"В гости к Лесовичку" (игра путешествие)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кузнецова Наталья Михайловна

Игра путешествие для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_ekologii.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 52»

Конспект

игра – путешествие с детьми старшей группы

общеразвивающей направленности

на тему : « В гости к Лесовичку»

Разработала воспитатель

Кузнецова Н.М.

Заволжье

Цель: формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к природе, включение старших дошкольников в разноплановую творческую деятельность экологического содержания, воспитания любви к Родине.

Форма: игра – путешествие, кукольный спектакль.

Оборудование: магнитофон, диск с записью шумом леса, криком совы, стуком дятла, ветра, вьюги, легкой весёлой музыки.

Реквизит: ширма для кукольного театра, лес, деревья, пенёк.

Действующие лица: лесовичок - взрослый,

колобок – ребёнок,

ёж - ребёнок

лиса – ребёнок

белка - ребёнок

заяц - ребёнок

Оформление: зал украшен плакатами и рисунками о защите природы, созданными детьми и их родителями.

Ход игры:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что мы вновь встретились с вами. Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о природе.

Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу.

Она, как никогда сегодня нуждается в защите, заботе и любви.

Мы узнаем, действительно ли вы знаете жизнь зверей, птиц, растений,

насекомых, умеете ли правильно вести себя на природе, готовы её оберегать.

И в этой беседе мне будет помогать, как вы думаете кто?

Дети: Петрушка.

Вед. Нет, ребята, не Петрушка!

Есть на свете старичок

Старичок – Лесовичок.

Носит он из пёстрых листьев

Разноцветный колпачок

Сапоги берестяные,

Шаровары расписные.

Сам в зелёном армяке,

Посошок в его руке.

Как по узеньким тропинкам

Ходит – бродит по травинкам

Старичок – Лесовичок,

Разноцветный колпачок

Каждый день и в дождь, и в зной

Сторожит он мир лесной.

На ширме появляется старичок - Лесовичок, приветствует ребят.

Лесовик: это Я – седой старик.

Называюсь Лесовик.

Этот лес Я сторожу,

За порядком здесь слежу.

(Навстречу выкатывается колобок).

Колобок: я по коробу скребён,

По сусекам метён,

На сметане стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки уше (замечает ребят)

А куда же я пришел?

Лесовик: добро пожаловать! Куда ты катишься, колобок?

Колобок: куда глаза глядят. А ты кто такой?

Лесовик: я - хозяин леса. Старичок – Лесовичок.

Колобок: о! А я думал, что старички – лесовечки бывают только в сказках да на картинках.

Лесовик: Да ты не удивляйся! Я ведь не всем показываюсь. А только тем, кто верит в меня.

Колобок: а где ты живешь?

Лесовик: в лесу. А ты знаешь, что такое лес?

Колобок: нет, я ещё ничего не знаю, я только из печи.

Лесовик: давай спросим у ребят. Ребята! Объясните, что такое лес.

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен.

1-й ребёнок: лес – это наше богатство.

2-й ребёнок: лес - это зелёный наряд нашей земли. Там где лес, всегда чистый воздух.

3-й ребёнок: лес – это дом для зверей и птиц.

4-й ребёнок: лес – это наш друг, задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

5-й ребёнок: лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы – людям.

Лесовик: молодцы, ребята! Много знаете о лесе. Но это только часть леса. Кроме всего сказанного есть еще в лесу кустарники, травы, лишайники и, конечно, в любом лесу водятся птицы, животные. Они тоже жители леса. Без грибов, зверей, птиц и лес не лес.

Лес не только для нашей забавы,

Он богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу друзья, взращены,

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой!

А уж, сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать – не сосчитать!

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодежь.

Колобок: ой! Как интересно! А откуда ты все это знаешь?

Лесовик: да я все о лесе знаю.

Колобок: а что ты в лесу делаешь?

Лесовик: вот те на! Да забот у меня полон рот. Я должен каждый день обходить весь лес, и смотреть, все ли в порядке?

Колобок: лесовик, возьми и меня и ребят с собой!

Лесовик: Возьму! От чего не взять? Но коле вас сегодня так много собралось, проведу - ка я вас по особым тропкам. Может, кого и встретим, за одно ваши знания да смекалку проверю.

(звучит музыка, все отправляются в путь).

Лесовик: А вот здесь мы с вами, пожалуй, и первую остановочку сделаем. Поищи-ка там под пенечком, там загадки должны быть спрятаны. Если отгадаете загадки, ждет вас встреча с обитателями леса. Они расскажут, как живётся им в лесу зимой.

(Колобок достает конверт с загадками).

Загадки.

Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? (белка).

Любил груши и мед, сладкоежкою слывет,

А еще могу сказать, очень любит он поспать (медведь).

Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки не одной (еж).

Рыжая плутовка, с пушистым хвостом,

Живет в лесу под кустом (лиса).

Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк).

Зимой белый – летом серый (заяц).

Быстрый маленький зверек по деревьям скок да скок (белка).

Он хозяин леса строгий, а поспать любит в берлоге, страшно может реветь, кто, скажите он? (медведь).

Лесовик: молодцы, ребята! Все загадки отгадали! Ждет Вас встреча с лесными обитателями. А мы с колобком, отправляемся дальше.

(Под музыку белка, еж, заяц, лиса и рассказывают о себе).

Белка: я – белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок.

Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.

Меньше приходится прыгать, скакать, силы надо беречь сохранять.

Всю осень дупло утепляла. Пуха, соломки туда натаскала.

К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи,

Чтоб зимой не голодать. Где ж еду в мороз держать?

Трудно белке зимовать…

Когда долгая зима, когда снежная она, когда сильные морозы.

К людям тогда скачу, помощи у них ищу.

Еж: зимой я крепко сплю,

Зарывшись в теплую нору.

Готовил с осени: грибы и ягоды припас.

Трудился, не ленился.

Меня вот разбудили, и к вам ребята, пригласили.

Чтоб о себе все рассказал.

Сюда б медведя я позвал,

Но он в берлоге спит, и его нельзя будить.

Он с осени свой жир копил, много ел и много пил.

Нам с медведем зимой одна работа – крепко спать и весны ждать.

Заяц: я – заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.

Под кусточком присяду, спрячусь под сосной!

Не увидит, не узнает зверь меня лесной.

Я хотя и не трус, но всего, боюсь.

Очень трудно бывает, когда сильный мороз

И еды не хватает.

А питаюсь я корой, ягодой замерзшей

Что под снегом заяц найдет – то ему впрок пойдет.

Вы ж, зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте

Где еды приберегите, пугайте не гоните.

Лиса: я зимы не боюсь, в шубу теплую ряжусь.

Хвост, красивый какой – мне он нравится самой!

Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую и живность, какую.

Хочу зайца поймать, но мне его не догнать!

Об этом, наверное, мало, кто знает,

Но мне зимой трудно бывает,

Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.

(Появляется Лесовик).

Лесовик: а еще есть зверь лесной,

Он, ребята, очень злой.

Вы с ним даже не встречались!

Вы б его испугались!

Угадайте? Это – волк!

Я сам расскажу, как зимует он в лесу.

Волк зимой очень злой.

В одиночку не ходит; волки стаями бродят.

Серые, худые, голодные и злые.

Воют волки по ночам, даже страшно зверям!

Лучше им не попадаться, надо их остерегаться.

Но и волку трудно зимой

Еды не хватает, и он голодает.

Лесовик: ну вот ребята, вы узнали, как живут наши братья меньшие в лесу зимой.

Ребята, давайте вспомним пословицы о животных.

Пословицы.

Рысь за двумя зайцами не гонится, но одного не пропустит.

Волк каждый год линяет, а нрав не меняет.

Лица семерых волков проведет.

Лиса около норы на промысел не ходит.

Лиса и во сне кур считает.

Лесовик: ну что, ребята? Притомились, наверное? Давайте-ка мы с вами отдохнем, потом дальше по тропинке пойдем. Сейчас я хочу с вами поиграть.

Хочу, проверить знаете, ли вы деревья. Я буду называть разные деревья, если они растут в нашем лесу – прыжок на месте, если нет – хлопок в ладоши.

Слушайте внимательно.

Осина, тополь, малина, лимон, ель, облепиха, береза и роза. Кедр, сосна, мимоза, апельсин. Липа, клен, лиственница, мандарин.

Лесовик: смотрите-ка, молодцы! Внимательно слушали! Я думаю, что вы все знаете, как надо вести себя в лесу: зверушек не обижать, деревья не ломать, следить, что бы пожар случайно не возник. А еще, какие правила вы знаете?

Дети:

Не разорять птичьи гнёзда

Не разорять муравейники

Не забирать из леса домой животных

Не рвать редкие цветы

Не ловить бабочек и стрекоз

Не шуметь в лесу

Не разжигать костёр в лесу без взрослых

Не вырезать надписи на деревьях

Не вырывать кустарники с корнем

Не портить несъедобные грибы

Лесовик: конечно, ребята.

Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Лесовик: Да, если мы плохо, небрежно будем относиться к природе, не будем беречь её и охранять, то всё погибнет и не будет красоты, чистого воздуха. Ребята! А как мы можем помочь природе? Может, кто из вас подскажет?

Дети читают стихи.

Разговор о птицах.

Как-то Петя Борю встретил.

Стал хвалиться Боря Пете:

- Ух, я знаю много гнёзд!

Знаю, где щегол, где дрозд,

Знаю, где живут сычи.

- Если знаешь - помолчи!

Не болтай! -

Заметил Петя. -

Будь полезен им хоть этим!

Г. Ладонщиков.

Берёзка.

Какой-то мальчишка

Поранил берёзку

Ножом перочинным

Прорезал полоску.

Берёзка, не плачь,

Я в аптеку схожу

И бинтиком ранку твою завяжу.

Н. Суслов.

Этот мальчик любит в зной.

Отдыхать в тени лесной.

А скажи-ка ты ему:

Если лес тебе так мил,

Сам нигде ты почему

Деревца не посадил?

М. Миршакар

У красы-березки

платье серебрится,

У красы-березки

зеленые косицы.

Со двора к березке

выскочили козы,

Стали грызть березку,

а березка - в слезы.

Защищать березку

стали мы гурьбою,

Чтоб краса-березка

выросла большою.

П. Воронько

(Появляются лесные звери).

Белка: Увидел молодой росток,

Не трогай и не рви.

Пройди-ка мимо улыбнись.

Пройдут года, и вырастит там

Целебная трава.

Лиса: Лес зелёный охраняй,

Ни кого не обижай!

Не губи деревья ты

Сохрани в лесу цветы!

Ёж: Ты пришёл за помощью к природе?

Добрым будь и береги её.

Ветки не ломай, не трогай

Помни, нужно много лет,

Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Колобок: Земля нам подарила

Хорошего не мало.

И ждёт она в тревоге

Чтоб мы ее спасли.

Одна для всех на свете

Единственная мама

А мы родные дети

У матери Земли.

Лесовик: Ты, дружок,

Смотри. Не подкачай!

Правдивым быть,

И добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса,

Простор полей,

Всё просто зовётся Родиной твоей!

Звучит песня на мотив «Солнечный круг» (исполняют все участники).

Солнечный круг, небо вокруг-

Помнишь рисунок мальчишки?

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке

Пусть всегда будут реки,

Пусть всегда будет рыба,

Пусть всегда будет море

А в пустыне - верблюд!

Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы,

Пусть в тайге будут звери,

А у дома цветы!

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети,

Пусть в чистом небе

Будет солнце светить!

Сюрпризный момент

Использование загадки

Появление игрового персонажа

Использование

Художественного слова

Вопросы к детям

Индивидуальные ответы детей

Словесное поощрение

Уточнение

Использование художественного слова

Использование музыки

Использование загадок

Словесное поощрение

Использование музыки

Рассказ о белке

Рассказ про ежа

Рассказ про зайца

Рассказ о лисе

Вопросы у детям

Использование загадок

Использование пословиц

Игра

Уточнение правил поведения

Вопросы к детям

Ответы детей

Использование художественного слова

Появление героев

песня на мотив «Солнечный круг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике для детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в гости к цифрам"

  Занятие проводится во второй половине года. Рекомендовано для детей, имеющих устойчивые знания о геометрических фигурах, числах и цифрах в пределах 4-х....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Конспекты занятий: "Викторина по сказкам К. И. Чуковского," "Путешествие по зимнему лесу", "У осени в гостях"

1. Использовала мультемедийный материал с  портала "Социальная сеть работников образования".2. Тематический досуг. Интеграция с музыкальным руководителем. Лексическая тема: "Дикие животные и их д...

"В гости к вежливым ребятам" (игра-путешествие)

Предлагаю разработку занятия (игры-путешествия) по социальному развитию со старшей дошкольной группой детей с нарушением интеллекта....

« В гости к бабушке Варварушке», «Путешествие по русским народным сказкам» , «Театрализованная игра по сказке «Репка»

1.Конспект занятия по развитию речи  во второй младшей группе с использованием малых фольклорных жанров " В гости к бабушке Варварушке"2.Конспект занятия по развитию речи...