НОД "Синичка - именинница."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Расширять знания детей о народных праздниках; познакомить с традициями отмечать праздник "Синичкин день."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinichkin_den.docx | 356.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно - образовательной
деятельности с детьми 5-7 лет
«Синичка-именинница»
Воспитатель разновозрастной
группы дошкольного возраста
Ковалева Е.Г.
ЦЕЛЬ. Расширять знания детей о народных праздниках; познакомить с традицией отмечать праздник «Синичкин день».
ЗАДАЧИ.
1. Расширять представления дошкольников о синицах и других зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.
2. Развивать внимание и мышление детей, умение соотносить изменения в природе и жизнью зимующих птиц, развивать детскую фантазию и коммуникативные способности.
3. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.
4. Вовлекать в коллективные формы работы, работать дружно, сообща, помогать друг другу.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Чтение стихов, рассказов о синицах, рассматривание иллюстраций зимующих птиц, конкурс-выставка рисунков и поделок о синичке,
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.
- костюм или элемент костюма синички;
- альбом загадок о зимующих птицах;
- картинки зимующих птиц: сорока, ворона, воробей, синица, голубь, снегирь, дятел;
- маска кота;
- звукозапись голоса птиц, хоровод «Каравай»;
- несколько видов корма: пшено, сырые семечки, крошки хлеба, зерно;
- втулки от бумажных полотенец;
- контейнеры, кисти для клея, клейстер, клеенки, большой поднос;
- мультимедийная презентация;
-правила подкормки птиц;
- значки синички, мармеладные червячки.
Воспитатель заранее вносит в группу несколько видов корма (крошки, зерна, крупа), так чтобы дети их смогли заметить.
В-ль: Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, скоро встретит нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом.
По дороге, по прямой шла зима с морозами
Шла зима с морозами, снег стелила розовый.
- Ребята, что это такое? (ответы детей)
- Кто же это оставил или потерял?
Раздается стук в окно. Влетает птичка-синичка.
Синица: Я - Синичка-невеличка, замечательная птичка.
Ни минутки не сижу, за порядком все слежу.
Воспитатель: Давайте, ребятки, поздороваемся с Синичкой.
- В гости к нам ты прилетела, рассказать что-то хотела.
Синица: На дворе скоро зима, птичек к вам я привела.
Прилетели к вам друзья, те, кто здесь зимует.
Кто же это, угадайте и ответ скорее дайте.
Загадки о зимующих птицах.
1. В серой шубке перовой.
И в морозы он герой.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает (Воробей)
2. Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут её (синичка)
3. Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
а зовут её (сорока)
4. Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
5. Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
6. У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт? (Клёст)
7. Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …(Ворона)
В-ль: Молодцы, ребята! Справились со всеми загадками и всех друзей вспомнили!
В-ль: Синичка, а мы с ребятами знаем, что сегодня не простой день, сегодня отмечается народный праздник, который называется «Синичкин день» - именины синички, правильно?
В этот день 12 ноября, заканчивались приготовления животных и растений к зиме. И люди, особенно дети, обещали помогать тем, кто остается с нами рядом на долгую зиму и заботится о них.
Дети: Обещаем, обещаем, обещаем!
Ведь птицы добрые друзья.
А про друзей нам забывать нельзя.
Физминутка.
Прилетайте птички (зовущие движения)
Сала дам синичке (режущие движения ладонь о ладонь)
Приготовлю крошки,
Хлебушка немножко (пальцы щепоткой, крошим хлеб)
Эти крошки – голубям (вытянуть правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям (тоже левой рукой)
Галки да вороны, ешьте макароны (тереть ладонью о ладонь, «катаем макароны»).
В-ль: Кто хочет рассказать о синичке и других зимующих птицах?
(Маленькие рассказы детей о птицах).
Ребенок 1: Я хочу описать синичку. У этой птички желтая грудка, через грудку проходит черная полоска, спинка зеленая. Шапочка на голове черная, щеки белые, глаза черные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно вертится и крутится.
Ребенок 2: Летом синички живут в лесу. А к зиме они перебираются к жилью человека, они его не боятся. Любят лакомиться салом, крошками, крупой.
Ребенок 3: Синички очень храбрые птички и самые полезные, они истребляют вредных насекомых и может спасти целый фруктовый сад.
Ребенок 4: Воробей подвижная птица, с округлой головой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый и заостренный.
Ребенок 5: У дятла красивое пестрое оперение: вверх тела черный, на голове и шее – белые пятна, подхвостье –красное, клюв прочный и острый.
Ребенок 6: У снегиря голова, крылья и хвост –черные, спинка- серая, брюшко –красное. Клюв короткий, черный, толстый.
Ребенок 7: У сороки голова, крылья, хвост - черные, бока белоснежные. Хвост длинный и прямой как стрела, а клюв прочный и острый.
Ребенок 8: У вороны крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Ходит большими шагами. У нее очень крепкий и большой клюв. Голова горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.
В-ль: Вот, видишь Синичка, как много мы о тебе и твоих друзьях птицах знаем.
С-ка: Молодцы, а теперь давайте поиграем в игру «Синички и кот»
Вот в гнезде проснулись птички
Разноцветные синички.
Тянут крылышки, встают,
Громко песенку поют.
(Дети открывают глазки, поднимают руки, поют синь-синь.)
Птички крылья расправляйте,
Поскорее вылетайте,
Корм ищите по полям
По садам и по лесам.
(Дети машут крыльями, летают, ищут корм)
Вот нашли в кормушке крошки,
Поклевали их немножко.
Громко клювиком стучат.
-Вкусно! – птички говорят.
(Присаживаются на корточки, стучат пальцами, «клюют»)
Осторожнее, синички,
Повнимательнее, птички!
К Вам крадется кот Матвей!
Улетайте поскорей!
(Кот крадется, птички летят в гнездо).
В-ль: Русский народ с давних пор уважает и любит труженицу синичку – защитницу деревьев и сложил про неё поговорки: Не велика синичка, да тоже птичка. Мала синичка, да ноготок востёр. А ещё русский народ примечал:
синица к избе – зима на двор. Синичка в окно постучит – будет известие. Когда синичка начинает с утра пищать – ожидай мороза ночью.
- Как много вы обо мне знаете. Как много рисунков, поделок и кормушек вы сделали. Большое вам спасибо!
В-ль: Ребята, у Синички же сегодня день рожденье. Кто хочет сделать синичку из бумаги? (Ответы детей). Проходите за столы, приступим к работе.
Работа детей по изготовлению кормушек.
В-ль: А пока мы с вами работаем, послушаем, как поют песенку синички.
Звукозапись голоса птиц.
В-ль: Вот Синичка и готово наше творчество. Поздравим Синичку и споем ей «Каравай»
В-ль: Ребята, как вы думаете, легко ли в холодное время птичкам добывать корм?
Очень трудно, а чтобы подкармливать птиц зимой, нужно знать некоторые правила:
- Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени;
- Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
- Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших лесах, садах, парках.
У нас такой обычай: как выпадет снежок
Удобную кормушку повесить на сучок.
В-ль: Вот и мы с вами пойдем на прогулку и развесим кормушки, которые сделали своими руками.
С-ка: Дома с папами, мамами так же сделайте кормушки, развесьте их около дома и не забывайте подкармливать меня и зимующих птиц.
Птичкам холодно зимою.
Мы кормушки им устроим.
У коробки молока
Просто вырежем бока
И оставим пол и крышу
Вот и чудный домик вышел.
(Р. Новикова)
С-ка: А на память вам от меня вот такие значки и сладкие червячки, чтоб зимой меня не забывали, крошки, зерна подсыпали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи «Муха-Цокотуха – именинница»
Активизация словаря по лексической теме «Посуда». Закрепление умения употреблять предлоги «В», «ПОД» в коротких предложениях. Закрепление умения образовывать множественное и единственное ч...
Мини - деятельность "Нынче муха - цокотуха именинница"
Форма организации мини – деятельности – нетрадиционная.Вид мини – деятельности: художественное творчество с элементами театрализации.В ходе мини – деятельности охватывала следующие образов...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по программе дополнительного образования «Книголюбы». Тема: Сказка-именинница «Аленький цветочек»
Данное занятие предназначено для детей 6 – 7 лет. Продолжительность занятия 30 минут. Особенность занятия заключается в том, что его тематика связана с юбилейной датой...
Конспект НОД во второй младшей группе на тему «Кукла Катя – именинница».
Создание условий для развития речи и мелкой моторики через действия с предметами, пальчиковую гимнастику, продуктивную деятельность....
Перезентация "Масленица- блинница, весны именинница!"
Предлагаю вашему вниманию презентацию, в которой отражена вся работа на неделе, посвященой Масленице....
Презентация "Масленица - блинница, весны именинница!"
Предлагаю вашему вниманию презентацию, в которой отражена вся моя работа на неделе, посвященной Масленице....
Конспект занятия по ФЭМП в группе детей раннего возраста Тема: «Муха - именинница»
Обогащение словарного запаса детей по теме «насекомые», формирование устойчивых представлений о цвете, количестве, величине, форме....