Конспект занятия по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Соловова Елена Николаевна

Предлагаю Вашему вниманию разработанный мною конспект занятия по непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 6-7 лет "Путешествие в Стекляндию" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_puteshestvie_v_steklyandiyu.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования  и молодежной политики администрации г. Рязани

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

______________________________«Детский сад №17»_______________________________

г. Рязань, ул.Горького, д.29 а, телефоны: 25-56-37;

факс: 25-56-37; e-mail: zvezd17@yandex.ru

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми 6-7 лет по теме:

«Путешествие в Стекляндию»

Составитель:

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Соловова Елена Николаевна

Рязань, 2022 г.

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально – коммуникативное развитие", "Художественно – эстетическое развитие".

Цель: формировать у детей познавательную активности в процессе знакомства со свойствами стекла.

Задачи:

  1. обучающие:
  • познакомить дошкольников со свойствами стекла в процессе опытно – исследовательской деятельности;
  • расширить и систематизировать знания детей о стекле как созданном человеком материале;
  • формировать представления о свойствах стекла и использовании его человеком;
  1. развивающие:
  • развивать познавательную активность и любознательность детей в процессе опытно - экспериментальной деятельности;
  • развивать навыки постановки опытов;
  • развивать память, внимание, связную речь, логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи;
  1. воспитательные:
  • воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю;
  • воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла;
  • воспитывать уважение к труду взрослых.

Предварительная работа:

  • рассматривание предметов, сделанных из разных материалов;
  • составление рассказов, заучивание пословиц о труде, рассматривание иллюстраций о профессиях взрослых;
  • чтение стихотворений о стекле, отгадывание загадок.

Словарная работа: стеклянный, стеклянное, стеклянная, стеклянные, стеклодув, твёрдое, хрупкое, гладкое, шероховатое, тяжёлое, прозрачное, цветное, водонепроницаемое, витраж.

Формы организации коллективной деятельности – совместная деятельность педагога и дошкольников.

Методы и приёмы: сюрпризный момент, отгадывание загадок, просмотр видеофрагментов, экспериментирование.

Оборудование: ТСО - компьютер, музыкальные колонки, экран, проектор; настольная лампа, письмо и записки из Стекляндии, изделия из стекла; стекло в рамке для изготовления витража.

Раздаточный материал: разноцветные стеклянные камушки, мыльные пузыри и трубочки, стеклянные банки, деревянные палочки, пуговицы, кисти, краски для изготовления витража.


Ход непосредственно образовательной деятельности:

Слайд 1

В: Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать на нашем занятии.

Я вам подарю улыбку свою

Вы подарите в ответ мне свою!

Вы улыбнулись и это прекрасно

Значит, гостить будем здесь не напрасно!

В: Ребята, посмотрите – сегодня в группу нам почтальон принёс очень необычное письмо. Как вы думаете, откуда оно?

(Воспитатель держит в руках письмо, написанное на прозрачной основе, похожей на стекло)

Д:

В: Давайте прочтём его. Может после этого мы узнаем, откуда оно.

«Здравствуйте, ребята. Пишут Вам жители Стекляндии. Хотим Вам рассказать о себе – мы все очень хрупкие, в основном мы прозрачные, но есть среди нас и цветные жители. Мы водонепроницаемы, не пропускают ни тепло, ни холод, но зато пропускаем свет. Мы все очень дружны и никогда не скучаем. У каждого из нас всегда найдется дело. Ребята, мы хотим с вами познакомиться. Поэтому приглашаем Вас посетить нашу волшебную страну.»

В: Ребята это не письмо, а приглашение в волшебную страну. Хотите в неё попасть и познакомиться с жителями Стекляндии?

Д:

В: Мне бы тоже хотелось оказаться в Стекляндии. Готовы отправиться в путь?

Д:

В: Тогда возьмёмся за руки, закроем глаза и переместимся в волшебную страну.

Если мы глаза закроем

И подглядывать не будем,

Мы волшебный мир откроем,

О котором не забудем.

Слайд 2

(Звучит волшебная музыка, дети открывают глаза, проходят с воспитателем к столу со стеклянными предметами)

Слайд 3

В: Вот мы с вами и оказались в волшебной стране Стекляндии. Ребята, посмотрите, нас встречают жители стеклянной страны. Давайте с ними познакомимся, отгадав загадки.

Вот стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а вечером проснётся,

Ярким пламенем зажжётся.

Что же это может быть?

Д:

В: Правильно. Ваня, покажи нам лампочку. Какая она?

Д:

В: Слушайте следующую загадку.

Если б не было ее,

Было б кушать тяжело.

Некуда и суп налить

И котлетку положить.

Д:

В: Оля, расскажи о тарелке на столе.

Д:

В: Молодец. Третья загадка.

Целый год лежит на полке,

А теперь висит на ёлке.

Это не фонарик, а волшебный…

Д:

В: Кто из вас украшал новогоднюю ёлку волшебными шарами?

Д:

В: Из чего они сделаны?

Д:

В: Значит шары висят на ёлке какие?

Д:

В: Ещё загадка о жителе Стекляндии.

В ней ромашковый букет

Или килограмм конфет.

Догадаетесь вы сразу,

То, что перед вами…

Д: Ваза.

В: Макар на столе есть стеклянная ваза? Покажи ее ребятам и расскажи о ней.

Д:

В: А какие стеклянные предметы знаете вы? Назовите их.

Д:

В: Вы правильно отгадали загадки о жителях Стекляндии. Ребята, а чем они все похожи?

Д:

В: Давайте подведём итог – какие предметы живут в Стекляндии?

Д:

В: Были времена, когда человек не знал, что такое стекло. В наше время стеклянные предметы встречаются везде и в садике, дома, на улице. А как вы думаете, когда впервые появилось стекло?

В: Я хочу рассказать вам одну интересную историю о том, как люди впервые смогли получить стекло. Присаживайтесь на стулья и послушайте ее.

(Дети с воспитателем присаживаются на стулья)

В: Считается, что родиной стекла является Древний Египет.

Слайд 4

В: Тайна стекла людям открылась около 5000 лет назад. Шли по пустыне уставшие торговцы содой.

Слайд 5

В: С приходом вечера решили устроить они привал с ночлегом. Разожгли костры для приготовления пищи. А чтобы пустынный ветер не раздувал сильно пламя, путники обложили его кусками соды.

        Слайд 6

        В: Всю ночь полыхал на ветру костёр. А в сердце его вершилось таинство слияния соды и песка. И родилось чудо! Твёрдый как камень, прозрачный как воды ручья, сверкающий на солнце слиток. Этот слиток лежал на отгоревшем кострище. Так люди впервые увидели стекло.

        В: Ребята, у меня в корзине лежат похожие стеклянные слитки. Конечно они не такие, какие утром нашли торговцы на пепелище. Эти слитки изготовлены на современном стекольном производстве. Давайте рассмотрим их. Подходите ко мне.

        (Дети встают со стульев, подходят к воспитателю)

        В: Возьмите в руки эти стеклянные камушки. Рассмотрите их.

        (дети берут в руки безопасные стеклянные камушки)

        В: Ребята, какой формы эти камни? Какие на ощупь? Какого они цвета?

Д:

Слайд 7

        В: Много веков прошло с тех пор, как люди научились сами варить стекло. Для того, чтобы сделать стекло, люди смешивают белый песок и соду. В специальной печи при очень высокой температуре их нагревают. Вместе они превращаются в вязкую тягучую массу. Поэтому и говорят, что «стекло варят». Затем с этой тягучей массой начинают работать мастера - стеклодувы. Давайте посмотрим, как это происходит.

        Слайд 8

        В: Ребята, кто запомнил как называется профессия мастера, работающего с расплавленным стеклом?

Д:

В: Давайте ещё раз вместе произнесём название этой профессии

Д:

В: А как работает стеклодув?

Д:

В: Мастер – стеклодув набирает на кончик стеклодувной трубки шарик расплавленного стекла и выдувает из него пузырь. Предлагаю вам побывать в роли стеклодува. Но только выдувать мы будем не стекло, а пузыри.

Дыхательная гимнастика «Стеклодувы»

Слайд 9

В: Ребята подходите ко мне. Возьмите трубочки, один кончик опустите в мыльный раствор. Для начала глубоко вдохните воздух, наполните им свои лёгкие. Достаньте трубочки. А затем постепенно выпускайте воздух наружу, выдувая неспеша через трубочку мыльный пузырь.

(Дети дуют мыльные пузыри, наблюдают за ними)

В: Как красиво. Ребята, какой формы мыльные пузыри получаются?

Д:

В: Чем они похожи на стекло?

Д:

В: Очень жаль, что мыльные пузыри в отличие от стеклянных очень непрочные.

Осторожно: пузыри!

Ой какие! Ой смотри!

Раздуваются, блестят,

Отрываются, летят.

Мой со сливу,

Мой с орех!

Мой не лопнул дольше всех!

В: Понравилось вам быть «стеклодувами»? Кладите трубочки на поднос. Возможно, в будущем кто – то из вас станет мастером – стеклодувом. А Нам пора отправляться дальше.

(Дети с воспитателем проходят к столам для экспериментирования)

В: Ребята, посмотрите. Здесь какая-то записка. Давайте ее прочитаем.

Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?

В: Как вы думаете, что бы это означало?

Д:

В: Верно. Жители Стекляндии предлагают нам провести эксперименты со стеклом. Ребята, кто знает, где проводятся эксперименты?

Д:

В: Правильно. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Д:

Слайд 10

В: Молодцы. Все правила назвали. Проходите за столы экспериментирования.

(дети рассаживаются за столы)

Экспериментальная деятельность

В: Ребята, перед вами стоит стеклянная баночка. Возьмите ее в руки. Но будьте осторожны, ведь мы с вами узнали, что стекло хрупкий материал. Какая баночка на ощупь?

Д:

В: Можете ли вы изменить ее форму?

Д:

В: Почему:

Д:

В: Сделайте вывод.

Д:

Вывод 1: Стекло это твёрдый прочный материал, изменить форму которого нельзя.

В: Как вы думаете, где это свойство стекла применяется?

Д:

В: Ребята, попробуйте посмотреть на окружающие предметы. Что заметили?

Д:

В: А почему вы смогли увидеть то, что вас окружает?

Д:

В: Сделайте вывод?

Д:

Вывод 2: Стекло прозрачный материал, через который можно видеть окружающие предметы.

В: Где это свойство стекла нашло своё применение?

Д:

В: Как вы думаете, что произойдёт, если в стеклянную баночку положить пуговицу?

Д:

В: Давайте проверим. Положите на дно банки пуговицу. Что заметили?

Д:

В: Что позволяет нам увидеть в банке пуговицу?

Д:

Вывод 3: Прозрачное стекло пропускает свет, поэтому видны окружающие предметы.

В: Назовите, как применяется это свойство стекла.

Д:

В: Я вам аккуратно налью в стакан воду. Проверим, пропускает ли стекло воду?

Д:

В: Мы доказали ещё одно свойство стекла. Какое?

Д:

Вывод 4: Стекло – водонепроницаемо.

В: А где это свойство можно использовать?

Д:

В: Есть у стекла ещё одно интересное свойство, хотите узнать, какое? У вас на столе лежат деревянные палочки. Возьмите их и начните аккуратно легкими движениями постукивать о стакан. Что вы слышите?

Д:

В: Какое свойство стекла мы обнаружили?

Д:

Вывод 5: Стекло может издавать звук.

В: Это еще одно свойство стекла – издавать звук. Ребята, а вы знаете, где применяется это свойство стекла?

Д:

В: Я вам расскажу. Есть музыканты, которые создают очень красивые мелодии, играя на стеклянной посуде, заполненной водой. Давайте посмотрим, как это происходит. Вставайте со своих мест.

(Дети располагаются перед экраном)

Слайд 11

В: Ребята, слушая такую замечательную мелодию, мне захотелось танцевать. А вам?

Д:

В: Давайте немного отдохнём и потанцуем.

Динамическая музыкальная пауза

Слайд 12

В: Ребята, давайте еще раз рассмотрим стеклянные разноцветные камушки.

        (Воспитатель раздаёт детям стеклянные разноцветные камушки)

        В: Посмотрите через стекло на окружающие предметы. Вы что – нибудь заметили?

Д:

В: Оля, а почему у тебя все вокруг стало розовым:

Д:

В: Федя , а как ты думаешь, почему у тебя все вокруг стало синим?

Д:

В: О каком свойстве стекла мы сейчас узнали?

Д:

Вывод 6: Разноцветное стекло так же как и прозрачное пропускает свет.

В: А как это свойство стекла, где можно применять?

Д:

В: Ребята существует картины, окна и даже целые стены цветного стекла, сделанного на производстве. А можно такое стекло сделать самостоятельно. А вы знаете, как это можно сделать?

Д:

В: Правильно, на стекле можно рисовать. Роспись по стеклу называется витражная живопись или просто витраж. Посмотрите, какие необычные окна бывают, если их расписать.

Слайд 13

В: Цветные витражи и лучи света, проходящие сквозь них – по истине великолепное зрелище. Витраж – это уже заранее заготовленный шаблон на стекле, разделённый на части – сектора.

(Дети с воспитателем рассматривают изображения витражей)

В: В Стекляндии есть мастерские художников витражной живописи. Предлагаю вам заглянуть в одну из таких мастерских и самим создать витражное окно.

(Дети с воспитателем проходят за стол – мастерскую, где лежит стекло в рамке с нанесённым на него рисунком)

Художественно – творческая деятельность детей

В: Ребета перед каждым из вас стоит баночка с краской одного цвета и кисть. Каждый из вас будет раскрашивать лишь свой сектор витража. Оля – ты раскрась небо, Фёдор – траву, Варя и Соня – башни замка…. Но будьте внимательными, не заходите за края своих секторов. А я прорисую мелкие детали витража.

(Коллективная творческая деятельность детей)

В: Какой красивый витраж у нас получился. Мы с вами доказали, что такое стекло пропускает свет. А как вы думаете, наш витраж пропускает свет?

Д:

В: Давайте проверим. Я возьму наш витраж, включу лампу и мы проверим, пропускает ли он свет. Вставайте со своих мест.

(Дети с воспитателем проходят к столу, на котором стоит настольная лампа. Воспитатель ставит на стол, включает за ним настольную лампу)

В: Ну что, пропускает наш витраж свет?

Д:

В: ребята, мне очень хочется забрать нашу работу с собой в детский сад. Но я боюсь, что с ней что-то может случиться в пути. Как же это нам сделать?

Д:

В: А давайте попросим жителей Стекляндии отправить нам витраж по почте. Для этого назовём им свой адрес.

Д:

В: С нетерпением будем ждать посылку из Стекляндии. Но что-то мы загостились в Стекляндии. Нам пора прощаться с ее жителями и возвращаться в детский сад.

(Воспитатель обращает внимание на записку на столе)

В: Ребята, посмотрите, здесь ещё одно послание от жителей Стекляндии. Давайте ее прочитаем:

«Ребята, мы наблюдали за вами во время путешествия по нашей стране. Вы были очень внимательными, активными. Мы конечно же отправим вам ваш витраж по почте, надёжно его упаковав. Вы очень нам понравились. Поэтому хотим вас еще пригласить к нам в гости. До свидания.»

В: Ребята, поблагодарим жителей Стекляндии за приглашение в свою страну. А нам пора возвращаться в детский сад.

Слайд 13

В: А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда! 

Слайд 14

В: Ребята, какое интересное путешествие у нас получилось. Что нового вы узнали? Чему научились? С какой профессией мы познакомились? Что научились изготавливать?

Д:

В: А давайте подумаем, что было бы если не было стекла?

Д:

В: Впереди нас еще ждут новые открытия и знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По познавательному развитию Занятие по ПДД в старшей группе тема: Путешествие в страну «Почемучек»

Образовательная задача: Дать детям представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, закрепить знание дорожного знака – «пешеходный переход».Развивающая задача: Познакомить и учить р...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе «Как помочь Мишутке?»(в конспекте фото занятия)

Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Дать представление о способах укрепления и сохранения здоровья (утрен...

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.

Занятие по познавательному развитию  «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....