Конспект занятия в “Клубе юных почемучек” по опытно - экспериментальной деятельности на тему: “ Плавает -тонет
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Сычева Вера Евгеньевна

В конспекте представлены опыты и эксперименты с предметами и водой.

Они проводятся для решения проблемной ситуации по постройке  транспорта для путешествий.

Дети погружают в воду разные марериалы ( бумагу, ткань, камни, дерево и др) и делают выводы о том, что  тонет, а что нет. Воспитател ьобъясняет причину - предметы легче или тяжелее воды. 

Вторая часть  опытов посвящена предметам, наполненым водой и воздухом.  Дети высняют, что предметы с воздухом держатся на воде , так как они лечге, чем предметы с водой. Дидактическая игра "Скажи какая вода" ноит обучающий характер и развивает речь.  Занятие сопровождается двигательной активностью, чтением художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_tonet_-ne_tonet.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №8 “Рябинка” город Котовск Тамбовская область

Конспект

занятия  в “Клубе юных почемучек” по  опытно - экспериментальной деятельности

на  тему: “ Тонет -не тонет”

Разработала: воспитатель Сычева В.Е.

 

  • Цель:  развитие творческого мышления через познавательно - исследовательскую деятельность, направленную га  формирование   представлений о свойствах предметов  у детей старшего дошкольного возраста.  

Задачи:

1.    – расширять представления детей о плавающих и тонущих в воде предметах с помощью экспериментальных действий;

2.- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способами его использования;

3. – активизировать речевую деятельность детей, развивать способность  рассуждать и делать выводы;

– воспитывать интерес к художественной литературе;

4.    –  развивать художественное – эстетическое восприятие;  воспитывать интерес к художественному слову;

– развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт;

5. – формировать умение соблюдать безопасное поведение во время исследовательской  деятельности;

6. - совершенствовать коммуникативные навыки.

Методические приемы:  чтение художественной литературы, игровой прием, беседа,  экспериментальная деятельность.

 Оборудование:

 деревянные дощечки с отверстиями, дощечки с отверстиями из пенопласта,  металлические пластины, 2 деревянных ножа, 2 ножа из пластика,  деревянные пуговицы, 2 камешка, 2 тонкие проволоки, 2 губки, 2 дощечки, 2 куска пенопласта,  ветки,  пробки, 2 пластмассовых крышки и бутылочки, 2 стеклянных шарика, 2 деревянных полена, набор карточек «плавает-тонет», емкости с водой, полотенца, салфетки, иллюстрации, бумажные кораблики,  пластилин, ракушка, ткань, мыло.

 Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»  (в обработке А. Н. Толстого), «Кораблик»  В. Г. Сутеева, изготовление лодочки из бумаги.

Ход занятия

Вводная часть

Коммуникативная игра 

Приветствие «Передай улыбку»

Цель: способствовать объединению детей в группе, обучать элементам мимики, выразительных движений.                                    

Ход приветствия: Дети сидят на стульях по кругу, по очереди соединяют свои ладошки с ладошками соседа и «передают» улыбки друг другу.

Воспитатель обращается к детям.

Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла на работу и обнаружила , что мы с вами получили письмо по электронной почте.

Хотите узнать, от кого оно? Давайте его прочитаем.

(читаем письмо, в котором написано, что лягушата  приглашают детей в путешествие по реке).

Воспитатель: Ребята, слушайте историю. Эта история про лягушек.

(Читает стихотворение Н.Матвеевой) «Нерешительные»:
По речке не лодка, не плот,
А старая бочка плывет!
Вскочили на бочку лягушки.
Зачем? Для чего? Для просушки!
И снова попрыгали с бочки.
Зачем? Для чего? Для промочки!
Не могут лягушки решить:
В воде или в сухости жить?

Воспитатель: Ребята, понравилась вам история? (ответы детей)

А кто  из вас ответит, что еще может плыть по реке, куда еще могут запрыгнуть лягушки? (ответы детей)

Воспитатель: На чем можно совершить путешествие по  воде? (ответы детей). Ребята, я  предлагаю изготовить бумажные кораблики в технике оригами (показывает детям кораблик, изготовленный из бумаги). Затем дети с помощью инструкции и показа воспитателя делают кораблики.

Воспитатель: Дети, скажите, можно отправиться в плавание на таком кораблике? (ответы детей)

Почему нельзя? (ответы детей). Давайте проверим, так ли это.

 Опустим его на воду и посмотрим, что с ним произойдет.

(проводят опыт).

Воспитатель: Что произошло с бумажным корабликом? (ответы детей). Он держится на воде и плывет. Давайте оставим его на воде. Ребята, я предлагаю отправиться в “Лабораторию юных почемучек”.

Обращает внимание детей на предметы, изображенные на интерактивной доске( такие же есть и на столах). Лягушата прислали нам подсказки(из чего можно еще построить кораблики).

Воспитатель: Ребята, смотрите, в нашей лаборатории  есть  много разных предметов. Может, из них нам построить кораблики? (ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать прежде, чем построить кораблик? (ответы детей). Правильно, нужно узнать, какие предметы могут плавать, а какие – тонут.

 Основная часть

Воспитатель: Мы сейчас проведем эксперименты.

(на столе стоят емкости с водой и предметы, отличающиеся по свойствам).

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, из каких материалов нельзя построить кораблик? (предположения, ответы детей). Давайте поверим.

Эксперимент №1(тяжелые -легкие)

(дети опускают в воду различные предметы и материалы: камень, пластилин, пробка, ракушка, ткань, пенопласт, деревянные палочки, мыло и др.).

Эксперимент сопровождается вопросами педагога: «Почему тонет?» (тяжелый); «Почему держится на воде, плывет?» (легкий); «Пригоден для постройки кораблика?» и т.п.

После этого делаем вывод.

Вывод: все предметы делятся на две группы – те, которые тонут, и те, которые не тонут в воде.

Воспитатель: Ребята, предметы, которые плавают – легче воды, а предметы, которые тонут – тяжелее.

Свойства некоторых материалов «не тонуть»  использовали при изготовлении судов, плотов, кораблей, например… (дерево)(смотрим на слайд).

Воспитатель: Ребята, а могут пригодиться предметы, которые тонут в воде? (ответы детей).

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением якоря, уточняет, что это и для чего используют на корабле(смотрим на слайд)

Физкультминутка

Как приятно в речке плавать(плавательные движения)

Берег слева, берег справа(повороты влево-вправо)

Речка лентой впереди(потягиваемся вперед)

Сверху мостик  погляди!(поднимаем руки вверх)

Чтобы плыть еще скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками

Кто угонится за нами?(плавательные движения)

А теперь пора нам братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем(ходьба на месте)

И на травке отдыхаем.

 Эксперимент№2 (предметы с воздухом и без него ).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть  пластмассовая бутылка , давайте её опустим в воду. Что с ней произошло? Правильно, она  плавает. А теперь давайте нальем воду в  неё и опять поместим  в тот же  контейнер. Что с ней произошло? (ответы детей).

Вывод: бутылка с водой тонет, а пустая, т. е. с воздухом не тонет.

Воспитатель: Ребята, мы с вами читали сказку «Пузырь, соломинка и лапоть». Почему лапоть предложил переплыть реку на пузыре?  (ответы детей). Правильно, пузырь  – это шарик, наполненный воздухом.

Воспитатель берёт шарик надутый и пытается опустить в воду с силой (он выскакивает). Затем опускает второй шарик в воду (шарик без воздуха тонет). Воспитатель показывает детям два шарика.

Воспитатель: Ребята, чем отличаются шарики? (ответы детей).

Вывод: шарик с воздухом не тонет, а без воздуха тонет.

Воспитатель: Воздух легче воды и именно воздух не даёт шарику утонуть.

Воспитатель показывает  детям слайд ( надувной круг или нарукавники).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это такое и для чего используется? (ответы детей). Правильно, если вы не умеете плавать, то вы обязательно должны надеть их перед тем, как зайти в  воду,  также есть спасательные жилеты,  но нужно за всем этим следить, если появится маленькая дырочка, то может выйти весь воздух и человек утонет. Поэтому на кораблях используют спасательные круги из пенопласта. Это  пластмасса, наполненная пузырьками воздуха, это очень надёжно.

Воспитатель: Ребята, отличается вода в море и в реке?  (ответы детей). Правильно, вода в море солёная, в ней легче держаться на поверхности, потому что она более плотная. На земле есть  Мертвое море. В нём не растут растения и не живут животные, т. к. вода очень, очень солёная, а значит, очень плотная и в нём не возможно утонуть.

Дидактическая игра с воздушным шаром «Скажи какая?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках воздушный шарик голубого цвета, он похож на капельку воды. Проходите на ковер, встаньте, пожалуйста, в круг, а я встану в центр круга и каждому из вас по очереди буду передавать воздушный шарик, а вы будете называть какой бывает вода, возвращать шарик мне и говорить: «Вода бывает…. (Дети называют вода бывает: мокрой, прозрачной, теплой, холодной, питьевой, талой, мёрзлой, чистой, грязной, водопроводной, речной, солёной, пресной, дождевой, морской)

Воспитатель: Молодцы! Здорово поиграли.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наш бумажный кораблик намок и утонул. Можем мы на таком кораблике отправиться в плаванье? (ответы детей). Из какого материала лучше строить корабль?

Воспитатель: Дома, вместе с родителями, вы можете построить корабли из других материалов и принести их в детский сад. Мы проверим, поплывут ли они,  и вместе с нашими  лягушатами отправимся путешествовать по реке.

Воспитатель:   Спасибо вам, ребята! Мне с вами было интересно! Давайте возьмемся за руки и скажем:

Нужно помнить всегда!

Символ жизни на Земле - вода!

Вода – это радость земли

Вода – это счастье земли.

Вода – это чудо земли.

Экономь ее и береги

Мы ведь на планете не одни!

Список литературы

1.     Брозаускас Л.Г. «Полезные игры и задания для дошкол задания для дошколят», Санкт - Петербург «Литера» 2008 г.

2.     Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: «Мазаика-Синтез», 2012

3.     Доскин, В. А. Растем здоровыми /пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева–М: «Просвещение», 2002.

4.     Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд. испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010

5.     Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. / Автор – составитель: Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема-конспект занятия:"Клуб юных знатоков"

Интегрированное занятие по фэмп....

Конспект занятия: Свобода выбора при опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе. Разноцветные платочки.

Создать условия для свободного выбора и развития творческой познавательно- иследовательской активности детей в процессе экспериментирования....

Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха».

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:1. Развивать исследовательские способности детей через опыты ...

Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Свойства бумаги»

Научить определять  свойства и качество бумаги  с  помощью разнообразных  опытов...

Конспект занятия "Клуб юных знатоков"

Учить оперировать блоками Дьенеша...

Конспект занятия "Клуб юных знатоков"

интегрированное занятие для детей подготовительной группы...