«Семья струнных смычковых инструментов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Корня Алена Анатольевна

 Цель: Познакомить детей с составом оркестра струнных  

 Задачи:

1. Закреплять знания детей о музыкальных инструментах симфонического оркестра. Учить различать тембр их звучания.

2. Закреплять знания детей о предшественнике фортепиано (клавесин) и других старинных музыкальных инструментах: лютне, гуслях, балалайке.

3. Познакомить с новыми шумовыми инструментами и способами игры на них (трещотка, рубель, сорока, коробочка и др.). Создавать условия для самостоятельных музыкальных импровизаций и совместного исполнительства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ork_mir_muz_instr.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместно организованной образовательной  деятельности по познавательному развитию

ФЦКМ

Тема: «Семья струнных смычковых инструментов»

 Цель: Познакомить детей с составом оркестра струнных  

 Задачи:

1. Закреплять знания детей о музыкальных инструментах симфонического оркестра. Учить различать тембр их звучания.

2. Закреплять знания детей о предшественнике фортепиано (клавесин) и других старинных музыкальных инструментах: лютне, гуслях, балалайке.

3. Познакомить с новыми шумовыми инструментами и способами игры на них (трещотка, рубель, сорока, коробочка и др.). Создавать условия для самостоятельных музыкальных импровизаций и совместного исполнительства.

 Оборудование:

Создание мини – музея музыкальных инструментов, видеофильм «Петя и волк» С. С. Прокофьева, видеослайд с фотографиями и видеосюжетами старинных музыкальных инструментов, набор новых шумовых инструментов (трещотка, рубель, коробочка, удочка с колокольчиками, бич – хлопушка, вертяшка, гремотуха, сорока);русские народные костюмы: сарафаны, рубашки.

Предварительная работа:

- знакомство детей со старинными музыкальными инструментами (просмотр видеослайдов и видеосюжетов,

- просмотр видеофильма симфонической сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьева,

- разучивание с детьми частушек, хороводных игр, русских плясок, обыгрывание шумовых инструментов.                                                                                                                                      

Ход занятия

Дети входят под музыку  занимают свои места на стульчиках.

Звучит фонограмма «Па-де-де» П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик».

На музыкальном фоне педагог начинает свой рассказ.

 Здравствуйте, ребята. Сегодня мы путешествуем по стране музыкальных инструментов. Сегодня наш путь лежит в город струнных инструментов.

У струн таинственный язык,

На нем никто не пишет книг,

На нем никто не говорит,

Он в недрах музыки разлит.

Несет он счастье и покой,

Понятен он душе любой

Без перевода и без слов,

Прозрачен он и легче снов.

Он то волна, то солнца луч,

То серое скопление туч,

То ласковый весенний луг,

Он сокровенный сердца друг.

Ребята, как вы думаете, почему язык струн понятен каждому?

Ответы детей.

Правильно, ведь струны напевают музыку, а для того, чтобы понимать и восхищаться прекрасной музыкой – слова не нужны. А какие струнные музыкальные инструмент вы знаете?

Ответы детей.

Сегодня мы с вами познакомимся с новыми музыкальными инструментами. Вот посмотрите, целая семья струнных смычковых инструментов: контрабас, виолончель, альт и скрипка.

Альт, контрабас, виолончель –

В оркестре дружная артель.

Басы их скрипка разбавляет,

Она как будто бы летает.

С чудесной легкостью она

Высокие берет тона

И голосит, как птица, звонко,

Звуча пронзительно и тонко.

Откуда мощь она берет,

На вид хрупка, а так поёт!

Артель её боготворит

И уважительно басит.

 Ребята, вот такое замечательное стихотворение написал поэт про семейство смычковых. Давайте рассмотрим эти инструменты повнимательнее. Почему их называют семьей? Что у них общего? (Форма, играют с помощью смычка)

Как вы думаете, какой инструмент из этого семейства самый старший, младший, хрупкий, добрый?

Дети отвечают и обосновывают свои ответы. Рассматривают слайды с изображением муз. инструментов и слушают музыкальные фрагменты. 

А вот другой представитель струнных инструментов – гитара. У неё может быть 6 или 7 струн. Звук извлекается щипком. На гитаре можно играть пальцами или специальной пластинкой – медиатором. Давайте послушаем как звучит гитара.

Дети слушают музыкальный фрагмент.

Музыкально-дидактическая игра

А вот этот инструмент вам хорошо знаком. Это балалайка. У балалайки три струны, играют на них щипком. Балалайка – от слова «балагурить», т. е. играть, баловаться. Дети слушают музыкальный фрагмент.

Знаком ли вам этот инструмент? Это арфа.

На ней играют не смычком,

Звук извлекается щипком.

Как струи, струны шелестят,

Каскадом сказочным звенят.

У арфы ласковый напев,

Спокойный, равный, нараспев.

Излечит боль любую вмиг

Её таинственный язык.

У арфы от 44 до 48 струн. Чем тоньше струна, тем выше звук. Играют на арфе только женщины, т. к. звучание у арфы очень нежное и ласковое. Давайте послушаем.

Дети слушают музыкальный фрагмент.

Гусли – старинный народный музыкальный инструмент, звучание которого покорило морскую царицу. На таком инструменте играл путешественник и сказочник Садко. Послушайте звучание гуслей и скажите. У какого инструмента похожий звук? Слушание музыкального фрагмента и ответы детей.

Ребята, с какими инструментами мы познакомились? Как играют на скрипке, а на гитаре и балалайке? Звучание какого инструмента вам понравилось больше всего?

Я вижу, что вам было интересно узнать о новых музыкальных инструментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Струнные смычковые инструменты.

В презентации содержится изображение струнных сиычковых инструментов, а также загадки к ним....

Презентация «Путешествие в сказочную страну «Симфонический Оркестр»в гости к семейству струнно-смычковых инструментов"

Цель:  Расширить  знания  детей  об инструментах  симфонического оркестра.Задачи:1. Познакомить  детей   с  новыми музыкальными понятиями такими...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», струнно-смычковая группа инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, ...

методическая разработка "Знакомство дошкольников со струнно – смычковой группой инструментов симфонического оркестра"

методическая разработка "Знакомство дошкольников со струнно - смычковой группой симфонического оркестра"...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа»

Знакомство детей с инструментами симфонического оркестра можно сделать простым и интересным, если оно будет в игровой форме. Ведь игравая форма помогает облегчить для детей сложный материал....

Струнные смычковые инструменты

Знакомство со струнными музыкальными инструментами...