проект "Богатыри земли Русской" в подготовительной группе
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
краткосрочный проект для детей подготовительной группы (ознакомительный). в ходе проекта дети знакомятся с первыми войнами на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyri_22.docx | 35.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Матрица проекта
1.Название проекта «Богатыри земли русской»
2. Постановка проблемы
С чего начинается любовь к Родине? С дома, с семьи, а далее круг ширится – дети учатся любить и защищать друг друга, становятся солдатами, любят и защищают свою Родину в беде. Воспитывая патриотов своей Родины, очень интересно создать образы сильных и мужественных защитников Родины на примере русских богатырей, воспетых в произведениях литературы и искусства. Хорошим материалом для этого служат сказки и былины. Герои этих произведений: Иван крестьянский сын, Никита Кожемяка, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и др. несли верную службу, защищая Родину. Если создать атмосферу заинтересованности в былинном эпосе, если вызвать положительное эмоциональное отношение к нему, то мы сможем пробудить чувство сопричастности к истории своего народа, прочувствовать наиболее глубокое чувство гражданственности и патриотизма.
3. Актуальность
В общих положениях ФГОС ДО отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач ФГОС ДО направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В наше время стала очень актуальной проблема формирования чувства патриотизма, любви к родному краю, к России. Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своей Родине, одна из важнейших и актуальнейших задач во все времена, ведь то, что будет заложено в души ребят, в их сознание, останется с детьми на протяжении всей жизни. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родную землю и ее будущее. Эту работу нельзя реализовать полноценно, не привлекая в неё устное народное творчество. Ярким примером патриотизма всегда были былинные герои, которые являлись символом защиты нашего Отечества, и дети дошкольного возраста не очень много о них знают. Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Богатырь – это всегда воин-патриот. За период дошкольного детства важно сформировать у детей представление о богатырской славе, великом духе и верности русского народа своему Отечеству.
Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали формироваться еще в древности. Стержнем всего российского воспитания являлся патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. На Руси в X –XIII веке воспитывали в личность веру в победу, в непобедимость богатырей русских, которым смерть в бою не писана. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы очевидна. Известна истина: « Что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда».
- Новизна
В процессе проекта дети знакомятся с подвигами богатырей - защитников Земли Русской. Они получают знания о быте русского народа и применяют их в самостоятельном творчестве.
5. Цель Формирование духовности, чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с былинами и легендами русского народа.5.
Задачи
Формировать представление о героическом прошлом русского народа
Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках земли русской.
Познакомить с произведениями литературы и искусства о русских
богатырях.
Вызвать интерес к языку былин, преданий о богатырях.
Раскрыть понятие «былинный богатырь».
Изучить характерные детали одежды, вооружения, доспехов.
Развивать умение создавать творческие работы совместно с родителями на
тему «Былинные герои».
Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, в различных формах
и видах детской деятельности
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу истории родной
страны.
Осуществление просветительской деятельности в рамках патриотического
воспитания среди родителей и окружающих ребенка взрослых.
Ожидаемые результаты:
Повысить заинтересованность родителей и детей к возрождению народной
культуры своего народа.
Сформировать умения различать жанры литературы «сказка» и «былина».
Сформировать у детей представлений о былине, былинных героях-богатырях.
Знать и выделять характерные детали одежды и доспехов богатырей.
Проявление творческой активности ребенка в познании окружающего
мира и самовыражение его через творческую деятельность на основе
новых впечатлений;
Развить способность общаться в детском коллективе, т.е.
совершенствование диалогической речи;
Осуществить просветительскую деятельность в рамках патриотического
воспитания среди родителей и окружающих ребенка взрослых.
6. Ресурсы, необходимые для реализации проекта
Нормативно правовые:
Закон РФ «Об образовании»
• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001
• УСТАВ ДОУ
• СанПиН
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
• Закон Российской Федерации «Об образовании»
Материально – техническое
- ИКТ
- Кадровое обеспечение: воспитатели группы, дети, родители воспитанников.
Информационно – методическое
- Картотеки дидактических игр по теме, сборник былин русского народа, сборники для чтения УНТ, фонотека УНТ.
Риски и их минимизация:
Риск | Минимизация риска |
Низкая активность родителей | Проведение анкетирования, создание стендового материала для родителей по данной проблеме |
Малая заинтересованность воспитанников | Беседы, рассказ воспитателя, показ иллюстраций, слайдов, беседы, проблемные ситуации. |
7. Основные шаги по реализации проекта
№ | Мероприятия | Цели | Сроки | ||||
| |||||||
1. | Анкетирование родителей. | Актуализация компетенций родителей в вопросах русской культуры, традиций и быта. | 1 день | ||||
2. | Диагностика компетенции детей по теме | Определить актуальную и ближайшую зону развития | 1 день | ||||
3. | Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме Укрепление материально-технической базы: приобретение атрибутов, костюмов оформление библиотеки для детей, создание информационного стенда для родителей | Создание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией родителей Пополнение библиотеки новыми книгами и энциклопедиями. | 2 день | ||||
4. | Разработка перспективного плана проекта | Равномерное последовательное распределение материала в данном направлении | 2 день | ||||
| |||||||
5 |
Консультация для родителей на тему (папки передвижки) |
формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, знание о былинных богатырях. | 2-6 день | ||||
| |||||||
6. | Издание книги рисунков «Богатыри» Развлечение «богатыри земли русской» | Закрепление знаний о богатырях Земли русской Материалы по опыту работы по данному направлению | 7день |
Работа с родителями:
- Анкетирование по теме
- Просмотр мультфильмов: «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
- Составление рассказа «Если бы я был богатырем»
- Критерии и показатели эффективности реализации проекта
Имеют богатый запас знаний русских народных сказок, былин и их героев
Знание истории русского костюма
Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности
Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества
Знание названий и назначений древнего оружия
- Участники и их функции
Воспитатели групп:
- анкетирование родителей;
-беседы, организация совместной деятельности, сюжетно – ролевых игр, игры и упражнения с детьми;
- организация и проведение музыкально досуговых мероприятий в рамках проекта;
-консультации и беседы с родителями,
-стендовая информация;
Семья:
- помощь в реализации мероприятий по проекту (просмотр м/ф, творческие рассказы)
Дети:
-непосредственные участники.
- Описание продукта
Работа, проведённая педагогами с детьми и родителями, принесла ощутимые результаты- дети познакомились с литературными героями, много узнали о характерах и жизни защитников земли Русской. Используя презентации, дети наиболее ярко смогли отметить всю мощь и отвагу богатырей, рассмотреть экипировку войнов - защитников, оценить и проанализировать подвиги героев.
Анализируя проделанную работу, мы убедились, что у детей имеются хорошие знания по теме, прекрасно ориентируются в беседах о былинных героях. Ребята много узнали нового и интересного, расширили и обогатили свой словарный запас, существенно развилась монологическая речь детей. Педагоги вместе с родителями постарались привить уважение и любовь к былинам, вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны. В дальнейшем будем воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за армию, Родину и стараться развивать качества характера соответствующие нравственно-патриотическим образам.
Реализуя проект, мы старались приобщить детей к истории родного Отечества, родной культуры, традициям, делали всё возможное, чтобы дети на чувственном опыте прониклись патриотической темой. Развивая личность каждого ребенка, мы хотим верить, что каждый, кто принимал, участие в данном проекте будет нести, в себе черты русского характера, присущих богатырям древней Руси, так как только «на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего».
Список литературы
1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников».
2. Аникин В. П. Мир былин и сказок
3. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. М., 1986
4. Воспитание детей на традициях народной культуры. – В.П.Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008г.
5. Данилина Г. Н. . Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2003.;
6.Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. – М., 2013.
7. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. – М., 2007.
8. Кодрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Наш дом – земля» в подготовительной группе.
Занятие способствует формированию экологического осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам. Поможет закреплению характерных ...
комлексно-тематическое планирование по теме недели "Мой дом - Земля" в подготовительной группе
Мной разработана технологическая карта по теме недели "Мой дом - Земля", разработаны приложения к ней....
Дидактическая игра "Дверная скважина", приложение к технологической карте по теме недели "Мой дом - Земля" в подготовительной группе
Дидактическая игра "Дверная скважина", приложение к технологической карте по теме недели "Мой дом - Земля "в подготовительной группе...
Развлечение на экологическую тему «День Земли» в подготовительной группе
Вашему вниманию предлагается развлечение на экологическую тему «День Земли» для подготовительной группы...
День Земли - 2015 ( подготовительная группа)
Экологический праздник, который я провожу ежегодно 22 апреля иприглашаю сотрудников из Национального парка "Нижняя Кама", родителей и детей из других групп...
НОД " Мы хозяева Земли" в подготовительной группе
Занятие составлено по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами.Цель данного занятия расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как...
КОНСПЕКТ занятия Тема: «Леса — всей земли краса» (подготовительная группа)
Цели: обобщать и уточнять знания детей о деревьях; закреплять названия мест произрастания отдельных видов деревьев; продолжать учить различать деревья по внешнему виду листа; упражнять в образовании о...