"Деревья Саратовского края "
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект по экологическому воспитанию "Деревья Саратовского края"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_derevya_saratovskogo_kraya.docx | 38.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 171»
Экологический проект
с родителями и детьми
«Деревья Саратовского края».
Подготовили воспитатели старшей группы:
Иванова Елена Валерьевна
Магомедова София Станиславовна
Саратов
2019г.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный
Сроки проведения: сентябрь, октябрь 2019г.
Цель: формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.
Задачи:
• Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;
• Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
• Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;
• Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;
• Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе;
•Вовлечь родителей в создание развивающей предметно-пространственной среды группы
•Повышение экологической культуры родителей, детей
• Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность;
• Продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами о природе;
• Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;
• Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.
Актуальность.
В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей.
Суть нашего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения родителей и их детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Ожидаемый результат:
• Повышение уровня экологической грамотности родителей и детей;
• Формирование осознанной потребности в общении с природой;
• Создание развивающей предметно-пространственной среды группы;
• Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
• Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
• Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
Формы работы по реализации проекта:
1. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности
2. Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы.
3. Работа родителей с детьми по изучению растительного мира Саратовского края
4. Привлечение творческой группы родителей в создании дерева времён года
5. Привлечение родителей в создании альбома с гербарием из листьев, плодов и семян деревьев Саратовского края.
6. Создание макета совместно родитель-ребёнок «Деревья Саратовского края»
7. Привлечение родителей к пополнению уголка природы.
8. Участие родителей в субботниках.
9. Проведение совместных экологических экскурсий.
Реализация проекта
1 этап – подготовительный.
Содержание проекта | Участники | Сроки реализации |
Анкетирование родителей на родительском собрании | Воспитатели | Сентябрь. |
Подбор материала для проекта | Воспитатели | Сентябрь |
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей | Воспитатель | Сентябрь |
Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта | Воспитатель | Сентябрь |
Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта | Воспитатель | В течение проекта |
Оформление родительского стенда: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме. | Воспитатель | В течение проекта |
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для ОД и развивающей среды в группе (дидактические игры, книги о природе, серии фотографий, карточки). | Воспитатели, родители. | В течение проекта |
2 этап – основной.
Содержание деятельности | Участники | Сроки реализации |
Беседа «Ты-часть природы» Цель: Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа. Развивать память и мышление детей. Воспитывать чувство бережного отношения к природе «Деревья – доктора», «Люблю берёзку русскую», «Что происходит с лесами на нашей планете?», | Воспитатель, дети | Сентябрь |
Прогулка «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ» Цели: Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки). Закреплять знания о солнце (светит, но не греет). | Воспитатель, дети | сентябрь |
Консультация для родителей «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ» Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей. Консультация на тему «Природа как воспитатель» | Воспитатель, родители | сентябрь |
Беседа на тему «ДЕРЕВЬЯ НАШЕГО КРАЯ» Цели: Закреплять названия деревьев, которые растут на территории Саратовского края. Дать понятие о хвойных и лиственных деревьях. Воспитывать чувство любви к природе родного края. | Воспитатель, родители | сентябрь |
НОД «Берёза» Аппликация. Цель: Учить детей техники рваной аппликации, развивать творчество и фантазию | Воспитатель, дети | сентябрь |
«Сделаем сами своими руками» создание поделок из природного материала | Родители, дети | сентябрь |
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЯБИНОЙ» Цель: Познакомить с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев. Рассмотреть её ствол, ветви, ягоды. Воспитывать желание любоваться красотой дерева. | Воспитатель, дети | сантябрь |
НОД по экологии в старшей группе на тему «Путешествие в лес» Задачи:Уточнить и закрепить знания детей о значении леса в жизни человека, воспитывать любознательность. Закреплять знания детей о диких животных. | Воспитатель, дети | сентябрь |
Создание дерева времён года | Воспитатели, творческая группа родителей | сентябрь |
Создание гербария из листьев, плодов и семян деревьев | Воспитатели, родители, дети | сентябрь |
Сюжетно – ролевые игры: «Поездка в лес», «Путешествие в лес в поисках интересных семян и листочков». | Воспитатели, дети | В течение проекта |
Экскурсия по участку детского сада | Воспитатели, дети | сентябрь |
Загадки о деревьях, пословицы и поговорки | Воспитатели, дети | В течение проекта |
Опыты: «Наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой», «Как деревья спасают нас отжары». | Воспитатели, дети | октябрь |
Изготовление совместных поделок с детьми «Дары осени». | Воспитатели, родители | октябрь |
НОД «Хвойные деревья наших лесов» Цель: Познакомить детей с видами хвойных деревьев, растущих в лесах Саратовского края. Задачи: Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как о представителях хвойных деревьев. Формировать умения сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия. Развивать у детей мышление при отгадывании загадок. Развивать воображение при перевоплощении в деревья, по возможности передавая их характерные особенности. Развивать умение путём логического мышления находить ответы на поисковые вопросы. Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание её сохранить. | Воспитатель, дети | октябрь |
Беседы «Почему желтеют и опадают листья?». «О видах деревьев» | Воспитатели, дети | Октябрь |
Рассматривание семян различных деревьев | Воспитатели, дети | Октябрь |
Подбор и выставка художественной литературы о деревьях в книжном уголке. | Воспитатели, дети, родители | В течение проекта |
Экскурсия в музей краеведения» Природа Саратовского края» | Воспитатели, родители, дети | октябрь |
Речевые логические задачи: «Что за дерево такое?». Уроки мышления: «Почему у ёлки зелёные иголки?», «Чем питаются деревья?». Опыт «Как деревья спасают нас от жары?» | Воспитатели, дети | октябрь |
Беседа «Как вести себя на природе «Цель: закреплять правила безопасного поведения на природе» | Воспитатель, дети | октябрь |
Экологическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…» | Воспитатель, дети | октябрь |
РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!» Цели: Расширять представления детей о растительном и животном мире. Учить отображать в рисунке собственные замыслы. Развивать творческие способности, воображение. Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе. | Воспитатели, дети | октябрь |
«О елях, березах, дубах и осинках - короткий рассказ в разноцветных картинках» | Воспитатель, дети | октябрь |
3 этап – заключительный.
Содержание деятельности | Участники | Сроки реализации |
Экологический квест «Природа вокруг нас» | Воспитатели, родители, дети | октябрь |
Создание макета «Деревья Саратовского края» | Воспитатели, родители, дети | октябрь |
Презентация проекта | Воспитатели | октябрь |
Заключение
В результате анкетирования выявлено: большинство семей мало уделяют внимание вопросам экологического образования: они редко бывают с детьми на природе, в частности, лесопарке нашего города, редко ходят в лес, говорят с детьми о необходимости беречь родную природу, не пытаются дать элементарные экологические знания. И это не потому, что родители не считают данную проблему одной из важных на сегодняшний день, а потому что, по их понятиям, дети еще слишком малы для восприятия подобных проблем. В результате разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном учреждении и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным. На основании ответов были продуманы темы и содержание консультаций.
Особое внимание уделялось информированию о том, что большое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Взрослые должны помнить об этом.
Было проведено предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем.
Проводились консультации с родителями о важности экологического образования. С помощью родителей был оформлен экологический стенд, на котором была размещена информация о животных, лечебных растениях, зимующих птицах, загадки по теме, статьи, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.
Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Заранее вывешивается яркое красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители, обычно, не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного бросового материала. Участники таких выставок награждаются подарками, благодарственными письмами. Одно из таких мероприятий было конкурс на лучший проект. Родители совместно с детьми подготовили рассказ о животном с наглядным материалом. Свои работы они демонстрировали всей группе, после чего был выбран победитель.
Проводился субботник совместно с родителями по уборке территории детского сада. Родители вышли на закреплённую территорию с вениками, граблями и огромным желанием сделать детский сад чище и лучше.
Созданный проект позволил сотрудничать с родителями, даже не имеющими выраженной образовательной заинтересованности, а, значит, работа по экологическому воспитанию детей во взаимодействии с родителями проводилась целенаправленно и эффективно
Используемая литература:
1. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010
3. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика – Пресс» 2006
4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2009
5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Просвещение 1973
6. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010
7. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», Москва 2006
8. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2010
9. Т. С. Комарова, В. В. Гербова, М. А. Васильева «Основная программа воспитания и обучения в детском саду» Издание 3е исправленное и дополненное, Москва «Мозаика – Синтез» 2005.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ
Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»
- Ф.И.О.
- Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего района?
- Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?
- На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
- Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?
- Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?
- Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?
- Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?
За время реализации проекта была проведена совместная работа с детьми, включающую наблюдения за жизнью деревьев, проведение исследований (корни, ветки, почки, листья, цветение, семена, почва, свет). Мы сочетали деятельность с рисованием, аппликацией, играми. Участвовали в трудовой деятельности: посадка саженцев, создание условий для их роста. Формировании элементарных навыков туризма, закрепили правила поведения в природе во время экскурсий. Играли в различные игры, разучивали стихи, загадки, лепили, рисовали, конструировали. Участвовали в экскурсиях, беседах, в сборе семян, листьев для изготовления гербария.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Люби и знай Саратовский край"
Представляю Вашему вниманию краткосрочный проект "Люби и знай Саратовский край" ....
"Путешествие по карте Саратовского края"
Конспект НОД по экологии "Путешествие по карте Саратовского края"...
"Саратовский край глазами художников - живописцев"
"Саратовский край глазами художников - живописцев" - музыкально - художественный салон...
"Саратовский край"
Презентация для знакомства детей с родным краем...
Проект "Деревья Саратовского края"
quot;Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность" Бернард Шоу...
"Разговор о важном" в подготовительной к школе группе. "Народные промыслы Саратовского края. Саратовская глиняная игрушка"
quot;Разговор о важном" в подготовительной к школе группе. "Народные промыслы Саратовского края. Саратовская глиняная игрушка"....