Игра в старшей группе: " С любовью к России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рябухина Нина  Никитична
 

 

Конспект интеллектуальной игры « С любовью к России»

 

Цель: Закреплять знания детей о России, ее истории, символики, традициях  русского народа, о людях, прославивших Россию, город в котором живут. Воспитывать в детях гордость за историческое прошлое своей страны.

 

Ход:

Ведущий: 2012 год объявлен годом истории России. Россия страна большая, красивая и богатая. Она возникла очень давно и у нее древняя и интересная история.

Сегодня, дети, играя в интеллектуальную  игру проявят  свои знания о истории нашей России (включены слайды, сопровождающие текст: карта России, Кремлевская площадь, леса, реки, горы, полезные ископаемые).

 

Ребенок читает стихотворение «Я - Россиянин»  Г.Горшков.

 

Живу я в России, россиянин – я!

Я это сознаю, горжусь я этим!

Россия – это Родина моя!

Она милее мне всех стран на свете!

 

В России небо голубее, зеленей трава,

Здесь солнышко теплее греет!

У человека Родина всегда одна,

Потому и дорожим мы ею!

 

Символы России – наши главные слова,

Герб,  Гимн и Флаг – вот ценность нашей жизни,

Президент, Конституция, Кремль и Москва,

 Все это связано с Отчизной нашей!

 

 

Ведущий: Приглашаем детей в зал.

 Звучит Гимн Российской Федерации.

-Сегодня в интеллектуальной игре принимают участие дети подготовительной группы «Незнайка». Это две команды: Команда «Матрешка» и команда «Богатыри ». Команды приветствуют друг друга:

Приветствие команды «Матрешка»:

-Игра нам друг большой и шумный

Она не даст скучать и унывать!

 

Приветствие команды «Богатыри»:

-Затеян спор веселый,  умный,

Поможет о России рассказать.

 

 Приветствие команды «Матрешка»:

 Мы соперникам своим,

 Команде «Богатыри » говорим:

 С вами, мы сразимся,

 И так просто не сдадимся.  

 

Приветствие команды «Богатыри»:

Мы команде  «Матрешка»

Шлем пламенный привет,

И от души желаем

Знать правильный ответ!

 

Ведущий: Спасибо, команды, займите места за игровыми столиками. Предлагаю перед началом игры командам посоветоваться  и выбрать капитана своей команды, который будет отвечать на вопрос, после того, как команда обсудит и выберет один вариант ответа, который посчитает правильным. За правильный ответ вы получаете звезду на свое табло. В конце подведем итоги и определим победителя игры «С любовью к истории России». В игре 4 раунда, 2 переменки, и супер-игра.

  -Итак, внимание! Игра началась!

 

1 раунд  «Человек без Родины, что соловей без песни».

 

Раньше, на Руси было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали земли. Позже, когда на Русь стали нападать иноземные враги, князья объединились  навсегда и выбрали себе главного князя. Он стал называться царем.

 

Вопрос: Кто был первым царем на Руси?

А) Иван Грозный

Б) Пётр 1

В) Николай 2

 

-При правлении царей появилось то, что сейчас нам кажется привычным: Величественный Кремль, Покровский Собор.

 

Вопрос: А что появилось при царе Петре 1?

 

А) артиллерия

Б) пехота

В) морской флот 

 

 

Раньше у каждого князя был свой герб. Современная Россия, как государство имеет свои отличительные черты, которые мы называем символами.  Герб, флаг, гимн – это официальные символы России. Существуют в России и неофициальные символы.

 

Вопрос: Какой из предложенных символов является неофициальным символом России?

 

А) герб

Б) флаг

В) матрешка.

 

Переменка «Чья матрешка звонче поет?»

1 команда:

 

Девочки-беляночки

Где вы набелилися?

Мы вчера коров доили,

Молоком умылися!

 

Я цветочек вышила

Жу- жу- жу услышала,

Села птичка на цветок,

Мастерица – наутек!

 

2 команда:

 

Шли матрешки по дорожке

Было их немножечко

Две матрешки,

Три матрешки

И одна матрешечка.

 

Если б не было воды,

Не было бы кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

 

 

 

 

2 раунд «На героя и слава бежит».

  Нашей стране приходилось часто отражать нападения врагов, чтобы не позволить захватить нашу территорию и ее несметные богатства.

Первыми защитниками на Руси были русские богатыри. Их прославленные имена знают дети: Алеша Попович, Добрыня Никитич.

Вопрос: А вы можете назвать третьего русского богатыря?

 

А) Святослав

Б) Илья Муромец.

В ) Владимир

   

Однажды армия Наполеона вступила на нашу землю. Главнокомандующим русской армии был назначен М.И, Кутузов. Солдаты любили его и с гордостью говорили о нем:

  Вопрос: Как о нем говорили солдаты?

 

  Приехал Кутузов бить:

 

А) поляков

Б)  шведов

В) французов

 

В годы ВОВ наша страна противостояла фашизму. И вновь мужество, и героизм, преданность и отвага пополнила страницы истории новыми героями. Среди них есть и наши земляки: Шишкин, Мартехов. Их именами названы улицы нашего города, трамвайные остановки, школа.

 

Вопрос: Кем была на войне Мария Старцева?

 

А) медсестрой

Б)  врачом

В) поваром

 

3 раунд «Делу время – потехе час».

 

Ведущий: Трудолюбие  - характерная черта Российских людей. Основной работой крестьян является выращивание главного продукта.

Вопрос: Назовите,  что является главным продуктом?

 

 

А) рыба

Б)  хлеб.

В) молоко.

 

Ведущий: Кроме хлеба традиционно пекли пироги с самой разной начинкой. Пекли и особые гостинцы для торжественных обрядов.

 Вопрос: Что дарили люди друг другу?

 

А) ватрушки

Б)   печенье

В)  пряники.

 

Существовали и традиционные напитки.

 

Вопрос: Какой из напитков не был популярным на Руси?

 

А)  чай

Б)  какао

В)  квас

 

Ведущий: чай кипятили в самоварах:

 

Сверху пар, снизу пар

Шипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая.

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем.

Всех в гости приглашаем.

 

Назовите город, в котором издавна делают самовары?

 

А)  Тула

Б)  Орел

В)  Воронеж

 

Вед: Трудолюбив и гостеприимен русский народ. Сложились определенные традиции, обычаи в нашей стране: празднование дня рождения, проводы в армию, 8 марта, Рождество, масленица. Празднование Нового года с 31декабря на 1 января стало традицией по указу Петра 1.

 

Вопрос: А какое дерево необходимо украшать перед наступлением Нового года?

 

А)  березу

Б)   ель

В)  сосну 

 

 

Вед: Новогодний праздник самый интересный, любимый праздник детей.

Вопрос: А с чем приходит обязательно Дед Мороз?

 

 

А) с посохом  

Б)   со снегурочкой

В)  с подарками

 

Переменка.

 

Танец Богатырей.

 

4 раунд «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

 

Вед: Русский народ очень талантливый. Таланты русского народа прославляются в придумывании очень интересных сказок. Вопросы для вас приготовил ваш любимый персонаж Кузя.

 

Вопрос: Какая сказка не является народным фольклором?

 

А)    Морозко

Б)    Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

В)    Хаврошечка 

 

В русских народных сказках герои не только поют песни, но и причитывают.

 

Вопрос: Как  называется сказка, в которой герой причитывает на бережку?

 

«Сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие

Котлы кипят кипучие

Ножи точат булатные

Хотят меня зарезати…»

 

 

А)   «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»      

Б)   «Гуси-лебеди»       

В)    Елена-Премудрая.

 

Вед: Кузя большой проказник, вот и сегодня он приготовил для вас сюрприз. Сюрприз внесите в зал (вносят черный ящик).

 

Вопрос:  Какой предмет часто встречается в сказках? Подсказка: оно круглое, сладкое, наливное, показывает изображение, бывает молодильным,  бывает ядовитым.

В черном ящике – яблоко.

 

 

 

Вед: А еще Кузю интересует, как назвался транспорт Бабы-Яги?

 

 

А)   «Карета»      

Б)   «Ступа»  

В)   «Паровоз»

 

Вопрос: Назовите хищника, который уводил от погони Ивана Царевича?

        

 

А)   « медведь»      

Б)   « заяц»  

В)   « волк»

 

 

Супер - игра с родителями.

 

 

Если царь Петр 1 является отцом русского флота, то

 

Вопрос:  Какой памятник архитектуры и культурного наследия  построили при Иване Грозном?

 

А)    «Кремль»      

Б)   « Казанский собор»  

В)    « Покровский собор»

 

Вопрос: Какой битве исполняется в этом году 200 лет?

 

А)  «Бородино»          

Б)   «Невская битва»  

В)   «Куликовская битва»  

 

Итог: Конечно, сегодня трудно было охватить всю многовековую историю России, но дети доказали, что  у них имеются знания, они любят, ценят, чтят, гордятся своей Родиной, имя которой Россия. А сейчас подведем итоги. Награждение медалями «Знатоки истории России».

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина для детей старшей группы на тему "Русь, Россия – Родина моя!"

Игра-викторина для детей старшей группы на тему"Русь, Россия – Родина моя!" Задачи:закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;формировать понятие родины, как место, где человек родился...

Педагогический проект для детей старшей группы «С любовью к России мы делами добрыми едины»

Цель проекта: формирование у детей чувства любви к своей Родине, ее природе.Задачи проекта:-развивать желание сделать наше село, детский сад еще красивее;-приобщать детей...

Конспект развлекательно – познавательной игры в старшей группе «Моя Родина - РОССИЯ»

Формировать патриотические чувства любви к своей Родине – России...

«Русь, Россия, Родина моя» Конспект игры в старшей группе, для детей имеющих нарушения речи

Программные задачи:- закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;- продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;- систематизировать знания детей ...

Квест-игра в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина — моя Россия»

Цель: расширить представление детей о России как стране, в которой они живут....

КВЕСТ-ИГРА в старшей группе на тему «День России»

Квест-игра для детей старшей и подготовительной к школе группе с персонажем разбойником....

Конспект по патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Путешествие по городам России». Самоанализ занятия в старшей группе «Путешествие по городам России».

Конспект по патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Путешествие по городам России». Самоанализ занятия в старшей группе «Путешествие по городам России»....