"Мир природы".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Важно закреплять и расширять представления детей о том, что Земля - наш общий дом, всех людей и живых существ, живущих рядом с человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: расширить представления детей об окружающем мире природы.

Задачи:

Обучающие:

Обобщить и закрепить знания детей о живой и неживой природе.

Закрепить и систематизировать представления детей о животных, птицах, насекомых, растениях.

Закрепить правила поведения в природе.

Закреплять умение работать ножницами.

Закреплять навыки аккуратного наклеивания готовых изображений на общем фоне (бумаге).

Упражнять в симметричном расположении изображений.

Развивающие:

Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы.

Развивать мелкую моторику рук.

Продолжать формировать правила безопасного поведения при работе с ножницами.

Развивать творчество детей, художественный вкус, фантазию при создании композиции.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.

Предварительная работа: Разговор с детьми о телевизионной викторине: «Что? Где? Когда?», о ее правилах. Накануне разделить детей на две команды, выбрать капитанов, придумать названия команд. Подготовка композиционных основ для аппликации –рисование и тонирование ствола дерева при помощи гуаши, вырезание цветов яблони.

Методы и приёмы:

Наглядные: использование наглядного материала.

Словесные: беседа, рассказ, вопрос-ответ, показ.

Игровые: игра-викторина, введение элементов соревнования (дети делятся на две команды).

Практические: физкультурная минутка «Дни недели», д/и «Живая-неживая природа», д/и «Ядовитые и лекарственные растения», д/и «Цепочка питания», д/и «Чьи следы?», д/и «Что сначала, что потом?» (о стадиях развития бабочки), д/и «Кому что по вкусу?», д/и «Восстанови порядок», творческая деятельность детей.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: волчок, стол с секторами, конверты с заданиями, скрипичный ключ, силуэты яблони (2 шт.), аудиозапись «Смотрите в небе самолет!», медали «Знатоки природы», смайлики.

Раздаточный: клей, салфетки, ножницы, карандаш, бумага зеленого цвета 15*15, кисть, подставка для кистей, цветы яблони из цветной бумаги, клеенка.

Ход  ОД

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Сегодня мы с вами собрались на интеллектуальную игру для знатоков природы «Что? Кто? Где? Зачем?».  Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! В течение года мы узнавали интересные сведения о жизни птиц, насекомых, растений и животных, рассматривали картины, иллюстрации о природе. Поэтому знаем ответы на многие «Почему?», «Отчего?», «Куда?», «Что?», «Зачем?».

В игре участвуют две команды: «Солнышко» и «Радуга» во главе с капитанами. Капитаны пожелайте удачи друг другу. Прошу занять свои места.

(Дети занимают места, воспитатель следит за осанкой детей.)

Воспитатель: в нашей викторине есть ряд правил, которые вы должны соблюдать. Давайте с ними познакомимся:

1. Каждый участник играет за свою команду.

2. Отвечай на вопрос полным ответом.

3. Ответил верно – команда получает смайлик.

4. Не перебивай отвечающего.

5. Участник команды нарушил правила, лишается смайлика вся команда.

6.Если участник команды не справился с ответом, вопрос переходит к другой команде.

7. Команда- набравшая больше смайликов – побеждает.

Итак - внимание! Начинаем игру «Что? Кто? Где? Зачем?»

«Разминка»

Воспитатель: Этот конкурс представляет собой блиц-опрос. Команда, которая даст большее количество ответов получит право первой крутить волчок.

Уважаемые знатоки, желаю вам удачи в игре!

1. У какого дерева белый ствол? (У березы)

2. Как называется дом муравьев? (Муравейник)

3. Сколько ног у жука? (Шесть)

4. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

5.  Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь)

6.  У какой птицы нашего леса самый длинный хвост? (У сороки)

7. На каком дереве растут желуди? (На дубе)

8. Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми)

9. Какая птица лечит деревья? (Дятел)

10. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник)

11. Где у кузнечиков уши? (На ногах)

12. Чем питается бабочка? (Нектаром)

13. Сколько ног у паука? (Восемь)

(Подсчитываются правильные ответы команд. Команда, которая ответила на большее число вопросов получает смайлик, крутит волчок).  

1 Сектор «Живая неживая природа»

Воспитатель: Что такое природа?

Дети: Природа – это, то что существует без помощи человека.

На какие две группы делится природа?

Дети: Живая и не живая.

Чем отличается живая природа от неживой?

Дети: Живая природа – это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается. Неживая природа – это те предметы природы, которые не растут.

Воспитатель: В этом конверте картинки с изображением живой и неживой природы. Вам нужно разделить их на две группы.

(Дети выполняют задание. В конверте изображения цветка, кузнечика, дерева, белки, солнца, камня, тучи, радуги).

(Команда получает смайлик)

2 Сектор «Как вести себя в природе»

Воспитатель: В этом конверте у меня задание в виде вопросов-ситуаций. Будьте внимательны.

1-я ситуация:

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

— Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

— А в нем яичко.

— Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

— Мы будем заботиться о нем!

Девочки взяли яичко с собой.

Воспитатель: Правильно ли девочки поступили?

Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

2-я ситуация

Две сестренки гуляли по лесу.

— Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

— Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

— Давай сорвем его и отнесем маме.

Девочки сорвали цветок и пошли домой.

Воспитатель: Правильно ли поступили девочки?

Дети: Нет, не правильно. Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.

3-я ситуация

Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.

Воспитатель: Правильно поступил мальчик?

Дети: Нет. Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

(Команда получает смайлик)

Музыкальная пауза. Физкультурная минутка: «Дни недели».

(Воспитатель вывешивает на магнитную доску скрипичный ключ и объявляет музыкальную паузу. Дети под музыкальное сопровождение выполняют упражнения.)

3 Сектор «Растения»

Воспитатель: Ребята, а что относится к растениям, назовите 4 основные группы растений?

Дети: Травы, кусты, деревья, цветы.

Воспитатель: Какую пользу приносят деревья?

Дети: Листья деревьев собирают пыль и грязь, обогащают воздух чистым кислородом.

Воспитатель: Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

Дети: У лиственных деревьев листочки нежные, они боятся морозов и снега. У хвойных деревьев вместо листьев – иголки, хвоя, они не боятся мороза).

Воспитатель: Какие растения бывают, по отношению к человеку?

Дети: Ядовитые и лекарственные.

В конверте еще и картинки с изображением ядовитых и лекарственных растений. Нужно разделить на две группы.

(Один участник команды отбирает - Ландыш, Волчье лыко, Дурман, Вороний глаз. Второй участник команды отбирает - Мать-и-мачеха, Ромашка, Подорожник, Чистотел, календула.)

(Команда получает смайлик)

4 Сектор «Насекомые»

Воспитатель: Откуда произошло слово насекомое?

Дети: Если внимательно рассмотреть брюшко насекомого, то можно увидеть на нем поперечные полоски – насечки.

Воспитатель: Как узнать, что это насекомое?

Дети: У насекомых 3 части тела: голова, грудь, брюшко. Шесть ног.

Воспитатель: Куда зимой пропадают насекомые?

Дети: Прячутся под корой деревьев, под сухими листьями, забиваются в щели домов, заползают под землю и впадают в спячку.

Воспитатель: Что будет, если исчезнут насекомые?

Дети: 1) Исчезнут растения, т.к. насекомые нужны для опыления растений; 2) Вслед за насекомыми исчезнут многие птицы, рыбы.

Воспитатель: Расположите карточки по порядку как развивается бабочка?

(Воспитатель достает конверт с картинками с изображением бабочки, куколки, гусеницы, яйца).

Дети: Ребенок выкладывает в последовательности: 1- яйца, 2 - гусеница, 3 - куколка,4-бабочка).

(Команда получает смайлик)

5 Сектор «Птицы»

Воспитатель: Назовите, каких зимующих птиц вы знаете?

Дети: Дятел, синица, снегирь, воробей, галка, сорока, ворона, клест, голубь, сова, глухарь, свиристель.

Воспитатель: Назовите, каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Ласточка, Утка, Гусь, Лебедь, Грач, Скворец, Жаворонок, Кукушка, Стриж, Соловей.

Воспитатель: Разложите птиц, в каком порядке они к нам прилетают весной

(Воспитатель достает из конверта картинки: стрижа, грача, утки, ласточки)

Дети: выкладывают в последовательности: 1- грач, 2-утка, 3- ласточка, 4- стриж.

Воспитатель: Разложите, кому, что по вкусу?

(Воспитатель достает из конверта изображения совы, дятла, снегиря, воробья, мыши, ягоды, крошек хлеба).

Дети: выстраивают последовательность: Сове – мышь, дятлу – жука, снегирю – ягоды, воробью – крошки.

(Команда получает смайлик)

6 Сектор «Животные»

Воспитатель: Чем дикие животные отличаются от домашних?

Дети: Домашние животные живут у людей не боятся человека, человек создает им условия для жизни: кормит, строит жилье, лечит. Дикие живут в лесу, сами о себе заботятся, добывают себе еду.

Воспитатель: Чем покрыто тело животного?

Дети: Шерстью.

Воспитатель: Определи след животного на полянке.

(Работа с картинками)

Воспитатель: Восстановите цепочку питания

(Педагог достает картинки с изображением травы, гусеницы, синицы, лисы, волка).

Дети: Выстраивают последовательность 1 трава - 2 гусеница - 3синица - лиса

(Команда получает смайлик)

Воспитатель: Ребята, бесценна красота и польза природы. В нашем детском саду есть одна добрая традиция – оставить на память о выпускниках дерево на аллее выпускников. Но дерево необычное, а из ладошек. Я предлагаю на память на алее выпускников оставить яблоню.

Воспитатель: Для работы нам потребуются фон, изображение дерева, которую я предварительно уже подготовила. На левой стороне изображение для команды «Солнышко», на правой для команды «Радуга».

Вам нужно обвести ладошку на листе зеленой бумаги, затем вырезать заготовку. На пальчики приклеить цветы. Нанести клей на ладошку. Ладошку можно приклеивать, полностью покрывая поверхность заготовки клеем, или только их часть. А теперь предлагаю приступить к работе, будьте аккуратны и внимательны, следите за своей осанкой.

(Дети выполняют задание. Педагог следит за работой детей).

Воспитатель: Пусть растет яблоня. Глядя на это дерево, не раз вспомнят воспитатели веселых, умных, добрых, порой непослушных, но таких дорогих девчонок и мальчишек.

(Воспитатель подсчитывает количество заработанных смайликов)

Итог занятия: Молодцы! Отметим самых активных ребят. Как вы думаете, кто в команде «Солнышко» помогал команде больше всех? Чем мы сегодня занимались на занятии? Что понравилось вам больше всего?

(Награждение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...