Проект «Кормушка для птиц»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Герцан Юлия Юрьевна

Проект «Кормушка для птиц»

Тип: исследовотельско - творческий, групповой

Участники: воспитатель подготовительной группы, дети, родители

Масштаб: краткосрочный (2 недели)

Проблема:  узнать, какую помощь  можно оказать крылатым друзьям в зимнюю бескормицу

Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной ситуации.

Задачи:

1. расширить знания детей о приспособлении птиц во время зимовки;

2. учить быть настойчивым в поиске ответа на поставленный вопрос, используя различные способы познания;

3. поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться, аргументировать свой выбор;

4. оказывать помощь в создании продукта деятельности.

Ход:

Этапы

    Деятельность педагога

 Деятельность детей

1.

Моделирование ситуации.

Выявление проблемы.

Определение продукта деятельности

1. Игровая ситуация: приходит Баба - Яга. Формулировка проблемы: «Помочь Бабе – Яге, в том, чтобы лесные птицы не улетали от её избушки?» (прил.1)

2.Задача: изготовление кормушек

1.Осознание и принятие проблемы.

2.Вхождение в игровую ситуацию.

3.Уточняют задачу: как изготовить кормушку?

2.

Организация работы по решению проблемы

3.Помогает распределить для исследования кормушки детям.

4.Помогает спланировать деятельность.

5.Организует родителей для оказания помощи детям.

 

4.Выбор объекта исследования.

5.Планирование деятельности.

3.

Практическая деятельность по решению проблемы

6.Оказывает практическую помощь детям и родителям

(по мере необходимости).

7.Организует экскурсию в лес для развешивания кормушек с кормом.

6.Проводят деятельность в соответствии с задачей.

7.Оформляют заготовки кормушек (дизайн).

4.

Презентация продукта деятельность

 

8.Организует занятие «Как живут птицы в лесу» (прил. 2)

8.Участвуют в занятии.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Сценарий совместной деятельности «Кормушка для птиц»

Педагогическая задача: : поддержать у детей стремление вступать в общение; учиться высказываться; учиться планировать свою деятельность.

Практическая задача для детей:  оказать помощь Бабе - Яге

Процесс совместной деятельности:

Проблемная ситуация:  Раздается стук.

 Воспитатель. Ребята, кто – то к нам спешит

В группу входит Баба  - Яга

Баба - Яга. Ой, ребята, беда, беда какая!

Воспитатель. Здравствуй, Баба – Яга! Что случилась?

Баба – Яга. Ах, ребята, я так разволновалась, что даже с вами поздороваться забыла. Здравствуйте мои милые, здравствуйте мои хорошие.

Обходит детей, гладит их по голове.

Воспитатель.  Баба – Яга, объясни, что случилось?

Баба – Яга. Вот я и говорю – беда. Ребятишки, моя избушка стоит в дремучем лесу. Все лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели, цокали на разные голоса птицы, а как наступила зима, грянули холода, и  не слыхать, и не видеть их, изредка простучит дятел и – тишина.  Вот, беда – то какая, птицы пропали (плачет)

Воспитатель: Баба - Яга, а для чего нужны тебе птицы?

Баба – Яга: Чтобы пели песенки, чирикали, чтоб в природе было красиво.

Воспитатель: Ребята, а ещё для чего?

Дети: Они защищают природу, человека от вредителей.

Воспитатель: Ребята, а почему не слышно сейчас птиц в лесу?

Дети: Потому что наступили холода; птицам не чего есть, они боятся замёрзнуть, поэтому они улетели в тёплые страны. Этих птиц называют перелётными.

Баба – Яга: Ой, сказали бы вы мне раньше, разве я их бы не накормила. Наварила бы каши, напекла бы пирогов.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, стали бы грачи, ласточки, сороки, синицы есть кашу да пироги?

 Дети: Нет, они питаются насекомыми и их личинками, а зимой одни насекомые умирают, а другие прячутся в землю, разные щели, залезают под кору деревьев.

Воспитатель: Поэтому птицам, для которых насекомые – основная еда, зимой прокормиться невозможно. Осенью они собираются в стаи и улетают в теплые края. Но многие птицы остаются. Как они называются?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Каких зимующих лесных птиц вы знаете?

Трудно приходится птицам зимой, нелегко найти насекомых, выковыривать их из убежища, поэтому лесные птицы перебираются поближе к человеку, рядом с ним сытнее.

- Ребята, как мы  поможем Бабе – Яге, чтобы лесные птицы не улетали от её избушки?

Процесс решения задачи: Дети выдвигают свои предложения (птицу можно взять на зиму домой, птицу можно держать в зоопарке, можно построить домик и накормить)

В ходе обсуждения приходим к выводу, что можно нарисовать кормушки и затем их изготовить из разнообразного материала.

 Перед началом обсуждения,  воспитатель задает три вопроса:

-Какие виды кормушек мы знаем?

-Какие  мы не знаем?

-Как мы можем это узнать?

Воспитатель выслушивает ответы детей, а затем их обобщает. Воспитатель выставляет карточки, на которых схематично изображены методы ведения исследования:

-«подумать»;

-«узнать от другого человека»;

-«узнать из книг»;

-«узнать из компьютера»

Дети под руководством воспитателя распределяют объекты наблюдения, обговаривают из чего их можно сделать, обработку информации зарисовывают (родители помогают изготовить кормушку по рисунку ребенка), представление полученной информации.

Обсуждение результата: происходит отсрочено во времени, с каждым ребёнком индивидуально воспитатель обсуждает рисунок кормушки и предлагает сделать кормушку дома с  родителями  для пернатых  друзей Бабы – Яги.

Приложение 2

Конспект занятия «Как живут птицы в лесу»

Программное содержание: обобщить знание детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; вызвать желание помощь птицам в холодное время года.

Предшествующая работа: наблюдение за птицами; чтение художественной литературы: Г.Снегирев «Про птиц», Н.Сладков «Еловая каша», В.Зотов «Клест», «Глухарь», «Кедровка», В.Бианки «Кто к кормушке прилетел»; рассматривание энциклопедий.

Оборудование:  картинки леса и городского пейзажа с птицами, картина с изображением кормушки, картина зимующих и перелётных птиц, модели признаков птиц, питания птиц.

Ход

1.- Ребята, помните, как мы решили помочь   Бабе – Яге, чтобы лесные птицы не улетали от её избушки?

Вывешивается картина с изображением кормушки

К нам прилетели птицы на кормушку. Посмотрите все ли правильно нарисовано? Выберите только тех птиц, которые остаются зимовать.

Как их зовут?

Почему убрали других птиц?

Что это за птицы?

Да, на наши кормушки прилетают воробьи, синицы, вороны, голуби, в морозы прилетают и северные гости – снегири, свиристели.

Вывешивается картина – городской пейзаж с зимующими птицами.

В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня. Галки и вороны сидят на крыши домов и терпеливо ждут, когда люди выбросят вместе  с мусором остатки пищи. Зимой они смелее, чем летом. Полевые воробьи объединяются в стаи вместе с городскими и больше летают около жилья.

Вывешивается картина леса с птицами, которые остаются на зиму в лесу.

В лесу на зиму остаются птицы, которые питаются ягодами, семенами деревьев. Как их зовут? Найдите их (клест, свиристель, чиж)

Такие птицы называются растительноядными, или зерноядными. У этих птиц клюв не очень длинный, широкий, тупой (выставляется модель). Но в лесу остаются и птицы, которые питаются насекомыми. Такие птицы называются насекомоядными. Кто может найти насекомоядных птиц? (поползень, синица, пищуха, дятел)

Посмотрите, какой клюв у этих птиц (острый, длинный, немного загнутый – модель). Как  вы думаете, почему у птиц разные клювы?

Проводится игра «Узнай по клюву» У каждого ребенка изображение птицы без клюва. Необходимо правильно найти клюв и объяснить, почему у этой птицы именно такой клюв.

2. За столами.

   Ребята, перед вами конверты с заданиями. Вы должны открыть конверт, прочитать задание, выполнить его.

Задания:

«Чьи следы?» - определить, какая птица оставила тот или иной след;

«Зимующие – перелетные» - определить зимующих от перелетных;

«Сложи птицу» - подобрать голову, хвост, ноги к птице;

 «Кто на кормушку прилетел» - найдите зимующих птиц;

«Узнай какое время года?» - по действию птиц узнать, когда это бывает (птенцы, строительство гнезд, птицы на кормушке, отлет птиц и т.д.)

«Дикие и домашние птицы» - отделить домашних от диких;

Дети рассказывают, что они делают.

Физкультминутка. Под музыку дети изображают птицу. Воспитатель отгадывает, что это за птица.

3. Дети работают на панно. Под надписью «Насекомоядные» дети выкладывают соответствующих птиц. Затем подбирают модели с едой – что едят эти птицы. Под названием «Растительноядные» также подбирают птицы и модели питания (ягоды рябины, шишки можжевельника и ели).

Сегодня вы узнали только небольшую часть о птицах. А наша с вами задача – помочь птицам в это трудное время, «чтоб без песен не пришлось встречать весну». Давайте, ребята сходим в лес и развесим кормушки с кормом, которые вы смастерили дома с родителями.

В дальнейшем экскурсия в лес и развешивание кормушек с кормом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини - проект "Кормушка для птиц".

Изготовление кормушки....

Экологический проект «Кормушка для птиц»

Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....

Исследовательский проект "Кормушка для птиц"

Исследовательский проект "Кормушка для птиц"Цель проекта: выяснить какая кормушка больше привлекает птиц....

Экологический проект "Кормушка для птиц"

Исследовательский проект для разновозрастной группы "Кормушка для птиц". Цель: Расширение и обогощение знаний о зимующих птицах....

проект "Кормушка для птиц"

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Дать детям элементарные знания о том, как правильно вести себ...