конспект человек-4 стихии
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Песоцкая Татьяна

Ознакомление с окружающим

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект игровой образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром в интеграции с ручным трудом в  коррекционной логопедической подготовительной к школе группе

«Жизнь на земле-четыре стихии»

Программное содержание :

Познавательное развитие: Дать знания детей о том.что человек является самым главным существом на земле. Закрепить ,обобщить знания детей о том ,что каждому живому существу на земле нужен дом,  своя стихия .где он обитает: рыбам-вода, птицам-воздух, небо; животным-лес, горы, степи, а человеку-нужна вся земля .Развивать познавательные интересы на основе исторического материала. Развивать мелкую моторику.

Цели: обобщить знания детей о видах(классах) животных: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые; закреплять умение классифицировать животных по общим признакам; находить сходство представителей одного класса; способствовать развитию у детей понимания ценности жизни, значимости живых существ, их взаимосвязи в природе, воспитывать интерес к жизни животных, желание узнать о них побольше.

Речевое развитие: развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас детей, активизировать словарь детей. Приобщать детей к словесному искусству. Развивать эмоциональное восприятие стихотворений.

Воспитывать любовь к нашему общему дому-Земля, любить ее,беречь ее природу и все живое на Земле, преумножать ее богатства.

Предварительная работа: Знакомство детей с живой и не живой природой. Рисование на экологические темы. Ручной труд-изготовление оригами-животные. Наблюдение за природными явлениями, животными. птицами, насекомыми, людьми. Чтение художественной литературы, стихов о природе. Проведение опытов на обнаружение воздуха, свойства воды огня

Работа с родителями.

Материалы и оборудование: глобус, карта земли, набор картинок разных стихий (огонь воздух, земля, вода)

Земля-горы, пустыня. равнина, лес.

Воздух-небо, облака, летящие птицы, бабочки, воздушный шар.

Огонь-костер, свеча, молния, вулкан.

Вода-речка, море. водопад, фонтан.

Поделки-оригами животные, птицы, насекомые, рыбы.

Цветная бумага, клей, кисти. Семена цветов.

Панорама земли сделанная родителями.

Вводная часть                                                                                                                             Дети стоят около воспитателя в кругу                                                                                                              - Отгадайте загадку:                                                                                                                                                                      На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю ...
(Глобус)

Дети рассматривают глобус, отмечают каким цветом отмечена на глобусе, вода, горы, лес, пустыня. Лед.

Воспитатель предлагает стать в круг и прочитать стихотворение И.Петросян «Наш дом родной». Каждый читает одну строчку стихотворения и передает мяч рядом стоящему по кругу.

Наш дом родной-наш общий дом-

Земля где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг

Там речка, там зеленый луг

 лесу дремучем не пройдешь!

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой.

А где-то жарко и зимой….

Чудес нам всех не перечесть

Одно у них названье есть:

Леса и горы и моря

Все называется- Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из своей ракеты

Увидишь шар там голубой-любимую планету!

Вос-ль:

-О чем говориться в стихотворении?

-Какие природные объекты упоминаются в стихотворении?

 Четыре клада, четыре стихии есть у природы.

 Земля и воздух, огонь и вода вот ее основа.

 И чтоб не случилось – коль есть они, все возродится снова.

 И солнце засветит, подарит тепло,

Четыре природных стихии – это сила свет и добро.

 Вода и воздух, огонь и земля –

На нашей планете всем людям – друзья!

Мы живем на планете земля среди четырех стихий.И сейчас я вам расскажу ,как все начиналось

Жили –были во вселенной звезда (слайд) по имени Солнце Красное и планета (слайд) Земля Прекрасная. Повстречало Солнце Красное Землю Прекрасную.

Подружились они, понравились друг другу (слайд). Планета Земля кружится вокруг солнышка, окружая его своей заботой (слайд). А солнышко каждый день дарит Земле свой свет и тепло (слайд). Появились у Земли и Солнышка детки чудные, четыре дивных чуда. Дочек назвали: Земля-кормилица (слайд)

И Вода – чудесница (слайд). Сыночков звали Воздух – вольный ветерок (слайд) и Огонь – яркий огонек (слайд). Стали они жить на планете Земля, да творить чудеса (слайд).

Воспитатель: Вот и первая хозяйка царства четырех стихий «Земля –кормилица» (слайд)

Воспитатель: Настя прочитает стихотворение про нашу Землю.

Вот Земля – земелюшка, почва благодатная, щедрая кормилица.

Бросьте в нее семена – вырастут на ней хлеба.

Расточки в почву посади и вырастут вокруг сады.

Леса, травинки и кусты все на земле должно расти.

Показ детям слайдов с изображением земли: пустыня. равнина, леса, горы

Дети подходят к макету находят все на макете.

  • Что такое Земля? (это твердая опора, основа, мы по ней ходим).
  • Из каких слоев состоит Земля? (слой плодородной земли на ней растет все живое, питается, слой глины из нее делают посуду, скульптуры, используют на стойках, песок для строительства, для игры детям, на заводах и вода питает растения и для питья). Ученые на панно «разрез земли» прикрепляют соответствующие значки.(Дети подходят к столу «земля» трогают руками землю песок, глину, определяют какое на ощупь»)

  • Чем может накормить человека земля?
  • Есть ли жизнь под землей?
  • Что человек может добывать из недр земли?
  • Кто живет на земле ,в земле?

Воспитатель включает запись на фоне звука природы: шум ветра:

Слайд небо

Загадка

Он не виден, только слышен,

Он – как будто кто-то дышит

Или шепчет, или стонет, иль протяжно ночью воет.

(ветер, слайд небо)

Знатоки:

  • Чем дышит все живое на земле?
  • Что такое воздух? (это легкий газ, которым мы дышим)
  • Что очищает воздух?

Можно ли обнаружить воздух?

Можно ли увидеть воздух?

Дети подходят к столу «воздух». Опыт «Буря в стакане» Дети дуют в трубочку в стакане с водой –пузырьки –это воздух.

Физкультминутка «Ветер» 
Ветер веет над лесами, (Повороты туловища вправо-влево) 
Ветер веет над полями, (Наклоны туловища вправо-влево)
И качается трава. (Плавно покачать руками над головой) 
Облако плывет над нами, 
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх) 
Ветер пыль над полем носит. (Вращательные движения кистями рук)
Наклоняются колосья — 
Вправо-влево, взад-вперёд, 
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад

У кого среда обитания-воздух?

Следующий слайд-отгадаем сейчас

В природе путешествует Вода,

Она не исчезает никуда.

То в снег превратиться, то в лед.

Растает и снова в поход.

По горным вершинам, широким долинам

Вдруг в небо взовьется, дождем обернется,

Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь:

Нас окружает везде и всегда

Это волшебница – наша ( вода.)

Рассматривают картинки (дождь,фонтан,,водопад,река,море)

  • Имеет ли вода цвет и форму?
  • Имеет ли вода запах?
  • Чем отличатся соленая вода от пресной? (опыт)

Взять две банки с водой. В одну добавить соли и размешать. Положить сырое яйцо в простую воду, яйцо утонет. В соленую – яйцо плавает.

Вывод: Соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

Для кого домом является вода?

Следующий слайд

Какая же последняя стихия осталась у нас – огонь (слайд огня). А кто знает поговорки про огонь.

- С огнем не шутят.

- Огонь – не вода, охватит, не всплывешь.

- Кто огня не бережет, тот скоро обожжется.

Ребенок читает стихотворение про огонь и как он помогает человеку.

Человеку ты послушен, ты несешь тепло и свет.

Ты везде, повсюду нужен, без тебя и жизни нет.

Дом согреешь, кашу сваришь, ты в камине, и в костре.

Благодарны мы тебе.

Ты – в движении машин, самолетов, кораблей.

Человек – твой господин, ты помощник для людей.

Воспитатель

  • Всегда ли огонь такой добрый и полезный для человека?
  • Какие правила нужно соблюдать при использовании огня?
  • Ребята, можно ли жить в такой стихии?(Нет)

Нужно помнить, что с огнем нужно обращаться очень осторожно.

Вот  мы с вами вспомнили 4 стихии .

Игра «Четыре стихии»

Цель игры: Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Играющие стоят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» – поднять руки вверх, слово «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Стук в дверь-курьер принес посылку от лесовичка-корзина с животными-оригами, мелкими игрушками.

Находим письмо в корзине:

-Здравствуйте ребята, мне птицы рассказали, что вы действительно любите природу и сможете мне помочь. У меня в лесу пронесся ураган и перемешал всех животных, теперь они не помнят где живут. Помогите расселить всех по своим домам. Если все выполните правильно мой подарок в мешочке. До встречи, когда расцветут цветы.

-Ну что, поможем лесовичку?

Дети берут фигурки оригами и прикрепляют  на панораме Земли                                               -Предлагаю проверить друг друга ,правильно ли расселили всех животных по своим стихиям.

-Какая стихия самая заселенная?                                                                                        -Какая стихия не имеет своих жильцов? Где живет человек ? как вы думаете Кто отвечает за жизнь на Земле?Почему?(У человека больше возможностей,  он разумный, он может спорить с природой: выводить новые сорта растений и породы  животных)                                                                                                                                                              

-Кто должен заботиться о безопасности всего живущего на земле?

Человеку природа дала все: свет. тепло, огонь,воду, пищу, полезные ископаемые, но использовать это нельзя безмерно, беспечно. Полезные ископаемые истощаются, воздух и вода загрязняются от деятельности многих производств, от выхлопов машин и многое другое, что загрязняет природу. Это ведет к исчезновению некоторых видов животных, птиц, рыб и насекомых, в некоторых местах на земле нельзя жить человеку и животным А как вы думаете ,чем может человек отблагодарить природу за дары , которыми он пользуется?(сажать деревья, цветы, очищать водоемы, подкармливать зимой птиц и животных, охранять природу от пожаров, быть добрыми и милосердными.)

Есть на земле огромный дом под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.

Природою родной земли зовется этот дом

Так будем же беречь, любить и охранять свой дом!

И сейчас мы с вами украсим нашу землю разными красивыми цветами, которыми смастерим сами.(Воспитатель напоминает детям какими цветами можно украсить землю в разных техниках : оригами аппликации, квиллинг.

Воспитатель благодарит детей за хорошие работы и предлагает посмотреть подарок лесовичка.(В мешочке записка) «В этом мешочке семена разных цветов .которые вы можете посадить в цветнике весной, ухаживайте за ними и земля поблагодарит вас за ваши труды-хорошим здоровьем, щедрым урожаем,  красками цветущих растений, веселым пением птиц»

Включить музыку «Вальс цветов»

hello_html_37d485d2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правила дорожного движения": интересные конспекты занятий, стихи, постановки Школа пешеходных наук

Занятия в детском саду на тему: "Правила дорожного движения": интересные конспекты занятий, стихи, постановки Школа пешеходных наук ...

Конспект "Человек. Части тела"

Данный конспект помогает познакомить  детей в игровой форме с организмом человека...

Конспект "человек и его поступки"

В конспекте расрыто "что такое хорошо и что такое плохо" поступки для детей....

Конспект. Человек и природа.

Наша планета - это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом!...

Конспект ЧЕЛОВЕК СЕМЬЯ

Конспект занятия ЧЕЛОВЕК СЕМЬЯ...

Конспект Человек и календарь

Цель: Познакомить детей с календарём природы....