проект "Богатыри земли Русской" в подготовительной группе
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Потапова Оксана Анатольевна

краткосрочный проект для детей подготовительной группы (ознакомительный). в ходе проекта дети знакомятся с первыми войнами на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri_22.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:

Матрица проекта

1.Название проекта    «Богатыри земли русской»

2. Постановка проблемы

С чего начинается любовь к Родине? С дома, с семьи, а далее круг ширится – дети учатся любить и защищать друг друга, становятся солдатами, любят и защищают свою Родину в беде. Воспитывая патриотов своей Родины, очень интересно создать образы сильных и мужественных защитников Родины на примере русских богатырей, воспетых в произведениях литературы и искусства. Хорошим материалом для этого служат сказки и былины. Герои этих произведений: Иван крестьянский сын, Никита Кожемяка, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и др. несли верную службу, защищая Родину. Если создать атмосферу заинтересованности в былинном эпосе, если вызвать положительное эмоциональное отношение к нему, то мы сможем пробудить чувство сопричастности к истории своего народа, прочувствовать наиболее глубокое чувство гражданственности и патриотизма.

3. Актуальность

В общих положениях ФГОС ДО отмечено, что   одним из основных принципов ДО является  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач ФГОС ДО направлен на решение  следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

        В наше время стала очень актуальной проблема формирования чувства патриотизма, любви к родному краю, к России. Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своей Родине, одна из важнейших и актуальнейших задач во все времена, ведь то, что будет заложено в  души ребят, в их сознание,  останется с детьми на  протяжении всей жизни.  Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родную землю и ее будущее.  Эту работу нельзя реализовать полноценно, не привлекая в неё устное народное творчество. Ярким примером патриотизма  всегда были былинные герои, которые являлись символом защиты нашего Отечества, и дети дошкольного возраста не очень много о них знают. Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Богатырь – это всегда воин-патриот. За период дошкольного детства важно сформировать у детей представление о богатырской славе, великом духе и  верности русского народа своему Отечеству.

         Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали формироваться еще в древности. Стержнем всего российского воспитания являлся патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. На Руси в X –XIII веке воспитывали в личность веру в победу, в непобедимость богатырей русских, которым смерть в бою не писана. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы очевидна. Известна истина: « Что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда».

  1. Новизна

В процессе проекта дети знакомятся с подвигами богатырей  - защитников Земли Русской. Они получают знания о быте  русского народа и  применяют их в  самостоятельном  творчестве.

5. Цель Формирование духовности, чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с былинами и легендами русского народа.5.

 Задачи  

 Формировать представление о героическом прошлом русского народа

Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках земли русской.

 Познакомить с произведениями литературы и искусства о русских

богатырях.

 Вызвать интерес к языку былин, преданий о богатырях.

 Раскрыть понятие «былинный богатырь».

 Изучить характерные детали одежды, вооружения, доспехов.

 Развивать умение создавать творческие работы совместно с родителями на

тему «Былинные герои».

 Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, в различных формах

и видах детской деятельности

 Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу истории родной

страны.

 Осуществление просветительской деятельности в рамках патриотического

воспитания среди родителей и окружающих ребенка взрослых.

 Ожидаемые результаты:

 Повысить заинтересованность родителей и детей к возрождению народной

культуры своего народа.

 Сформировать умения различать жанры литературы «сказка» и «былина».

 Сформировать у детей представлений о былине, былинных героях-богатырях.

 Знать и выделять характерные детали одежды и доспехов богатырей.

 Проявление творческой активности ребенка в познании окружающего

мира и самовыражение его через творческую деятельность на основе

новых впечатлений;

 Развить способность общаться в детском коллективе, т.е.

совершенствование диалогической речи;

 Осуществить просветительскую деятельность в рамках патриотического

воспитания среди родителей и окружающих ребенка взрослых.

6. Ресурсы, необходимые для реализации проекта

Нормативно правовые:

Закон РФ «Об образовании»

• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001

• УСТАВ ДОУ

• СанПиН

• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

• Закон Российской Федерации «Об образовании» 

         Материально – техническое

  • ИКТ

       

  • Кадровое обеспечение: воспитатели группы, дети,  родители воспитанников.

        Информационно – методическое

  • Картотеки дидактических игр по теме, сборник былин русского народа, сборники для чтения  УНТ, фонотека УНТ.

Риски и их минимизация:

Риск

Минимизация риска

Низкая активность родителей

Проведение анкетирования,

создание стендового материала для родителей по данной проблеме

Малая заинтересованность воспитанников

Беседы, рассказ воспитателя, показ иллюстраций, слайдов, беседы, проблемные ситуации.

7. Основные шаги по реализации проекта

Мероприятия

Цели

Сроки

  1. Диагностико - организационный:

1.

Анкетирование родителей.

Актуализация компетенций родителей в вопросах русской культуры, традиций и быта.

1 день

2.

Диагностика компетенции детей по теме

Определить актуальную и ближайшую зону  развития

1 день

3.

Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме

Укрепление материально-технической базы:

приобретение атрибутов, костюмов оформление библиотеки для детей, создание   информационного стенда для родителей

Создание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией родителей

Пополнение библиотеки новыми книгами и энциклопедиями.

2 день

4.

Разработка перспективного плана проекта

Равномерное последовательное  распределение материала в данном направлении

2 день

  1. Деятельностный

5

  •  Чтение былин  и рассматривание иллюстраций к ним: «Богатырские сказы» (былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор» и др.)
  • Сказка «Финист – Ясный сокол»
  • Стихотворение В.Берестова «Богатыри».
  • Беседы: «Кто такой русский богатырь?», «Богатырское снаряжение», «Как стать богатырём?», «Подвиги русских богатырей».
  • Создание альбома «Богатыри- земли Русской».
  • Составление рассказов по картине В.М.Васнецова «Три богатыря»;
  • Составление творческих рассказов на тему: «Если бы я был богатырём»;
  • Знакомство с пословицами и поговорками о силе, мужестве, отваге, о Родине и её защитниках;
  • Загадки о богатырях.
  • Просмотр мультфильмов: «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
  • Презентация «Богатыри Руси».
  • Развлечение «Богатыри  земли русской». 
  • Рисование - Раскраска силуэтов богатырей. (Изготовление папки с рисунками «Богатыри Русской земли»)
  • Рассматривание колчана для стрел
  • Конструирование из мягких модулей «Замок богатырей»
  • Проведение подвижных и дидактических игр.

Консультация для родителей на тему

(папки передвижки)

  • Систематизировать, расширять и обобщать знания детей о богатырях русских.
  • Развивать интерес детей к истории родного Отечества.
  • Развивать творчество детей, желание моделировать, конструировать. 
  • Закрепление с детьми знаний о богатырях  через художественное слово

формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, знание о былинных богатырях.

2-6 день

  1.  Заключительный

6.

  Издание книги рисунков «Богатыри»

Развлечение «богатыри земли русской»

Закрепление знаний о богатырях Земли русской

Материалы по опыту работы по данному направлению

7день

Работа с родителями:

  1. Анкетирование по теме
  2. Просмотр мультфильмов: «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
  3. Составление рассказа «Если бы я был богатырем»

  1. Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Имеют богатый запас знаний русских народных сказок, былин и их героев        

Знание истории русского костюма        

Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности        

Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества        

Знание названий и назначений  древнего  оружия

  1. Участники и их функции

Воспитатели групп:

 - анкетирование родителей;

-беседы, организация  совместной деятельности, сюжетно – ролевых игр, игры и упражнения с детьми;

- организация и проведение музыкально досуговых мероприятий в рамках проекта;

-консультации и беседы с родителями,

-стендовая информация;

Семья:

- помощь в реализации мероприятий по проекту (просмотр м/ф,  творческие рассказы)

Дети:

-непосредственные участники.  

  1. Описание продукта

Работа, проведённая педагогами с детьми и родителями, принесла ощутимые результаты- дети познакомились с литературными героями, много узнали о характерах и жизни защитников земли Русской. Используя презентации, дети наиболее ярко смогли отметить всю мощь и отвагу богатырей, рассмотреть экипировку войнов - защитников, оценить и проанализировать подвиги  героев.

Анализируя проделанную работу, мы убедились, что у детей  имеются хорошие знания по теме, прекрасно ориентируются в беседах о былинных героях. Ребята  много узнали  нового и интересного, расширили и обогатили свой словарный запас, существенно  развилась монологическая речь детей. Педагоги  вместе с родителями постарались привить уважение и любовь к былинам, вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны. В дальнейшем будем воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за армию, Родину и стараться  развивать качества характера  соответствующие   нравственно-патриотическим образам.

Реализуя проект, мы старались приобщить детей к истории родного Отечества, родной культуры, традициям, делали всё возможное, чтобы дети на чувственном опыте прониклись патриотической  темой.  Развивая личность каждого ребенка,   мы  хотим верить,  что каждый, кто принимал, участие в данном проекте будет нести, в себе черты русского характера, присущих богатырям древней Руси,  так как только «на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.  А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего».

Список литературы

        

1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников».

2. Аникин В. П. Мир былин и сказок

3. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. М., 1986

4. Воспитание детей на традициях народной культуры. – В.П.Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008г.

5. Данилина Г. Н. . Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2003.;

6.Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. – М., 2013.

7. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. – М., 2007.

8. Кодрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Наш дом – земля» в подготовительной группе.

Занятие способствует  формированию экологического осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам.           Поможет закреплению характерных ...

комлексно-тематическое планирование по теме недели "Мой дом - Земля" в подготовительной группе

Мной разработана технологическая карта по теме недели "Мой дом - Земля", разработаны приложения к ней....

Дидактическая игра "Дверная скважина", приложение к технологической карте по теме недели "Мой дом - Земля" в подготовительной группе

Дидактическая игра "Дверная скважина", приложение к технологической карте по теме недели "Мой дом - Земля "в подготовительной группе...

Развлечение на экологическую тему «День Земли» в подготовительной группе

Вашему вниманию предлагается развлечение на экологическую тему «День Земли» для подготовительной группы...

День Земли - 2015 ( подготовительная группа)

Экологический праздник, который я провожу ежегодно 22 апреля иприглашаю сотрудников из  Национального парка "Нижняя Кама", родителей и детей из других групп...

НОД " Мы хозяева Земли" в подготовительной группе

Занятие составлено по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами.Цель данного занятия расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как...

КОНСПЕКТ занятия Тема: «Леса — всей земли краса» (подготовительная группа)

Цели: обобщать и уточнять знания детей о деревьях; закреплять названия мест произрастания отдельных видов деревьев; продолжать учить различать деревья по внешнему виду листа; упражнять в образовании о...