Конспект по ФЦКМ "Малые жанры русского фольклора" в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гаджиева Эльвира Лапуяновна

КОНСПЕКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ftskm_1.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 655 Приморского района Санкт-Петербурга  подразделение Дошкольного образования детей.

Конспект занятия по Окружающему миру в подготовительной группе на тему «Малые жанры русского фольклора».

Подготовила:

Воспитатель: Гаджиева Э.Л

2021г

Тема: «Малые жанры русского фольклора».

Цель:

-Уточнить представления детей о жанровых особенностях. Назначений пословиц, поговорок, потешек, загадок.

-Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений.

- Способствовать развитию образной речи детей средствами малых форм фольклора.

-Совершенствовать и активизировать словарь детей. Развивать зрительное восприятие, память, логическое мышление. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и игр.

- Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа.

Задачи:

-Воспитывать интерес к малым фольклорным формам, желание использовать их в своей речи.

-Воспитывать любовь и уважение к обычаям и традициям своего народа. закреплять знания о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, колыбельные песни, загадки, пословицы);

- учить понимать переносное значение образных выражений;

- формировать выразительность, точность речи;

- воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.

Методические приемы:

словесные – речевой образец, рассказ, вопросы, повторение; наглядные;

игровые приемы – сюрпризный момент; использование технических средств.

Предварительная работа: разучивание пословиц, поговорок, потешек, загадок, частушек с детьми.

Материалы: Петрушка, русские народные костюмы, обруч с лентами.

Оборудование: уголок в группе, оформленный под ярмарку: матрешки, деревянные ложки, самовар с баранками и тульскими пряниками.

Ход занятия:

Воспитатель зазывает детей:

 Собирайтесь, гости дорогие, старые да малые! Весь люд честной в наш дом большой. С песнями да плясками, с играми да сказками.

Под исполнение русской народной мелодии входят в группу дети:

– Проходите, добры молодцы да красны девицы.

Дети: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются и кланяются)

Приветствие:

-Я вижу ваши сверкающие глаза, приподнятое настроение, доброжелательные улыбки…

- А я желаю вам, чтобы улыбки озаряли не только ваши лица, но и дела, поступки, мысли.

Утро сегодня выдалось ясное. Настроение у всех замечательное. Поприветствуем начало нового дня!

Пальчиковая гимнастика «Утречко»

 Вбегает Петрушка (воспитатель).

Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я услышал задорную, весёлую песню и прибежал сюда к вам! Она мне очень нравится. Ведь я всегда на народных гуляньях пою песни, рассказываю потешки, прибаутки, небылицы. А эти народные гулянья бывают на ярмарке. Я вас туда и приглашаю. Но я сегодня не буду выступать, я буду смотреть, как вы выступаете.

Ребята, а что же такое ярмарка?

Ярмарка- это большой праздничный базар, там не только продают и покупают товары, но еще смотрят представления веселых скоморохов, бродячих музыкантов, катаются на карусели и играют в народные игры.

Сегодня, ребята, мы с вами будем путешествовать по необычной, удивительной стране, а как называется эта страна, вы узнаете если отгадайте мою загадку.

***

Он знаком вам с детских лет,

В нем есть чудо, есть и смех.

Он смекалка, мудрость он.

В нем найдет себя любой,

Хоть певец он иль танцор,

Есть другие жанры в нем.

Вы узнаете его

Очень быстро и легко.

Это же, конечно,он:

Детский, близкий вам …

- А что такое ФОЛЬКЛОР?

(Фольклор- это устное народное творчество.)

Воспитатель: А что входит в устное народное творчество?

Дети: Пословицы,  потешки, считалки, поговорки, частушки, загадки, пестушки, скороговорки, небылицы, дразнилки, заклички.

Воспитатель: Путешествуя по удивительной стране «Фольклор», мы побываем в разных городах. А на остановках мы будем отдыхать, играя в разные подвижные игры, т. е. забавляться.

Воспитатель: И первая наша остановка будет в городе Пословица. Но для того, чтобы нам войти в этот город, необходимо вспомнить пословицы.

В народе говорят: 

“Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли”.

Ребята, а еда без соли бывает вкусная?

Дети: Нет, еда без соли невкусная.

«Что за золото пословицы русские!»- говорил А. С. Пушкин.

Что же такое пословица?

Дети: Пословица- это жанр устного народного творчества, короткое, мудрое выражение с поучительным смыслом.

Молодцы, ребята, правильно.

- А пословицы вы какие-нибудь знаете? Назовите.

***

Готовь сани летом, а телегу – зимой.

***

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

***

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Молодцы, ребята, очень много пословиц вы знаете.

Вот мы все знаем пословицы. Но пословицы – это не просто наша речь. Пословицы ловко, красиво построены, они советуют, поучают, наставляют, предупреждают. Существует много пословиц на разные темы. В пословицах выражен характер народа, его ум, наблюдение над жизнью.

Объясните смысл пословиц

***

Один за всех, все за одного.

(Эта пословица о настоящей верной дружбе товарищей, которые всегда и во всех случаях помогают друг другу, они поддерживают друг друга в беде.)

***

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

(Перед тем, как что- то сделать, нужно подумать, все взвесить, просчитать возможные ошибки и результаты. Тогда и дело пойдет хорошо.)

***

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

(Эта пословица о том, что хорошо иметь много друзей, дружба дороже денег, богатства.)

Игра «Узнай пословицу по картинке».

 Потешка – это жанр фольклора, веселое произведение устного народного творчества. Потешками потешали, забавляли детей.

-Давайте вместе и вспомним про Сороку-белобоку, которая кашу варила.

– А вы помните, из чего кашу варят? Давайте проверим, а заодно и отдохнем.

Физминутка

– Если я назову продукт, который нужен для приготовления каши, вы хлопните в ладоши и говорите да, а если нет, то потопаете и говорите нет.

– Да, славная кашка получилась!

-Молодцы. Мы можем следовать дальше. Рядом с городом Потешек расположился ещё один замечательный городок Поговорка. И здесь ребята вы должны также пройти испытание –выполнить задание: закончить поговорку.

***

Вставлять палки (в колёса)

Делать из мухи (слона).

Не видать, как своих (ушей).

Обвести вокруг (пальца)

Друзья познаются в (беде).

-Молодцы, ребята!

 «Считалка»

– А что такое считалка, как думаете?

- Это жанр устного народного творчества, короткие стихи, для выбора ведущего или распределения ролей в игре.

Кто знает считалки?

Дети отвечают

«Частушки»

- Ребята, а что такое частушки?

Частушки- это жанр устного народного творчества, короткая веселая песенка.

(девочки и мальчики поют ч а с т у ш к и)

- Ребята, посмотрите на их нарядные костюмы. Это сарафаны у девочек и рубахи у мальчиков. Это русские народные костюмы.

- У каждого народа есть свои национальные костюмы.

«Сказка». 

Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Они переходили от дедов и бабушек к внукам, а от них к их внукам. Сказку любили, её любят и сегодня.

***

Стрела молодца угодила в болото,

Ну где же невеста? Жениться охота!

А вот и невеста, глаза на макушке.

Невесту зовут (Царевна-лягушка).

О какой сказке идёт речь?        ***

Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

И остался с носом. (Лиса и журавль).

***

Лисий дом был изо льда.

Солнце вышло — вмиг вода.

Из домишки лубяного

Лиска выгнала косого.

Эта сказка вам знакома?

Кто лису прогнал из дома? (Заюшкина избушка)

«Скороговорка»

А что такое скороговорка?

Скороговорка- это жанр устного народного творчества, стихотворение, в котором собраны труднопроизносимые слова.

Игра “Скажи правильно и быстро”

***

У Сашки в кармашке шишки да шашки.

***

Цыплята и курица пьют чай на улице.

 «Загадка»

- Ребята, а что такое загадка?

Загадка- это жанр устного народного творчества, выражение, которое нуждается в разгадке.

***

Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья. (Осень)

***

Белое одеяло

Землю одевало

Солнце припекло

Одеяло убежало. (Снег)

 Молодцы, ребята. Справились со всеми заданиями.

Рефлексия

-Где мы побывали сегодня? (На ярмарке.)

- Как одним словом можно назвать эти формы устного народного творчества? – фольклор, т. е. «народная мудрость».

Петрушка: Но я не отпущу вас без подарка. Ведь дети с ярмарки никогда не возвращались с пустыми руками. И здесь на нашей ярмарке для нас приготовили сладкие угощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Краткосрочный проект по теме «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор ». Подготовительная группа.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию дет...

Рекомендации для родителей воспитанников «Адаптация детей к ДОУ с помощью малых жанров русского фольклора»

Рекомендации для родителей воспитанников «Адаптация детей к ДОУ с помощью малых жанров русского фольклора»Живя в семье в определенных условиях, ребенок приспосабливается к условиям окружающей среды (к...

Использование малых жанров русского фольклора в экологическом воспитании детей ясельной группы

В нашем детском саду система экологического воспитания охватывает все возрастные группы – от ясельной до подготовительной к школе. Мы проводим циклы наблюдений в уголке природы, растениями и пти...

Родительское собрание Тема: Адаптация детей к ДОУ через малые жанры русского фольклора.

Цель: Познакомить родителей со степенью адаптации, с историей фольклора, для дальнейшего его использования в воспитании детей раннего возраста....

Конспект ООД «Знакомство с русским платком» (подготовительная группа)

Конспект ООД «ЗНАКОМСТВО С РУССКИМ ПЛАТКОМ»(подготовительная группа)Программное содержание:Познакомить детей с деталью женской одежды – платком.Дать представления об и...