НОД по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект познавательного занятия "Зимующие птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zimuyushchie_ptitsy.docx | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Формировать представление о зимующих птицах.
Задачи:
образовательные задачи: Знакомить детей с зимующими пиццами. Формировать представление об особенностях их внешнего вида, поведения; помогать устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями и поведением птиц.
Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.
развивающие задачи: развивать диалогическую речь, зрительное восприятие, логическое мышление.
воспитательные задачи: воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к птицам.
Словарь: птицы, синица, ворона, снегирь, воробей, голова, туловище, крылья, клюв, корм, кормушка, оперение, зимующие, клюют, летают, прыгают, ходят.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись П.И.Чайковского «Зима», иллюстрация зима, аудиозапись «пение птиц», иллюстрации и силуэты птиц, карандаши.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке, рассматривание картинок и иллюстраций птиц, беседы, чтение произведений. Заучивание пальчиковой гимнастики, хороводной игры.
Ход НОД:
1.Организационный момент.
Дидактическая задача: Активизация слухоречевого внимания, восприятия. Создание положительного эмоционального фона.
Звучит музыка «Времена года», «Зима» П.И.Чайкоского.
Читаю стихотворение Е. Авдиенко:
Вышел на просторы погулять мороз,
Белые узоры в косах у берёз.
Снежные тропинки, голые кусты
Падают снежинки тихо с высоты
В белые метели утром до зари
В рощу прилетели стайкой снегири.
О каком времени года написано это стихотворение? Дети: В стихотворении говорится о зиме
- Строгий порядок навела зима в своих владениях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной.
2. Основная часть.
1) Сообщение темы занятия.
Цель. Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение и голоса птиц.
И сегодня я приглашаю вас, дети, на прогулку в зимний парк, который может подарить вам интересные встречи.
- Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем парке.
-Послушайте что звучит? Включаю запись «Голоса птиц» Дети: «Мы слышим, как поют птицы»
-Сейчас мы поговорим о них.
Дети подходят к иллюстрациям с изображением птиц.
2)Беседа о зимующих птицах
Цель. Знакомить детей с зимующими пиццами.
Ребята, кого мы называем нашими братьями меньшими? Дети: «Мы называем птиц братьями меньшими»
Каких птиц вы знаете? Дети «Я знаю воробья (синицу, голубя)
А каких птиц мы с вами встречали зимой на улице? Дети: «Мы встречали голубя»
Некоторые птицы улетают на зиму туда, где теплее. Это перелетные птицы. Но есть и птицы, которые не покидают нас зимой. Они называются зимующие птицы.
3)Загадывание загадок о снегире.
Цель. Формировать представление об особенностях внешнего вида, поведения снегиря; помогать устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями и поведением птиц. Развивать логическое мышление в процессе отгадывания загадки.
-Отгадайте загадку о зимующей птице, но не только отгадайте, а еще и покажите отгадку.
Загадка:
Выпал снег, но эта птица вовсе снега не боится
Эту птицу мы зовём красногрудым… Дети: (снегирём)
Рассказ воспитателя:
- Снегирь - первый вестник зимы, своё название получил от слова - снег. Среда обитания снегирей хвойные леса. Это малоподвижная птица, по земле прыгает короткими прыжками, ныряет и купается в снегу. Крылья птицы большие, поэтому полёт у снегиря плавный, волнообразный. Снегири очень красивые птицы, своим внешним видом украшают зимнюю природу. Словно красные яблоки висят на деревьях и кустах. Питаются снегири семенами шишек, растений, ягод рябины.
4)Физкультминутка «Снегири»
Цель. Развитие общей моторики, координация речи с движением. Работа над интонационной выразительностью речи.
Раз, два, три, повернись, в снегиря превратись.
Вот на ветках, посмотри, хлопки руками по бокам
В красных майках снегири. наклоны головы.
Распушили перышки, частые потряхивания руками,
Греются на солнышке. опущенными вниз
Головой вертят, повороты головы
Улететь хотят.
Полетели, полетели, бегут друг за другом
И на место тихо сели
Раз, два, три, повернись, опять в ребят превратись.
5) Рассматривание вороны.
Цель. Формировать представление об особенностях внешнего вида, поведения вороны; помогать устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями и поведением птиц. Расширять представление о зимующих птицах путем прослушивания стихов и загадок о птицах. Развивать логическое мышление в процессе отгадывания загадки; развивать внимание, память.
-А теперь послушайте мою следующую загадку:
Эта птица всем знакома -
Важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её (Ворона)
-Иди, Дамир, покажи нам ворону.
Давайте рассмотрим её:
- Что можно сказать о размере вороны? Дети: Ворона крупная, большая птица.
- Никита, скажи, какие у неё крылья? Дети: У нее большие крылья. А лапки? Лапки сильные, цепкие.
- что можно сказать об окраске их оперения? Дети: Ворона серобокая, чёрная головка, чёрный хвост и крылья.
- как вороны передвигаются? Дети: Вороны летают, прыгают, ходят.
- как они кричат? Дети: Вороны каркают кар-кар.
- Надя, чем питаются вороны? Дети: Вороны питаются крошками, семенами, семечками, остатками еды.
-Да, ворона всеядная птица.
Стихотворение:
Вот под ёлкой запушённой
Скачут по двору вороны
Кар - кар - кар
Из-за корочки подрались
Во всю глотку разорались:
Кар - кар - кар!
Примета: Зимой вороны летают стаей и кричат. (Это к непогоде, ветру и снегу).
6) Гимнастика для глаз «Куда полетела ворона?»
Цель: для снятия зрительного напряжения.
Сосредоточить свой взор на птице и следить за перемещением картинки влево, вверх, вправо, вниз.
7)Рассматривание воробья и синицы.
Цель. Формировать представление об особенностях внешнего вида, поведения вороны. Расширять представление о зимующих птицах путем прослушивания стихов.
-А вот и другие пернатые. Они хорошо вам знакомы.
- Вот воришки - воробьи
И озорницы - синицы.
- Давайте их рассмотрим.
- Какие по размеру эти птицы? Дети: Воробей и синица маленькие.
- Из каких частей состоит туловище птицы?
-Какого цвета оперение у воробья? У синички?
- Какой клювик у воробья? Дети: У воробья маленький, широкий клюв.
- А у синички? Дети: У синицы маленький, но остренький.
- Как передвигаются эти птички? Дети: Птицы летают и прыгают.
- Чем питаются воробьи и синички? Дети: Птицы питаются зернышками, хлебными крошками, семечками, семенами.
Стихотворение:
«Скачет, скачет воробей
Кличет маленьких детей-
Киньте крошку воробью-
Я вам песенку спою
Чик - чирик!»
Народная примета:
«Воробьи дружно расчирикались - к теплу».
Стихотворение:
Ты с модницей этой
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится.
Всё хвастает, синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится синица.
6)Работа с трафаретами птиц.
Цель. Развивать умение заштриховывать изображения птиц. Воспитывать доброту, отзывчивость.
-Дети, как живётся птичкам зимой? Дети: Птицам холодно и голодно зимой.
-А сейчас я предлагаю вам взять силуэты птиц и зарисовать её. А раскрасите птичку необычно - штриховкой. Спрячем птичек от холода. Включаю музыку. Дети выполняют штриховку.
3.Итог:
Цель. Уточнить знания о зимующих птицах. Воспитывать любовь к птицам.
-Ребята, о ком сегодня мы с вами говорили? Дети: Мы говорили о птицах.
-О каких птицах? Дети: Мы говорили о зимующих птицах.
-Как мы с вами заботимся о зимующих птицах? Дети: Мы кормим их.
Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки, спасли птичек от холода. Молодцы.
Зимой, с наступлением холодов, птицам становится трудно жить без корма, поэтому мы должны им помочь.
-Как можно помочь птицам? Дети: развесить кормушки на деревьях и покормить их.
-Ребята, дома с родителями сделайте кормушки, мы их повесим на участке и будем кормить птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)
Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....