Ознакомление с окружающим миром в средней группе (Дыбина О.В.)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
О. В. Дыбина
Занятия по ознакомлению с окружающим миром
в средней группе детского сада.
Конспекты занятий
Автор: Дыбина Ольга Витальевна
Издательство: Мозаика-Синтез, 2014 г.
Введение
Примерное тематическое планирование работы с
детьми
Методика работы с детьми 4-5 лет
Примерное содержание работы с детьми
Сентябрь
Тема 1. Расскажи о любимых предметах
Тема 2. Моя семья
Октябрь
Тема 3. Петрушка идет трудиться
Тема 4. Мои друзья
Ноябрь
Тема 5. Петрушка идет рисовать
Тема 6. Детский сад наш так хорош - лучше сада не
найдешь
Декабрь
Тема 7. Петрушка - физкультурник
Тема 8. Целевая прогулка "Что такое улица"
Январь
Тема 9. Узнай все о себе, воздушный шарик
Тема 10. Замечательный врач
Февраль
Тема 11. В мире стекла
Тема 12. Наша армия
Март
Тема 13. В мире пластмассы
Тема 14. В гостях у музыкального руководителя
Апрель
Тема 15. Путешествие в прошлое кресла
Тема 16. Мой город
Май
Тема 17. Путешествие в прошлое одежды
Тема 18. Наш любимый плотник
Дополнительный материал
Рекомендуемая литература
Введение
Данное пособие поможет педагогам дошкольных учреждений успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром – предметным окружением и явлениями окружающей жизни. Пособие включает в себя планирование работы, занятия, игры-занятия, дидактические игры.
Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы обучения и воспитания дошкольников, содержание работы представлено темами. Для раскрытия каждой темы предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Это дает педагогу возможность проявить при планировании занятий творчество, включить в них вариативные игровые, проблемные ситуации, сделав воспитательную работу еще более успешной, значимой для него и детей.
Изучение каждой темы может завершаться итоговым заданием, в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д. Подобные игровые задания представлены в рабочей тетради Дыбиной О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 4–5 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
Педагогам следует обратить особое внимание на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:
– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности: необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване; надеть одежду и походить в ней; пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
– перегружать детей большим количеством вопросов;
– использовать в работе только форму познавательных занятий.
Работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с дошкольниками и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.
В средней группе детского сада ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме дидактической игры, в которой игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач обеспечивает достижение цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
В пособии представлен дополнительный материал: варианты занятий, игр-занятий, игр, которые можно использовать в работе с детьми вне занятий, на прогулке.
На ознакомление детей средней возрастной группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится два занятия в месяц.
В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада № 179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства “Лада”» г. Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.
Распределение материала на учебный год
Примерные конспекты занятий
Сентябрь
- Расскажи о любимых предметах
Программное содержание. Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; учить описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал.
Материал. Алгоритм: символы природного или рукотворного мира, формы, размера, частей, функции и т. д.
Ход занятия
В гости к детям приходит Незнайка. Он приносит с собой и показывает ребятам свою любимую игрушку.
Педагог спрашивает у Незнайки, что это за игрушка, какая она, что у нее есть, для чего она нужна, из чего сделана и кто ее сделал. Незнайка рассказывает о своей игрушке.
Затем Незнайка спрашивает у детей, какие у них любимые предметы. Педагог предлагает ребятам найти в группе любимые предметы, принести их Незнайке и рассказать о них.
Воспитатель показывает детям подсказку (алгоритм) для описания предмета и описывает свой предмет, например: «Это – игрушечная машина, у нее есть кабина, кузов, четыре колеса; на ней можно перевозить груз; машина сделана из дерева, относится к рукотворному миру».
Дети по очереди описывают свои любимые предметы.
Игровое задание считается выполненным, если все предметы описаны правильно.
Варианты усложнения занятия
1. Предложить детям выбирать для описания предметы определенной группы: игрушки, посуда, мебель, одежда.
- Ребенок рассказывает о своем любимом предмете, не называя его, а остальные дети отгадывают.
2. Моя семья
Программное содержание. Ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Материал. Матрешка с шестью матрешками-вкладышами, мяч, корзиночка, 3 комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки), 3 листа белой бумаги формата А3, текст стихотворения С. Маршака «Матрешки», фотографии членов семей детей и педагога, по одной общей семейной фотографии детей и педагога, планшет (наборное полотно) для размещения фотографий.
Предварительная работа. Разучивание пальчиковых игр «Кто живет в семье», «Как у деда Ермолая». Рассказывание и чтение сказок «Три медведя», «Коза с козлятами», «Три поросенка»; стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на брата». Альбом «Как я провел лето». Игры: сюжетно-ролевая игра «Семья»; дидактические игры «Накроем стол для чаепития», «Папино, мамино хозяйство», «Поможем маме». Беседа о том, как нужно называть родителей, бабушку, дедушку.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку, а отгадку найти в группе, на полке с игрушками.
...
В этой куколке-девице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица —
Для меньшей темница.
(Матрешка)
Хвалит ребят за правильную отгадку, берет в руки матрешку. Спрашивает, хотят ли дети познакомиться с гостьей Матрешкой.
Воспитатель от имени Матрешки знакомится с ребятами: «Меня зовут бабушка Матрена. Я кукла деревянная, круглолицая, румяная. В разноцветном сарафане, с кружевным платком в кармане. Пришла я в гости не одна. Со мной мой муж – дед Антон, две мои дочки Маша и Даша и мои внуки: Маришка, Иришка и Тимошка – чуть больше орешка».
Педагог интересуется, где же перечисленные родственники бабушки Матрены. Предлагает ребятам поискать их.
Дети ищут и находят матрешки-вкладыши в большой матрешке. Все матрешки выставляются на столе.
Педагог. Ребята, можно ли сказать, что все матрешки – это одна большая, дружная семья? Почему? (Рассуждения детей.) Бабушка Матрена очень любит играть в разные игры со своими внучатами, а раньше играла с дочками, когда они были маленькие. Она хочет поиграть с ними и с вами.
Проводится дидактическая игра-рассуждение «Кто ушел? Кто пришел?»
Воспитатель называет действия и манипулирует игрушками, дети называют имена матрешек.
Педагог. Ушла бабушка… (Матрена.) Пришла ее старшая дочь… (Маша.) Ушла старшая дочь, прибежали две ее дочки… (Маришка и Иришка.) Убежали девочки, пришел дед… (Антон.) К деду Антону пришла другая дочь… (Даша.) Пришел и маленький Дашин сынишка… (Тимошка.) Дед… (Антон), дочь… (Даша) и маленький внучок… (Тимошка) ушли, и снова пришла бабушка Матрена.
Бабушка Матрена. А какие семьи у вас, ребята? Кто есть в семье у Оли (Вовы, Олеси, Ксюши, Маши)? Предлагаю вам попробовать составить портрет своей семьи из картинок.
Проводится игра «Составь портрет своей семьи».
В игре принимают участие трое детей. На ковре лежат листы белой бумаги формата А3 и три комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки). Воспитатель предлагает каждому ребенку составить из картинок портрет его семьи. Игра повторяется 2–3 раза.
Бабушка Матрена хвалит детей и говорит, что семья – самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге.
Педагог (обращаясь к Матрене). Знаешь, Матренушка, нашим ребятам нравится рассматривать фотографии своей семьи. Давайте расскажем истории про наши семьи. Первую семейную историю расскажу я. (Ставит фотографию на мольберт.) На этой фотографии моя семья изображена летом на даче. Мы всей семьей любим выращивать овощи, купаться в реке, загорать, отдыхать, ловить рыбу. На этой фотографии мои самые близкие родственники: мой муж и наши дети – сын и дочь.
Далее желающие дети рассказывают по фотографии о своей семье. Все фотографии бабушка Матрена выставляет на мольберт, хвалит ребят за интересные рассказы о семье и обращает внимание на то, что на всех фотографиях члены семьи улыбаются, находятся близко друг к другу – им хорошо вместе.
Затем воспитатель показывает детям индивидуальные фотографии членов их семей и задает вопросы:
– Кто Ваня для своей мамы? (Ваня для мамы сын.)
– Чьи дети Ваня и Таня? (Дети мамы и папы.)
– Чьи они внуки? (Внуки бабушки и дедушки.)
– Чья это мама? (Мама Тани, дочки, девочки.)
– Чья это бабушка? (Бабушка Тани и Вани.)
– Кто сестра Вани? (Таня, девочка.)
Бабушка Матрена говорит, что очень любит своих ласковых внучат и спрашивает, умеют ли ребята быть ласковыми.
Проводится игра с мячом «Назови ласково».
Дети встают в круг. В центре круга стоит воспитатель с мячом. Он бросает мяч ребенку и называет любого члена семьи, например: «Мама» (папа, сестра, брат, бабушка, дедушка). Ребенок, поймавший мяч, должен назвать маму ласково (мамочка, мамуля, мамулечка, матушка).
Далее воспитатель обращает внимание ребят на корзиночку, которую принесла с собой бабушка Матрена: «Кому на ладошку бабушка Матрена поставит корзиночку, тот должен положить в нее добрые дела, которые делает дома вся семья».
Дети стоят в кругу. Воспитатель ходит по кругу, ставит на ладони ребенка корзиночку, а тот называет добрые дела всей семьи (готовить вкусную еду, ходить в магазин, ухаживать за больным дедушкой, мыть посуду, стирать белье, пылесосить, гулять с собакой, трудиться на даче и т. д.).
Матрена благодарит ребят за полную корзиночку добрых дел, которые они назвали. Воспитатель благодарит бабушку Матрену, детей и делает вывод: «У всех вас есть мамы, папы, бабушки, дедушки, у кого-то есть брат, сестра. Это – семья. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья очень нужна каждому человеку. Семья может быть большая и маленькая. Главное – чтобы члены семьи любили друг друга, были внимательны и заботливы по отношению друг к другу».
В заключение бабушка Матрена приглашает свою большую семью и всех детей пить чай с пирогом.
Октябрь
3. Петрушка идет трудиться
Вариант 1
Программное содержание. Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым.
Программное содержание. Картинки с изображением предметов, необходимых для игр и для труда на огороде, на кухне, в квартире; три макета: огород, кухня, комната.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям письмо от Петрушки и читает его. В письме Петрушка сообщает, что гостит у бабушки. Он играет, рисует, гуляет, а еще помогает бабушке. Сегодня она дала ему три задания: посадить на огороде морковь и полить цветы; сварить суп; навести порядок в комнате (убрать игрушки, вытереть пыль, пропылесосить). Но Петрушка запутался в орудиях труда, необходимых для выполнения заданий, и просит ребят помочь ему.
Воспитатель показывает детям макеты огорода, кухни и комнаты и объясняет задание: нужно взять одну картинку, посмотреть на нее внимательно, назвать предмет, рассказать, как им пользуются и для какого труда он нужен, а потом положить картинку к соответствующему макету. Например, пылесос используют для чистки ковра, его нужно включать и пылесосить, поэтому картинку с изображением пылесоса нужно положить к макету комнаты.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что среди картинок с орудиями труда есть картинки с игрушками. Их нужно отобрать и сложить в коробку. Задание считается выполненным, если все картинки разложены правильно.
В конце игры воспитатель предлагает детям рассказать в письме Петрушке, какие предметы ему понадобятся для выполнения заданий бабушки.
Вариант 2
Программное содержание. Развивать умение группировать предметы по назначению; совершенствовать координацию и точность движений.
Материал. Картинки с изображением орудий труда (грабли, лопата, лейка) или игрушечные грабли, лопата, лейка; цветочный горшок; кукла Петрушка; ширма.
Ход занятия
В гости к детям приходит Петрушка и приносит картинки с изображением орудий труда (грабли, лопата, лейка) или игрушечные грабли, лопату, лейку и цветочный горшок.
Педагог. Ребята, посмотрите и назовите, что принес Петрушка? (Грабли, лопату, лейку, цветочный горшок.) Как вы думаете, зачем все это Петрушке? (Петрушка будет трудиться.) Грабли относятся к природному или рукотворному миру? (К рукотворному.) А лопата? (К рукотворному.) А земля? (К природному.) А лейка?(К рукотворному.) Давайте посадим какое-нибудь растение и Петрушку научим делать это. Сначала нужно полить землю, затем вырыть ямку, посадить растение, присыпать землей и еще раз полить. А теперь скажите, какими орудиями труда мы пользовались и для чего каждый предмет предназначен. (Лейка, чтобы поливать; лопата, чтобы копать; грабли, чтобы рыхлить; земля, чтобы в ней все росло; солнышко, чтобы все согревало.)
Теперь нарисуйте предметы, необходимые для труда, а мы с Петрушкой посмотрим, кто лучше нарисует.
Дети приступают к рисованию.
Вариант 3
Программное содержание. Формировать умение детей классифицировать предметы по назначению; закреплять названия профессий; воспитывать интерес к работе садовника, повара, врача, столяра, портного.
Материал. Картинки с изображением Петрушки в виде садовника, повара, врача, столяра, портного. Предметные картинки (орудия труда и несколько лишних предметов).
Ход занятия
Педагог. Вы уже знаете, ребята что наш друг Петрушка уехал к себе домой в сказочную страну, а сегодня прислал письмо. Вот что он пишет: «Здравствуйте, ребята! Пишу вам издалека. Мне здесь очень нравится. Я узнал много интересного о людях разных профессий и даже захотел работать вместе с ними. Так как я не скоро приеду к вам, посылаю картинки, на которых художник нарисовал меня за работой. А вы, ребята, угадайте, кем я хочу работать».
Как вы думаете, кем работает Петрушка? (Показывает картинку.) Правильно, здесь он – врач. А здесь кто? (Повар.) Кем изображен Петрушка на этой картинке?(Он садовник.) Как вы догадались? (Он сажает цветы.) На этой картинке Петрушка – портной, он шьет одежду для детей и взрослых. В руках у него сантиметр, с помощью которого можно узнать, сколько нужно ткани на брюки или юбку. Кто изображен на этой картинке? (Столяр.)
Петрушка просит вас помочь ему выбрать предметы, необходимые ему для работы. Я буду показывать картинки, а вы будете отгадывать, нужен Петрушке этот предмет для работы или нет.
Если ребенок правильно называет предмет, воспитатель отдает ему картинку. Выигрывает тот, у кого будет больше картинок. Игра рассчитана на пять игроков.
Возможен вариант усложнения игры: дети, которые уже знакомы с игрой, могут играть самостоятельно по 1–2 человека.
4. Мои друзья
Программное содержание. Формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Л. Квитко и сказать о ком оно.
Об этих ребятах
Не зря говорят:
«Они друг за дружку
Горою стоят».
Их двое, а кажется —
Топает взвод,
Когда подготовка
К сраженью идет.
Жуков изучают,
Сидят у реки,
И очень охотно
Едят пирожки.
Один завздыхает
Вздохнет и другой.
Один зачихает
Чихнет и другой.
Они не дерутся
Почти никогда,
Ведь драка – не спорт,
Борьба – это да.
Где первый,
Там, стало быть, будет второй!
Стоят друг за дружку
Ребята горой!
Дети. Это стихотворение о друзьях.
Воспитатель уточняет: «Кто такой друг? Что значит дружить?» (Высказывания детей.)
Педагог подводит детей к выводу: настоящие друзья те, кто заботятся о своем друге или друзьях, помогают им во всем.
Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру, которая поможет проверить дружбу. Приглашает двух ребят – друзей.
Проводится подвижная игра «Перейди через болото».
На полу отделяется «болото» (участок длиной 3–4 метра). Педагог дает детям две дощечки.
Педагог. Кто быстрее перейдет болото, не замочив ноги? Но не забывайте, что вы друзья, а болото очень коварное.
Дети «переходят болото» по дощечкам, помогая друг другу в случае необходимости.
Педагог. Молодцы! Счастлив тот, кто имеет друга. Интересно, а у всех есть друзья? Давайте проверим.
Проводится дидактическая игра «Назови друзей».
Воспитатель достает карточки лото с изображением сказочных героев, предлагает детям объединить карточки в группы и назвать сказочных героев – друзей:
– Чебурашка, Крокодил, Гена;
– Карабас-Барабас, Дуремар;
– Буратино, Мальвина, Пьеро, Арлекино;
– Кощей, Баба Яга, Леший, Змей Горыныч;
– Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.
Педагог. Хорошо! А почему у каждого героя свои друзья? Что их объединяет? (Высказывания детей.) Правильно – общие интересы, цели, увлечения. Кто из вас хочет рассказать нам о своем друге (не называя его по имени), о ваших увлечениях, совместных играх? А мы отгадаем, кто это. Например: «Я дружу с мальчиком из нашей группы. Он очень любит строить песочные города. И я всегда помогаю ему. Кто это?»
Дети (4–5 ребят) по желанию рассказывают по очереди о своих друзьях.
Педагог. Какие же вы молодцы! Всем хорошо, вы улыбаетесь, а знаете почему? Потому что мы говорили о друзьях. О друзьях говорить приятно и радостно. Кого можно назвать друзьями? (Высказывания детей.) У кого из вас есть друзья – поднимите руку. Кто хотел бы сделать для других приятный сюрприз? Я предлагаю вам смастерить из бумаги, пластилина подарок для своего друга или подружки, а затем подарить свою поделку дорогому вам человеку. Наше занятие подходит к концу. Но дружба остается с нами навсегда. Берегите дружбу, дорожите дружбой – будьте настоящими друзьями друг другу.
Ноябрь
5. Петрушка идет рисовать
Программное содержание. Продолжать учить детей группировать предметы по назначению; развивать любознательность.
Материал. Большая картинка «Клоун рисует»; маленькие картинки с изображением инструментов и материалов для рисования.
Ход занятия
К детям в гости приходит Петрушка, достает из папки большую картинку «Клоун рисует» и просит ребят рассказать, что на ней изображено.
Затем Петрушка показывает маленькие картинки и просит детей помочь ему подобрать инструменты и материалы для рисования. Дети отбирают картинки с инструментами и материалами для рисования, называют предметы, рассказывают, как их используют и для чего они нужны. Картинки с изображением предметов, не соответствующих заданию, дети откладывают в сторону.
Для того чтобы Петрушка мог правильно использовать инструменты и материалы для рисования, воспитатель предлагает детям разложить картинки на три группы:
1) инструменты для рисования красками;
2) инструменты для рисования карандашами;
3) инструменты для рисования мелками.
Дети объясняют, почему отнесли предметы к данной группе. Игровое задание считается выполненным, если ребята правильно классифицировали предметы.
Затем воспитатель организует игру «Найди пару» с целью закрепления умения определять назначение и функции предметов. В игре используются картинки с изображением предметов, выполняющих одинаковые и разные функции.
Педагог. Ребята, вчера вечером мне принесли посылку и письмо. Хотите узнать, что в нем написано? Письмо пришло от ребят из другого детского сада. Они предлагают нам поиграть в игру «Найди пару» и описывают ее. А что в посылке? Здесь конверты с картинками. В каждом конверте четыре картинки, на которых изображены предметы. Все предметы выполняют какие-то функции. Что значит «предмет выполняет какую-то функцию»? (Ответы детей.)
С помощью воспитателя дети объясняют, что делают с помощью данного предмета, как его используют. Затем дети называют предметы, изображенные на картинках, и рассказывают об их функциях.
Воспитатель раздает ребятам по одной картинке.
Педагог. Послушайте задание: за первый стол сядут ребята, у которых картинки с предметами для переноски тяжестей, за второй стол сядут дети, у которых картинки с предметами для рисования, за третий стол сядут ребята, у которых картинки с предметами для освещения комнаты. Теперь поднимите картинки, на которых нарисованы предметы, помогающие учиться, а затем картинки с изображением предметов, помогающих трудиться. Молодцы! Хорошо справились с заданием.
6. Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь
Программное содержание. Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть два зала (музыкальный и физкультурный), просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывается помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.
Материал. Фотографии: общий вид детского сада, групповых помещений, музыкального и спортивного залов, кухни, медицинского кабинета; фотографии детей, занимающихся разными видами деятельности; фотографии работников детского сада. Лист ватмана, клей, фломастеры, цветная бумага.
Ход занятия
Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они свой детский сад; нравится ли им играть, заниматься, трудиться; много ли у них в детском саду друзей.
Предлагает ребятам сделать фотомонтаж о детском садике на общем стенде. Обращает их внимание на фотографии, просит найти среди них фотографию здания детского сада.
Вместе с детьми размещает фотографию здания детского сада на листе ватмана и приклеивает ее.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы и уточняет, что каждый ответ представлен на фотографии. Обращает внимание на то, что после каждого ответа они должны найти нужную фотографию и приклеить ее на общем стенде.
По ходу беседы с детьми все фотографии педагог приклеивает на лист ватмана.
Вопросы к детям:
– Чего в детском саду много? (Групп, детей, взрослых, игрушек и т. д.)
– Много групп – это хорошо или плохо?
– Какая наша группа? (Большая, светлая, красивая, уютная и т. д.)
– Что делают ребята в группе? (Играют с игрушками, читают книги, ухаживают за цветами, занимаются и т. д.)
– Какие помещения, кроме групповых комнат, хорошо вам знакомы?(Музыкальный и спортивный залы, кухня, медицинский кабинет и т. д.)
– Люди каких профессий работают в детском саду? (Воспитатели, повара, медицинская сестра, заведующий, музыкальный руководитель, плотник, сторож и т. д.)
– Какую работу выполняет воспитатель? Помощник воспитателя? Повар? Работник прачки? И так далее.
– Что вы можете рассказать о воспитателях, поваре, медицинском работнике, помощнике воспитателя? Какие они?
Воспитатель обобщает ответы детей и подводит их к выводу о том, что детский сад большой, красивый, его посещают много детей; в детском саду работают люди разных профессий, их труд значим и важен.
В процессе беседы лист ватмана с фотографиями оформляют цветной бумагой.
Декабрь
7. Петрушка – физкультурник
Вариант 1
Программное содержание. Совершенствовать умение группировать предметы по назначению. Уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования. Развивать наблюдательность.
Материал. Картинки с изображением предметов, удовлетворяющих потребности в труде, рисовании, игре, спорте; спортивный инвентарь (мяч, скакалка, обруч, теннисная ракетка, лента, гантели, палочка, мешочек); набор картинок с видами спорта; два обруча; картинки «Зима» и «Лето»; алгоритм описания предметов.
Ход занятия
Петрушка приходит в гости к ребятам и приносит картинки с изображением предметов, удовлетворяющих потребности в труде, рисовании, игре, спорте. Петрушка сообщает, что все эти предметы нужны для занятий спортом.
Воспитатель предлагает детям проверить это утверждение: отложить в сторону все лишние предметы. Дети откладывают лишние картинки.
Петрушка просит детей показать ему настоящий спортивный инвентарь.
Дети приносят инвентарь, имеющийся в группе. Воспитатель предлагает алгоритм для описания предметов. Каждый ребенок называет свой предмет, описывает его, рассказывает о его назначении и применении.
Воспитатель спрашивает у детей, что объединяет эти предметы, кто их создал, какие качества они развивают у человека. Предлагает вспомнить разные виды спорта и рассказать Петрушке, какие виды спорта относятся к летним, а какие к зимним.
На полу лежат два обруча с картинками «Зима» и «Лето». Дети берут картинки с разными видами спорта и относят их к соответствующим обручам.
Игровое задание считается выполненным, если дети правильно сгруппировали все предметы и картинки с изображением предметов.
Вариант 2
Программное содержание. Побуждать детей группировать предметы по назначению. Закреплять умение различать предметы природного и рукотворного мира; определять функцию предмета по схематичному изображению.
Материал. Спортивная форма, спортивное оборудование, скакалка, мячи, обручи; картинки со схематичным изображением человечка, выполняющего физкультурные упражнения.
Ход занятия
Дети в спортивной форме вместе с воспитателем входят в спортивный зал и садятся на стульчики. Следом появляется Петрушка.
Петрушка. Ух, успел! Здравствуйте, ребята! А почему вы так необычно одеты? Зачем вам одинаковые шорты и майки? (Чтобы заниматься спортом.) Разве нельзя заниматься в обычной одежде? Мне и так удобно. Смотрите! (Прыгает через скакалку и падает.) Действительно, в такой одежде нельзя заниматься спортом. Что же мне делать?
Педагог. Мы можем тебе помочь, Петрушка. (Дает Петрушке спортивную форму, которую тот надевает.) Как вы думаете, ребята, что нужно для занятий спортом кроме спортивной формы? (Мячи, обручи, гимнастические скамейки, лестницы и т. д.)
Петрушка выходит на середину зала и пытается отбивать обруч об пол, как мяч.
Педагог. Что ты делаешь, Петрушка? Ребята, какие действия можно производить с обручем? (Прокатывать, катать, пролезать через него, крутить.)
Дети помогают Петрушке выполнить упражнения с обручем. Петрушка пытается те же действия выполнить с мячом.
Педагог. Ребята, почему у Петрушки ничего не получается? Какие упражнения можно выполнять с мячом? (Отбивать, бросать, перекидывать, прокатывать.)
Дети вместе с Петрушкой выполняют эти действия.
Петрушка. Спасибо, ребята! Теперь я понял, что каждый предмет имеет свое назначение, свой способ использования.
Педагог. Петрушка, а еще ребята знают игру «Веселые человечки». Правила в ней такие: нужно выполнить задание, которое выполняет человечек на картинке. Давайте поиграем.
Воспитатель раздает детям картинки со схематичным изображением физкультурных упражнений, которые нужно выполнить.
Педагог. Что изображено на ваших картинках? Как вы думаете, не ошибаются ли человечки, выполняя свои упражнения?
Дети делятся на две команды и вместе с Петрушкой выполняют упражнения.
Петрушка. Молодцы, ребята! Все правильно выполнили. А теперь давайте поиграем в игру «Угадай-ка». Я называю предмет, а вы поднимаете картинку, которая покажет, к какому миру он принадлежит: к природному или рукотворному.
Дети играют в игру, предложенную Петрушкой. Задание считается выполненным, если они правильно определят принадлежность всех предметов.
Петрушка. Вы очень умные и сообразительные ребята. Много нового и интересного мне рассказали. Давайте поиграем еще в одну игру. Я буду начинать предложение, а вы – заканчивать его.
Спортом удобнее заниматься в… (Спортивной форме.)
Крутить вокруг себя можно… (Обруч.)
Гимнастическая лестница нужна для… (Лазанья.)
Молодцы! Теперь я пойду и расскажу все, что я узнал, своим друзьям, а вы растите ловкими и сильными.
Дети прощаются с Петрушкой и уходят в группу.
Вариант 3
Программное содержание. Побуждать детей группировать предметы по назначению.
Материал. Спортивный инвентарь: теннисная ракетка, теннисный мяч, клюшка, шайба, футбольный мяч и др.
Ход занятия
На занятие приходит Петрушка в спортивном костюме и приносит спортивный инвентарь (теннисная ракетка, теннисный мяч, клюшка, шайба, футбольный мяч и др.).
Педагог. Посмотрите на Петрушку, ребята. На нем необычная одежда. Какая?(Спортивная.) А что Петрушка принес с собой? (Спортивный инвентарь.) Сейчас я буду называть спортивную игру, а вы с Петрушкой – подбирать спортивный инвентарь, необходимый для этой игры.
Воспитатель называет футбол, хоккей, теннис и другие спортивные игры, а дети подбирают соответствующий инвентарь.
8. Целевая прогулка «Что такое улица»
Программное содержание. Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребенку знать свой адрес.
Материал. Флажки, схемы-символы: «Магазин», «Почта», «Аптека».
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций и фотографий на тему «Улица города». Чтение стихотворения С. Маршака «Наша улица».
Ход прогулки
Воспитатель сообщает детям, что сегодня им предстоит необыкновенная прогулка: «Ребята, сегодня мы пойдем на улицу, которая называется…»
Дети собираются, выходят на улицу. Воспитатель обращает их внимание на красоту большой, красивой улицы.
Педагог. Посмотрите, какая красивая улица, как много домов на нашей улице. Все они разные: одноэтажные, пятиэтажные и многоэтажные. В этих домах живут люди. (Показывает жилые дома.) Что кроме жилых домов есть на нашей улице?(Магазины, киоски, деревья, кусты, автостоянка, автобусная остановка и т. д.) Есть здесь здания, в которых люди работают? (Показывает на аптеку.) Да, это здание – аптека. Как вы об этом узнали? (Ответы детей.) Здесь можно купить лекарства для больного.
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Куда мы идем?»
Воспитатель вставляет в снег на некотором расстоянии друг от друга схемы-символы: «Магазин», «Почта», «Аптека» и говорит: «Мы взяли сумки, пакеты и пошли в магазин. (Дети выполняют действия и идут к схеме «Магазин».) Молодцы. Теперь мы собрали бабушке посылку, купили угощения и пошли на почту. (Дети выполняют действия и идут к схеме «Почта».) Пришли домой, а дома заболел дедушка, надо сходить в аптеку». (Дети выполняют действия и идут к схеме «Аптека».)
Педагог. Ребята, для чего нужна улица? (Чтобы дома стояли, люди гуляли, машины ездили.) На какие две части можно разделить улицу? (Часть, где стоят дома и ходят люди и часть, где ездят машины.) Да, верно! Машины движутся по проезжей части улицы, которая называется дорога или шоссе.
Воспитатель предлагает детям пройти в безопасное место, чуть ближе к проезжей части.
Педагог. Что вы можете сказать о проезжей части? Какая она? Большая или маленькая, узкая или широкая, тихая или шумная? (Большая, шумят машины, широкая.) Верно, наша дорога длинная, широкая. Машины движутся по одной и по другой стороне дороги. А что нарисовано на дороге? (Это белая полоса.) Для чего она нужна, может кто-то из вас знает? (Чтобы машины не наезжали друг на друга, чтобы не было аварий.) Конечно, ребята! Чтобы не было столкновения транспорта, проезжую часть обязательно делят белой сплошной линией. Предлагаю вернуться на прежнее место. (Возвращаются к зданиям и встают на тротуаре.) Ребята, теперь вы знаете, как называется часть улицы, где ездит транспорт. А как называется часть улицы, где ходят пешеходы и мы сейчас с вами стоим? (Дорожка, асфальт, тротуар.) Правильно это тротуар. Давайте вместе еще раз произнесем сложное слово «тротуар». Все пешеходы должны соблюдать правила. Обратите внимание на то, что люди, как и машины, идут по одной стороне тротуара и по другой, чтобы не мешать друг другу. Давайте встанем парами и пойдем обратно в детский сад.
Воспитатель интересуется, знают ли дети, на какой улице находится их детский сад, на каких улицах они живут. Если дети не знают, то педагог называет адрес детского сада.
Объясняет, что знать название улицы, номер дома, квартиры надо обязательно. Предлагает каждому ребенку спросить у родителей свой домашний адрес и запомнить его.
Педагог. А сейчас я расскажу вам о правилах для пешеходов.
– По улице надо идти спокойным шагом.
– Идти следует только по тротуару, по правой стороне.
– Проезжую часть дороги надо переходить только в определенных местах, по переходам.
– На дороге нельзя играть, кататься на санках, коньках, велосипеде.
Когда вы станете постарше, то узнаете о других правилах и законах улицы. Может случиться так, что вы потерялись и не знаете, куда идти. Но назовите свой адрес и взрослые помогут вам попасть домой.
Январь
9. Узнай все о себе, воздушный шарик
Программное содержание. Познакомить детей с качествами и свойствами резины. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования.
Материал. Воздушные шары (два надутых, один сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос.
Ход занятия
В гости к детям прилетает воздушный шарик. Он хочет, чтобы ребята рассказали о нем, так как сам о себе он ничего не знает.
Воспитатель предлагает детям помочь шарику узнать, из какого материала он сделан. Дети объясняют, что шарик – резиновый. С помощью различных действий они выясняют, что резина мягкая, гладкая. Затем дети показывают, каким шарик может быть маленьким – сдувают воздух. Шарик возмущается, просит надуть его.
Воспитатель надувает шарик снова.
Далее педагог помогает детям выяснить, что резина эластичная – она растягивается.
Дети говорят шарику, что его называют воздушным, так как у него внутри воздух.
Шарик предлагает ребятам помыть его в воде. Дети моют шарик, выясняют, что резина стала сверху мокрой. Сравнивают резину с бумагой, тканью (бумага намокает, рвется; ткань намокает, но не рвется). Вытирают шарик, и он снова становится сухим. Смотрят внутрь шарика, выясняют, попала ли туда вода (оказывается, не попала).
Воспитатель подводит детей к пониманию того, что резина не пропускает воду, то есть она водонепроницаемая. Называет предметы, не пропускающие воду, которые человек сделал из резины: например, резиновые сапоги носят в дождливую погоду, резиновые перчатки надевают на руки, когда моют посуду, и руки остаются сухими и чистыми. Дети вместе с воспитателем проводят опыт с резиновыми перчатками: надевают их на руки и опускают руки в воду, затем снимают перчатки – руки остались сухими.
Шарик предлагает детям назвать его друзей, которые тоже сделаны из резины. Дети перечисляют резиновые предметы.
Шарик прощается с ребятами и «улетает».
10. Замечательный врач
Программное содержание. Дать детям представления о значимости труда врача и медсестры, их заботливом отношении к детям, людям. Отметить, что результат труда достигается с помощью отношения к труду (деловые и личностные качества). Показать, что продукты труда врача и медсестры отражают их чувства, личностные качества, интересы.
Материал. Кукла, медицинское оборудование, фотографии семей врача и медсестры.
Ход занятия
Воспитатель интересуется у ребят, что случилось с куклой Алисой, не заболела ли она. Высказывает предположение, что вчера на прогулке она промочила ноги. Зима холодная, сапожки недостаточно теплые, да и носочки забыли одеть. Видимо кукла застудила ноги, у нее заболели горло и голова, начался насморк. Что же теперь делать?
Дети предлагают вылечить куклу, по просьбе воспитателя высказывают свои предположения о способах лечения: напоить чаем с медом, попарить ноги, поставить горчичники, дать лекарство.
Воспитатель подчеркивает, что ни она, ни ребята не знают, какое лекарство необходимо дать Алисе, да и горчичников у них нет.
Педагог. Как же быть? К кому обратиться за помощью? (Надо вызвать врача и медсестру.)
Воспитатель предлагает ребятам отнести Алису в медицинский кабинет.
В кабинете их встречают врач Валентина Михайловна и медицинская сестра Раиса Александровна. Дети здороваются и сообщают, что случилась беда – заболела кукла Алиса. Она застудила ноги и теперь кашляет, у нее насморк. Дети просят Валентину Михайловну помочь им вылечить куклу.
Врач соглашается, внимательно и заботливо осматривает куклу, слушает ее, сопровождая свои действия подробным рассказом. Валентина Михайловна приходит к выводу, что Алиса действительно заболела. Но это не беда. Она предлагает «напоить» больную настоем из лекарственных трав и уложить в теплую постель. Предлагает медсестре выполнить назначения и кроме того дать детям витамины, чтобы они не болели. Врач рассказывает, что витамины укрепляют здоровье и интересуется у ребят, что еще надо делать для укрепления здоровья.(Заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться и т. д.)
Воспитатель благодарит врача и медсестру за чуткое сердце, за заботливое отношение, за умения и знания, за доброту и интересуется, что они делают дома после работы. Валентина Михайловна сообщает, что она заботится о своей маме: она старенькая и без заботы близких людей ей тяжело. Валентине Михайловне приходят на помощь ее взрослая дочь (она медсестра) и внучка. Раиса Александровна рассказывает о своей семье, о внуке и внучке, о любимой даче, показывает детям фотографии.
Педагог. Ребята, расскажите о медсестре и враче. Какие они? (Трудолюбивые, заботливые, внимательные, чуткие, знающие свое дело, добрые, профессиональные.)
Воспитатель и дети благодарят Валентину Михайловну и Раису Александровну за интересный рассказ и оказанную помощь, приглашают их на чаепитие в группе.
Февраль
11. В мире стекла
Программное содержание. Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность.
Материал. Небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики, камешки разной формы), палочки для проверки звонкости стекла, стеклянный стакан.
Ход занятия
Воспитатель раскладывает на столах детей небольшие стеклянные предметы и просит назвать их. Дети называют, а педагог обобщает: эти предметы сделаны из стекла, то есть они стеклянные.
Далее воспитатель постепенно выкладывает на свой стол прозрачные и цветные камешки и объясняет детям, что стекло бывает цветное и прозрачное.
Педагог. Какие предметы из цветного и прозрачного стекла вы знаете?(Бутылки, окна, посуда.)
Воспитатель кладет в прозрачный стакан цветные камешки, показывая, что стекло обладает свойством прозрачности. Предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать стеклянные предметы. Дети смотрят и называют: окно, лампочка, посуда.
Затем воспитатель предлагает детям взять в руки стеклянные предметы, лежащие перед ними на столах, потрогать их. Спрашивает: «Какие стеклянные предметы на ощупь?» (Гладкие, холодные.) После этого воспитатель демонстрирует водонепроницаемость стекла: в стакан наливает воду, и дети убеждаются, что стекло ее не пропускает, то есть оно водонепроницаемо.
По просьбе педагога дети перечисляют сосуды из стекла, в которые можно наливать жидкости (бутылочки, пузырьки, баночки, чашки, вазы и др.).
Далее воспитатель рассказывает, что стекло может быть разной толщины; предметы из толстого стекла (окно, витрина) менее хрупкие, чем предметы из тонкого стекла (вазы, бокалы), но любое стекло может расколоться от удара, нажима, падения, поэтому к предметам из стекла нужно относиться бережно, аккуратно.
Воспитатель предлагает детям слегка ударить специальной палочкой по стеклянным предметам и послушать, как звучит стекло. Дети высказывают свое мнение: стекло звонкое, звенящее.
В заключение воспитатель предлагает ребятам отгадать загадки:
...
Звучащее,
Прозрачное,
Воды не боюсь,
А ударь – разобьюсь.
(Стекло)
...
Очень хрупко и прозрачно
В пользу людям предназначено.
(Стекло)
...
На окошечках простое,
А в бутылочках цветное.
Не бежит, не льется,
А ударишь – разобьется.
(Стекло)
12. Наша армия
Программное содержание. Дать детям представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину; у каждого народа, в каждой стране, в том числе и в России, есть армия, Российская армия не раз защищала свой народ от захватчиков). Познакомить детей с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники). Воспитывать гордость за наших воинов.
Материал. Тексты рассказов «Шапка не велит» А. Митяева или «Дозор» З. Александровой («Наша Родина» М.: Просвещение, 1984). Иллюстрации по теме; головные уборы: бескозырка, шлем танкиста, пилотка, фуражки военного летчика, пограничника; коробка, модели военной техники и фигурки военных разных родов войск для макета «Армия России».
Предварительная работа. Дать задание родителям (папам, дедушкам) по возможности принести по 1–2 своих фотографии времен службы в армии, рассказать ребятам дома о службе в армии. Создание фотогазеты «Служу Родине»; украшение группы плакатами, флажками; создание коллекции открыток по теме «Защитники Отечества». Заучивание стихотворений «Февраль» С. Маршака, «Будем в армии служить» В. Малкова, «О брате» И. Кульской.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на празднично украшенную группу: по стенам развешены плакаты, флажки – символика армии и России; вывешена фотогазета «Служу Родине».
Педагог. Ребята, почему так торжественно и празднично сегодня в нашей группе?(Завтра праздник пап и дедушек – праздник военных, праздник 23 февраля, День защитников Отечества.) Правильно, молодцы. Завтра двадцать третье февраля. Наш народ будет отмечать День защитника Отечества. Это праздник людей, которые защищали нашу Родину от врагов, и тех, кто сейчас служит в Российской армии. У каждой страны есть армия, которая призвана защищать свое Отечество. В нашей стране тоже есть своя армия. Российская армия не раз защищала свой народ от захватчиков. Наша армия большая и сильная.
Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации, на которых изображены эпизоды сражений и службы солдат различных родов войск (моряков, танкистов, летчиков, пограничников). Дети рассматривают иллюстрации, воспитатель поясняет их содержание и задает вопросы: «Кого вы видите на иллюстрации? Что они делают? Зачем нужно тренироваться?» И так далее.
Педагог хвалит ребят за то, что они правильно назвали различные военные профессии и спрашивает: «Что делают воины, чтобы охранять и защищать Родину? Какими качествами должен обладать российский воин? (Быть сильным, мужественным, выносливым.) А для этого надо тренироваться, обучаться военному делу: уметь метко стрелять, преодолевать препятствия, развивать силу, ловкость, сноровку. Вы хотите быть похожими на солдат и уже сейчас начать готовиться к службе в армии?»
Проводится физкультурная пауза – динамическое упражнение «Сигнальщики». Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения по показу воспитателя.
Мы стоим, как на земле, (Исходное положение – ноги слегка расставлены, руки отведены назад.)
Ну а плывем на корабле. (Руки броском выносятся вперед и отводятся назад.)
И сигналим каждый раз,
Когда дан такой приказ. (Обе руки отводятся за спину на последний слог.)
Направо – поворот, (Правая рука отводится вправо на уровне плеча, голова поворачивается вправо. На слово «поворот» рука убирается за спину.)
Налево – поворот, (То же самое выполняется левой рукой. Голова поворачивается влево.)
А ну-ка, не зевай, (На первое слово рука отводится вправо, на второе слово убирается за спину.)
Сигналы подавай! (Те же движения выполняются левой рукой.)
Далее педагог говорит, что у каждого рода войск есть своя военная форма. Обращает внимание детей на головные уборы военных, лежащие на столе, и просит определить, чьи они.
– Шлем для… (танкиста).
– Бескозырка для… (моряка).
– Пилотка для… (солдата).
– Зеленая фуражка для… (пограничника).
– Синяя фуражка для… (летчика).
Педагог предлагает мальчикам представить себя военными: надеть головные уборы и рассказать стихотворение В. Малкова «Будем в армии служить».
Мы пока что дошколята,
А шагаем, как солдаты!
Будем в армии служить,
Будем Родину хранить!
Чтобы было нам всегда
Хорошо на свете жить!
Я танкистом смелым буду,
Проведу свой танк повсюду.
Будем в армии служить,
Будем Родину хранить!
Чтобы было нам всегда
Хорошо на свете жить!
Я, ребята, непременно
Буду летчиком военным.
Будем в армии служить,
Будем Родину хранить!
Чтобы было нам всегда
Хорошо на свете жить!
Я бесстрашным капитаном
Поплыву по океанам.
Будем в армии служить,
Будем Родину хранить!
Чтобы было нам всегда
Хорошо на свете жить!
Я хочу быть офицером,
Чтоб ходить в атаку первым.
Будем в армии служить,
Будем Родину хранить!
Чтобы было нам всегда
Хорошо на свете жить!
Мы пока что дошколята,
А шагаем, как солдаты.
Будем в армии служить,
Будем Родину хранить!
Чтобы было нам всегда
Хорошо на свете жить!
Педагог. Ребята, а вы знаете, какая техника помогает нашим солдатам на службе?(Самолеты, корабли, танки, вездеходы, пушки, ракеты.) Это все – военная техника.
Воспитатель вместе с детьми составляет макет «Российская армия». Сначала педагог предлагает детям расставить военную технику в соответствии с ее назначением, предварительно оговорив, что синим цветом на макете обозначено море, зеленым – суша, голубым – небо. Дети выполняют задание. Затем воспитатель просит найти и поставить фигурки военных к соответствующей военной технике.
– К самолету подошел… (летчик).
– У танка встал… (танкист).
– На парашюте спускается… (парашютист).
– Около кораблей стоят… (моряки).
– В машине едут… (солдаты).
– Границу охраняют… (пограничники с собакой).
Педагог отмечает, какой замечательный макет Российской армии получился и обобщает: «Армия в которой есть разные рода войск – сильная; она может защищать свою страну и на море, и на суше, и в воздухе».
В завершение занятия педагог предлагает детям послушать рассказ «Шапка не велит» А. Митяева или «Дозор» З. Александровой.
Шапка не велит
Отец с сыном пришли в магазин купить шапку.
– Купи мне эту, – показал мальчик на шапку с острым верхом и красной звездой.
– Куплю, – сказал отец. – Но такая шапка не любит, когда хнычут или трусят. Она тут же слетает с головы.
– А если руками держать? Не слетит?
– Нет. Но все сразу догадаются, что идет трус и капризуля.
– Покупай, – сказал сын, подумав.
Отец с сыном шли домой. Люди смотрели на мальчика.
– Почему они смотрят? – спросил сын. – Проверяют, не трус ли я?
– Люди смотрят, – ответил отец, – потому, что в таких шапках, похожих на шлемы богатырей, воевали первые бойцы нашей армии. Они по-богатырски били врага. А то, что твоя шапка сама слетает с головы, я пошутил.
– Ты и пошутил и правду сказал, – проговорил мальчик. – Пусть шапка не слетает, но она не велит трусить.
...
А. Митяев
Март
13. В мире пластмассы
Программное содержание. Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность.
Материал. Небольшие пластмассовые предметы (игрушки, пуговицы, прищепки), пластмассовый стакан, палочки.
Ход занятия
На столах перед детьми лежат небольшие пластмассовые предметы – игрушки, пуговицы, прищепки. Воспитатель спрашивает: «Из чего сделаны эти предметы?(Из пластмассы.) Если предметы сделаны из пластмассы, значит, они пластмассовые. Посмотрите вокруг и скажите, какие пластмассовые предметы находятся в группе».
Дети осматривают комнату и называют предметы. Воспитатель просит одного ребенка принести и поставить на стол какой-либо предмет из пластмассы. Обращает внимание детей на цвет предмета, рассказывает, что пластмасса может быть разных цветов (красная, желтая и т. д.); доказывает, что пластмасса не прозрачная, как стекло, положив какую-либо вещь в пластмассовый стакан.
Затем предлагает детям взять лежащие на их столах пластмассовые предметы, потрогать их и сказать, какая пластмасса на ощупь (гладкая, шершавая). Далее воспитатель просит детей постучать по предметам специальной палочкой. Выясняют, что у пластмассовых предметов глухой звук. После этого воспитатель демонстрирует водонепроницаемость пластмассы.
В заключение педагог обобщает свойства и качества пластмассы и просит детей повторить их.
Воспитатель может спросить у детей, какие предметы из пластмассы используют в домашнем хозяйстве их родители. Дети называют: вешалки, пуговицы, тазики и т. д.
14. В гостях у музыкального руководителя
Программное содержание. Познакомить детей с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Подвести к пониманию целостного образа музыкального руководителя; развивать эмоционально доброжелательное отношение к нему.
Материал. Предметные картинки (гитара, барабан, скрипка, гармошка, пианино); барабан, металлофон, треугольник, бубен.
Ход занятия
В гости к ребятам приходит Карлсон, здоровается и спрашивает: «Ребята, вы любите музыку и песни? Какую музыку вы любите слушать? Где вы слышите музыку и песни? Кто играет на музыкальных инструментах? Кто вместе с вами играет и поет на музыкальных занятиях?»
Дети рассказывают Карлсону о музыкальном руководителе Юлии Геннадьевне. Воспитатель замечает, что Карлсон принес картинки и просит разрешения их посмотреть. Дети рассматривают картинки и перечисляют музыкальные инструменты, изображенные на них (гитара, барабан, скрипка, гармошка, пианино).
Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к музыкальному руководителю.
Дети и воспитатель входят в музыкальный зал, где их встречает музыкальный руководитель.
Ребята здороваются, Юлия Геннадьевна показывает им музыкальный зал, проводит небольшую экскурсию (демонстрирует шкаф с музыкальными инструментами, зеркала, стульчики, пианино и т. д.).
Педагог подчеркивает, что Юлия Геннадьевна поет и играет на музыкальном инструменте не только на работе, но и дома, в своей семье.
Юлия Геннадьевна рассказывает ребятам о своей семье, о своем маленьком сынишке, которому она часто поет песенки, показывает фотографии. «Чем же еще занимается Юлия Геннадьевна дома?» – интересуется педагог. Дети высказывают предположения: готовит еду, стирает, моет пол, гладит белье, смотрит телевизор. Музыкальный руководитель говорит, что она очень любит вышивать и показывает детям салфетки, скатерть, носовой платочек с вышивкой.
Юлия Геннадьевна сообщает, что приготовила для ребят сюрприз – веселую и добрую песенку. А поможет познакомить ребят с песенкой ее помощник – музыкальный инструмент – фортепиано. Музыкальный руководитель играет песенку, затем предлагает 2–3 ребятам сыграть несколько нот. Юлия Геннадьевна рассказывает, что музыкантом может стать не каждый человек, а только тот, у кого есть особый талант: музыкальный слух и хороший голос.
Воспитатель отмечает, что Юлия Геннадьевна не только музыкальный руководитель, но она еще жена и мама, которая имеет мужа, воспитывает сына, в свободное время увлекается выращиванием комнатных растений. Предлагает подобрать для Юлии Геннадьевны теплые слова (трудолюбивая, красивая, добрая, ласковая, умная, заботливая, талантливая и пр.).
Ребята дарят музыкальному руководителю песенку про маму, подыгрывая на детских музыкальных инструментах.
Педагог благодарит музыкального руководителя за приглашение в гости и интересный рассказ, за веселую и добрую музыку. Дети и воспитатель прощаются с Юлией Геннадьевной.
Апрель
15. Путешествие в прошлое кресла
Вариант 1
Программное содержание. Знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло). Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма).
Материал. Бревно (можно использовать макет), табурет, стул, кресло. Разрезные картинки (бревно, стул, табурет, кресло).
Ход занятия
Занятие проводится в помещении, в котором заранее подготовлены табурет, стул, кресло, бревно.
Педагог. Ребята, сегодня мы пришли в необычный музей. Все вещи в этом музее волшебные. Они могут рассказать о своем происхождении, о том, что было до того, как они появились. Начнем наше путешествие по музею с этого кресла. Как вы думаете, зачем человек создал кресло? Неужели оно так необходимо? Если сесть в это кресло, можно узнать, на чем сидели люди до того, как оно появилось. Попробуем?
Воспитатель садится в кресло.
Педагог. Мы с вами попали в то время, когда люди жили в пещерах, ели сырое мясо и носили шкуры зверей вместо одежды. Посмотрите, в пещере есть предметы, на которых человек мог сидеть? (Нет.) На чем же он сидел? (На земле.) Давайте попробуем так сесть.
Дети садятся на корточки, на колени и т. д.
Педагог. Удобно так сидеть? Почему? (Ответы детей.) А это что? (Обращает внимание детей на бревно.) (Бревно.) Правильно. Человек нашел бревно, чтобы сидеть на нем, а не на земле. Давайте сядем на это бревно и посмотрим, удобно ли нам будет.
Дети садятся на бревно.
Педагог. Удобно вам, ребята? (Нет. Бревно шатается, оно низкое.) Человек придумал другой предмет, на котором было удобнее сидеть. (Обращает внимание детей на табурет.) Что это? (Табурет.) Посидите по очереди на табурете. На чем удобнее сидеть: на бревне или на табурете? (На табурете.) Почему? (Он устойчивый, прочный, гладкий.) Из каких частей состоит табурет? (У табурета четыре ножки и сиденье.) Если долго сидеть на табурете, устает спина, поэтому человек приделал к табурету спинку, и получился стул. Посмотрите на стул. Какой он? Какие бывают стулья? Что у них общего? Чем отличается стул от табурета? Попробуйте посидеть на стуле. На чем удобнее сидеть? (Ответы детей.) Для чего человек сделал табурет, стул? (Чтобы сидеть.) Зачем же ему понадобилось кресло? Почему оно удобнее? (Оно мягкое, большое, широкое.) Давайте скажем «спасибо» нашему мягкому удобному креслу за то, что оно помогло нам узнать историю своего рождения.
Воспитатель предлагает детям сложить разрезные картинки (бревно, стул, табурет, кресло).
Вариант 2
Программное содержание. Знакомить с назначением предметов домашнего обихода; развивать интерес к предметам рукотворного мира.
Материал. Макеты бревна, пенька, табурета, стула, кресла; иллюстрации по теме; театр на фланелеграфе (сказка «Три медведя»).
Ход занятия
Педагог. Ребята, сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки. Вам нравится слушать сказки? А какие сказки самые любимые? Назовите их. Почему они вам нравятся? (Ответы детей.) Садитесь поудобнее, слушайте внимательно. Сказка начинается.
Воспитатель сопровождает повествование инсценировкой сказки на фланелеграфе.
Педагог. Пошла как-то раз Машенька в лес с подружками за грибами и ягодами и заблудилась. Осталась девочка в лесу одна. Тропинка привела Машеньку к избушке. Дверь избушки была открыта. Зашла девочка в дом и видит: стоят посередине избы стол и три стула. Один большой, другой поменьше и третий самый маленький на высоких тонких ножках. Кто жил в избушке? Как звали медведей? Какой стул был у Михаила Ивановича? Как вы догадались? (Ответы детей.) На каком стуле сидел Мишутка? Почему? (Этот стул самый маленький. У него высокие тонкие ножки, есть подлокотники, чтобы Мишутка не упал.)Вернулись вечером медведи домой, увидели в доме беспорядок и страшно рассердились.
Проводится дидактическая игра «Три медведя».
Воспитатель предлагает ребятам по очереди произносить фразы разными голосами – низким, средним, высоким, а остальные дети отгадывают, голосом какого сказочного героя произносится фраза.
Педагог. На каком стуле вы хотели бы посидеть и почему? Почему сломался стул Мишутки? (Ответы детей.)Как нужно обращаться с мебелью и почему? (Мебель нужно беречь, обращаться с ней бережно и аккуратно, нельзя раскачиваться, класть ноги на стул.)
Далее воспитатель предлагает детям отправиться в музей интересных вещей. Рассказывает о том, как человек придумал кресло (бревно – пенек – табурет – стул – кресло – кресло-качалка). Рассказ сопровождается показом иллюстраций. Дети рассматривают макеты.
Педагог. Вот какую интересную историю мы сегодня узнали. Что нарисовано на картинках, которые мы рассматривали? Разложите их по порядку.
Вариант 3
Программное содержание. Дать понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни; развивать ретроспективный взгляд на предметы.
Материал. Предметные картинки: камень, бревно, пень, скамейка, табурет, стул.
Ход занятия
Педагог. Ребята, на чем вы сидите? (На стульях.) А хотите узнать о прошлом стула? Когда-то давным-давно люди жили в пещерах. В них можно было спрятаться от дождя и холода. Люди разжигали костры, готовили пищу, грелись около костра. А сидели они на камнях. Вот таких. (Показывает картинку.) Камни часто были холодными, и людям было неуютно сидеть на них. Однажды уставшие охотники присели в лесу на сваленное дерево. Отдохнув, они обратили внимание на бревно. Вот такое. (Показывает картинку.) И люди поняли, что удобнее сидеть на бревне, потому что дерево не остывает, а, наоборот, нагревается под ними. Люди принесли бревно к костру. Но как-то человек нашел в лесу пенек с вывороченными корнями, присел на него и понял, что пенек удобнее, чем бревно – на нем можно сидеть одному. Так у людей появились пенечки-одиночки. Вот такие. (Показывает картинку.) Шло время, люди создавали все более сложные изделия. Они строили большие деревянные дома, в которых были каменные печи. Сидеть на бревнах и пеньках в доме неудобно, и человек придумал лавку. Вот она. (Показывает картинку.) Лавки были длинные, они стояли вдоль стен. На них можно было посадить много людей. Но были большие и их трудно было передвигать. И человек придумал табурет. (Показывает картинку.) Табурет можно было поставить где угодно. Но человеку нужно не только сидеть, но и сидя отдыхать. Человек прибил к табурету дощечку и получился стул со спинкой. Вот такой. (Показывает картинку.) Вот такая история нашего стула. Стулья бывают разные: большие и маленькие.
А теперь скажите, ребята, на чем человек сидел в пещере? (На камне.)Правильно. А потом на чем? (На бревне.) А что потом он использовал вместо стула? (Пенек.) Правильно, молодцы! А что человек сделал, когда начал жить в домах? (Лавку.) Правильно. А что потом он сделал? (Табурет.) Молодцы, внимательно меня слушали. А чтобы было удобнее сидеть, что он придумал?(Стул.)
Отвечая на вопросы воспитателя, дети выбирают и показывают соответствующие предметные картинки.
16. Мой город
Программное содержание. Продолжать закреплять знания детей о названии родного города (поселка), знакомить с его достопримечательностями. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили город (поселок), очень старались и хорошо выполнили свою работу. Воспитывать чувство гордости за свой город (поселок).
Материал. Фотографии (формат А3) родного города (по выбору воспитателя); фотографии (город, село, несколько пейзажей, парк, сквер); конверт с разрезной картинкой «Собери новый аттракцион для парка» (для каждого ребенка).
Предварительная работа. Составление альбома «Мой город», чтение стихов и рассказов о родном городе. Поездка с родителями в любимые места для отдыха родного города (сквер, детский парк, пляж, набережная, Дворец спорта, музей, цирк и т. д.).
Ход занятия
Воспитатель начинает занятие с чтения стихотворения о родном городе (селе). Спрашивает: «Ребята, как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении? (О городе (селе), о его красотах, о природе.) Чем славится наш город? Кто в нем живет? Мы живем в городе, в поселке или в деревне?»(Ответы детей.)
Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации (город, село, несколько пейзажей, парк, сквер) отложить те из них, на которых изображен город. Дети выполняют задание.
Педагог. Как вы догадались, что это город? (В городе много высоких домов, больших улиц; ездит транспорт, много людей, много магазинов.) Правильно. Место, где живет много людей, где много улиц и зданий называется городом. Городов очень много, все они разные. Каждый город имеет свое название. Например, главный город нашей Родины – Москва. Если мы живем в городе, то мы кто? (Жители города, горожане, москвичи, тольяттинцы и т. д.) А как называются люди, которые живут в селе? (Сельчане, жители села, и т. д.) Вы наверняка уже побывали с родителями во многих любимых горожанами местах. Расскажите, где вы побывали с родителями и что видели интересного в нашем родном городе. (Рассказы детей.) Какие хорошие слова вы можете сказать про наш город? (Красивый, большой, чистый, старинный, молодой, веселый, зеленый, знаменитый и т. д.)
Воспитатель предлагает детям отправиться, не выходя из группы, на экскурсию по любимому городу. Спрашивает: «На чем можно путешествовать по городу?»(На автобусе, машине, троллейбусе.) По желанию детей выбирается вид транспорта, на котором они «поедут».
Педагог предлагает ребятам занять места в транспорте. Дети рассаживаются на стульчики, расставленные в ряд по два чуть наискосок для лучшего обзора фотографий, которые будет демонстрировать педагог.
Педагог. Мы отправляемся в путь и едем по улицам нашего города. (Выставляет фотографию центральной улицы.) Что вы видите из окна? (Обращает внимание на фотографию: на ней дорога, едут машины, автобусы, виден магазин, много людей и т. д.) Какая это улица? (Широкая, большая, асфальтированная.) А может быть, кто-то из вас знает название этой улицы? (Если дети не знают, называет улицу.) Мы прибыли к первой остановке, любимому месту для всех горожан – детскому парку. (Выставляет фотографию.) Любите ли вы бывать в детском парке? Что есть в этом парке? (Ответы детей.)
Воспитатель предлагает ребятам пополнить детский парк новыми аттракционами. Для этого надо собрать разрезные картинки. Раздает детям конверты с разрезными картинками.
Проводится игра «Собери новый аттракцион».
Когда дети выполнят задание, педагог интересуется у каждого ребенка: «Какой новый аттракцион ты собрал? Где он будет находиться в парке?» Предлагает продолжить путешествие по родному городу. (Выставляет фотографию, например, «Кинотеатр».)
Педагог. Что делают в кинотеатре? Кто из вас был в кинотеатре? Какие фильмы, мультфильмы смотрели? Что есть в залах кинотеатра? Как надо себя вести в кинотеатре? (Ответы детей.)
Экскурсия по родному городу продолжается. Аналогичным образом рассматриваются фотографии остальных объектов.
Воспитатель задает детям несколько вопросов о каждом объекте и предлагает игровое задание, например, «Расскажите, что ты знаешь об этом месте», «Найди знакомое место в городе», «Что лишнее?» и т. д.
В заключение воспитатель говорит: «Наш красивый город создавали, строили люди разных профессий. Они старались, работали хорошо, чтобы в городе было удобно жить, чтобы он был очень красивый и большой. Если каждый житель будет делать для города что-нибудь хорошее, он станет еще краше».
Май
17. Путешествие в прошлое одежды
Программное содержание. Знакомить детей с назначением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.
Материал. Нарядная кукла; иголки, нитки, ткань, пуговицы, кружева, ножницы; кукла в юбке из листьев, кукла, одетая в шкуру и кукла в простейшей рубахе; образцы различных тканей, большой кусок какой-либо ткани, разнообразная современная одежда; бумажные силуэты платьев, цветные карандаши.
Ход занятия
Педагог. Ребята! Сегодня к нам в гости пришла красавица-кукла Настя. Настя – большая мастерица. Попробуйте угадать, чем она больше всего любит заниматься. Настя принесла с собой вот эти предметы. (Демонстрирует иголки, нитки, ткань, пуговицы, кружева, ножницы.) Что между ними общего? (Это предметы для пошива одежды.) Молодцы! Вот что любит делать Настя – шить. Наверное, и платье себе сшила сама. Вы знаете, как люди научились шить одежду? Я знаю. Если хотите, и вам расскажу. Занимайте удобные места и слушайте.
Давным-давно люди жили в лесу, в пещерах, и не было у них никакой одежды. Нечем было прикрыться от ветра, от дождя. А вокруг росли деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, лопухи, цветы. Красота! Но ведь растениями можно не только любоваться. Можно нарвать листочки, собрать на гибкую веточку – и прикрыться. (Показывает куклу, одетую в юбку из листьев.) Хорошо придумано? Но листья – ненадежная защита. Стали люди думать, искать, чем прикрыться от непогоды. В лесах, рядом с людьми, жили разные животные. Животным не страшны ни дождь, ни ветер, ни холод. Раз животным так удобно в своих шкурах, значит и мне будет хорошо – подумал человек. Так появилась одежда из шкур животных. Эта одежда удобнее одежды из листьев? Почему? (Она плохо держится на теле, тяжелая, летом в шкуре жарко.) Люди стали задумываться о более удобной одежде. А так как они были очень наблюдательные, то заметили: растет в поле трава – лен. Если ее стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать полотно – ткань. Такой тканью люди обматывали себя. Давайте и мы попробуем. (Обматывает двух детей тканью.) Удобно вам ходить? А что-нибудь делать? Почему? (Ответы детей.) Мастерицы стали сшивать с помощью иголок и ниток края ткани и получились вот такие рубахи. (Показывает куклу в рубахе.) Люди научились делать нити и из другого растения – хлопка, а из нитей – ткани. Из шерсти овец стали делать шерстяные ткани. (Показывает образцы тканей.) Мастерицы все время старались сделать одежду более удобной и красивой. Ребята, вы поняли, как люди научились шить одежду?
А теперь Настеньке пора домой. Она хочет сшить платья своим подружкам-куклам. Давайте придумаем и нарисуем новые узоры для их платьев.
Педагог раздает детям бумажные силуэты платьев и цветные карандаши. Дети приступают к рисованию. В конце занятия ребята дарят кукле свои рисунки с узорами для платьев.
18. Наш любимый плотник
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом сотрудников детского сада (с трудом плотника). (Профессия плотника в детском саду необходима и значима, плотник ремонтирует сломанную мебель, ремонтирует игровое оборудование на участке.) Воспитывать чувство признательности и уважения к человеку этой профессии, к его труду.
Материал. Новые игрушки – куклы Машенька и Андрейка, клоун Матвей, медвежонок Топтыжка; игровой модуль для сюжетно-ролевой игры «Семья»; мебель в группе, нуждающаяся в мелком ремонте (стульчики, стол, тумбочка и т. д.); дощечки разной длины, брусочки, кубики (по количеству детей). Ящик с инструментами плотника; схемы-образцы для сборки игрушечной мебели, мольберт, картинка-путаница.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группе кто-то расшумелся. Спрашивает у нескольких ребят, не они ли шумят. Подходит к игровому уголку, прислушивается и говорит детям, что шумят здесь – новые игрушки – кукла Машенька, Андрейка, клоун Матвей и Топтыжка – что-то никак не поделят. Предлагает детям спросить у игрушек, почему они шумят.
Воспитатель подносит к уху одну из игрушек и, обращаясь к детям, говорит, что оказывается новым игрушкам в кукольном уголке не на чем сидеть – не хватает мебели, ведь игрушек стало больше. Спрашивает: «Как быть? Кто может помочь нашим новым игрушкам? Кто из сотрудников детского сада может помочь?»
Дети высказывают свои предположения. Воспитатель подводит их к правильному ответу подсказывая, что они сразу догадаются, если отгадают загадку. Загадывает загадку:
...
Он бревно отешет ловко
Стены сделает, навес,
У него смолой спецовка
Как сосновый пахнет лес.
Мастерит он нам буфеты,
Стулья, тумбы, табуреты
В стружках весь его верстак
Вот работать надо как.
(Плотник)В. Степанов
Воспитатель напоминает детям об экскурсии в мастерскую плотника и задает вопросы: «Вспомните имя и отчество нашего плотника. Что видели в мастерской у плотника? Какие предметы-помощники помогают ему в труде? В его мастерской порядок или беспорядок? Что плотник нам показал? Какую работу он выполнял?» (Ответы детей.)
Воспитатель уточняет с детьми обязанности плотника в детском саду – он ремонтирует мебель: детские и взрослые стулья, столы, шкафы для раздевания; крепит мебель; прикручивает ручки к тумбочкам; вешает картины на стены; делает новую мебель в группы и оборудование для игр на участок и многое другое. Далее педагог выясняет, какими профессиональными качествами должен обладать плотник (умелый, аккуратный, трудолюбивый, внимательный, любящий свое дело, старательный). Воспитатель дополняет ответы детей: «Плотник Алексей Петрович обладает хорошими человеческими качествами. Он очень добрый, внимательный, всегда выручит в трудную минуту, поможет любому сотруднику в детском саду. Он хороший друг и товарищ».
Воспитатель обращает внимание детей на новый игровой модуль для сюжетно-ролевой игры «Семья», который сделал своими руками плотник. Спрашивает, нравится ли им этот модуль, удобно ли играть с ним, аккуратно ли сделал плотник этот модуль. Дополняет ответы детей, говоря, что руки у плотника «золотые» – он умелый, работает с душой, очень старательный.
Педагог просит детей пройти по группе, внимательно посмотреть на мебель и выяснить, не нуждается ли она в ремонте.
Начать этот осмотр может воспитатель. Например, он говорит: «У двух стульчиков расшатались ножки, их надо подкрутить иначе могут упасть дети. У тумбочки отломилась ручка – надо заменить». Далее дети сами отыскивают неполадки в группе и называют их (сломанная дверка у шкафчика, обломился крючок, прогнулась полка под цветами и т. п.). Воспитатель еще раз уточняет у детей, кто в детском саду ремонтирует мебель и просит помощника воспитателя пригласить в группу плотника.
Пока помощник воспитателя выполняет просьбу, педагог организует игру «Ровным кругом» с целью уточнения знаний детей о трудовых действиях плотника.
Воспитатель и дети образуют круг и идут, произнося:
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так…
Педагог показывает действие (пилит доску, закручивает шурупы, вытаскивает гвозди, сверлит, рубит топором и т. д.), а дети повторяют и называют его действия.
Постучав в дверь, входит плотник, приветствует детей и воспитателя. Воспитатель просит ребят рассказать, зачем они пригласили Алексея Петровича. (Высказывания детей.)
Плотник охотно соглашается выполнить всю работу в группе и говорит, что помогать ему в работе будут его верные друзья – предметы-помощники, которые лежат в специальном ящичке (показывает детям свой ящик с инструментами). Говорит детям, что обязательно покажет эти предметы-помощники, если они отгадают загадки про предметы.
...
Сам худ,
А голова с пуд.
(Молоток)
Плотник достает молоток и тут же ремонтирует мебель, используя его.
...
Как завижу лежебоку,
Что валяется без проку,
Как прижму его к доске,
Да так стукну по башке,
В доску спрячется бедняжка,
Чуть видна его рубашка.
(Гвоздь)
Плотник вбивает гвоздь в крышку стола или днище детской кроватки.
После ремонта мебели в группе воспитатель и плотник предлагают детям сделать мебель для новых игрушек. Плотник раздает им разные дощечки, брусочки, кубики и схемы-карты, которые помогут смастерить кукольную мебель. Дети самостоятельно конструируют мебель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в средней группе по теме «Осень» Описание материала: Предлагаю вам конспект по ознакомлению с окружающим миром для средней группы (4-5 лет) « Осень».
Цель: формирование знаний о признаках осениЗадачи:· учить отличать овощи и фрукты, грибы, птиц.· развивать речь, познавательную активность· воспитывать любовь к окружающему мируДемонстр...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе тема: «В мире облаков»
Цель:формирование у дошкольников элементарных экологических представлений о неживой природе через поисково – познавательную деятельность.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с круговоротом в...
О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий
Данное пособие поможет педагогам дошкольных учреждений успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром – предметным окружением и явлениями окружающе...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: « В мире игрушек»
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: « В мире игрушек»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с окружающим миром» в средней группе Тема: " Ознакомление со свойствами стекла ".
Ознакомление со свойствами стекла.познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны (металл, резин...
Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....
О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий
Данное пособие поможет педагогам дошкольных учреждений успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром – предметным окружением и явлени...