Конспект по ФЦКМ "Малые жанры русского фольклора" в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 655 Приморского района Санкт-Петербурга подразделение Дошкольного образования детей.
Конспект занятия по Окружающему миру в подготовительной группе на тему «Малые жанры русского фольклора».
Подготовила:
Воспитатель: Гаджиева Э.Л
2021г
Тема: «Малые жанры русского фольклора».
Цель:
-Уточнить представления детей о жанровых особенностях. Назначений пословиц, поговорок, потешек, загадок.
-Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений.
- Способствовать развитию образной речи детей средствами малых форм фольклора.
-Совершенствовать и активизировать словарь детей. Развивать зрительное восприятие, память, логическое мышление. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и игр.
- Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа.
Задачи:
-Воспитывать интерес к малым фольклорным формам, желание использовать их в своей речи.
-Воспитывать любовь и уважение к обычаям и традициям своего народа. закреплять знания о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, колыбельные песни, загадки, пословицы);
- учить понимать переносное значение образных выражений;
- формировать выразительность, точность речи;
- воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.
Методические приемы:
словесные – речевой образец, рассказ, вопросы, повторение; наглядные;
игровые приемы – сюрпризный момент; использование технических средств.
Предварительная работа: разучивание пословиц, поговорок, потешек, загадок, частушек с детьми.
Материалы: Петрушка, русские народные костюмы, обруч с лентами.
Оборудование: уголок в группе, оформленный под ярмарку: матрешки, деревянные ложки, самовар с баранками и тульскими пряниками.
Ход занятия:
Воспитатель зазывает детей:
Собирайтесь, гости дорогие, старые да малые! Весь люд честной в наш дом большой. С песнями да плясками, с играми да сказками.
Под исполнение русской народной мелодии входят в группу дети:
– Проходите, добры молодцы да красны девицы.
Дети: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются и кланяются)
Приветствие:
-Я вижу ваши сверкающие глаза, приподнятое настроение, доброжелательные улыбки…
- А я желаю вам, чтобы улыбки озаряли не только ваши лица, но и дела, поступки, мысли.
Утро сегодня выдалось ясное. Настроение у всех замечательное. Поприветствуем начало нового дня!
Пальчиковая гимнастика «Утречко»
Вбегает Петрушка (воспитатель).
Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я услышал задорную, весёлую песню и прибежал сюда к вам! Она мне очень нравится. Ведь я всегда на народных гуляньях пою песни, рассказываю потешки, прибаутки, небылицы. А эти народные гулянья бывают на ярмарке. Я вас туда и приглашаю. Но я сегодня не буду выступать, я буду смотреть, как вы выступаете.
Ребята, а что же такое ярмарка?
Ярмарка- это большой праздничный базар, там не только продают и покупают товары, но еще смотрят представления веселых скоморохов, бродячих музыкантов, катаются на карусели и играют в народные игры.
Сегодня, ребята, мы с вами будем путешествовать по необычной, удивительной стране, а как называется эта страна, вы узнаете если отгадайте мою загадку.
***
Он знаком вам с детских лет,
В нем есть чудо, есть и смех.
Он смекалка, мудрость он.
В нем найдет себя любой,
Хоть певец он иль танцор,
Есть другие жанры в нем.
Вы узнаете его
Очень быстро и легко.
Это же, конечно,он:
Детский, близкий вам …
- А что такое ФОЛЬКЛОР?
(Фольклор- это устное народное творчество.)
Воспитатель: А что входит в устное народное творчество?
Дети: Пословицы, потешки, считалки, поговорки, частушки, загадки, пестушки, скороговорки, небылицы, дразнилки, заклички.
Воспитатель: Путешествуя по удивительной стране «Фольклор», мы побываем в разных городах. А на остановках мы будем отдыхать, играя в разные подвижные игры, т. е. забавляться.
Воспитатель: И первая наша остановка будет в городе Пословица. Но для того, чтобы нам войти в этот город, необходимо вспомнить пословицы.
В народе говорят:
“Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли”.
Ребята, а еда без соли бывает вкусная?
Дети: Нет, еда без соли невкусная.
«Что за золото пословицы русские!»- говорил А. С. Пушкин.
Что же такое пословица?
Дети: Пословица- это жанр устного народного творчества, короткое, мудрое выражение с поучительным смыслом.
Молодцы, ребята, правильно.
- А пословицы вы какие-нибудь знаете? Назовите.
***
Готовь сани летом, а телегу – зимой.
***
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
***
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Молодцы, ребята, очень много пословиц вы знаете.
Вот мы все знаем пословицы. Но пословицы – это не просто наша речь. Пословицы ловко, красиво построены, они советуют, поучают, наставляют, предупреждают. Существует много пословиц на разные темы. В пословицах выражен характер народа, его ум, наблюдение над жизнью.
Объясните смысл пословиц
***
Один за всех, все за одного.
(Эта пословица о настоящей верной дружбе товарищей, которые всегда и во всех случаях помогают друг другу, они поддерживают друг друга в беде.)
***
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
(Перед тем, как что- то сделать, нужно подумать, все взвесить, просчитать возможные ошибки и результаты. Тогда и дело пойдет хорошо.)
***
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
(Эта пословица о том, что хорошо иметь много друзей, дружба дороже денег, богатства.)
Игра «Узнай пословицу по картинке».
Потешка – это жанр фольклора, веселое произведение устного народного творчества. Потешками потешали, забавляли детей.
-Давайте вместе и вспомним про Сороку-белобоку, которая кашу варила.
– А вы помните, из чего кашу варят? Давайте проверим, а заодно и отдохнем.
Физминутка
– Если я назову продукт, который нужен для приготовления каши, вы хлопните в ладоши и говорите да, а если нет, то потопаете и говорите нет.
– Да, славная кашка получилась!
-Молодцы. Мы можем следовать дальше. Рядом с городом Потешек расположился ещё один замечательный городок Поговорка. И здесь ребята вы должны также пройти испытание –выполнить задание: закончить поговорку.
***
Вставлять палки (в колёса)
Делать из мухи (слона).
Не видать, как своих (ушей).
Обвести вокруг (пальца)
Друзья познаются в (беде).
-Молодцы, ребята!
«Считалка»
– А что такое считалка, как думаете?
- Это жанр устного народного творчества, короткие стихи, для выбора ведущего или распределения ролей в игре.
Кто знает считалки?
Дети отвечают
«Частушки»
- Ребята, а что такое частушки?
Частушки- это жанр устного народного творчества, короткая веселая песенка.
(девочки и мальчики поют ч а с т у ш к и)
- Ребята, посмотрите на их нарядные костюмы. Это сарафаны у девочек и рубахи у мальчиков. Это русские народные костюмы.
- У каждого народа есть свои национальные костюмы.
«Сказка».
Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Они переходили от дедов и бабушек к внукам, а от них к их внукам. Сказку любили, её любят и сегодня.
***
Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут (Царевна-лягушка).
О какой сказке идёт речь? ***
Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом. (Лиса и журавль).
***
Лисий дом был изо льда.
Солнце вышло — вмиг вода.
Из домишки лубяного
Лиска выгнала косого.
Эта сказка вам знакома?
Кто лису прогнал из дома? (Заюшкина избушка)
«Скороговорка»
А что такое скороговорка?
Скороговорка- это жанр устного народного творчества, стихотворение, в котором собраны труднопроизносимые слова.
Игра “Скажи правильно и быстро”
***
У Сашки в кармашке шишки да шашки.
***
Цыплята и курица пьют чай на улице.
«Загадка»
- Ребята, а что такое загадка?
Загадка- это жанр устного народного творчества, выражение, которое нуждается в разгадке.
***
Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья. (Осень)
***
Белое одеяло
Землю одевало
Солнце припекло
Одеяло убежало. (Снег)
Молодцы, ребята. Справились со всеми заданиями.
Рефлексия
-Где мы побывали сегодня? (На ярмарке.)
- Как одним словом можно назвать эти формы устного народного творчества? – фольклор, т. е. «народная мудрость».
Петрушка: Но я не отпущу вас без подарка. Ведь дети с ярмарки никогда не возвращались с пустыми руками. И здесь на нашей ярмарке для нас приготовили сладкие угощения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.
Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...
Краткосрочный проект по теме «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор ». Подготовительная группа.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию дет...
Рекомендации для родителей воспитанников «Адаптация детей к ДОУ с помощью малых жанров русского фольклора»
Рекомендации для родителей воспитанников «Адаптация детей к ДОУ с помощью малых жанров русского фольклора»Живя в семье в определенных условиях, ребенок приспосабливается к условиям окружающей среды (к...
Использование малых жанров русского фольклора в экологическом воспитании детей ясельной группы
В нашем детском саду система экологического воспитания охватывает все возрастные группы – от ясельной до подготовительной к школе. Мы проводим циклы наблюдений в уголке природы, растениями и пти...
Родительское собрание Тема: Адаптация детей к ДОУ через малые жанры русского фольклора.
Цель: Познакомить родителей со степенью адаптации, с историей фольклора, для дальнейшего его использования в воспитании детей раннего возраста....
Консультация Использование жанров русского фольклора в развитии и обучении детей младшего возраста
Консультация для родителей...
Конспект ООД «Знакомство с русским платком» (подготовительная группа)
Конспект ООД «ЗНАКОМСТВО С РУССКИМ ПЛАТКОМ»(подготовительная группа)Программное содержание:Познакомить детей с деталью женской одежды – платком.Дать представления об и...