Конспект экологической игры "Времена года"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мельникова Надежда Владимировна
Конспект игры по экологии  «Времена года» в подготовительной группе
 
Цели: закреплять понятие о природе в целом, живой и неживой природе; продолжить формирование представления о сезонных явлениях в природе в разное время года; развивать речевые умения, мышление, память; воспитывать интерес к изучению родной природы.
Ход занятия;
Сообщение темы
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло- голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса.
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг (природа)
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся на природу. Вам знакома слово «природа».
- А что она означает? (растения, птицы, животные)
- А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)
– Сегодня мы поговорим о сезонных изменениях в природе в разные времена года.
-Послушайте внимательно загадки
1) Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле. (весна).
2) Посмотрите. Что за сказка?
Всё вокруг в цветах и в красках.
Сколько золотого света!
Ну конечно, это -. (лето).
3) Серые тучи по небу плывут.
Клин журавлей улетает на юг.
В небо взметнулись верхушки сосен.
Бродит уныло за окнами. (осень).
4)Снег танцует и кружится.
Королева-вьюга мчится
На санях, а с ней сама
Раскрасавица-. (зима).
- Что объединяет все слова-отгадки? (Это четыре времени года.)
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Явления природы».
– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появляется на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями, или явлениями природы. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (или сезонов, поэтому они и называются сезонными
– Сейчас мы разобьемся на четыре группы. Каждая группа будет описывать одно из времен года. Группа должна выявить не менее 5 сезонных явлений.
Например- Осень: 1) идет дождь; 2) начинается листопад; 3) первый снег; 4) птицы улетают в теплые края; 5) похолодание.
Выслушиваются выступления всех групп. Воспитатель еще раз обращает внимание детей на предметы живой и неживой природы. Подводится итог работы групп.
Конкурс чтецов: Дети читают наизусть стихотворения, в которых говорится о признаках лета, осени, зимы или весны.
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса.
В их сенях шум и свежее дыханье, и мглой волнистой покрыты небеса.
И редкий солнца луч, и первые морозы, и отдаленные седой зимы угрозы.
Физкультминутка:
Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте).
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам).
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы к верху и «тянутся к солнышку).
И их лучики согрели.
Бабочки летали.
Крыльями махали. (Машут крыльями).
Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши).
Ногами топаем! (Топают ногами).
Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох- выдох).
И немножечко устали! (Дети садятся на свои места).
Игра «Назови месяцы года».
У каждого времени года есть свои месяцы?
Давайте их вспомним.
(показ слайдов)
Викторина «Явления природы (сезонные явления)».
1) Солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, температура воздуха понижается до нуля градусов и ниже. Нависают густые туманы. Дожди затяжные, моросящие. Иногда идет мокрый снег. Реки, озера и пруды покрываются льдом. (Время года – поздняя осень.)
2) Птицы ведут себя беспокойно. Листья на деревьях меняют свою окраску, становятся желтыми, красными, бурыми, а затем опадают. Идет уборка картофеля, моркови, свеклы. На земле, траве, крышах домов по утрам появляется иней. (Время года – осень.)
3) Солнце поднимается невысоко. Дни короче, чем ночи. Реки, озера, пруды скованы льдом. Замерзла почва. Погода стоит морозная. Вся земля покрыта снегом, дуют холодные ветры, часто бывают снегопад и метели. (Время года – зима.)
4) Небо стало голубое, высокое, и по нему плывут белые-белые легкие облака. Становится теплее. Тает снег, бегут ручьи, на реках ледоход, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки и появляются первоцветы. (Время года – весна.)
5) Солнце поднимается высоко. Погода стоит жаркая. Вся земля покрыта зеленым ковром. Весело щебечут птицы, заботясь о своем потомстве. Цветут цветы, порхают бабочки, летают пчелы. Все вокруг движется, радует яркими красками. (Время года – лето.)
Игра «Когда это бывает?»
Деревья сбросили наряд
И обнажённые стоят.
Но что за чудо? Как цветок.
На ветке маленький. (листок).
(Листопад - осенью.)
Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый, самый нежный, -
Чистый маленький. (подснежник).
(Весной.)
Много снега намело.
Птичкам стало голодно.
Смастерю для них кормушку,
Дам им зёрен, дам ватрушку.
Прилетай ко мне скорей,
Забияка-воробей.
Прилетай ко мне, сестрица,
Желтогрудая. (синица).
(Зимой.)
Это - девочка Наташка
В ярко -розовой рубашке.
Над Наташкой вьётся пташка.
В поле зацвела. (ромашка).
(Летом.)
Игра «Пантомима».
В каждое времени года люди придумали интересные занятия – забавы.
Назовите, какие зимние детские забавы вы знаете?
Ребята, покажите мимикой и жестами любимые свои забавы.
Зима - катание на лыжах, коньках, санках, игра в снежки.
Весна - пускание корабликов, игра в классики.
Лето — плавание, игра в футбол.
Осень - сбор осенних листьев.
Итог занятия.
– Что нового вы узнали на занятии?
-Что понравилось вам на занятии?
– Какое время года вы любите?
Занятие окончено. Спасибо всем за активную работу
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vremena_goda.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Времена года» в подготовительной группе

Цели: закреплять понятие о природе в целом, живой и неживой природе; продолжить формирование представления о сезонных явлениях в природе в разное время года; развивать речевые умения, мышление, память; воспитывать интерес к изучению родной природы.

Ход занятия;

Сообщение темы

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло- голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса.

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг (природа)

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся на природу. Вам знакома слово «природа».

- А что она означает? (растения, птицы, животные)

- А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)

– Сегодня мы поговорим о сезонных изменениях в природе в разные времена года.

-Послушайте внимательно загадки

1) Сиренью пахнет, небо ясно,

Трава нежна и зелена.

И в сарафане ярко-красном

Шагает по земле. (весна).

2) Посмотрите. Что за сказка?

Всё вокруг в цветах и в красках.

Сколько золотого света!

Ну конечно, это -. (лето).

3) Серые тучи по небу плывут.

Клин журавлей улетает на юг.

В небо взметнулись верхушки сосен.

Бродит уныло за окнами. (осень).

4)Снег танцует и кружится.

Королева-вьюга мчится

На санях, а с ней сама

Раскрасавица-. (зима).

- Что объединяет все слова-отгадки? (Это четыре времени года.)

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Явления природы».

– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появляется на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями, или явлениями природы. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (или сезонов, поэтому они и называются сезонными

– Сейчас мы разобьемся на четыре группы. Каждая группа будет описывать одно из времен года. Группа должна выявить не менее 5 сезонных явлений.

Например- Осень: 1) идет дождь; 2) начинается листопад; 3) первый снег; 4) птицы улетают в теплые края; 5) похолодание.

Выслушиваются выступления всех групп. Воспитатель еще раз обращает внимание детей на предметы живой и неживой природы. Подводится итог работы групп.

Конкурс чтецов: Дети читают наизусть стихотворения, в которых говорится о признаках лета, осени, зимы или весны.

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса.

В их сенях шум и свежее дыханье, и мглой волнистой покрыты небеса.

И редкий солнца луч, и первые морозы, и отдаленные седой зимы угрозы.

Физкультминутка:

Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте).

За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам).

Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы к верху и «тянутся к солнышку).

И их лучики согрели.

Бабочки летали.

Крыльями махали. (Машут крыльями).

Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши).

Ногами топаем! (Топают ногами).

Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох- выдох).

И немножечко устали! (Дети садятся на свои места).

Игра «Назови месяцы года».

У каждого времени года есть свои месяцы?

Давайте их вспомним.

(показ слайдов)

Викторина «Явления природы (сезонные явления)».

1) Солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, температура воздуха понижается до нуля градусов и ниже. Нависают густые туманы. Дожди затяжные, моросящие. Иногда идет мокрый снег. Реки, озера и пруды покрываются льдом. (Время года – поздняя осень.)

2) Птицы ведут себя беспокойно. Листья на деревьях меняют свою окраску, становятся желтыми, красными, бурыми, а затем опадают. Идет уборка картофеля, моркови, свеклы. На земле, траве, крышах домов по утрам появляется иней. (Время года – осень.)

3) Солнце поднимается невысоко. Дни короче, чем ночи. Реки, озера, пруды скованы льдом. Замерзла почва. Погода стоит морозная. Вся земля покрыта снегом, дуют холодные ветры, часто бывают снегопад и метели. (Время года – зима.)

4) Небо стало голубое, высокое, и по нему плывут белые-белые легкие облака. Становится теплее. Тает снег, бегут ручьи, на реках ледоход, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки и появляются первоцветы. (Время года – весна.)

5) Солнце поднимается высоко. Погода стоит жаркая. Вся земля покрыта зеленым ковром. Весело щебечут птицы, заботясь о своем потомстве. Цветут цветы, порхают бабочки, летают пчелы. Все вокруг движется, радует яркими красками. (Время года – лето.)

Игра «Когда это бывает?»

Деревья сбросили наряд

И обнажённые стоят.

Но что за чудо? Как цветок.

На ветке маленький. (листок).

(Листопад - осенью.)

Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый, самый нежный, -

Чистый маленький. (подснежник).

(Весной.)

Много снега намело.

Птичкам стало голодно.

Смастерю для них кормушку,

Дам им зёрен, дам ватрушку.

Прилетай ко мне скорей,

Забияка-воробей.

Прилетай ко мне, сестрица,

Желтогрудая. (синица).

(Зимой.)

Это - девочка Наташка

В ярко -розовой рубашке.

Над Наташкой вьётся пташка.

В поле зацвела. (ромашка).

(Летом.)

Игра «Пантомима».

В каждое времени года люди придумали интересные занятия – забавы.

Назовите, какие зимние детские забавы вы знаете?

Ребята, покажите мимикой и жестами любимые свои забавы.

Зима - катание на лыжах, коньках, санках, игра в снежки.

Весна - пускание корабликов, игра в классики.

Лето — плавание, игра в футбол.

Осень - сбор осенних листьев.

Итог занятия.

– Что нового вы узнали на занятии?

-Что понравилось вам на занятии?

– Какое время года вы любите?

Занятие окончено. Спасибо всем за активную работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект экологической гостиной (для детей и их родителей) младшей группы "Экологическое воспитание дошкольников"

·      Данный план-конспект позволит дать родителям представление об актуальности экологического образования,·        Побуждать родителей к совм...

Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»

Знакомство детей с экологической тропой детского сада...

Конспект экологического занятия с элементами экспериментирования для 2 младшей группы. Тема: «Воздух и вода - наши природные друзья» (Возраст: 3-4 года)

Конспект экологического занятия с элементами экспериментирования для 2 младшей группы.Тема: «Воздух и вода - наши природные друзья»(Возраст: 3-4 года)...

Конспект экологического занятия в старшей группе "Экологическая лестница"

Конспетк являетсячастью пректа по экологическому воспитанию, содержит познавательную информацию о экологической пирамиде леса, о пользе растений и животных, их взаимозависимости. Учит замечать изменен...

Конспект экологической викторины «Экологические Знайки" с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: уточнить и расширить с детьми имеющиеся у детей представления о животном и растительном мире, их характерных особенностях. Закрепить представления детей о культуре поведения в природе, правилах ...

Конспект экологической викторины для старших дошкольников "Времена года"

Викторина подготовлена для старших дошкольников по "Временам года"....