Творческий (краткосрочный) проект «Кормушка для птиц»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Наталия Павловна Ижаковская

У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности, к природе. Только заботясь о братьях наших меньших, оказывая им посильную помощь, ребенок сможет почувствовать себя частью природы. В нашем детском саду уже стало хорошей традицией с наступлением холодов проявлять заботу о птицах. Не только холодно, но и голодно стало птичкам-невеличкам. Обсудив с детьми проблему, как помочь птицам выжить зимой, решили открыть птичьи столовые, подкармливать и заботиться о них в суровые зимние холода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Детский сад Палисадик МБОУ им.А.Н.Косыгина

Творческий (краткосрочный) проект


«Кормушка для птиц»


Разработала и провела:

воспитатель Ижаковская Н.П.

                             Красногорск 2022

Цель: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи:

1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.

3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

4. Научить детей правильно их подкармливать.

5. Организовать занятие по созданию кормушки для птиц

6. Вывешивание кормушки во двор детского сада. 

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст детей-участников:5-6 лет.

Участники: педагог, дети и родители группы.

Ожидаемый результат:

-у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

- созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

-у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Актуальность.

  Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц  зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Ожидаемый результат:

-у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

- созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

-у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.  Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.  В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности, к природе. Только заботясь о братьях наших меньших, оказывая им посильную помощь, ребенок сможет почувствовать себя частью природы. В нашем детском саду уже стало хорошей традицией с наступлением холодов проявлять заботу о птицах. Не только холодно, но и голодно стало птичкам-невеличкам. Обсудив с детьми проблему, как помочь птицам выжить зимой, решили открыть птичьи столовые, подкармливать и заботиться о них в суровые зимние холода.

Тема проекта «Кормушка для птиц» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Зима самый сложный период в жизни птиц. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. А человек может помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность. К тому же покормить птиц - несложный и приятный способ проявить человечность и стать добрее. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

        

Реализацию проекта осуществили в три этапа.  Этапы  реализации  проекта:

I этап – подготовительный

- Постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта «Кормушка для птиц».

- Создание условий для реализации проекта.

- Анкетирование родителей по теме проекта.

- Подбор необходимой литературы и наглядных пособий.

- Выбор форм и основных мероприятий с детьми.

- Разработка маршрута, места для вывешивания кормушки.

Беседы:
«Что ты знаешь о зимующих птицах?»
Цель: Выявить уровень знания детей о зимующих птицах.
«Меню птиц»
Цель: Познакомить детей видами подкормки птиц в зимний период.
«Зимние гости»
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах.
«Зачем помогать птицам зимой»
Цель. Воспитать бережное отношение к живой природе.

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях 
в книгах и журналах
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах, Активизировать словарный запас детей.
Рассматривание сюжетных картин и фотографии
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей.

Составление рассказов по иллюстрациям
Цель: Обогащать и активизировать словарный запас детей. Формировать связную речь.
Разучивание стихов
Цель: Научить внимательно слушать литературный текст, развивать память. Активизировать и обогащать словарный запас детей.
Разучивание пальчиковых игр
Цель: Развить моторику рук. Активизировать словарный запас детей.
Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы)
Цель: Формирование интереса к потребности в чтении. Привлечение к знакомству с различными формами художественной литературы.
В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова «Воробьишко», “Где обедал воробей” /из цикла “Детки в клетке”, “Умная птичка”.
Оформление уголка книги (подбор книг о птицах)
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах, их особенностях, повадках. Воспитание любви к пернатым друзьям.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса зимнего леса»
Цель: Учить внимательно слушать музыкальные произведения, различать голоса птиц.

Подвижные игры:

«Кот и воробьи»

«Птички в гнёздышках »

«Воробушки и автомобиль»

«Воронята» Цель игры: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука [р], учить говорить то громко, то тихо.
 «Птички»

Дидактические игры:

«Кто как кричит»

«Большой- маленький»

«Один-много»

«Собери птицу»

С-р игра: «Больница для птиц» «Пригласи синичку в гости » Цель: Воспитывать желание сопереживать и помогать пернатым друзьям.

        

 II этап – основной (практический)

- Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

- Создание гармоничных отношений между детьми.

- Заготовка корма для птиц.

- Изготовление кормушек.

- Изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой».

- Подкормка и наблюдение за птицами.

- Выставка детских работ.

- Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.

- Тематические выставки.

III этап - заключительный

- Обработка результатов по реализации проекта.

- Презентация проекта.

- Организация птичьей столовой на территории детского сада.

- Акция «Покормите птиц зимой!».

В результате проведенной работы дети получат много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнают чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Примут участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями будут изготавливать кормушки. Узнают каких видов бывают кормушки. Укрепятся детско-родительские отношения. Но главный результат проекта -это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми, отзывчивыми.

Приметы о зимующих птицах.

1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
4. Перед метелью воробьи чирикают.
5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
6. Синицы порхают под окном – к холоду.
7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.
8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.

 

Дидактические игры

УПРАЖНЕНИЕ «СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ».

Закончи предложения по образцу.

У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.

У соловья звонкий голос, поэтому его называют … (звонкоголосым).

У сороки хвост длинный, поэтому её называют …. (длиннохвостой).

У сороки белые бока, поэтому её называют …. (белобокая).

У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют … (желтогрудая).

У вороны чёрные крылья, поэтому её называют … (чернокрылая).

У дятла длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювый)

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».

Цель: закреплять знания о многообразии птиц.

Ход игры. Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.).

«ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»

Цель: учить детей описывать птиц по их характерным признакам.

Ход игры. Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.

«ПТИЦЫ». Цель: закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево…), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т.д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.

«НЕ ЗЕВАЙ!» (птицы зимующие, перелётные). Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.

Ход игры. Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ». Цель: учить детей понимать смысл предложения.

Ход игры. Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята должны исправить.

Воробей ходит по земле.

Ворона долбит дерево.

Клест клюет сало, и т.д.

Большие и маленькие.

Утка с утятами

Кря, кря, утятки!

Кря, кря, маленькие!

Вы, как лодочки, плавайте!

Ногами, как веслами, воду загребайте! Ныряйте и до самого дна доставайте.

А на дне, в озерке, подводная трава, вкусная тина и жирные червяки.

Ешьте побольше! Растите побыстрее!

Дятлы с птенцами

Вы лазайте, вы ползайте, когтями цепляйтесь, хвостом упирайтесь!

Видите в пеньке круглую дырку? Эту дырку жучок-короед проел.

Слышите, он там в пеньке скрипит, дерево грызет!

У нас, дятлов, язык тонкий, как иголка, острый, как шило.

Вы язычок в дырку суньте и тащите жука к себе на обед.

Вам сытно, а лесу польза.

Рябчата с рябчихой

Вы, цыплятки, маленькие; кто вас увидит, тот и обидит. Сорока налетит - заклюет, лиса найдет - утащит.

Вы меня послушайте.

Как я крикну: «Пи-и-ть! Пи-и-ть!» - так разом и прячтесь! Кто в яму, кто под листок, кто под грибок, кто за шишку, кто за ветку.

Вы пестрые, полосатенькие, никто вас сразу и не заметит. А я больной притворюсь.

Крылья распущу, перья растопорщу, стану прихрамывать, чуть-чуть взлетать.

Зверь кинется за мной. Я от вас его и отведу, а сама убегу.

На крылья поднимусь и к вам вернусь!

Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих зверят учат еду добывать, себя спасать?

Ты - человек, хозяин всей природы. Тебе все знать нужно.

Расти поскорее, учись лучше!

Когда вырастешь, много поработаешь.

Леса и дубравы насадишь, в них птиц и зверей разведешь таких, каких тебе надо.

Подвижные игры по теме «Птицы»

Игра с мячом «Кто что делает?»

Цели. Расширение глагольного словаря {сидит, летит, ходит, клюет). Закрепление умения ловить и бросать мяч.

Оборудование. Мяч среднего размера.

Описание. Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и предлагает им встать в круг.

Воспитатель. Сейчас я буду называть птицу и бросать мяч. Тот, кто поймает мяч, должен придумать и сказать, что делает эта птица.

Ворона. (Бросает мяч ребенку)

Ребенок. Сидит. (Бросает мяч воспитателю.)

Воспитатель. Воробей. (Бросает мяч ребенку.) 2-й ребенок. Летит.(Бросает мяч воспитателю.)

Воспитатель. Грач. (Бросает мяч ребенку.) 3-й ребенок. Ходит.(Бросает мяч воспитателю.)

Воспитатель. Голубь. (Бросает мяч ребенку) 4-й ребенок. Клюёт.(Бросает мяч воспитателю.)

Подвижная игра «Голубь».

Цель: упражнять в произношении звуков «Л» и «Р».

Ход игры. Дети  выбирают «ястреба» и «хозяйку». Остальные дети – «голуби». «Ястреб» становится в стороне, а «хозяйка» гонит «голубей»: «Кыш, кыш!» Они разлетаются, а «ястреб» их ловит. Затем «хозяйка» зовет: «Гули-гули-гули», и «голуби» слетаются к ней. Тот, кого «ястреб» поймал, выполняет его роль, а прежний «ястреб» становится «хозяйкой».

«Коршун и наседка»

Цель. Развивать умение держать равновесие при движении из стороны в сторону.

Оборудование: маски.

Ход игры. Считалкой выбирают Коршуна, остальные цыплята. Цыплята становятся в ряд друг за другом, держась за талию, впереди мама-Курица. Коршун роет ямку, Наседка с цыплятами ходит рядом. Цыплята крепко держатся за наседку и друг за друга. Курица должна защитить самого последнего цыпленка от Коршуна, который налетает на колонну и последнего цыпленка. Игра кончается, когда поймано большинство цыплят

Подвижная игра «Ворона»

Цели. Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать словосочетания. Развитие подражательности. Закрепление умения приседать без опоры.

Описание. Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и встать в круг. Дети выполняют движения и договаривают словосочетания вслед за воспитателем. Воспитатель поощряет проявления инициативы, самостоятельности, показывает образец интонирования речи(восклицательная и вопросительная интонации).

На фонарь ворона села,            Присели.

Посидела, посмотрела.                Поворачивают голову влево-вправо.

                                                   Нахмуривают брови, грозят указательным

                                                                                                        пальчиком

- Кар! –                                     Грозят указательным пальчиком левой руки,

Она сказала громко, —                правой руки.

Не капризничает Ромка?

Подвижная игра «Воробей»

Цели. Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать словосочетания за воспитателем. Совершенствование умения выполнять прыжки на двух ногах. Закрепление умения выполнять движения в общем для всех темпе.

Описание. Воспитатель предлагает детям выйти на ковер и встать в круг. Дети выполняют движения и договаривают словосочетания вслед за воспитателем. Воспитатель поощряет проявления инициативы и самостоятельности.

Шустро скачет воробьишка,     Прыгают по кругу на двух ногах.
Птичка — серая малышка.

По двору шныряет,                По два поворота головы влево-

Крошки собирает.                            вправо на каждую строчку.

Памятка для родителей

"Подкормите птиц зимой"

Наступила зима... Холодно! Дуют сильные ветра, часто идет снег. Представили картинку?! Мы с вами от холода, снега и ветра спрячемся в своих домах, а представьте, какового бедным птицам - они-то ведь на улице. Чтобы птицам пережить зиму, им необходимо достаточно корма. А в этом птицам можем помочь мы с вами. Достаточно только изготовить кормушку и регулярно подсыпать в нее корм. Кормушка для птиц своими руками – это не только спасение пернатых от голода. Не менее важна другая достигаемая цель – забота о наших детях. Если вы смастерите кормушки для птиц вместе со своими детьми, и будете периодически приобщать их к тому, чтобы пополнять эти птичьи «столовые», то это окажет вам неоценимую услугу в воспитании. Так ваш ребенок будет учиться милосердию и заботе. Имея свою кормушку, Вы и Ваш ребенок сможете наблюдать за птицами, за тем, кто постоянно прилетает полакомиться, а кто только изредка. А сколько радости принесет визит на кормушку редкой или незнакомой птицы. Наблюдения за жизнью птиц помогут ребенку стать ближе к природе, научат его бережно относиться к окружающему миру… И будьте уверены, ни один мальчишка не возьмет в руки рогатку, если вовремя приучить его заботиться о друзьях наших меньших.

Итак, вы решили помочь птицам в нелегкое для них время. Встает вопрос - что же делать дальше?

Шаг первый. Изготовить кормушку своими руками. Самые традиционные - кормушки из дерева или фанеры. Но для их изготовления нужны материалы и определенные навыки, которые есть не у всех. Тогда для вас вариант - кормушки из бросовых материалов. Вариантов их изготовления в интернете достаточно. Они просты в изготовлении, необходимо только желание, самые простые материалы и инструменты, имеющиеся в каждом доме, немного времени и кормушка будет готова к использованию.

Шаг второй. Куда повесить кормушку?

Кормушку можно повесить на ветку дерева, закрепить на стене дома или другого сооружения. Важно, чтобы кормушка была доступна вам для добавления корма и недоступна для кошек. Постарайтесь разместить еѐ так, чтобы вам было удобно наблюдать за пернатыми. Маленькую кормушку можно повесить за окном или на балконе.

Шаг третий. Чем кормить?

Насыпать в кормушку можно: семечки подсолнечника, но только нежареные; пшено; просо; овес; раскрошенные сухарики из белого хлеба; несоленое сало (является лакомством для птиц); можно давать вареные яйца, вареный картофель. У каждой птички свои предпочтения, например, снегири любят полакомиться ягодами рябины, калины и бузины.

Но! Птицам нельзя:

ячмень, фасоль, горох, рис, черный хлеб (он закисает в зобу птиц, плохо переваривается), соленые и сладкие орешки, чипсы. Ничего жареного или с химическими добавками.

Шаг четвертый. Повесить кормушку и не забывать ее пополнять.

После наполнения или в любое другое время отойдите подальше и понаблюдайте вместе с детьми, кто посещает вашу кормушку, расскажите детям об этих птицах, можете их сфотографировать. Дома попросите ребенка нарисовать гостей вашей кормушки, слепить их или сделайте вместе аппликацию. Таким способом и своим личным примером вы научите своего ребенка заботиться о природе, воспитаете его ответственным человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Кормушка для птиц»

Проект «Кормушка для птиц»Тип: исследовотельско - творческий, групповойУчастники: воспитатель подготовительной группы, дети, родителиМасштаб: краткосрочный (2 недели)Проблема:  узнать, какую помо...

Творческий проект «Кормушка для птиц» Подготовительная группа

                                   Проект «Кормушка для птиц»Цель:Закрепить представления д...

ИНФОРМАЦИОННО – ТВОРЧЕСКИЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

1.Актуальность проекта.2.Цель и задачи проекта.3.Этапы проекта:...

Творческий (краткосрочный) проект "Кормушка для птиц"

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, забавная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Поэтому наша задача – заботиться о братьях н...

Творческий проект «Кормушка для птиц» Подготовительная группа

                                   Проект «Кормушка для птиц»Цель:Закрепить представления д...

Творческий краткосрочный проект «Кормушка для птиц»

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Поэтому наша задача – заботиться о братьях ...