Конспект занятия в “Клубе юных почемучек” по опытно - экспериментальной деятельности на тему: “ Плавает -тонет
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
В конспекте представлены опыты и эксперименты с предметами и водой.
Они проводятся для решения проблемной ситуации по постройке транспорта для путешествий.
Дети погружают в воду разные марериалы ( бумагу, ткань, камни, дерево и др) и делают выводы о том, что тонет, а что нет. Воспитател ьобъясняет причину - предметы легче или тяжелее воды.
Вторая часть опытов посвящена предметам, наполненым водой и воздухом. Дети высняют, что предметы с воздухом держатся на воде , так как они лечге, чем предметы с водой. Дидактическая игра "Скажи какая вода" ноит обучающий характер и развивает речь. Занятие сопровождается двигательной активностью, чтением художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_tonet_-ne_tonet.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №8 “Рябинка” город Котовск Тамбовская область
Конспект
занятия в “Клубе юных почемучек” по опытно - экспериментальной деятельности
на тему: “ Тонет -не тонет”
Разработала: воспитатель Сычева В.Е.
- Цель: развитие творческого мышления через познавательно - исследовательскую деятельность, направленную га формирование представлений о свойствах предметов у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. – расширять представления детей о плавающих и тонущих в воде предметах с помощью экспериментальных действий;
2.- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способами его использования;
3. – активизировать речевую деятельность детей, развивать способность рассуждать и делать выводы;
– воспитывать интерес к художественной литературе;
4. – развивать художественное – эстетическое восприятие; воспитывать интерес к художественному слову;
– развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт;
5. – формировать умение соблюдать безопасное поведение во время исследовательской деятельности;
6. - совершенствовать коммуникативные навыки.
Методические приемы: чтение художественной литературы, игровой прием, беседа, экспериментальная деятельность.
Оборудование:
деревянные дощечки с отверстиями, дощечки с отверстиями из пенопласта, металлические пластины, 2 деревянных ножа, 2 ножа из пластика, деревянные пуговицы, 2 камешка, 2 тонкие проволоки, 2 губки, 2 дощечки, 2 куска пенопласта, ветки, пробки, 2 пластмассовых крышки и бутылочки, 2 стеклянных шарика, 2 деревянных полена, набор карточек «плавает-тонет», емкости с водой, полотенца, салфетки, иллюстрации, бумажные кораблики, пластилин, ракушка, ткань, мыло.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» (в обработке А. Н. Толстого), «Кораблик» В. Г. Сутеева, изготовление лодочки из бумаги.
Ход занятия
Вводная часть
Коммуникативная игра
Приветствие «Передай улыбку»
Цель: способствовать объединению детей в группе, обучать элементам мимики, выразительных движений.
Ход приветствия: Дети сидят на стульях по кругу, по очереди соединяют свои ладошки с ладошками соседа и «передают» улыбки друг другу.
Воспитатель обращается к детям.
Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла на работу и обнаружила , что мы с вами получили письмо по электронной почте.
Хотите узнать, от кого оно? Давайте его прочитаем.
(читаем письмо, в котором написано, что лягушата приглашают детей в путешествие по реке).
Воспитатель: Ребята, слушайте историю. Эта история про лягушек.
(Читает стихотворение Н.Матвеевой) «Нерешительные»:
По речке не лодка, не плот,
А старая бочка плывет!
Вскочили на бочку лягушки.
Зачем? Для чего? Для просушки!
И снова попрыгали с бочки.
Зачем? Для чего? Для промочки!
Не могут лягушки решить:
В воде или в сухости жить?
Воспитатель: Ребята, понравилась вам история? (ответы детей)
А кто из вас ответит, что еще может плыть по реке, куда еще могут запрыгнуть лягушки? (ответы детей)
Воспитатель: На чем можно совершить путешествие по воде? (ответы детей). Ребята, я предлагаю изготовить бумажные кораблики в технике оригами (показывает детям кораблик, изготовленный из бумаги). Затем дети с помощью инструкции и показа воспитателя делают кораблики.
Воспитатель: Дети, скажите, можно отправиться в плавание на таком кораблике? (ответы детей)
Почему нельзя? (ответы детей). Давайте проверим, так ли это.
Опустим его на воду и посмотрим, что с ним произойдет.
(проводят опыт).
Воспитатель: Что произошло с бумажным корабликом? (ответы детей). Он держится на воде и плывет. Давайте оставим его на воде. Ребята, я предлагаю отправиться в “Лабораторию юных почемучек”.
Обращает внимание детей на предметы, изображенные на интерактивной доске( такие же есть и на столах). Лягушата прислали нам подсказки(из чего можно еще построить кораблики).
Воспитатель: Ребята, смотрите, в нашей лаборатории есть много разных предметов. Может, из них нам построить кораблики? (ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать прежде, чем построить кораблик? (ответы детей). Правильно, нужно узнать, какие предметы могут плавать, а какие – тонут.
Основная часть
Воспитатель: Мы сейчас проведем эксперименты.
(на столе стоят емкости с водой и предметы, отличающиеся по свойствам).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, из каких материалов нельзя построить кораблик? (предположения, ответы детей). Давайте поверим.
Эксперимент №1(тяжелые -легкие)
(дети опускают в воду различные предметы и материалы: камень, пластилин, пробка, ракушка, ткань, пенопласт, деревянные палочки, мыло и др.).
Эксперимент сопровождается вопросами педагога: «Почему тонет?» (тяжелый); «Почему держится на воде, плывет?» (легкий); «Пригоден для постройки кораблика?» и т.п.
После этого делаем вывод.
Вывод: все предметы делятся на две группы – те, которые тонут, и те, которые не тонут в воде.
Воспитатель: Ребята, предметы, которые плавают – легче воды, а предметы, которые тонут – тяжелее.
Свойства некоторых материалов «не тонуть» использовали при изготовлении судов, плотов, кораблей, например… (дерево)(смотрим на слайд).
Воспитатель: Ребята, а могут пригодиться предметы, которые тонут в воде? (ответы детей).
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением якоря, уточняет, что это и для чего используют на корабле(смотрим на слайд)
Физкультминутка
Как приятно в речке плавать(плавательные движения)
Берег слева, берег справа(повороты влево-вправо)
Речка лентой впереди(потягиваемся вперед)
Сверху мостик погляди!(поднимаем руки вверх)
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками
Кто угонится за нами?(плавательные движения)
А теперь пора нам братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем(ходьба на месте)
И на травке отдыхаем.
Эксперимент№2 (предметы с воздухом и без него ).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть пластмассовая бутылка , давайте её опустим в воду. Что с ней произошло? Правильно, она плавает. А теперь давайте нальем воду в неё и опять поместим в тот же контейнер. Что с ней произошло? (ответы детей).
Вывод: бутылка с водой тонет, а пустая, т. е. с воздухом не тонет.
Воспитатель: Ребята, мы с вами читали сказку «Пузырь, соломинка и лапоть». Почему лапоть предложил переплыть реку на пузыре? (ответы детей). Правильно, пузырь – это шарик, наполненный воздухом.
Воспитатель берёт шарик надутый и пытается опустить в воду с силой (он выскакивает). Затем опускает второй шарик в воду (шарик без воздуха тонет). Воспитатель показывает детям два шарика.
Воспитатель: Ребята, чем отличаются шарики? (ответы детей).
Вывод: шарик с воздухом не тонет, а без воздуха тонет.
Воспитатель: Воздух легче воды и именно воздух не даёт шарику утонуть.
Воспитатель показывает детям слайд ( надувной круг или нарукавники).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это такое и для чего используется? (ответы детей). Правильно, если вы не умеете плавать, то вы обязательно должны надеть их перед тем, как зайти в воду, также есть спасательные жилеты, но нужно за всем этим следить, если появится маленькая дырочка, то может выйти весь воздух и человек утонет. Поэтому на кораблях используют спасательные круги из пенопласта. Это пластмасса, наполненная пузырьками воздуха, это очень надёжно.
Воспитатель: Ребята, отличается вода в море и в реке? (ответы детей). Правильно, вода в море солёная, в ней легче держаться на поверхности, потому что она более плотная. На земле есть Мертвое море. В нём не растут растения и не живут животные, т. к. вода очень, очень солёная, а значит, очень плотная и в нём не возможно утонуть.
Дидактическая игра с воздушным шаром «Скажи какая?»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках воздушный шарик голубого цвета, он похож на капельку воды. Проходите на ковер, встаньте, пожалуйста, в круг, а я встану в центр круга и каждому из вас по очереди буду передавать воздушный шарик, а вы будете называть какой бывает вода, возвращать шарик мне и говорить: «Вода бывает…. (Дети называют вода бывает: мокрой, прозрачной, теплой, холодной, питьевой, талой, мёрзлой, чистой, грязной, водопроводной, речной, солёной, пресной, дождевой, морской)
Воспитатель: Молодцы! Здорово поиграли.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наш бумажный кораблик намок и утонул. Можем мы на таком кораблике отправиться в плаванье? (ответы детей). Из какого материала лучше строить корабль?
Воспитатель: Дома, вместе с родителями, вы можете построить корабли из других материалов и принести их в детский сад. Мы проверим, поплывут ли они, и вместе с нашими лягушатами отправимся путешествовать по реке.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята! Мне с вами было интересно! Давайте возьмемся за руки и скажем:
Нужно помнить всегда!
Символ жизни на Земле - вода!
Вода – это радость земли
Вода – это счастье земли.
Вода – это чудо земли.
Экономь ее и береги
Мы ведь на планете не одни!
Список литературы
1. Брозаускас Л.Г. «Полезные игры и задания для дошкол задания для дошколят», Санкт - Петербург «Литера» 2008 г.
2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: «Мазаика-Синтез», 2012
3. Доскин, В. А. Растем здоровыми /пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева–М: «Просвещение», 2002.
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд. испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010
5. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. / Автор – составитель: Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема-конспект занятия:"Клуб юных знатоков"
Интегрированное занятие по фэмп....
Конспект занятия: Свобода выбора при опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе. Разноцветные платочки.
Создать условия для свободного выбора и развития творческой познавательно- иследовательской активности детей в процессе экспериментирования....
Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха».
Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:1. Развивать исследовательские способности детей через опыты ...
Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Свойства бумаги»
Научить определять свойства и качество бумаги с помощью разнообразных опытов...
Конспект занятия "Клуб юных знатоков"
Учить оперировать блоками Дьенеша...
Конспект занятия "Клуб юных знатоков"
интегрированное занятие для детей подготовительной группы...