Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию «Весна-красна»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект НОД
в средней группе
по познавательному развитию
«Весна-красна»
Цель:
- развитие связной речи по лексической теме «Весна».
Образовательные задачи:
- закреплять характерные признаки весны;
- упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- обогащение и активизация словаря.
Существительные: весна, март, апрель, май, снег, сосульки, проталины, солнце, ручьи, капель, пробуждение, подснежник, оттепель;
прилагательные: журчащие, звонкие, весеннее, лучистое, теплое, яркое, приветливое, красное, чистое, ясное, птичье, прохладные, солнечный.
- закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице;
- совершенствовать грамматический строй речи;
Развивающие задачи:
- развивать диалогическую и связную речь;
- развивать слуховое внимание и логическое мышление;
- развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
- развивать общую и мелкую моторику
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней;
- формировать умение работать в коллективе
Интеграция областей:
- речевое развитие
- познавательное развитие
- физическое развитие
- социально-коммуникативное развитие
Образовательные технологии:
- здоровьесберегающие
- игровые
- развивающего обучения
Методические приемы:
- Игровые
- Словесные
- Слушание музыки
- Наглядные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznovatelnoe_razvitie_vesna_srednyaya_gruppa.docx | 34.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
в средней группе
по познавательному развитию
«Весна-красна»
Цель:
- развитие связной речи по лексической теме «Весна».
Образовательные задачи:
- закреплять характерные признаки весны;
- упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- обогащение и активизация словаря.
Существительные: весна, март, апрель, май, снег, сосульки, проталины, солнце, ручьи, капель, пробуждение, подснежник, оттепель;
прилагательные: журчащие, звонкие, весеннее, лучистое, теплое, яркое, приветливое, красное, чистое, ясное, птичье, прохладные, солнечный.
- закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице;
- совершенствовать грамматический строй речи;
Развивающие задачи:
- развивать диалогическую и связную речь;
- развивать слуховое внимание и логическое мышление;
- развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
- развивать общую и мелкую моторику
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней;
- формировать умение работать в коллективе
Интеграция областей:
- речевое развитие
- познавательное развитие
- физическое развитие
- социально-коммуникативное развитие
Образовательные технологии:
- здоровьесберегающие
- игровые
- развивающего обучения
Методические приемы:
- Игровые
- Словесные
- Слушание музыки
- Наглядные
Предварительная работа с детьми: наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы; рассматривание картинок с приметами ранней и поздней весны, репродукции картин по теме «Весна», альбом «Перелетные птицы», «Дикие животные»; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок о весне; художественное творчество на тему «Весна»; дидактические и подвижные игры.
Демонстрационный материал: картины «Раняя весна», «Поздняя весна», мнемотаблица “Весна в лесу”, картинки птиц.
Раздаточный материал: разрезные картинки цветов.
Оборудование: звукозапись «Волшебные звуки природы, « Голоса птиц».
Ход :
Воспитатель: Здравствуйте, ребятки. Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
А теперь давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга.
Коммуникативная игра «Здравствуйте»
(воспитатель с детьми)
Воспитатель и дети:
Здравствуй, красно солнышко! Здравствуй, ветерок, Солнечные зайчики, Быстрый ручеек! Здравствуй, ранняя трава, Здравствуй, свежая листва! Здравствуйте, ребята! Всех приветствуем сейчас, Очень рады видеть Вас! | Поднимают руки к солнышку. Качают над головой руками. На уровне груди сжимают-разжимают кисти рук. На уровне груди движения кистями вправо-влево. Показывают ладошки на уровне груди. Трут ладонями друг о друга. Слова произносит воспитатель. |
Ребята, отгадайте загадку.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И становится теплей.
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит к нам пришла… (весна).
Вы рады весне? (Да.) Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное.).
В: Ребята, к окну подлетел воробей, и услышала, что он постучал в окно и так радостно и громко зачирикал! Интересно, что он хотел нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там? (Воспитатель обнаруживает конверт.)
Интересно от кого это письмо? Давайте откроем конверт и узнаем кто же его прислал. Ой, что-то не открывается (воспитатель пробует открыть конверт, но ничего не выходит.)
Может надо всем похлопать в ладоши (Дети с воспитателем хлопают, конверт не открывается)
А может потопать?
Может надо всем на нее сильно- сильно подуть? (Все дуют, конверт открывается.)
Сейчас посмотрим что же тут
(Воспитатель открывает конверт и читает письмо.)
Зима никак не хочет уступить свои владения. И поэтому, весна сегодня просит вас помочь ей прогнать зиму. Для этого надо, чтобы вы собрали как можно больше лучиков вот для этого солнца (показываю). Посмотрите, у солнца нет ни одного лучика. Чем больше лучиков вы соберете, тем сильнее, жарче будет греть солнышко и быстрее наступит весна. Поможем весне? За каждое выполненное задание я буду давать вам лучик, и вы будете приклеивать к солнышку. А как мы найдём дорогу к солнышку? По следам.
Каждый шаг-след – это вопрос от весны. Мы пойдём от следа к следу, будим следовать за весной и соберём все ответы и солнышко проснется.
Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Ответы детей.)
Мы пойдем не за грибами,
Не за цветами,
А за лесными чудесами!
В: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки, Покружись потом немножко, Попадёшь тогда ты в лес, Полный тайны и чудес! | Дуют в ладошки. Кружатся. Закрывают глаза ладонями. |
Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту.
Звучит звукозапись «Голоса леса»
В: Вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо, чтобы не напугать лесных обитателей. Давайте пройдем с вами по следам, вот на ту полянку. (Дети с воспитателем идут по «следам» и садятся на стульчики.)
На экране картина «Ранняя весна».
В: Присаживайтесь, ребята.
Посмотрите, пожалуйста, на эту картину. (показывает картину «Ранняя весна»).
Какое время года изображено на картине?
Дети: Весна.
В: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Может быть, это зима?
Дети: Солнце светит ярко; снег темнеет, тает, оседает; появляются проталинки, бегут ручьи; прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы; просыпаются звери после зимней спячки; распускаются первые весенние цветы.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:
1. Как светит солнце весной?
2. Что происходит со снегом весной?
3. Когда снег растаял, что появляется?
5. Кто прилетает из теплых краев?
6. Что происходит с лесными жителями?
7. Что вырастает из-под снега?
В: Молодцы! Вы все правильно сказали. Но солнышко с каждым днем греет все теплее, все ярче. (Воспитатель показывает на экране 2-ю картину («Поздняя весна»).
В: А как же дальше просыпается природа?
Дети: Снег совсем растаял; на деревьях и кустарниках появляются почки; цветут цветы; появляется травка; появляются насекомые; у птиц появились птенцы; звери просыпаются после зимней спячки, они меняют старые шубки на новые, у зверей появляются детеныши.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:
1. Снег еще лежит?
2. Что происходит с деревьями?
3. Что происходит с цветами?
4. Что происходит с травой?
5. Кто появляется у птиц?
6. Что происходит с дикими животными?
В. Молодцы, все правильно сказали. Давайте разомнем свои язычки.
Артикуляционная разминка:
Ши-ши-ши – солнце в небе выше? (Дети повторяют предложение с утвердительной интонацией).
На первом предложении педагог дает образец, проговаривая утверждение вместе с детьми.
Ло-ло-ло – и на улице тепло?
Ки-ки-ки – зажурчали ручейки?
Цы-цы-цы – запели звонко птицы?
Ты-ты-ты – скоро вырастут цветы?
На-на-на – это к нам пришла весна! (Последнее предложение проговаривается с
восклицательной интонацией).
Давайте расскажем стихи о весне.
1 реб.: Солнце ласково смеется.
Светит ярче, горячей.
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
3реб: Ручейки везде поют
И подснежники цветут
Пробудилось всё от сна
Это к нам пришла весна.
В. Молодцы. Справились с первым зданием, вот Вам первый лучик солнца.(воспитатель отдает детям лучик, дети приклеивают к солнцу)
В-ль: - А теперь Вам второе задание. Ребятки, а знаете, сколько у нас весенних месяцев? (Ответы детей). Весной у нас три месяца. Повторите хором: «Март, апрель, май – их не забывай!»
В-ль: Ребята, вы так много знаете о весне.
— А вы зиму с весной не перепутаете?
—Давайте проверим:
Речевая игра «Скажи наоборот»
(сравнение весенних и зимних признаков - подбор антонимов).
- Зима ушла, а весна… (пришла).
- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).
- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).
- Зимой холодно, а весной… (тёпло).
- Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).
- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).
- Зимой заяц белый, а весной… (серый).
- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
В: Молодцы ребята, правильно ответили. Вот Вам и второй лучик. (дети приклеивают лучик к солнцу)
В-ль: -Ребята вы наверно устали сидеть, все вместе встаем и разминку сделаем
Физкультминутка
Кап-кап-кап, звучит капель
После марта
К нам придет апрель.
(хлопают в ладоши)
Побежал в саду ручей (бег)
Прилетели сто грачей (машут руками)
И сугробы тают, тают (медленно приседают)
А цветочки расцветают (встают, руки "цветок")
Звучит звукозапись «Голоса птиц в лесу».
В: Ребята, что вы услышали? (ответы детей)
В: Да, это поют в лесу птицы. Давайте подойдем к ним поближе.
Дети с воспитателем подходят к фланелеграфу и становятся полукругом.
Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"
В: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело на дерево. Давайте отгадаем про них загадки.
Загадки
1. | Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Прыг да скок по полю вскачь, А зовётся птица – … (Грач). | 4. | Во дворе стоит дворец, Там живёт один певец. Очень ловкий молодец И зовут его… (Скворец) |
2. | Я проворна, легкокрылая, Хвост раздвоен, словно вилы. Если я летаю низко, Значит дождик где-то близко. (Ласточка) | 5. | Алый низ и черный хвост, Воробья побольше рост, Толстый клюв раздался вширь – До чего красив ... (Снегирь) |
3. | Гнездо не строит никогда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. (Кукушка) |
В: Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний?
Дети: Снегирь.
В: Объясните почему. (Ответы детей.)
В: Давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете?
Дети: Аист, соловей, дикая утка, журавль.
В: А почему этих птиц называют перелетными?
Дети: Осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной возвращаются обратно.
В: Молодцы! Правильно!
В: А почему они улетают от нас?
Дети: У нас становится холодно, насекомые прячутся, и птицам нечем питаться. Они не переносят холод.
В: Когда птицы возвращаются назад, как же они встречают весну? Что весной делают птицы?
Дети: Птицы весной вьют гнезда и выводят птенцов.
В: Какие птицы прилетают с юга в наши края первыми?
Дети: Грач и скворец.
В: А какие птицы прилетают последними?
Дети: Ласточка, кукушка и соловей.
В: вы справились и с третьим заданием. Возьмите третий лучик солнца. (дети приклеивают лучик к солнцу). Нам пора дальше отправляться в путь.
Физкультминутка «Лесная полянка»
Солнце встало из-за тучки, |
Мы протянем к солнцу ручки, |
Руки в стороны потом |
Мы пошире разведем. |
А потом вперед, назад. |
Каждый солнцу с нами рад! |
Встанем, глубоко вздохнем. |
И опять пойдем. |
В: Ребята, давайте подумаем, как меняется жизнь животных с приходом весны. Дети: Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.
В: Какие звери просыпаются весной?
Дети: Медведь, еж, барсук.
В: Давайте разбудим медведя чистоговоркой.
Чистоговорка «Весна пришла»
Ла-ла-ла – к нам весна пришла. Ло-ло-ло – в лесу тепло. Пель-пель-пель – капает капель. Ля-ля-ля – расцветай земля! Леть-леть-леть – просыпайся медведь! | Хлопают в ладоши. Сжимают-разжимают пальцы. Ударяют указат. пальцем по ладони. Делают «фонарики». Топают ногами. |
В: Не хочет пока медведь просыпаться. Пусть еще немного поспит.
В: А что происходит с шерстью диких животных весной?
Дети: Они линяют.
В: А какие дикие животные меняют зимнюю шубку на летнюю? У кого из них меняется окрас шубки?
Дети: Заяц, белка.
В: А кто появляется у диких животных весной?
Дети: Детеныши.
В: Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как называется у него детеныш.
Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.
Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»
один | много | ||
У медведя - … У зайца - … У лисицы - … У волка - … У ежа - … | медвежонок зайчонок лисенок волчонок ежонок | - - - - - | медвежата зайчата лисята волчата ежата |
В: вы справились еще с одним заданием. Возьмите четвертый лучик солнца. (дети приклеивают лучик к солнцу). Нам пора дальше отправляться в путь.
В: Ребята, а вот и последние задание. Что- то не понятно. Весна не успела поляну цветочками украсить, а давайте мы ей поможем.
Воспитатель с детьми подходят к столам. На трех столах разложены разрезные картинки (подснежник, мать-и-мачеха, ландыш.)
В: Ребята, посмотрите, на столах лежат картинки, на которых изображены цветы. Но они разрезные. А давайте попробуем собрать картинки. У кого какая она получится?
В: Ребята, давайте вспомним, какие цветы вырастают весной?
Дети: подснежники, Мать-и-мачеха, ландыши.
Игра «Собери картинку»
(звучит аудиозапись «Волшебные звуки природы»).
Дети называют цветы, у кого какой получился.
В: Молодцы, ребята! Давайте вспомним все изменения, которые произошли весной в лесу. Для этого мы попробуем составить рассказ.
На экране мнемотаблица «Весна в лесу».
Мнемотаблица «Весна в лесу»
1 - Весной ярко светит солнце. Оно не только светит, но и греет.
2 - В лесу тает снег, бегут ручейки, звенит капель; Появляются проталины.
3 - Распускаются подснежники; На деревьях набухают почки.
4 - Возвращаются птицы с юга и поют свои песни.
5 – Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные (медведь, ёж и барсук).
6 - Дикие животные линяют. Заяц и белка меняют цвет своей шубки; Весной у диких животных появляются детёныши, а у птиц – птенцы.
В: Молодцы! Вы правильно назвали все изменения, которые происходят с природой весной. Вы выполнили все задания и собрали все лучики солнца.
(звонит телефон, воспитатель разговаривает. Это Весна благодарит детей за свое спасение)
В: Нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки,
Покружись потом немножко,
Попадёшь тогда ты в сад!
Дуют в ладошки.
Кружатся.
Закрывают глаза ладонями.
Рефлексия
В: Вот мы и вернулись.
В: Вам понравилось в весеннем лесу А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по весеннему лесу? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в средней группе область познавательное развитие на тему: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
Конспект НОД в средней группе область познавательное развитие...
Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию (ФЭМП)
«Порядковое значение числа 5. Геометрические фигуры»Цель:Продолжать формировать представления о порядковом значении числа в пределах 5.Закреплять умение отвечать на вопросы «сколько?», «который по счё...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ...» (ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ)
Конспект занятия составлен на основании методических рекомендаций ( Здравствуй,мир! А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, И. В. Маслова, и др.- М.:Баласс, 2014.-496с. (Образовательная система "Школа ...
Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию (ознакомлению с окружающим миром ) «Лунтик ухаживает за комнатными цветами»
Целью занятия является продолжать ухаживать за комнатными растениями;закрепить знания о приемах ухода; развивать речь, умение рассуждать, делать выводы; воспитывать самостоятельность, ответствен...
Конспект ООД в средней группе ( ОО "Познавательное развитие") по теме: «Край родной, земля Кубанская»
«Край родной, земля Кубанская»Задачи: • познакомить детей с кубанской одеждой; учить правильно называть одежду; • освоить простые элементы кубанской росписи; • развивать умение выделять свойства предм...
Конспект занятия в средней группе ОО "Познавательное развитие" математическое и сенсорное развитие на тему "Забавные поиски. Геометрические фигуры. Состав числа 4"
Данный материал поможет в игровой форме закрепить знания о геометрических фигурах, сформировать умения с помощью шаблонов из геометрических создавать рисунки, познакомит с составом числа 4...
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Весна- красная»
Цель: Повысить знания детей о весенних изменениях в природе: в жизни птиц, насекомых, зверей и в растительном мире.Задачи:- развивать у детей любознательность, интерес к природным явлениям, воспитыват...