Познавательно-исследовательский проект "Юные исследователи"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кригер Венера Идельевна

Проект проходил в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunye_issledovateli.docx37.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Юные исследователи». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе.

Кригер В.И.
Актуальность
проекта

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. (К. Е. Тимирязев)

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе.

Выделены следующие методы и педагогические технологии, способствующие развитию мотивации к познавательной деятельности у старших дошкольников:- технология интегрированного занятия ;- технологии развивающего обучения;- метод проектов (в том числе с участием родителей);- поисковые методы познавательной деятельности;- технологии проблемного обучения (технология решения изобретательских задач, технология развития творческого воображения, другие); метод развития исследовательских умений (опытно - экспериментальная деятельность: постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов.)

Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

2. Цели и задачи проекта.

Цель проекта.

Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта.

Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

Развивать наблюдательность;

Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта: групповой; долгосрочный; исследовательский (поисковый).

Участники проекта: педагог, дети подготовительной группы и их родители.

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:

1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

2. Создание единого инновационного пространства.

3. Чёткое выполнение поставленной задачи.

4. Повышение уровня мотивации к занятиям.

3. Содержание реализации проекта.

Модель организации экспериментирования

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

Создание центра экспериментально-поисковой деятельности;

Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;

Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;

Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

Фронтальные занятия.

КВН, развлечения.

Наблюдения в природе.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

Беседы по теме эксперимента.

Целевая прогулка.

Структура проведения игры–экспериментирования:

Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)

Подведение итогов, вывод;

Фиксация результатов;

Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

тайна, сюрприз;

мотив помощи;

познавательный мотив (почему так);

ситуация выбора.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (организационный).

II этап – внедренческий.

III этап – итоговый (обобщающий).

№ п/п Содержание Сроки Ответственные

I этап. Подготовительный (Организационный)

1 Изучить и проанализировать методическую литературу по теме Август

2 Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта Август

3 Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности Сентябрь

II этап. Внедренческий

1 Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности Сентябрь-Май

2 Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей Сентябрь-Май

III этап. Обобщающий

1 Определить эффективность проведённой работы Май

2 Провести анализ полученных результатов Май

4. Механизм реализации

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

Месяц Тема Содержание работы

Сентябрь Диагностика

Октябрь «Воздух - невидимка» Беседа: «Невидимка-воздух».

Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».

Прогулка «Почему дует ветер?»

Беседа «Чистый воздух».

Дидактическая игра «Свойства воздуха».

Ноябрь «Вода-волшебница» Беседа: «Волшебница вода»

Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси». Трудовое поручение «Мытье игрушек». Просмотр презентации «Чудо водичка».

Декабрь «Снег - снежок» Эксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни». Самостоятельная деятельность детей в уголке природы.

Беседа «Защитные свойства снега». Рассмотреть снежинку в лупу.

Прогулка «Следы на снегу». Изготовление елочных украшений «Замерзание воды». Работа в экологическом дневнике.

Январь «Я - человек» Эксперименты: «Модная прическа», «Волшебный шарик», «Хитрости инерции».

Беседа «Основные системы нашего организма»

Рисование «Наш организм»

Дидактическая игра «Полезная еда». Оригами «Елочка».

Работа в экологическом дневнике.

Февраль «В гостях у Карандаша Карандашова и Гвоздика Гвоздикова» Беседа: «Волшебные» свойства магнита.

Эксперименты:

«Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».

Прогулка «Моя тень». Беседа «Человек и законы природы».

Работа в экологическом дневнике (опыт с веточками деревьев).

Март «Чудеса растений» Опыты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух», «Волшебный кружок». ФЦКМ «Уход за растениями». Создание «Огород на окне». Работа в экологическом дневнике (опыт «Проверь, нужен ли свет для жизни растений»).

Апрель «Земля наш общий дом» Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?».

Эксперименты: «Вращение земли вокруг солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».

Рисование «Портрет Земли». Беседа «Глобус»

Досуг, посвященный Всемирному Дню Чистой воды «Сбережем Волгу – богатство России!». Работа в экологическом дневнике (опыт «Какое значение имеет почва для растений»).

Май «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?».

Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем.

Работа в экологическом дневнике (посадка ноготков, ухаживание и наблюдение за ростом).

Диагностика

Итоговый продукт проекта: КВН «Мы - экспериментаторы»

Работа с родителями.

1. Анкетирование родителей.

2. Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома».

3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.

4. Наглядная информация.

5. Обмен опытом.

5. Ресурсное обеспечение проекта.

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.

Основное оборудование и материалы:

Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.

Красители: ягодный сироп. Акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.

Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. Клеёнчатые передники, полотенца.

Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

6. Ожидаемые результаты.

Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.

7. Мониторинг реализации проекта.

Диагностический инструментарий

Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников возможно использование следующего перечня вопросов к воспитанникам и родителям:

Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов.

1. Вопросы на выявление знаний о газообразном состоянии воды:(Что такое пар? Что ты знаешь о паре? Имеет ли пар запах, форму, цвет)

2. Вторая группа вопросов на выявление связи между агрегатным состоянием воды в зависимости от температуры: (Что происходит с водой на морозе? Почему? Снег может во что- нибудь превращаться? От чего это зависит? Что происходит со льдом в комнате? Почему? Что происходит в комнате с водой, если ее нагреть? Во что превращается вода при кипении)

3. Цель: выяснить знания детей о свойствах глины. (Из чего состоит глина? В каких местах можно обнаружить глину? Можно ли глину назвать «сыпучей» Почему? Что легче высыпать глину или песок? Чем глина похожа на пластилин? Могут ли кусочки глины двигаться быстро и легко? Можно ли глину назвать «рыхлой»? Почему? Как глина впитывает воду? Что можно сделать из мокрой глины? Какие станут глиняные предметы после высыхания)

4. Цель: Выяснить у детей знания о свойствах магнита: (Какие притягивают к себе магнит? Каким свойством обладает магнит? Почему магниты притягивают друг другу? Когда магниты отталкиваются друг от друга)

5. Цель: Выяснить знания детей о свойствах песка. (Из чего состоит песок? В каких местах можно обнаружить песок? Почему говорят,что песок сыпучий? Что высыпать песок или глину? Как выглядят песчинки? Чем песчинки похожи, а чем отличаются)

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Домашняя лаборатория.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Рекомендации для родителей. Экспериментируем дома

Тема: «Испарение»; Тема: «Конденсация»; Тема: «Секретное письмо»

Консультация «Научите ребенка любить живую природу»

Анкета для родителей

Сценарий КВН «Мы - экспериментаторы»

Цель: развивать познавательную активность детей путём создания проблемных ситуаций (педагогом) и их решения.

Задачи:

- формировать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход для получения желаемого результата;

- развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, активизировать словарь;способствовать развитию коммуникативных навыков, партнёрских взаимоотношений с родителями;

Материалы и оборудование: костюм Золушка; шапочка огонька для игры «Волшебные превращения», 2 прозрачные пластиковые бутылки с водой (неполные, камушки, манка, рис, пуговицы, крючки, сита разных размеров, магниты, миски, коробки; 3 воздушных шарика, гуашь, трубочки для коктейля, листы для рисования.

Предварительная работа: Экспериментирование с водой, воздухом, магнитом, отгадывание загадок, чтение познавательной литературы.

Дети под музыку входят в зал. Садятся на стульчики.

Ведущий:

Приветствуем сегодня всех,

Мы рады встрече с вами.

И не случайно в этот зал

Всех вместе мы собрали.

Детей и взрослых позвала

Весёлая и умная игра.

И, думаю, пройдёт она

Активно и не скучно.

Звучит песня «Ужасно интересно, всё то, что не известно» муз. В. Шаинского.

Ведущий: Представляю вам команды, участвующие в нашей игре.

Первая команда: Исследователи.

Девиз:

Любим исследовать и проверять,

Чтобы о мире побольше узнать.

Вторая команда: Любознайки.

Девиз:

Магнит, и воздух, и вода –

Интересны нам всегда.

Ведущий: И так, мы начинаем КВН. Первый конкурс – «Разминка».

Лучше умственной зарядки

Нет для взрослых и детей.

Отгадайте-ка загадки – Все вы станете умней.

Команды загадывают друг другу по три загадки.

1. В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(Вода.)

2. Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

(Иней.)

3. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём.

(Роса.)

4. Прозрачен как стекло,

А не вставишь в окно.

(Лёд.)

5. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт.

(Сосулька.)

6. Он летает белой стаей

И сверкает на лету,

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

(Снег.)

Ведущий: (обращается к болельщикам) Вы заметили, что участники игры загадали друг другу много загадок, но все они о воде. Ведь и снег, и роса, и иней – это всё вода, только в разных состояниях. Пока жюри подсчитывает баллы, мы поиграем в игру «Вода – не вода».

Игра «Вода – не вода».

Если ведущий называет слово, обозначающее то, что содержит воду (лужа, радуга, дети поднимают обе руки; если предмет или явление, названное ведущим, имеет косвенное отношение к воде (корабль, дельфин, дети топают ногами; если называется предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, камень, дети молчат и не выполняют никаких действий).

Примерный набор слов: река, лодка, лужа, сосулька, ветер, дельфин, пар, человек, роса, камень, море, камень, роса, растение, огонь, туман, гора, лягушка.

Ведущий: Молодцы, ребята, вы много знаете о воде, и были очень внимательны. А сейчас послушаем жюри.

Жюри объявляет итоги конкурса «Разминка».

Ведущий: А мы переходим к следующему конкурсу «Напоите голубя».

Перед вами на столиках стоят прозрачные бутылки с водой. Но бутылки не полные, и голуби, сидящие на горлышках, не могут достать воду, а им так хочется пить. Помогите голубям напиться.

Вопрос к болельщикам: Как это сделать? (Повысить уровень воды в бутылке. Для этого можно использовать камушки.)

Чья команда быстрее напоит свою голубя?

Проводится эстафета «Напои голубя»: игроки каждой команды становятся в колонну. Первые номера берут по одному камушку, бегут к столикам, опускают камень в бутылку, возвращаются обратно, встают в конец колонны. Вторые номера берут по одному камешку и т. д., пока уровень воды не повысится до верха бутылки.

Жюри подводит итоги конкурса «Напои голубя».

Ведущий:

А теперь, дорогие зрители,

Фокусы увидеть не хотите ли?

Тогда не зевайте, не болтайте,

А за родителями наблюдайте.

Домашнее задание: конкурс «Фокусники». Родители – игроки команд – показывают опыты-фокусы.

Опыт первый «Яйцеглотатель». Положить в бутылку бумажку и поджечь её. Сверху на горлышко положить крутое, очищенное от скорлупы яйцо: его засосёт внутрь. При горении воздух в бутылке разрежается и под давлением наружного воздуха яйцо засасывается.

Опыт второй. «Стакан – непроливайка». Положить открытку глянцевой стороной на стакан с водой. Придерживая открытку рукой, быстро перевернуть стакан и убрать руку: открытка будто приклеилась к стакану. Это потому, что давление воздуха, оказываемое снизу на открытку, больше, чем вес воды внутри стакана. Поэтому открытка плотно прижата к стакану и не позволяет воде вылиться.

Ведущий: Пора нам начинать следующий конкурс.

Входит девочка в костюме Золушки, плачет.

Ведущий: Золушка, почему ты плачешь?

Золушка: Злая мачеха сказала мне, что я смогу пойти посмотреть на бал в королевском дворце, если выполню все её задания. Но они такие трудные, что мне ни за что во время не справиться. А мне так хочется попасть во дворец.

Ведущий: Не переживай, Золушка, наши ребята обязательно помогут. Какие задания поручила тебе мачеха?

Золушка: Нужно отделить рис от манки, а пуговицы – от булавок и крючков.

Ведущий: Трудные поручения, но я думаю, что наши команды с ними справятся. Итак, одна команда отделяет рис от манки, а другая – пуговицы от крючков и булавок. Подумайте, как быстрее выполнить задание, чем можно воспользоваться. А предметы, которые могут вам помочь, лежат вот на этом столике. (На небольшом столике лежат: сита разных размеров, магниты, пинцеты, миски, пустые коробочки для пуговиц и крючков.)

Игроки с помощью сита отделяют рис от манки, магнита (пуговицы от крючков). Затем отвечают на дополнительные вопросы ведущего.

Ведущий:

- Почему рис остался в сите, а манка сразу попадает в миску?

- Почему вы решили воспользоваться магнитом?

Ведущий: Вот, возьми, дорогая Золушка, крупу и швейные принадлежности. Всё разобрано.

Золушка: Большое вам спасибо. Теперь я успею на бал. До свидания, ребята! (Уходит.)

Жюри подводит итоги конкурса «Помогите Золушке».

Ведущий:

Все отлично потрудились,

Поиграть пришла пора.

И у шариков воздушных

Есть для вас одна игра.

Игра «Воздушный шарик». Участвуют и игроки и болельщики. Все встают в круг, ведущий запускает по кругу три шарика. Участники под музыку передают шарики друг другу. Тот, у кого шарик остаётся после остановки музыки, выбывает из игры.

Ведущий:

Прошу садиться детвора!

Конкурс продолжать пора.

Предлагаю я командам в этот конкурс поиграть.

На серьёзные вопросы вам придётся отвечать.

За одну минуту только вы должны свой дать ответ.

А жюри потом оценит – был он правильным иль нет.

Капитаны команд поочерёдно достают по три вопроса из бочонка. На обсуждение даётся 1 минута.

1. Почему зимой не бывает дождика, а всё снег, да снег?

2. Как называется явление, когда весной лёд плывёт по реке?

3. В каком приборе для измерения времени используют песок?

4. Какой прибор используют, чтобы не заблудиться в лесу?

5. Как называется куча снега?

6. Как называется явление, когда вода затапливает сушу?

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий:

Настроение прекрасно и не хочется скучать.

Я забавные картинки предлагаю рисовать.

И соломкой для коктейля прошу кляксы сделать вас,

Чтоб весёлая картинка по листочку расползлась.

Кляксы разные бывают. Что они изображают?

Конкурс художников. Командам даются лист бумаги и соломинки для коктейля. Взрослый ставит кляксу. Дети дуют в соломинку, чтобы клякса расползлась, делая какое-либо изображение. Затем игроки придумывают название картине. Время подготовки 3 минуты.

В это время с болельщиками проводится игра «Волшебные превращения». Выбирается один ребёнок на роль «Огня». Остальные становятся «капельками воды», которые в холоде замерзают. Они двигаются медленно и превращаются в ледяные статуи, когда «огонь» далеко. Когда «огонь» рядом, они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми (приседают).

Ведущий:

На КВН мы сегодня славно время провели.

А теперь жюри попросим, чтоб итоги подвели.

Жюри подводит итоги конкурса и всей игры. Награждаются победители и участники.

Ведущий:

Вот и закончилась игра.

Но мы надеемся, что с ней

Мы стали чуточку умней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....

Сценарий открытого мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности «Маленькие исследователи».

«Ребенок должен быть любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, уметь выдвигать гипотезы и подтверждать предложения, делать выводы»....

Познавательно - исследовательский проект "Мы - исследователи"

Актуальность разрабатываемого проекта:В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину м...

Познавательно-исследовательская деятельность "Юные исследователи воздуха" Средняя группа

Опыты и игры с воздухом для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи в лаборатории соли»

Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность....