Проект "Черное море"
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦРР ДЕТСКИЙ САД № 1 «РУЧЕЕК» Г. АНАПА.
ПРОЕКТ «ЧЕРНОЕ МОРЕ»
МБДОУ ЦРР Д/С № 1 г. Анапа.
Выполнила воспитатель первой категории Бочкова Н.В.
Анапа – 2014г
Черное море – почти замкнутое – соединяется с океаном цепочкой узких проливов, поэтому обмен водой с океаном затруднен. Из-за замкнутости Черного моря в нем нет приливов и отливов. В него впадают множество рек. Они делают черноморскую воду в два раза менее соленой, чем вода в океане. Поэтому, многим жителям океана не хватает соли в черноморской воде, и разнообразие жизни здесь меньше, чем в соседнем в Средиземном море. Но те же реки приносят огромное количество питательных веществ, нужных для развития морской жизни – поэтому, Черное море продуктивней, урожайней большинства других морей, включая Средиземное. В нем выше плотность планктона, гуще растут водоросли по берегам. В глубинах же Черного моря – кислород практически отсутствует, там живут только бактерии. Кислорода для жизни животных и растений достаточно только в верхних 150-200 метрах моря.
За миллионы лет изолированного существования Черного моря, в нем, сложилась своя, необычная жизнь. Нам, судящим о времени в масштабах десятилетий, кажется, что те животные и растения, которых мы видим, были здесь всегда. Например, морские желуди, балянусы,- везде – на камнях, сваях, выброшенных на берег предметах – это такая привычная картина! А 200 лет назад их здесь не было, они приплыли в Черное море в середине 19го века, скорее всего, прилепившись к днищам кораблей. (Просмотр с детьми видеофильма «Жизнь Черного моря».)
Морской цирк Автор: Андрей Слоников
Синее море и желтый песок, Качает, качает волна катерок, Дельфины резвятся в прозрачной воде, Дельфины резвятся и радостно мне. Я в цирке морском никогда не бывал, Я это сегодня, сейчас увидал. Дельфины как дети играют с мячом, И прыгают в небо, и машут хвостом. Они веселятся, играют, поют, И зрителям в море скучать не дают.
Тип проекта
Проект краткосрочный (две недели) подготовительная группа. С использованием ИКТ.
Введение
Актуальность проблемы.
Экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. В нашем детском саду организована работа по формированию экологической культуры детей.
Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность.
Обоснование актуальности.
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Главная задача экологического образования дошкольников — формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.
Продуктом проекта является итоговое открытое занятие.
Участники проекта.
Дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (музыкальный руководитель, психолог, руководитель по физической культуре).
Предполагаемый результат:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к Черному морю, его обитателям.
2. Научатся различать и называть рыб, животных, растения.
3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят морю новые виды животных и растений.
4.Научатся составлять описательный рассказ о Черном море с использованием наглядного материала, а также мнемотаблицы.\5. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Ребёнок будет уметь:
1. Иметь простейшие представления о некоторых особенностях Черного моря.
- Воспитывать в себе любознательность, коммуникабельность, усидчивость, инициативность, уверенность.
Предварительная работа:
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Черное море»
Образовательная область: экологическое воспитание.
Цель проекта.
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Черное море»
Задачи проекта.
Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; формировать у детей элементарные представления о Черном море, его обитателях, их строении, способах передвижения. Овладение понятиями «морские обитатели», «моллюски», кораллы», «водоросли»; иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды. Воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость; формировать навыки исследовательской деятельности.
Формы и методы работы: наблюдения, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц; отгадывание загадок, проведение опытов; игры, рисование, аппликация, оригами, лепка. Работа с родителями:1)рекомендации родителям «Море, дети, здоровье» 2)Выставка рисунков «Черное море мое» 3)создание книги «Мы любим наше Черное море». Продукт проектной деятельности: 1)панно «Морские обитатели» 2)коллекция ракушек 3)рисунки «Черное море мое» 4) Панно «Мир моря» 5)фотовыставка «наш любимый семейный отдых» Презентация проекта: представление на педагогическом совете; проведение родительского собрания; оформление выставок.
II. Реализация проекта
Беседы: 1. «Жизнь Черного моря в наших руках!» Цель: выяснить, какие опасности грозят морю и его обитателям
«Коллекция ракушек»
Цель: Познакомить детей с разнообразие и пользой ракушек»
«Жемчуг и кораллы – сокровище моря»
Цель: познакомить детей с сокровищами морей: жемчугом и кораллами.
«Растения моря» Цель: познакомить детей с морскими растениями и их разнообразием. 5. «Разнообразие ракушек » Цель: познакомить детей с ракушками, их разнообразием и пользой для человека.
«Морские животные»
Цель: Цель: познакомить с морскими животными, которые несут опасность людям
«Рыбы» Цель: уточнить и расширить представления о рыбах. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражая их в речи.
Экскурсия к морю.
Цель: Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; развивать эмоциональную отзывчивость
Чтение художественной литературы. Цель: познакомить детей с изображением морских обитателей в литературных произведениях. Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Г.Х.Андерсен «Русалочка» П. П. Ершов «Конек – Горбунок» М. Чубученко «Морские сказки».
Развитие речи.
Заучивание пословиц и поговорок о море: Цель: учить детей запоминать пословицы и поговорки, учить понимать смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения. - В море раз побудешь, век не забудешь. - В море дорог много. - Море шутить не любит. - Море кого любит, а кого губит.
- Море любит смелых да умелых. - Перед морем все равны. «Отгадай загадку» Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать. Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети, отгадав ее, должны аргументировать свой ответ.
«Путешествие по глубинам морского царя». Цель: расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательные вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение. Аппликация «Чайка» Цель: уточнить и расширить знания детей о чайке (внешний вид, сфера обитания, питание, повадки, образ жизни). Закрепить умение работать ножницами. Развивать мышление, наблюдательность, мелкую моторику. Воспитывать экологическое мировоззрение, интерес к природе родного края. Рассматривание репродукций картин: - И.К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», - А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», - А. Боголюбов «Парусник в море»; 3. Игровая деятельность
Рисование «Черное море мое».
Цель: Развивать творческие способности детей. Уточнить и закрепить знания детей об обитателях и морских растениях Черного моря. Умение передавать в рисунке их внешний вид, их строение.
Оригами «Краб» Цель: развивать творчество, умение внести оригинальность и индивидуальность в выполняемую поделку.
Лепка: «Ракушки» Цель: учить при помощи пластилина передавать внешний вид ракушки, закрепляя знания детей об их внешнем виде»
Экспериментирование: «Кристаллизация соли Цель: экспериментальным путем показать, как происходит кристаллизация соли в природе. Задачи: 1.Приготовить солевой раствор. 2.Проследить за кристаллизацией соли. 3.Сделать выводы о том, как происходит кристаллизация соли в природе. Материалы и оборудование. Стеклянный стакан, соль, чайная ложка, палочка, скрепка, шнурок. Ход эксперимента: 1.В стакан налить воды и добавить 3 столовые ложки соли. 2.Размешать воду до полного растворения соли. 3.Положить скрепку, привязанную к деревянной палочке.
4.Стакан поставить на солнечное окно. Вывод: кристаллизация происходит в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости. Весь процесс происходит за 2-3 недели.
Дидактические игры
«Угадай на ощупь» Цель: учиться определять морских обитателей на ощупь с завязанными глазами. Ход игры: с завязанными глазами определить какой морской обитатель у тебя в руках.
«Занимательная зоология» Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, способствует развитию ассоциативной памяти. Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их обитания.
«Зоологическое лото»
Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на необходимые окошки своих карточек.
Настольная игра (пазлы) «Подводный мир»
Цель: вызвать интерес к создаваемой картине, развивать мелкую моторику рук, логику. Ход игры: из мелких деталей собрать картину.
Подвижные игры: «Море волнуется»
Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.
«Водолаз»
Цель: закрепить название морских обитателей, учиться передавать движениями их внешний вид и способы передвижения.
Ход игры: ведущий загадывает морское животное, а игроки должны изобразить его. Кто интереснее изобразит становиться ведущим
«Водяной»
Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища. Ход игры: дети стоят в кругу, а ведущий - в центре с завязанными глазами должен определить, кто перед ним стоит море.
«Удочка»
Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и выносливость. Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники -«рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком».
Сюжетно – ролевая игра: «Путешествие на корабле»
Цель: дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе; совершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество, воображение, фантазию; воспитывать интерес и уважение к труду работников морского флота.
Вывод:
В ходе осуществления проекта «Черное море» дети познакомились с морскими обитателями и с тем, какое значение море имеет в жизни человека. В результате бесед, познавательных занятий совершенствовались навыки речевого общения. Дети овладели основными понятиями «морские обитатели», «моллюски», «кораллы», «млекопитающие», что так же помогло их общению в ходе проекта. Детям были даны знания о труде моряков на корабле и профессиях связанных с морем. Знания, полученные в ходе проекта, ребята применяли во время рисования, лепки, изготовления аппликации и оригами. Они без особого труда могли изобразить внешнее строение рыбы, старались использовать ту цветовую гамму, какую имеет животное в природе. Большая работа была проведена с родителями. Для них были разработаны рекомендации о том, какие следует, соблюдать меры предосторожности находясь с ребенком на тему проекта. Родители оказали помощь в создании фотовыставки: «Подружись с волной!» В начале и конце данного проекта был проведена диагностика, которая показала, что после проведения проекта «Мир моря» у детей увеличилось количество знаний этой теме. Данный проект показал достаточно высокий результат, Таким образом, в ходе данного проекта были созданы условия для воспитания у детей экологической культуры, были развиты познавательные и творческие способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно тематическое планирование по программе "Возле моря я живу, море я своё люблю"
Программа расчитанна для детей старшего дошкольного возраста....
О, море, море!
В занятии отражена любимая нами взрослыми и детьми тема МОРЯ....
Конспект НОД в подготовительной группе "Море, море, жизнь на дне", с использованием здоровьесберегающих технологий
Базовая образовательная область "Музыка", интеграция образовательных областей: "Физическая культура", "Познание", "Социализация" , "коммуникация"....
Учебно-методическое пособие "Море слева, море справа"
Пособие развивает восприятие и наблюдательность детей 5-6 лет. Используется для ознакомлением с окружающем миром....
Комплексное занятие в подготовительной к школе группе из цикла"Уроки моря"Тема "Мир моря"
Занятие направлено на развитие познавательной деятельности,для расширения знаний о море и морских организмов....
Паспорт проекта "Море, море - мир бездонный..."
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социо-культурным потенциалом, что позволяет обеспечить проектная...
«Чёрное море – любимое море мое».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста с использованием ИКТ...