куры, это – утки, чёрный Шарик возле будки». (З. Александрова) Какое слово и предмет на карточке лишние? (Лишний предмет – собачья будка, потому что это рукотворный предмет, а куры, утки и собачка – объекты природного мира.)
«Солнце по небу гуляло и за тучку забежало. Глянул заинька в окно, стало заиньке темно».(К. Чуковский) (Лишнее окно, это предмет рукотворного мира, а солнце, небо, тучка и заинька – природные предметы.)
«Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку». (С. Маршак)
«Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит». (А. Плещеев)
… «Я нарисую раньше дом, крыльцо, забор, дорожку, а на дорожке – кошку». (М. Романов)
«Скучная картина – тучи без конца, дождик так и льётся, лужи у крыльца». (А. Плещеев)
- Ребята, а какое время года описано в стихотворении? (Осень.) Да, действительно, осень. Мы с вами вспомнили, какое время года у нас сейчас, а теперь давайте покажем какая бывает осенью погода.
6.Физминутка «Осень»
Вот закрыли небо тучи.
Начал капать дождь колючий –
Разведёт повсюду слякоть,
Грязь и лужи на дороге …
Поднимай повыше ноги!
А теперь садитесь на свои места, продолжим наше занятие.
7.Показ презентации «Удивительные предметы»
Слайд 1. Удивительные предметы
Слайд 2. Мир природы
Слайд 3. Рукотворный мир
Слайд 4. Рассказ «Интересные и удивительные предметы»
- Мы вспомнили, какие бывают предметы, выяснили, что есть очень интересные вещи и объекты природы, которые удивительно похожи друг на друга. А вы знаете, почему они так похожи? Когда-то, давным-давно, не было вообще никаких рукотворных предметов, люди просто ещё не умели их делать. Долгое время они внимательно наблюдали за объектами природы и в результате этих наблюдений научились создавать разные очень нужные вещи. Например, наблюдая за полётом птиц, человек мечтал тоже парить в небе, как птица, и изобрёл самолёт. Посмотрите, правда, они очень похожи?
Слайд 5. Игра «На что это похоже?»
- На экране появились картинки – рукотворные предметы. Подумайте и скажите, глядя на какие предметы природного мира, человек создал их? На что они похожи? (Лампочка – солнце.)
Слайд 6. Кукла - девочка
Слайд 7. Грибок-крыша - гриб
Слайд 8. Мяч - апельсин
Слайд 9. Легковой автомобиль – крокодил; пылесос - слон
Слайд 10. Игра «Найди пару»
- Посмотрите, на экране расположены картинки – 3 картинки-изображения природных объектов и 3 – рукотворных. Вы должны назвать, какие из них составляют пару, то есть похожи друг на друга. (Подводная лодка – рыба, подъёмный кран – жираф, парашют – семечко одуванчика).
Слайд 11. Самолёт – птицы, лодка – утка, поезд - гусеница (Правильность ответов проверяется стрелочкой).
Слайд 12. Спасибо за внимание!
- Вот какие молодцы, всё правильно назвали. А теперь переходим к следующему заданию от Незнайки.
8.Дидактическая игра «Подбери картинку» Задание 4.
Детям раздают карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком, а другая половина пустая. Ребёнок должен подобрать картинку с тем объектом природы, по подобию которого человек создал предмет, изображённый на другой половине, и расположить её в пустой клетке.
III.Заключительная часть
9.Подведение итогов
Дети и воспитатель пишут письмо Незнайке, в котором сообщают, что его задания очень интересные и ребята их выполнили. Благодарят Незнайку и приглашают в гости.
- Нам нужно написать Незнайке ответ. Что мы ему напишем? Я предлагаю начать так: «Дорогой Незнайка! … Нам понравились твои задания, они очень интересные, и мы с увлечением их выполняли. Спасибо тебе большое. Приезжай к нам в гости, мы будем очень рады встретиться с тобой. До свидания».
- О каких предметах мы говорили сегодня? А чем же они так интересны и почему удивительны? Ребята, кто же нам прислал письмо?
- Получилось у нас выполнить все задания Незнайки?
- Понравилось вам выполнять задания?
- Что больше всего вам понравилось?
Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной группе.
Рисование декоративное с элементами письма «Такие разные зонтики».
Цель занятия:
Развивать декоративное творчество детей, умение рисовать узоры на круге.
Задачи:
1. Учить уверенно (без отрыва) рисовать прямые и волнистые линии, петли, спирали нетрадиционным способом рисования.
2. Развивать познавательный интерес, мелкую моторику, память, внимание, воображение, творческие способности.
3. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность.
4. Формировать заботу о своём здоровье.
Активизация словаря: орнамент, сегменты, окружность, кривизна, спирали.
Структура занятия и методические приёмы по структуре:
1. Начало занятия. Методические приёмы: загадка, беседа.
2. Ход занятия. Методические приёмы: демонстрация (презентация), сюрпризный момент, проблемная ситуация, игровая ситуация, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.
3. Итог занятия. Методические приёмы: беседа, стихи, рефлексия.
Ход занятия.
Ребята играют.
Воспитатель, пряча зонт за спиной, подходит к детям и произносит:
Если дождь припустится —
Как цветок распустится.
Если дождик перестанет —
Он сожмётся и завянет.
Дети задумались...
Воспитатель (продолжает):
Шляпка большая,
На ноге сидит,
В дождик вырастает,
Хоть совсем не гриб.
Я его беру с собой,
Не нужна мне шляпа,
Разверну над головой,
Если дождь закапал.
Воспитатель (радостно раскрывает зонт): Верно, зонтик! Ребята, пошёл дождик, бегите скорее под наш зонтик.
Дети: Где дождик?
Воспитатель: Давайте поищем дождик.
Проводится зрительная гимнастика «Дождик».
Посмотрим вправо, посмотрим влево
Вперед посмотрим и назад.
Пусть наши глазки не устанут,
День будет длинным у ребят.
Затем воспитатель (как бы невзначай) показывает коробочку - тучку с синими и голубыми капельками.
Проводится игровое упражнение «Кап, Кап».
Кап-кап, кап-кап,
Падают дождинки.
Кап-кап, кап-кап,
Не боимся дождика слезинки.
У нас есть защитник надёжный,
Красивый и яркий помощник.
Зонтик-зонтик, выручай,
Спрячь, скорее, от дождя.
Воспитатель: Ребята, бросайте капельки - дождинки на зонтик и бегите под зонтик.
Дети подбегают к воспитателю.
Воспитатель поднимает зонт выше: Ребята, а на что зонт похож, если посмотреть на него снизу-вверх?
Воспитатель опускает зонт вниз и переворачивает его вверх ручкой: «На что похож зонт сверху-вниз?»
Воспитатель отходит от детей: А если посмотреть на зонт сбоку?
Воспитатель переворачивает зонт к себе ручкой, к детям куполом: А если посмотреть на зонт сверху?
Воспитатель: вы правы. Зонт внешне похож на множество предметов. Какие предметы вы называли?
Дети повторяют свои ответы.
Воспитатель: А зачем нужны зонты?
Воспитатель: Вы правы. Зонты – наши друзья и верные помощники. Они спасают нас от непогоды и от солнечного удара. И человек остаётся здоровым!
Воспитатель: Вот беда, наш зонтик слишком маленький и дождинки начинают капать на нас.
Воспитатель: Ребята, давайте подуем на капельки дождя! Дуйте сильнее, может получится сдуть дождинки из под нашего убежища.
Проводится дыхательная гимнастика «Дуйте, щёчки!»
«Дуйте - дуйте, щёчки,
Пусть уходят тучки.
Солнышко выглянуло,
Деток порадовало.
Щёчки, не ленитесь,
Капельки, не злитесь...»
Воспитатель: Не помогает! Всё равно начинаем намокать! Ребятки, а разве хватит одного зонта на нас всех?
Дети (хором) - Нет!
Воспитатель: Сможет ли один зонт укрыть от непогоды сразу несколько человек? Вот как нас? Больше 10 человек?
Дети хором: Нет!
Воспитатель: Что же делать? Как нам быть? Где достать столько зонтов?
Воспитатель: Ваши ответы меня радуют! Лучший подарочек - сделанный своими руками!
Ребята, а вы хотите, чтобы у всех были одинаковые зонты?
Воспитатель: Ой, Ребята, что это?!
(На доске появляется слайд «Зонты от Фиксиков, где у каждого Фиксика свой зонт (фотомонтаж воспитателя)» с вариантами орнаментов на зонтах (по окружности, концентрическими кругами и сегментами от центра), с элементами письма (штрихи, линии прямые и волнистые разной кривизны, петли, спирали).
Дети с восторгом: Это Фиксики!!!
Воспитатель: Какие у них разные зонты, посмотрите! А чем их зонты отличаются?
Воспитатель: Вот видите, ребята, с какими необычными узорами могут быть зонты!
Дети: Да.
Воспитатель (подкидывая голубые капельки дождя): Дети, дождик усиливается. Мы хотим намокнуть и заболеть?
Воспитатель: Располагайтесь, кому как удобно, все материалы на столах. Будьте внимательны, выбирая узоры и цвета.
Воспитатель: А как мы будем делать зонты из чего?
Ребята, рассаживаются за столы, и приступают к работе! Каждый выбрал круг любого светлого оттенка.
Воспитатель: Мы ведь готовили кисти с дежурными! Значит, сбежали?
Воспитатель: Бедные кисточки! А что вы видите перед собой?
Воспитатель: Отличная идея! Рисование не кистями, а любым предметом (и палочки ватные и вашими пальчиками) называется нетрадиционными способами рисования. Приступайте! Но помните, что дождик усиливается и снова подкидывает капельки из цветной бумаги (дождинки).
Дети берут круги бумаги и начинают рисовать на них разные орнаменты и узоры.
Воспитатель: Очень красиво получается у вас! Старайтесь рисовать, не отрывая палочку от бумаги, если рисуете круг или спираль. У кого геометрические фигуры, будьте внимательны, они любят прямые углы и ровные линии. Не забывайте, что у каждого есть салфеточка из ткани, чтобы вытирать пальчики. Ватные палочки можно менять, если вы меняете цвет узора.
Воспитатель: Очень красивые зонты получились. Пусть зонты просохнут, подуйте немного на них. Кто закончил, помогайте убирать рабочее место. Закрывайте краски, собирайте ватные палочки, мойте руки.
Дети заканчивают, моют руки, возвращаются на места!
Воспитатель: Поднимите ваши зонты. Можно идти под дождь?
Воспитатель: Из чего мы сможем сделать палку? Неужели так и пойдём?
Воспитатель: Давайте посмотрим, подойдут или нет?! Найдите у своего зонта центр (середину) и проткните цветным карандашом. Вот так! А чтобы шляпка зонтика не скользила, можно использовать пластилин.
Анна К.: Получилось! Ура!
Воспитатель: Ну что, уже похоже на зонты?
Дети хором: Да!
Воспитатель подводит итоги рисования: Что же вы сегодня делали? Зачем? Что понравилось больше всего?
Дети оживленно рассказывали!
Воспитатель включает мелодию зонта на ноутбуке и проводит рефлексию!
Воспитатель: Ребята, кому сегодня всё понравилось и у кого всё получилось, смело выходите под дождик со своими яркими зонтами! Берите из голубой коробочки голубую капельку дождя. Можете с ней танцевать и кружиться, показывая, что мы дождя не боимся!
Дети, которым не понравилось рисование, было скучно, неинтересно, зонт не получился, не порадовал, возьмите из синей коробочки тёмно-синие капельки дождя и дальше выбирайте сами, будете танцевать с ребятами или нет.
Воспитатель смотрит за действиями детей, анализирует, делает выводы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема «Этот удивительный мир театра». Подготовительная к школе группа.
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область"Познавательное развитие". Подготовительная группа. Тема "Этот удивительный мир театра"....
Конспект НОД по познавательному развитию. Тема: «Знакомство с цветом предметов»
Конспект НОД по познавательному развитию.Тема: «Знакомство с цветом предметов»Интеграция ОО: познавательно – исследовательская, коммуникативная, художественно-эстетическая.Виды детской деятельности: п...
Конспект НОД Образовательная область: Познавательное развитие Тема: «Интересные дела!»
Проведение непосредственной образовательной деятельности, представляет возможность формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способами его испол...
Конспект ОД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» для детей подготовительной подгруппы на тему: «Интересные, удивительные предметы»
- формировать представления детей о рукотворном и природном мире;подвести детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы....
Методическая разработка конспекта на тему: «Интересные, удивительные предметы»
Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности, предназначеного для воспитанников подготовительной группы: «Интересные, удивительные предметы»»...
Конспект «Ознакомление с окружающим миром» Тема: «Интересные, удивительные предметы».(Подготовительная группа.)
Развитие познавательной активности ребёнка, формирование экологического сознания....
«Ознакомление с окружающим миром» для детей подготовительной группы на тему: «Интересные, удивительные предметы»
laquo;Ознакомление с окружающим миром»...