Педагогический проект «Инновационные развивающие технологии по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
проект по окружающему миру (старшая группа)
. Экологическое воспитание – актуальная и главная задача. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте, потом поменять мировоззрение и изменить представление человека чрезвычайно сложно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№20 «Светлячок» г.Сафоново Смоленской области
Педагогический проект «Инновационные развивающие технологии по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
Автор-составитель: воспитатель Алексеева И.А.
Педагогический проект «Инновационные развивающие технологии по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
Сроки: сентябрь 2019 г. – май 2020 г.
Этапы реализации проекта:
I – подготовительный (сентябрь 2019–октябрь 2019 г.)
II – организационный (октябрь 2019г. – апрель 2020 г.)
III – итоговый (апрель — май 2020г.)
Актуальность
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Экологическое воспитание – актуальная и главная задача. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте, потом поменять мировоззрение и изменить представление человека чрезвычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность, ведь для того, чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является тесное взаимодействие с родителями, личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь детского сада. Систематическое использование проектной технологии в воспитании экологической культуры дошкольников позволяет достичь поставленных целей, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями воспитанников
Исходя из этого, для формирования экологической культуры дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, были использованы следующие инновационные методы:
-здоровьесберегающие технологии,
-технология ТРИЗ,
-использование моделирования при составлении рассказов,
-ИКТ.
Цель проекта: Формирование экологической культуры, дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.
Задачи:
*изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме экологического воспитания дошкольников;
*использовать инновационные и развивающие технологии в работе по экологическому воспитанию дошкольников;
*проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром дошкольников;
*взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);
*создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры)
Объект: формирование экологической культуры у дошкольников старшей группы.
Предмет: психолого-педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников. Включение экологической тематики во все виды деятельности
Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей экологического воспитания дошкольников.
Новизна: Комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в экологическом воспитании дошкольников. Теоретическая значимость заключается в разработке:
— системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в формировании экологической культуры дошкольников;
— разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям.
Практическая значимость:
— внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.
— в обогащении предметно – развивающей среды по экологическому воспитанию дошкольников;
-в обобщении и распространении опыта работы.
Ожидаемый результат:
Для детей: - формирование элементарных экологических знаний и культуры поведения в природе;
-формирование поведения в природе, бережное отношение к ней, животным, птицам, насекомым;
- формирование интереса к явлениям и объектам природы;
- умение эксперименетировать, анализировать и делать выводы;
- развитию памяти: зрительной, слуховой, моторной;
- развитию произвольного и не произвольного внимания;
- повышению уровня мотивации к обучению;
- развитию мелкой моторики детей, за счет управления мышью и работой с клавиатурой;
- формированию и развитию совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов;
- повышению самооценки ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно;
- расширению объема получаемой информации;
- развитию таких волевых качеств, как самостоятельность, собранность, усидчивость, достижение поставленной цели.
Для родителей:
— родители будут активными участниками образовательного процесса по формированию экологической культуры дошкольников.
Механизм оценки результатов:
«Экспресс – анализ и оценка детской деятельности» (Методические основы) под редакцией О. А. Сафоновой, Н. Новгород. 1995г.
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный
1этап - подготовительный этап (сентябрь 2019 года) .
Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей.
Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно-развивающей среды;
Определение цели;
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Повышение собственной профессиональной компетенции
2 этап - основной этап (октябрь2019года –апрель 2020 года) Организационный и основной -
1. Проведение комплекса мероприятий;
2. Взаимодействие с родителями.
3.Этап - Заключительный и диагностический (май)
1. Заключительный мониторинг усвоения программных задач по экологическому воспитанию.
2.Приобретение нового наглядного материала по данной теме. Оформление памяток для родителей и педагогов.
Работа с детьми:
— занятия по перспективному плану экологического воспитания по лексическим темам с применением здоровье сберегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, суд-жок терапия)
3. Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика.
С применением мнемотехники
Включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи;
Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.
Пополнение развивающей среды мнемотаблицами, схемами, интеллект картами.
С применением ТРИЗ-технологии придумывали начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.
С применением компьютерных технологий были проведены занятия, собрания, семинары.
Работа с родителями:
1) Консультации: «Прогулки на природу – основа здоровья», анкетирование «Экологическое образование в семье», «Песочная терапия-строим город мечты»
«Экологическое воспитание средствами физкультурно-оздоровительной работы», «Игровой массаж предметами», « Игра со строительным материалом «Зоопарк для редких животных»
2) памятки
«Здоровьесбережение», «Пальчиками играя – развиваем память» «Массаж пальцев рук», «Говорю с ребёнком на языке игры».
3) Совместная деятельность
Привлечение родителей к изготовлению кормушек для птиц и елочек из различного и бросового материала.
Участие в акции-субботнике по благоустройству территории ДОУ.
Участие родителей в сборе макулатуры.
Работа с педагогами:
Консультации: «Внедрение ИКТ в образовательный процесс», «ТРИЗ –эффективное внедрение педагогической технологии в экологическое воспитание дошкольников» Презентация проекта «Малая родина»
3 этап — заключительный этап (май 2020год)
Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:
— организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;
—презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);
— анализ проведенного проекта.
Результаты:
Оценка уровня знаний детей по экологии проходила по следующим параметрам:
- Уровень умений и навыков грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение.
- Сопереживать ее бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности), повышение коммуникативного интереса.
- экологическая культура родителей, понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
- мыслительные операции (умения устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать)
Уровни развития | Результаты стартовой диагностики | Результаты итоговой диагностики |
Высокий | 47% (8) | 63% (10) |
средний | 32% (5) | 32% (6) |
низкий | 21% (4) | 5% (1) |
Перспективы развития проекта
Разработка системы организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по формированию экологической культуры в ДОУ. Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей экологического воспитания через использования инновационных и развивающих технологий будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за природными объектами
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, котора...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/18/picture-268768-1374150067.jpg)
"Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"
Презентация. Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через разные виды детской деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/22/picture-423671-1395490809.jpg)
формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При озн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/12/picture-814808-1473680184.jpg)
Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-993755-1517422382.jpg)
Образовательный проект «Прикоснись к природе сердцем» по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов, он содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всмех участников проекта: образовательная деятельност...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/27/picture-1051670-1535378203.jpg)
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА»
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об экологии окружающего мира, установок, личностных ориентиров и норм поведения, направленных на рациональное потребление природных рес...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/11/picture-665636-1441968844.jpg)
МАСТЕР-КЛАСС «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экологические сказки»
Для воспитания у дошкольников таких качеств как внимательность, бережливость, умение позаботиться о слабом, защитить его и нужно большее общение с природой. Для привлечения внимания и развития и...