Конспект НОД по окружающему миру для подготовительной группы на тему: "Животные Севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по окружающему миру
для подготовительной группы
на тему: «Животные Севера»
Тема: Животные Севера
Цель: формирование представления о климатических зонах нашей страны.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить с особенностями климата Севера;
- расширять и углублять представление детей о животных и птицах Крайнего Севера: (белый медведь, северный олень, тюлень, пингвин), особенностях их питания;
Воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к животным Севера.
Развивающие:
- развивать любознательность;
- развивать экологическое мышление и экологическую культуру;
- развивать мышление, память, внимание.
Оборудование: мультимедийные средства, карта России, глобус, обручи, экспонаты мини-музея группы «Обитатели морей и океанов»
План НОД:
Организационный этап: 3 мин
Основной этап: 23 мин
Физкультминутка: 1 мин
Заключительный этап: 2 мин
Ход НОД
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методическое обоснование и самоанализ |
Организационный | -Где-то на белом свете Там, где всегда мороз, Трутся спиной медведи, О земную ось. Мимо плывут столетья, Спят подо льдом моря. Трутся спиной медведи – Вертится Земля. -Сегодня мы отправимся с вами туда, Где царит царство холода, снега и льда! | Слушание | Организационный момент; Создание положительного эмоционального настроя |
Основной | -Сегодня мы отправляемся в путешествие! На противоположных полюсах земного шара лежат покрытые снегом и льдами Антарктика на юге и Арктика – на севере. Климат там суровый, по полгода длится полярная ночь. Целые сутки темным-темно и очень холодно, а следующие полгода солнце не заходит за горизонт, но лучи его настолько слабые, что не греют – это время называют полярным днем. Ребята, а кто знает, где находится Крайний Север? -Вокруг себя, ты повернись на Севере, ты очутись. -Ну, вот мы и на месте. Здесь очень мало растительности – низкорослые кустарники карликовой березы, полярной ивы. Летом здесь не растет трава, а лишь мхи и лишайники. Как вы думаете, почему здесь так мало растений? -Повсюду только снег и лед. Очень холодно. Давайте погреемся! Физкультминутка Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи) Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями) Полгода — день. (Выпрямляются, поднимают руки вверх) Из льда здесь люди строят дом, (Соединяют руки над головой — «крыша») И океан покрыт весь льдом. (Разводят руки в стороны) Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами) И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками) Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя) Хозяин ледяной пустыни. (Руки на поясе, стоят смирно) -Ребята, навстречу нам вышел здешний хозяин. Кто же он отгадайте? Братья, сестры бурым мишкам, Но не любят мед и шишки, Моржи тюлени им соседи. Кто это?- Белые…. -Белый медведь наикрупнейший хищный зверь Арктики. Его длина около 3 м – это приблизительно вот сколько, а весит он 800 -1000 кг. На снегу его совсем незаметно. Как вы думаете, почему? -Выдает его лишь чёрный нос. Когда медведь подкрадывается к своей добыче, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Прыгнет в ледяную воду и плывет дальше до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода ему не страшны. Море – это его родная стихия! Как вы думаете, почему? -Да, Мех медведя почти не промокает, т.к. имеет очень густой подшерсток. В нем задерживается воздух, и вода не проникает туда. Кроме того, под кожей у медведя толстый слой жира, который согревает животное. Подушки лап покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по льду. -Чем питается белый медведь? -Правильно, белый медведь хищник, он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени. Он подползает к своей жертве, совершает бросок и мощным ударом лапы выбрасывает тюленя на берег. -У медведицы мамы в ноябре-декабре в ледяных норах рождается 2 – 3 крохотных (размером с ладошку) малыша, которых она выкармливает своим жирным, как сливки, молоком. -Ну, а нам лучше всего соблюдать осторожность и держаться подальше от белых медведей. Как вы думаете, почему? -Дальше будем передвигаться на лыжах. -А вот животное, которое питается рыбой. В Антарктиде кто живет, Обожает снег и лед? Вместо плюшек и конфет Рыбку кушает в обед. Ловит он ее весь день С легкостью! Ведь он … -Он прекрасный ныряльщик и пловец. Вместо ног у него – ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздух – и снова в воду. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Вне воды тюлени оказываются совсем беспомощными. Почему? -Правильно, они большие неповоротливые, и у них нет лап. Именно поэтому, тюлени становятся легкой добычей для белых медведей. -Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – бельки, прячутся от белых медведей под защитой родителей среди льдин и торосов. -Двигаемся дальше! Ребята, а что это за птицы на льдинах? В Антарктиде кто не знает, Птицу ту, что не летает, Что ныряет в море с льдин! Ах, да это же ….. -Правильно, пингвины – это морские хищные птицы, которые не летают, зато отлично плавают и ныряют. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. При необходимости пингвин может провести под водой до 20 минут. Гнёзда пингвины не делают, мама-пингвиниха снесёт единственное яйцо, а пингвину-папе приходится высиживать его и согревать собственным пухом. Мама же отправляется к морю в поисках еды. -Родители-пингвины никогда не перепутают своего ребенка с чужим, даже среди сотен других птенцов они по голосовому сигналу узнают своего птенца и накормят только его. Пингвины взрослые и дети любят кататься с горки, только не на санках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся. Смело приходят к морякам и полярникам в гости. Физкультминутка Идут вразвалочку пингвины (идут друг за другом) По огромной белой льдине. Друг за другом, все гуськом, По снегу прямо босиком. Вот и море, остановка. (останавливаются, поворачиваются лицом в круг) Начинают подготовку. Чтоб рачка в воде поймать, Нужно воздуха набрать. (надувают щеки) Растопырить крылышки (руки вдоль туловища, раздвигают пальцы) И расправить перышки. -Наше путешествие продолжается, предлагаю, проехать на саночках. А кого же запряжем мы в санки, отгадайте. Он вездеход, он пароход И к тому же самолет! Везде проедет, везде пройдет — В любую погоду дорогу найдет! Словно царскую корону Носит он свои рога, Ест лишайник, мох зеленый, Любит снежные луга. -Да, дети, это благородные олени, они помогли нам добраться до детского сада. Не страшны им ни морозы, ни болота, ни сугробы. Длинные ноги не дают провалиться в снег, а особенные копыта могут раздвигаться и имеют острые края, что придает устойчивость на скользких поверхностях. А еще олень разгребает копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха ягеля, спрятанного глубоко под снегом. -А что так украшает этих животных? Огромные, красивые, ветвистые. Рога есть у самок и самцов. А у детенышей (оленят) рожки похожи на маленькие веточки кустика. За оленятами следит все огромное стадо, которое кочует по тундре во главе с вожаком, самым опытным и сильным оленем. -Ребята, посмотрите, что за чудо, что за диво – небо так горит красиво! Северное сияние Словно занавес цветной В небесах мерцает. Над пустыней ледяной Небо расцветает! Кажется, взлетит сейчас Занавес высоко, И откроется для нас Край земли далекой. Там, среди отвесных скал, В синеве безбрежной Ледяной нарядный зал Королевы Снежной. Светится ее венец – Блещут самоцветы! Музыка звучит. Дворец залит ярким светом. Как ковры лежат снега С ледяной каемкой, Вьется лентою пурга, Кружится поземка. И танцуют, вставши в ряд, Хрупкие снежинки, И тихонько в такт звенят Голубые льдинки. -Мы видим с вами уникальное природное явление – Северное сияние. Как же оно красиво и величаво! В нашем теплом южном краю мы не можем наблюдать Северное сияние, но природа нашей огромной Родины – это бесконечный источник знаний и впечатлений. | Слушание Дети показывают Арктику на глобусе. Повторять движения Медведи Шерсть его белая и снег белый. У него теплая шуба. Рыбой Он опасный хищник. Имитация ходьбы на лыжах Тюлень У них нет лап. Пингвин Выполняют движения Олень Рога Рассматривают северное сияние Слушание | Знакомить с особенностями климата Севера; Развивать любознательность; Снятие усталости Расширять и углублять представление детей о животных и птицах Крайнего Севера: (белый медведь, северный олень, тюлень, пингвин), особенностях их питания. Воспитывать любовь и интерес к животным Севера. Развивать экологическое мышление и экологическую культуру; Развивать мышление, память, внимание. Снятие усталости |
Заключительный | -А наше путешествие подошло к концу. -Давайте вспомним, с кем мы повстречались в пути. -Мы узнали сегодня много нового об обитателях Севера. Все эти животные – белый медведь, северный олень, тюлень и пингвин занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться. К сожалению, из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами. Сейчас специальные службы выслеживают преступников и предотвращают опасность. Задача людей – сохранить жизнь этим удивительным животным и птицам. -Предлагаю вам в свободное время нарисовать обитателей Крайнего Севера и рассказать о них своим друзьям и родителем. | -Белый медведь, северный олень, пингвин, тюлень | Рефлексия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Животные севера»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных Севера....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: « Животные жарких стран и Севера».
расширить и углубить представление детей о диких животных: о северном олене, о белом медведе, о верблюде. Учить детей по внешнему виду животного определять его место жительства, делать сравнительный а...
конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему " Животные крайнего севера"
в ходе образовательной деятельности воспитанники совершат экскурсию на север, познакомятся с животными с их средой обитания. в конце по возвращению в детский сад совместно с воспитателем изготов...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Животные Крайнего Севера"
Цель: создание условий для расширения представлений детей об образе жизни животных и птиц Крайнего Севера....
Презентация к конспекту образовательно деятельности по окружающему миру в старшей группе на тему: "Животные крайнего Севера"
Непосредственно образовательная деятельность проходит в виде игрового путешествия в Арктику. Использование в качестве наглядного сопровождения презентации усиливает познавательную активность дете...
ООД по познавательному развитию ( ознакомлению с окружающим миром) в подготовительной группе на тему:«Животные жарких стран»
ООД по познавательному развитию ( ознакомлению с окружающим миром) в подготовительной группе на тему:«Животные жарких стран»...
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе на тему: "Животные разных стран"
Цель: Познакомить детей с животными нашей планеты Земля.Задачи:Обучающаяуточнить представления детей о животных разных стран: внешний вид, характерные особенности.формировать представления о взаимосвя...