проект " Царица-Водица"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Цель:

 Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности с водой; 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по народному образованию

Администрации Солнечногорского муниципального района

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  комбинированного вида № 33

141551  Московская область, Солнечногорский район,  гор. пос. Андреевка, тел. 8(495)536-37-35

Экологический проект

для детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Царица – водица»

Подготовила и провела:

Воспитатель:

Феофанова Светлана Александровна

2020 г.

Вода – это жизнь!

Вода!

У тебя нет ни вкуса, ни запаха,

Тебя не опишешь, тобой наслаждаешься,

 не понимая, что ты такое.

Ты просто необходима для жизни,

Ты и есть сама жизнь.

Антуан де Сент-Экзюпери.

Срок реализации: средней продолжительности -  6 месяцев (с октября по март)

Возраст детей: старший дошкольный (5 - 6 лет)

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Вид проекта: групповой

Актуальность:

Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Насколько дискомфортно мы себя чувствуем, когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым! И в то же время не можем заставить себя соблюдать в своем доме, на работе, в детском саду, в школе элементарные правила рационального природопользования.

Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.

Цель:

 Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности с водой; систематизировать знания детей о свойствах воды; пополнить знания дошкольников о животном и растительном мире водоемов; закрепить знание детей о значении воды в нашей жизни; воспитывать бережное отношение к воде.

 Задачи проекта:

  • Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
  • Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы.
  • Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;
  • Развивать творческую активность, художественный вкус у детей.
  • Совершенствовать стиль коммуникативных отношений;
  • Формировать умение самостоятельно анализировать полученные результаты;
  • Воспитывать бережное отношение к воде.

Этапы реализации проекта

  Организационный  этап (октябрь – ноябрь)

  • выявление уровня знаний о воде, ее свойствах и агрегатных состояниях;
  • подбор материала;
  • сбор и анализ литературы;
  • разработка плана реализации проекта «Царица - водица».

Основной этап (декабрь – январь – февраль)

  • познавательно-исследовательская деятельность в рамках образовательной деятельности;
  • взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.

  Заключительный этап (март)

  • мониторинг реализации проекта;
  • выставка продуктивной деятельности «Живая вода»;
  • украшение деревьев разноцветными сосульками.

Необходимое оборудование:

Глобус; книги, энциклопедии для детей; оборудование для проведения опытов; аудиозапись «Живая вода»; плакаты: «Круговорот воды в природе», «Значение воды в жизни человека»; литература о воде; материалы для моделирования и рисования, атрибуты для игр.

Ожидаемый результат:

После проведённой работы дети узнали, что без воды не может быть жизни на Земле, что в природе все взаимосвязано. У дошкольников расширились представления о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Сформировались знания о значении воды, вода – источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Дети узнали о круговороте воды в природе.

 У детей развилось объемно - пространственное воображение, сформировались основы экологической культуры, дети узнали: какой бывает вода, научились самостоятельно проводить лабораторные опыты с водой, определяя ее качества и свойства. Знание свойств воды помогло понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде: что растет в водоеме, кто живет, почему?

 Узнали о явлениях кислого дождя, который получается от загрязненности воздуха, о его вредности для живой и неживой природы, человека.

 Дети научились экономно использовать воду, стали понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу. Получены знания о природоохранительной деятельности на воде, о сохранении природы.

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Перспективно – тематическое планирование экологического проекта «Царица – водица»

Вид

деятель-

ности

Интеграция

образова-

тельных

областей

Совместная

деятельность

взрослого и детей

Работа

с родителями

1

2

3

4

Игровая

«Физическая культура»,

«Художест-

венное творчество», «Музыка», «Познание», «Социали-

зация», «Здоровье»

Игровые упражнения: «Дорисуй снежинку», «Где снежинки?», «Перепрыгни через сугроб», «Игры со снегом»

Дидактические игры: «Найди снежинке пару», «Выбери нужное», «Изобрази», «Когда это бывает?».

Имитация движений «Полёт Снежинки»

Участие в конкурсе «Сказка о разноцветной речке»;

помощь в подборе литературы (поход с детьми в библиотеку);

Двига-

тельная

«Физическая культура», «Социали-

зация», «Здоровье»

Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Снежинки», «Огонь, вода, земля, воздух», «Море волнуется раз», «Ручеёк».

Комплекс утренней гимнастики «Мы мороза не боимся».

Комплекс гимнастики после сна «Валенки».

Физкультминутки: «Снегопад», «Дождь», «Весенний дождь», «На лыжах»

Пальчиковая гимнастика: «Круговорот воды в природе», «Рыбка», «Дождик» 

Познава-

тельно – исследо-

ватель-

ская

«Познание», «Коммуни-

кация», «Безопас-

ность»

Наблюдения: «Вода у нас дома»,

 «Жизнь воды и жизнь в воде»,

 «Сколько человеку нужно воды»,

 «Кому нужна вода? », «Превращение сосульки», «Наблюдение за снежинками».

Исследования и опыты с водой  «Свойства воды», «Путешествие капельки».

Просмотр видеофильма «Кругом вода», просмотр презентации «Что было б, если б не было воды»

Трудовая

«Труд»

Постройки из снега.

Украшение деревьев разноцветными сосульками.

Комму-

ника-

тивная

«Коммуни-

кация», «Здоровье»

Рассматривание картин с изображением реки, моря, «Зимний лес», «Весна».

Беседы: «Зачем нужна вода?», «Путешествие по глобусу», «Круговорот воды в природе», «Эта волшебница вода», «Что было б, если б не было воды?», «Источники загрязнения воды. Меры охраны», «Знакомство детей с водой и ее свойствами», Беседы о правилах поведения на воде.

 

Чтение

«Чтение  художественной литературы»

Чтение произведений: М. Перина «Живая вода», Е. Благина «Снег», И. Бунин «Льёт дождь, холодный, точно лёд»; А. Дэви «Зима», «Снежинка»; Т. Новицкая «Белый снег пушистый»,  А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал».

Чтение и рассматривание детских энциклопедий о воде, поиск информации о воде в книгах.

Песенки, потешки, загадки: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!»

Продук-

тивная

«Художест-

венное творчество»

Рисование «Море»

Моделирование «Как рождается речка»

Коллективная работа «Рыбки в аквариуме»

Музы-

кальная

«Музыка»

Прослушивание записи «Звуки воды»

Игровая деятельность «Музыкальные капельки», «Музыка на воде»

Слушание и разучивание песен о воде.

Ноябрь

  1. Цикл бесед:
  • «Знакомство с водой и её свойствами»
  • «Зачем нужна вода?»
  1. Цикл наблюдений:
  • «Вода у нас дома»
  • «Жизнь воды и жизнь в воде»
  • «Сколько человеку нужно воды»
  • «Кому нужна вода? »
  1. Исследования и опыты «Свойства воды»
  2. Чтение художественной литературы  воде
  3. Рассматривание картин
  4. Прослушивание записи «Звуки воды»
  5. Подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры.

Декабрь

  1. Просмотр видеофильма «Кругом вода»
  2. Цикл бесед:
  • «Круговорот воды в природе»
  • «Эта волшебница вода»
  1. Цикл наблюдений:
  • состояние снега в разную погоду (рассыпчатый в морозную погоду, липкий – во время оттепели)
  • снежными узорами на окнах
  • инеем на деревьях
  • настом
  • «Путешествие капельки».
  1. Исследования и опыты «Превращение сосульки»,
  2. Чтение художественной литературы
  3. Слушание и разучивание песен о воде
  4. Подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры.

Январь

  1. Цикл бесед:
  • «Снег и его свойства»
  • «Зачем зимой снег»
  • «Путешествие по глобусу»
  1. Цикл наблюдений:
  • за снегопадом (хлопьями, крупой)
  • сугробами
  • глубиной снежного покрова (несколько раз за зиму)
  • гололедом
  1. Постройки из снега
  2. Украшение деревьев разноцветными сосульками.
  3. Рассматривание картин и иллюстраций.
  4. Чтение художественной литературы о снеге, льде
  5. Подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры.

Февраль

  1. Цикл бесед:
  • «Что было б, если б не было воды?»
  • «Источники загрязнения воды. Меры охраны»
  • Беседы о правилах поведения на воде.
  1. Просмотр презентации «Что было б, если б не было воды»
  2. Рассматривание картин и иллюстраций «Тёплые края»
  3. Моделирование «Как рождается речка»
  4. Информация для родителей «Ледоход»

Март

  1.  Выставка «Живая вода»
  2.  Досуг «В гостях у Снежной Бабы»
  3.  Мониторинг реализации проекта
  4.  Подведение итогов работы в рамках проекта.

Итоги мониторинга реализации проекта 

Приложение

Наблюдение за сосульками «Превращение сосульки»

 Цель:

  • познакомить детей с явлением природы – сосулька.
  • обратить внимание детей на то, что сосульки образуются на солнечной стороне.

 Почему, т. к. снег тает и стекает капельками, сосульки не успевают упасть и замерзают. Вырастает сосулька в морозную погоду, а в теплую тает. Сосулька начинает «плакать». Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Наблюдение за снежинками (снегом) на прогулке

Цель: познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением-снегопадом.

 Задачи:

  • расширить представление детей о снеге;
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

 Оборудование: лопатки для детей, ведра, веники, снежинки, снеговик, вылепленный из снега,  конверт с загадками

 Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций с изображением зимнего пейзажа; наблюдение за снежинками, чтение художественной литературы.

 Ход наблюдения:

 Ребята, посмотрите кругом, как красиво! Давайте закроем на минутку глазки и представим, что мы оказались в королевстве снежинок. Правит этой страной наш с вами знакомый – Снеговик .

 Снежинки пуховые веселые, живые!

 Вы кружитесь, мерцаете

 В молчании лесном

 И землю устилаете блестящим серебром.

 (А. Липецкий)

 Ребята, посмотрите, на рукава своих пальто. Что вы видите? (Снежинку) Рассмотрите ее внимательно. На что она похожа? (На пух) А теперь возьмите снежинку в руки. Что произошло? (Она растаяла) Почему снежинки на руке тают?

 Ребята, посмотрите, как красиво снег украсил дома, деревья в Королевстве снежинок. Как блестит он на солнце. Ребята, а какой он снег? (Белый, холодный, легкий). Что можно делать со снегом? (Из него можно лепить разные фигуры) Да, ребята, в теплую погоду, или, оттепель, снег липкий из него можно лепить, в холодную же погоду – сыпучий, поэтому из него лепить нельзя. Посмотрите, как снег падает сплошной пеленой – это снегопад.

 Ребята, посмотрите сколько тут много снега, снежных сугробов, какие они высокие. Где снега больше? (Около заборов и кустарников). Как вы думаете, почему? (Снег не разносится ветром.)

 Правильно, ребята, молодцы. Около заборов и кустарников снег лежит более толстым слоем, чем на открытом месте, потому что он не разносится ветром.

Игра «Снег кружится»

 Задачи: Научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии с текстом

 Снег, снег кружится дети кружатся, затем приседают

 Белая вся улица дуют, изображая как дует ветер

 Собрались мы в кружок разлетелись «снежинки» в разные стороны

 Завертелись как снежок.

 Игра проводится 3-4 раза.

 Ребята, посмотрите, какой Снеговик грустный. Как вы думаете, почему он грустит? В этом Королевстве так много снега, что Снеговик один не справится. Давайте поможем ему расчистить дорожки от снега. (Дети сгребают снег лопатой, расчищая дорожки и подметают их) .

 Какие вы молодцы. Снеговик сразу повеселел и хочет поиграть с нами. Видите, у него в руках конверт. Давайте посмотрим, что же внутри? Дети подходят к Снеговику. Воспитатель достает из конверта загадки.

 Подморозило вчера,

 Налетела мошкара.

 И от этой мошкары

 Стали белые дворы.

 (Снег)

 Как пушинки мы легки,

 Нас колышут ветерки

 Белой стайкой мы летим

 Лечь на землю мы хотим.

 (Снежинка)

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

 Раз, два, три, четыре - загибают пальчики

 Мы с тобой снежок лепили - лепят снежок

 Круглый, крепкий, очень гладкий - показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую

 И совсем-совсем не сладкий - грозят пальчиком

 Раз – подбросим - подбрасывают

 Два – поймаем. Приседают - ловят

 Три – уроним - встают, роняют

 И… сломаем - топают

 (Н. Нищева)

Подвижная игра «Цепи кованые»

Цель: воспитывать выносливость, умение концентрировать всю силу и энергию для защиты команды, воспитывать чувство товарищества.

 Ход игры:

Дети делятся на две команды. Одна команда говорит: «Цепи кованые, раскуйте нас». Другая спрашивает: «Кем из нас? ». Дети первой команды называют имя. Кого называли, тот бежит и старается разбить цепь второй команды. Если разбивает, забирает с собой любого из игроков, если нет, остается сам в этой команде. Игра продолжается.

                                                 

Наблюдение «Путешествие капельки»

(в группе, на прогулке, в живом уголке)

Цель: обратить внимание детей на то, что происходит с водой в различных жизненных ситуациях.

Наблюдение в группе

Обратить внимание детей на то, как дети сушат свою одежду после прогулки, например – варежки на батарее. Они кладут мокрые варежки, а потом берут сухие. Почему? Куда пропадает  вода?

Когда в комнате моют пол, он сначала блестит – видно, что мокрый, но затем постепенно высыхает. Что произошло?

         Наблюдение на прогулке

Когда тает снег, то образуются лужи. За одной из луж можно понаблюдать во время прогулок. Что с ней происходит? Куда исчезла вода? Как вы думаете, когда лужа быстрее уменьшится: в солнечную или пасмурную погоду?

Обратите внимание детей на то, что на улице на балконах люди сушат бельё: вывешивают мокрое, а снимают сухое. Почему?

Наблюдение в живом уголке

Время от времени нам приходится подливать воду в аквариум, так как уровень её падает (вода испаряется).

Мы поливаем комнатные растения. Вода уходит в землю, и растения пьют её. А куда она девается потом?

Если накрыть большой лист полиэтиленовым пакетом так, чтобы в него не проникал воздух. Через некоторое время на стенах пакета, изнутри, появятся капельки воды. Откуда они взялись? Оказывается с листьев растений капельки тоже «убегают» вверх, к тучкам, только мы этого не замечаем. В жаркую погоду они делают это быстрее, чем в прохладную. Поэтому летом мы растения поливаем чаще.

 Для закрепления данной темы читается стихотворение

Весенний разговор

- Куда ты несёшься,

 Постой, ручеёк,

Побудь, непоседливый, с нами!

- Спешу я, ребята,

Ведь путь мой далёк,

Бегу я на родину, к маме!

- А кто твоя мама?

- Большая волна,

Волна океана седая,

О бурях неистовых пела она,

Меня на груди колыхая.

Всегда бы ту песню я слушать хотел,

Но солнце пригрело сильнее,

И к страннице тучке

Я паром взлетел,

Понёсся по свету я с нею.

- Какой ты счастливец!

Увидел с небес

Всю землю с её чудесами!

- Да, много в пути

Повидал я чудес,

Но помнил, грустил я о маме.

- Так что же ты к ней

Не вернулся опять

Весёлым сверкающим ливнем?

- Жестокая стужа

Успела сковать,

Укутать всё панцирем зимним,

Я снегом не землю

Упал – и уснул,

С полями уснул и лесами.

- А что тебе снилось?

- Что, славя весну,

Бегу я на родину, к маме!

И вот я проснулся,

Преграды крушу,

Вперёд пробиваюсь упрямо.

Прощайте, ребята,

Я очень спешу…

Мы скоро увидимся, мама!

             

 (С. Погореловский)

                   

Обсуждение стихотворения

При обсуждении текста обратите внимание ребят на превращения ручья, на его путешествие, которое и отражает круговорот воды в природе.

  • Кто из ребят встречался с таким ручьём?
  • Как вы думаете, куда спешил ручей, с которым вы встречались?
  • Предложите детям по очереди описать, как выглядел ручей зимой или весной, когда он был ливнем или «летал» вместе с тучей.
  • Почему ручей уснул? В какое время года это было? А в какое время года он проснулся? Почему?

Опыты и эксперименты с водой.

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много интересного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.

Материалы и оборудование: стаканчики с водой, стаканчики с молоком, чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, горячая вода стекло.

Опыт №1: “Вода - прозрачная”

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить по чайной ложке. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком – нет

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была не прозрачной? Например, в сказках говориться о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?

При ответах на эти вопросы дети говорили: «Рыбы ведь в молоке не живут, они привыкли жить в одной воде. Они бы в такой речке ничего не увидели, ведь молоко непрозрачное, и  они могли бы врезаться в мосты. Они бы сталкивались друг с другом и с кораблями. Поэтому такие реки не существуют».

Опыт №2: “У воды нет вкуса”

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Очень часто дети убеждённо говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду.

Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», - хотя на самом деле её вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус солёная, потому что в ней много разных солей. Её человек не может пить.  

Вывод: пресная вода не имеет вкуса.

Опыт №3: “Вода не имеет формы

Предложить детям рассмотреть кубики льда. Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы поместим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он останется кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

– Что можно сказать о форме воды?

Вывод: вода не имеет формы.

Опыт №4: “У воды нет запаха”

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет?

Налейте в один стакан воды, а в другой – сока или крепкого чая. Дайте детям понюхать сначала воду, а потом сок или чай. Спросите, чувствуется ли запах воды, а сока? Пусть понюхают ещё раз, пока не поймут, что у воды нет запаха. Однако, подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она не принесла вред нашему здоровью.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №5: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, они не могла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Для того чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкость», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он (какой?) жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель (какой?) густой. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Вывод: вода жидкая, льется.

Опыт №6: “Лед – твердая вода”

Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает. Если опыт проводится в тёплое время, то заморозьте воду в морозильной камере.

На одну тарелочку положить крупные кусочки льда, а на другую – мелкие. Оставить в тепле, и наблюдать что произойдёт. Какие кусочки растают быстрее? Во что превратился лёд, когда растаял?

Вывод: лед, снег – тоже вода.

Опыт №7: “Пар – это тоже вода”

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало или  стекло. На нём выступят капельки воды, покажите их детям.

Вывод: пар – это тоже вода.

Опыт №8: «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются»

 

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмём другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахарный песок в чае. Если бы он в воде не растворялся, то люди пили бы не сладкий чай.

На дно аквариума мы кладём песок, камни. Растворяются они или нет? Что было бы, если бы мы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Дети отвечали, что  в этом случае он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать.)

Вывод: в воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются.

Опыт №9: «Лёд легче воды»

Пусто дети выскажут свои предложения: что будет с кубиками льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушайте детей, а потом проведите опыт. Лёд плавает в воде. Скажите детям, что он легче воды, поэтому и не тонет. Оставьте лёд в стаканах и посмотрите, что с ним произойдёт.

Вывод: лёд легче, чем вода.

Опыт №10: «Вода бывает тёплой, холодной, горячей»

Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Что произойдёт с водой, если мы в каждый стаканчик положим одинаковые кусочки льда? Почему вода стала холоднее? В какой воде лёд растаял быстрее?

Подчеркните, что в реках, морях, озёрах вода тоже разной температуры – и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, животные, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? В холодных морях и реках живёт меньше разных животных.

В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из - под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Как дети думают, может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? жильцов там очень мало, но они есть - например, некоторые водоросли.

Вывод: вода бывает разной температуры. В водоёмах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

Загадка

Он с жадностью пьёт –

А не чувствует жажды.

Он бел –

А купается только однажды

Он смело ныряет

В кипящую воду,

Себе на беду,

Но на радость народу…

И добрые люди

(Вот это загадка!)

Не скажут:

- Как жалко!..

А скажут:

- Как сладко!

     (Б. Заходер)

Обсуждение стихотворения

Предложите детям подумать, какой из проделанных опытов напоминает им эта загадка.

Выводы по теме:

В заключение ещё раз перечислите вместе с детьми все свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов.

Утренняя гимнастика «Мы мороза не боимся»

Воспитатель

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Ах, зима, зима, зима

Белоснежная пришла.

Дети встают по комнате в произвольном порядке.

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Ах, зима, зима, зима

Белоснежная пришла.

Ходят в колонне.

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Чтоб его не затоптать,

На носочки надо встать.

Ходят в колонне на носках, руки на поясе.

Снегу мало. Под снежком

Лед блестит несмело.

Заскользим мы по ледку

Ловко и умело.

Ходят приставным шагом вперед, руки на поясе.

Начался снегопад.

Снегу каждый очень рад.

Побежим ловить снежинки,

Побежим ловить пушинки.

Бегут в колонне. По окончании хлопают в ладоши.

Лепим, лепим мы снежки,

Снеговые пирожки.

Вот какие снежки —

Снеговые пирожки!

Ходят с хлопками на каждый шаг в колонне. Перестраиваются в круг. Воспитатель идет по кругу и раздает «снежки».

Вот какие снежки —

Снеговые пирожки!

Дети играют в «снежки».

Комплекс гимнастики после сна «Валенки»

Пробуждение (1 мин)

Солнце глянуло в кроватки,

Надо делать нам зарядку.

Одеяло мы подняли,

Сразу ножки побежали.

Раз, два, три!

Ну-ка, ножки догони!

Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (2 мин)

Ваня в валенках гулял.

Прыгал, бегал и скакал.

Ваня с горочки скатился,

Валенок с ноги свалился.

Ваня крикнул: «Эй, постой!

В чем теперь пойду домой?»

ОРУ (3 мин)

«Ручками похлопаем, ножками потопаем». И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. Выполнить 4 хлопка в ладоши, одновременно топая ногами, вернуться в и.п. (6 раз).

«Посмотри на валенки». И.п.: ноги врозь, руки на поясе. Наклон вперед, руки вниз, сказать: «Вижу!», вернуться в и.п. (5 раз).

«Хороши валенки». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поставить одну ногу на пятку, вернуться в и.п. То же другой ногой (5-6 раз).

«Нам в валенках не холодно». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Восемь-десять подпрыгиваний - легких, с мягким приземлением, в чередовании с ходьбой (4- 5 раз).

Физкультминутки

Дождь

Капля - раз, капля - два, - Хлопки руками на каждое слово.

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом - Бег.

Все бегом, бегом, бегом.

Стали капли поспевать, - Хлопки руками на каждое слово. 

Капля каплю догонять.

Кап-кап, кап-кап. - Свободные движения пальчиками. 

Зонтики скорей раскроем -  Соединить руки над головой. 

От дождя себя укроем.

Снегопад

Белый снег, пушистый. -Взмахи руками.

В воздухе кружится. - Повороты вокруг себя. 

И на землю тихо.-  Опуститься на корточки. 

Падает, ложится.

Весенний дождь

Поутру надел на ножки - "Пробегать" пальчиками одной руки

Дождь хрустальные сапожки - по другой - от предплечья к кисти. 

Где наступит сапожок - Похлопывать руки ладонями.

Там раскроется цветок.

От дождя травинки - Поглаживать руки ладонями.

Распрямляют спинки.

Закаляемся

Я утром закаляюсь, - Движения хлопанья по воде. 

Водичкой обливаюсь.  - Движения набрасывания на себя воды.

Пусть тельце будет красненьким,  - Поглаживание рук.

А ротик пусть зубастеньким. Улыбка.

Пусть ручки будут чистыми, - Имитация намыливания рук. 

А ножки будут быстрыми. - Бег на месте.

На лыжах

Снег, снег, белый снег.

Засыпает он нас всех. - Дети машут руками перед собой. 

Дети все на лыжи встали

И по снегу побежали. - Имитировать, как встают на лыжи и едут.

Пальчиковая гимнастика

Дождик

- Дождик, дождик, поливай

Указательным пальцем постукивать по ладони другой

- Будет хлеба каравай,

Образовать перед собой круг руками

- Будут булки, будут сушки,

Похлопывать поочередно одной ладонью другую

- Будут вкусные ватрушки.

Соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.

Круговорот воды в природе.

- Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап.

Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.

- Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль.

Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам

- Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур.

Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать.

- И в море большое-большое-большое впадает…

Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди.

- А с моря в жару пар поднимается,

Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх.

- К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет.

Тучку изображают сцепленные над головой руки.

- Кап-кап

Рыбки

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

- Рыбки плавали, ныряли

- В чистой тепленькой воде.

- То сожмутся,

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.

- Разожмутся,

Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

- То зароются в песке.

Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок

Подвижные игры

«Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. Звучит музыка, напоминающая дождь, воспитатель произносит волшебные слова, и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она — мама Тучка, а ребята — ее детки капельки, им пора отправляться в путь. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Воспитатель. Полетели капельки на землю.… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Капельки составят ручей, взявшись за руки.

Встретились ручейки и стали большой рекой.

Ручейки соединяются в одну цепочку.

Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан.

Дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу.

Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх.

Присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх.

Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она по вам соскучилась.

 «Снежинки»

Задачи:

  • учить следовать правилам игры, выполнять роль водящего - ловишки, рассказывать о том, как ему нужно действовать, чтобы поймать игроков;
  • развивать быстроту реакции;
  • формировать умения ориентироваться на действия товарищей.

Из детей выбирается водящий, который по сигналу воспитателя ловит снежинки.

 «Море волнуется раз...»

Водящий отворачивается, остальные игроки хаотично перемещаются по площадке, изображая «море». Водящий произносит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!». В этот момент игроки должны принять позу какого-нибудь морского животного и замереть. Смеяться и шевелиться нельзя. Водящий подходит к любому игроку и дотрагивается до него. Тогда выбранный игрок должен изобразить, кого именно он показывает. Задача водящего – отгадать, что за «морскую фигуру» изображает игрок.

«Ручеек»

Игроки становятся один за другим парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Тот игрок, что остался без пары, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет к началу ручейка. И, проходя под сцепленными руками, ведет с собой того, кого он выбрал. Так «ручеек» двигается долго и беспрерывно.

"Земля, Вода, Огонь, Воздух".

Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произносит при этом одно их четырех слов: Земля, Вода, Огонь, Воздух. Если ведущий скажет слово "Земля", тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово "Вода" играющий отвечает названием рыбы, на слово "Воздух" - названием птицы. при слове "Огонь" все должны быстро несколько раз повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают ведущему.

  Правила игры: кто ошибся -  выходит из игры.

Беседа «Эта волшебница - вода!»

Цель: познакомить детей с различными природными явлениями и показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Обсудите с детьми вопрос: «Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?». Пусть каждый из них объяснит, что он представляет при слове «вода». Кто-то скажет: «дождь», кто-то «туман», и т.д. Получается, что вода бывает очень разной. Может быть,  вода,  как волшебница,  умеет превращаться (дождь,  снег,  роса,  лёд и т.п.)?

Рассмотрите с детьми зимние, летние, осенние, весенние пейзажи. Одинаково ли на них изображена вода?

Предложите детям стихи, загадки, а они должны сказать: это стихотворение (загадка) о воде или нет?

Загадки

  1. Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.

(Дождь)

  1. Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

 А возьмёшь – вода в руке?

              (Снежинки)

  1. С крыши белый гвоздь торчит.

Солнце взойдёт и гвоздь упадёт.

(Сосулька)

  1. Сперва летит,

Потом бежит,

Потом на улице лежит…

                    (Снег)

  1. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Чуть солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт.

(Сосулька)

  1. Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз?

(Мороз)

  1. Много этого добра

Возле нашего двора,

А рукою не возьмёшь

И домой не принесёшь.

(Туман)

  1. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём.

(Роса)

  1. Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

(Иней)

  1.  Рыбам жить зимой тепло:

Крыша – толстое стекло.

(Лёд)

«Дождь идёт…»

Дождь идёт,

И мячики зелёные

Прыг да прыг

От радости в траве.

Качаются весёлые

На клёне,

Сверкают у меня

На рукаве,

Прыг да прыг…

Садятся на листочки,

Как живые.

Я пристально

Рассматриваю их.

Не мячики,

А капли дождевые

Передо мною пляшут

Прыг да прыг.

Обсуждение стихотворения

А где ребята видели капельки воды? Что эти капельки делали: прыгали, как в стихотворении, бежали, лежали? Попадали ли когда-нибудь капельки на одежду детей?

Вывод: вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая, а также снег, иней, роса – это тоже вода.  Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха.

Беседа «Путешествие по глобусу».

Цель: напомнить детям, что такое глобус, и для чего он нужен; что означают различные цвета на глобусе; объяснить, что синий (голубой) цвет – это водоёмы, а вода в разных водоёмах бывает разной (солёная и пресная, теплая и холодная).

В группе на столе стоит глобус. Воспитатель просит детей, чтобы они рассказали, что такое глобус и зачем он нужен. Закрепляя полученную информацию, воспитатель говорит, что глобус – это модель Земного шара, что так из космоса выглядит наша планета Земля.

Воспитатель приглашает детей в путешествие по глобусу.

- Что на глобусе обозначено голубым (синим) цветом?

- Какие цвета вы ещё видите?

- Что обозначено этими цветами?

Воспитатель быстро крутит глобус.

- Какого цвета на глобусе больше?

- Как вы думаете, что это значит?

Воспитатель рассказывает, что в древности люди назвали свою планету Землёй, и когда научились строить корабли и стали они плавать по морям и океанам, то узнали, что земли (суши) намного меньше, чем воды.

- Человек может жить без воды?

- Кому ещё нужна вода?

- Можно ли пить воду из моря или океана?

- Какую воду можно пить?

- Откуда берётся пресная вода?

- Где больше воды в океанах или в реках и озёрах?

Дети делают вывод, что пресной воды на Земле меньше чем солёной.

В продолжение беседы воспитатель показывает детям фотографии, рисунки рек, озёр, морей и океанов, читает о них стихи и рассказы.

                Речка

- Маленькая – маленькая речка,

Куда ты бежишь?

- Далечко!

- Страшно бежать далечко,

маленькая – маленькая речка!

Ямы пойдут, овраги,

камни пойдут, коряги,

может и зверь случиться!

- Я ему дам напиться!

- встретишься с пнём рогатым,

старым, да бородатым,

с древней кривой сосною!..

- Я им ноги омою!

- В полночь бежать придётся…

В полночь Яга крадётся!

Если она обидит?

- Обидит?

Никто не увидит!

- Маленькая – маленькая речка,

Зачем ты бежишь далечко?

Зачем тебе труд да горе?

Что там. Далечко?

- Море!

         (Э. Мошковская)

Обсуждение стихотворения

Обсудите с детьми ответы речки, отметьте, что все реки бегут, вода в них течёт, не стоит на месте. Раз – реки – и большие, и маленькие – бегут, значит, они должны куда-нибудь прибежать. Маленькие речки бегут к большим, сливаются с ними, большие тоже движутся и, в конце концов, попадают в море, озеро или океан, как и речка из этого стихотворения.

А вот в озёрах, прудах вода никуда не спешит, не бежит. Там вода стоит. Поэтому речка может прибежать к озеру, а вот озеро к речке – никогда. Есть озёра, которые создала природа, а есть такие, которые создал человек, - например, пруды.

Воспитатель просит подумать детей: откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, не кончается. В кране вода пресная, значит она из реки, и когда то эта вода бежала к морю, а  человек направил её в трубы.

Выводы по теме:

На Земле очень много разных рек – больших  и маленьких. Все они куда-то бегут: некоторые – в другие речки, некоторые – в океаны, моря, озёра. В реках вода движется, а в озерах стоит. Большая река образуется из множества маленьких и средних речек и ручейков. Все они связаны между собой.

Беседа «Круговорот воды в природе»

Цель: дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.

Воспитатель задаёт вопросы:

 - Если мы нальём в миску воды и оставим её в комнате на несколько дней, что произойдёт с водой?

- Почему, в солнечную погоду, лужи на улице высыхают быстрее, чем в пасмурную?  

- Как попадает вода в реку?

Показывается схема круговорота воды в природе и рассказываем, что капельки воды в природе «ходят» движутся по кругу, объясняем, как это происходит.

Предложить детям послушать сказку:

“Жил–был Зайчик–попрыгайчик в огромном лесу (картинка зайца на фоне леса). И путешествовал он по своему лесу, все полянки изучил, на каждую опушку запрыгнул, каждое деревце рассмотрел. Только скучно было Зайчику–попрыгайчику путешествовать одному. Сел он на камень и пригорюнился.

–Чего пригорюнился, Зайчик–попрыгайчик? – раздался веселый голос.

Зайчик осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого. И опять загрустил.

–Эй! Зайчик–попрыгайчик, не печалься. – Опять раздался голос, похожий на журчание ручейка. Посмотрел по сторонам Попрыгайчик и опять никого не увидел.

– Да ты под лапы глянь! Это же я – Капелька! – задорно прожурчал голос.

Смотрит Зайчик–попрыгайчик, а из-под камня, на котором он сидел, ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто–то смотрит и улыбается.

– Здравствуй, зайчик! Что пригорюнился? – спросила Капелька.

– Здравствуй, Капелька! Да вот путешествую я по лесу совсем один и поделиться не с кем своей радостью, вот и заскучал я.

– А давай путешествовать вместе! – предложила Капелька.

– Давай, – согласился с радостью Зайчик–попрыгайчик.

И отправились они по лесу вместе. С каждым цветочком поздоровались, каждому зверю лесному улыбнулись.

В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили они остановиться и передохнуть. Зайчик–попрыгайчик лег в тени широкого дуба и задремал.

Проснулся зайчик, зевнул, потянулся. Солнышко уже перестало припекать. Хорошо зайчишке. Оглянулся он по сторонам, а Капельки и след простыл.

– Капелька! Капелька! – стал звать зайчик, но никто не отзывался.

Пригорюнился зайчик и сел под дубом.

– Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.

Посмотрел Попрыгайчик на небо и увидел Капельку уже там. А Капелька улыбнулась.

– Ты как туда забралась? – спросил Зайка.

– Когда ты спал, солнышко припекало, и я испарилась. Поднялась на небо и стала облачком. Ну что, пойдем путешествовать дальше? – спросила Капелька.

– Конечно, – обрадовался зайчик.

И стали они путешествовать дальше по лесу. Каждый листочек рассмотрели, под каждый кустик заглянули. И не заметили, как наступил вечер. Зайчишка потянулся, зевнул и решил пожелать Капельке спокойной ночи, глянул на небо, а ее там нет.

– Эй, зайчишка! Кого потерял? – раздался веселый голос.

– Друга своего, Капельку, – ответил заяц.

– Да, вот же я! Взгляни повнимательней, на листочки, на травку.

Присмотрелся зайчик и действительно увидел Капельку. На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.

– Как же так? – увидимся зайчик.

– А мы пока путешествовали, я стала тяжелой и к вечеру не смогла уже бежать облачком, вот и выпала в виде росы. А могла пролиться дождиком. Вот так–то.

– Теперь понятно! Ну, спокойной ночи, Капелька!

– Спокойной ночи, Зайчик–попрыгайчик!”

Беседа.

Обсуждение с детьми, куда исчезала Капелька, что с ней происходило?

Капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают не землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда–то пришли на землю в виде дождя.

Капелька

Нависли тучи над селом –

И разразился в небе гром!

Катился гром, гремел, ворчал

На всех,

Кого в пути встречал.

На землю шляпкою гвоздя

Упала капелька дождя.

Она была совсем ничья,

Но стала капелькой ручья.

И вместе с ней бумажный флот

С рассветом двинулся в поход.

И небывалой красоты

Шли канонерки и плоты…

Поила капля целый день

В лугах цветы,

В садах сирень.

Не обошла и огород,

Где зелень разная растёт.

И под небесной синевой

Пропахла солнцем и травой.

В селе закончила дела

И быстро в реку утекла,

И там с мальчишками она

Ныряла весело до дна.

Потом у дальнего причала

Турбинам лопасти вращала,

Чтобы от них по сёлам тёк

По проводам гудящий ток.

В реке закончила дела –

И в море капля уплыла.

От берегов родных в дали

Теперь качает корабли.

                               

                                                              (Г. Люшнин)

Обсуждение стихотворения

Проследите вместе с детьми путь капельки и её дела. Как капля из реки попала в море? Почему автор стихотворения написал, что капля упала на землю «шляпкою гвоздя»? предложите детям убедиться в том, что, когда капля падает на землю или в воду, она действительно похожа на шляпку гвоздя.

Выводы по теме:

Капельки воды в природе «ходят, движутся» по кругу. Они выпадают из туч в виде дождя (снега), путешествуют по земле, а затем под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.

Беседа «Что было бы, если бы не было воды?»

Цель:  закрепить и расширить знания детей об окружающем мире, его экологической системе; устанавливать связь всего живого с водой; воспитывать бережное, экономное отношение к ней.

Воспитатель задаёт детям вопросы:

- Что вы знаете о воде? Какая она? Кому она нужна?

- Зачем вода растениям? Как они её получают?

- Нужна ли вода животным?

- Нужна ли вода человеку? Что он с ней делает?

- Что будет, если исчезнет вода?

- Что можешь сделать ты, чтобы сохранить воду?

- Как человек бережет воду? Можно ли бороться с засухой?

Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. А всё потому, что этой краски на нём намного больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой. Голубой краской на глобусе изображена вода – все моря и океаны. Где ещё, можно встретить большое количество воды? (река, озеро, пруд, ручей…)

- Что вы можете сказать про воду, какая она бывает? (Прозрачная, мокрая, льётся, замерзает, испаряется.)

Вода - большая труженица и помощница человека.

- Для чего нужна вода и кому?  (Человеку, животным, растениям.)

Вода всех моет. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города и улицы. А ещё вода – самая широкая и удобная дорога.

- Что за транспорт передвигается по воде?  (Лодка, катер, теплоход, плот…)

- Как одним словом можно назвать этот транспорт?  (водный)

Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать ни бумагу для книг, ни ткань для одежды, ни резину, ни лекарство, ни конфеты – ничего без воды не сделать.

- Откуда мы берём воду?  (Из крана, из колодца.)

- А как она попала к нам в дом?   (По трубам.)

- Вы видели, какая вода в озере, реке?  (Мутная, грязная, тёмная.)

- А из крана, какая течёт? (Чистая, прозрачная.)

- Что же за превращение происходит с водой? (Её очищают.)

Ребята, давайте я вам буду загадывать загадки про водоёмы, а вы будете их отгадывать и говорить в каком водоёме какая вода (пресная, солёная).

Загадки

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит

(река – пресная вода)

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнайте вы меня.

(ручеёк – пресная)

Кругом вода –

А с питьём  - беда.

(море – солёная)

Глядятся в меня молодые рябинки,

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в меня молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц, и звёзды –

В нём всё отражается…

Как это зеркало называется?

(озеро – пруд – пресная)

Воспитатель задаёт главный вопрос детям:

- Что было бы, если бы не было воды?  (Всё живое погибнет.)

В заключение беседы детям показываются слайды. (пустыня, засуха и т.п.)

Вывод по теме: воды на земнее много, но она разная и её нужно беречь.

Беседа «Источники загрязнения воды. Меры охраны»

Просмотр слайдов «Как загрязняются водоёмы?»

Цель: учить детей беречь воду. Доходчиво объяснить детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств.

Прежде всего, нужно выяснить, что дети знают о воде. Спросить их, нужна ли вода вообще. Зачем? Какая польза от воды людям? Ребята без труда перечисляют, где в быту используют воду. Воспитатель обобщает, что без воды не сделать очень многих простых, обычных дел, вода ничем не заменима.

Основная причина загрязнения водных бассейнов – сброс плохо очищенных сточных вод промышленными предприятиями, коммунальными и сельскими хозяйствами. Справедливо считают основной причины нехватки пресной воды её загрязнение. Только тогда можно говорить, что человек любит природу, когда он что – то делает для неё, сохраняя или хотя бы не причиняя ей вреда. Каждый должен помнить, что вода может менять своё качество. Человек своей хозяйственной деятельностью способен сильно ухудшить состояние этой важнейшей составляющей природы. Поначалу человек и не предполагал, что, спуская в реки, пруды, озёра промышленные, сельскохозяйственные и бытовые стоки, из кристально чистой воды ООН делает раствор вредных веществ. Загрязнению подверглись не только поверхностные, но и подземные воды. Теперь во многих местах родниковая вода, целительные струи которой веками поили наших предков, перестала быть чистой.

Говоря о вреде, нельзя, конечно, обойти и её основной объём – Мировой океан. Сегодня его «безграничность» бессильна перед результатами деятельности человека. С каким изумлением потомки обнаружит, что человек добывал, скажем, огромное количество нефти только для того, чтобы слить её в океан. Картина получается впечатляющая, особенно если учесть, что нефть в океане – это не только гибель птиц, загрязнение пляжей, но и яд, сила которого пока не известна.

После беседы детям показываются слайды «Как загрязняются водоёмы?»

Выводы по теме: какие же меры существуют для охраны воды? Это использование очистных вооружений, безотходная технология, экономное использование воды.

Беседа «Зачем нужна вода?»

Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде.

– Для чего нужна вода?

– Как она нам помогает?

При этом можно использовать иллюстрации, где присутствует вода (поливка цветов, приготовление пищи, умывание).

– Давайте рассмотрим с вами глобус, это модель нашей Земли.

– Какого цвета на глобусе больше?

– Покажите все, что выделено этим цветом?

На земном шаре воды больше, чем суши, и она изображается голубым цветом. Найдите океаны и моря. Необозримы их просторы. А главное вода в них не такая, как в реках. В реках, озерах, вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной. В морях и океанах вода соленая.

Кажется, что воды на Земле много – вон, сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало.

– Какую воду мы пьем? (Соленую или пресную?)

Человек не может пить соленую воду, а ее – то, как раз на Земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду.

– Найдите на глобусе участки желтого цвета.

Это пустыни, где очень мало воды, поэтому там редко живут люди. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – всего 3 дня.

Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоемы. Значит, воду надо беречь. О том, как это делать, мы поговорим на следующих занятиях.

Выводы: мы не можем прожить без воды. Вода – это и озера, и реки, и океаны, и моря. Кажется, что воды на земле очень много, ее должно хватить всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы.

Наблюдение

Предложить детям в течение всего дня запоминать, где и какую они видели воду (в помещении, на прогулке); как они ее использовали. Много ли им потребовалось воды? В конце дня обсудить результаты наблюдений, записать их.

На следующий день повторить обсуждение результатов наблюдений, предложить детям подумать, где еще можно обнаружить воду.

– Для чего мы ее используем? (Пьем,  моем руки,  купаемся,  стираем вещи, моем пол, поливаем растения,  варим еду,  поим обитателей живого уголка и т.п.). Важно, чтобы дети почувствовали, как часто нам нужна вода. Без нее мы не можем прожить. Пусть они представят, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла.

– Ребята! Чтобы узнать, что мы с вами будем изучать, вам надо отгадать загадку:

Что в гору не вкатишь
      В решете не удержишь
      И в руках не унесешь. (Вода)

– Действительно мы будем говорить о воде.

Моделирование. Рисование.

«Как рождается речка?»

Цель: обратить внимание детей на маленькие ручейки во время прогулки.  Дать элементарные представления  о речной системе. Закрепление материала с помощью рисования.

  1. Моделирование.

а) Для этого вида работы понадобятся голубые или синие полоски ткани (можно использовать также ленты) разной длины и ширины.

Воспитатель задаёт вопрос:

- А как же рождается речка? Хотите узнать?

На земле как мы уже знаем очень много разных рек – они маленькие и большие, и все куда-то бегут. Большая речка образуется из множества маленьких речек и ручьёв. Давайте с вами сделаем свою большую речку.

Вот эта полоса ткани (самая широкая) – главная река, широкая и длинная.

-  А какие ручейки? (узкие и короткие)

Расположите ручейки так, чтобы справа было 6 ручейков, а остальные ручейки расположите слева.

Посмотрите, что у нас получилось?

А получилась у нас большая река с впадающими в неё маленькими речками и ручейками. И если мы посмотрим на глобус или карту мира, то мы увидим, что реки именно так и выглядят.

б) Можно также использовать бросовый материал, например голубые и синие крышки от пластиковых бутылок.

Детям объясняется, что в середине, река, как правило, глубокая, а у берегов мельче. Но бывает и на оборот. Поэтому это нужно учитывать при дальнейшей работе.

Река должна быть широкая (её можно смоделировать из больших крышек), а ручейки узкие и короткие (их делаем из маленьких крышек). А впадает река в море или океан.

Рисование

Для закрепления материала детям предлагается нарисовать свои реки, моря, ручейки, озёра и т.д. ,аквариума с рыбками.

Оригами

Аквариум  - коллективная работа.

Беседа  «Разноцветная речка»

Цель: активизировать словарный запас детей посредством сочинения сказок на тему «Вода наше богатство»; воспитывать бережное отношение к воде; воспитывать экологическую культуру.

В начале занятия воспитатель задаёт детям вопросы, для повторения прошлого материала.

- Кто может загрязнять водоёмы?  (Человек, водный транспорт, заводы и предприятия.)

- Что может загрязнять воду? (Отходы производства, мусор, нефть, бензин…)

- Что произойдёт, если вдруг не станет воды? (Всё живое умрёт.)

Какие меры нужно принимать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой? (Не бросать мусор. Зря воду не лить, устанавливать водоочистительные сооружения и т.д.)

Для закрепления материала детям предлагается прослушать сказку «Разноцветная речка», а после попробовать самим придумать сказки на заданную тему.

Разноцветная речка

Текла по равнине речка – чистая – пречистая речка, прозрачная. Построили на берегу завод игрушек. Стал он брать воду чистую, а спускать в реку – грязную, красного цвета. Ниже по течению был ещё один завод – резиновые сапоги делал. Брал чистую воду, а спускал грязную, чёрного цвета. Была речка прозрачной, а стала цветной. Было воды в реке много, а стало мало – заводы много пьют. Люди сердятся: ни постирать, ни умыться, ни попить, ни рыбы половить. Рыбы в речке заболела, птицы и звери не приходят к речке. И однажды на берег реки пришёл самый главный Санитар и очень рассердился. Игрушки и сапоги – это хорошо, но про людей и природу забывать нельзя. И приказал: срочно построить на заводах «водоочистки». Пусть испачканная вода на заводе «чистится» и снова за дело принимается. И так без конца. Послушались заводы доброго совета, и стала речка снова чистой и прозрачной.

Дети сочиняют свою сказку (групповая работа).

Жила-была речка. Она была быстрая и журчащая, а вода в ней текла чистая и прозрачная. В речке водилось много-много рыбы. Лесные звери проходили напиться воды из речки. Всем было хорошо возле речки.

Прошло много лет и на берегу речки люди построили завод. Из трубы завода шел черный дым, а грязная вода текла прямо в речку. На другом берегу речки построили гаражи и люди стали мыть свои грязные машины прямо в речке.

В самом глубоком омуте, какой только был на этой речке, жил речной царь. Долго он терпел, как вода в его речке становится все грязнее и грязнее, а когда стало совсем невмоготу, позвал он к себе князя рыб и приказал ему, чтобы рыбы сплавали и посмотрели, отчего вода такая грязная. На следующий день вернулся князь рыб и говорит речному царю, что ни одна рыба не смогла доплыть из-за того, что дышать им в такой воде нечем. Тогда позвал речной царь к себе князя лягушек и приказал ему, чтобы лягушки вылезли из воды и, прыгая по берегу, выяснили причину загрязнения. На следующий день пришел к нему князь лягушек и говорит, что ни одна из лягушек не смогла перебраться через огромную свалку, которую люди устроили на берегах реки. Рассердился тогда речной царь, взял свой волшебный трезубец и уплыл куда-то.

Утром люди пришли в свои гаражи за машинами, чтобы ехать на работу и увидели, что гаражей нет, а на их месте красивая поляна, на которой растут ягоды и грибы. Очень удивились люди, но делать нечего и они пешком пошли на работу - на завод. Когда подошли они к тому месту, где должен быть завод, то увидели, что на его месте стоит сосновый бор.

Поняли тогда люди, что они были неправы, и больше никогда не вредили ни речному царю, ни морскому царю, ни царю воздуха, ни всем другим царям природы.

Выводы по теме: вода наш друг и помощник.

     

   «Музыкальные капельки» (на музыкальном занятии)

Цель: вызвать у детей интерес к музыке природы, прослушивание муз. произведений отражающих поведение капелек.

Детям предлагается прослушать разные варианты музыкальных произведений, отражающих поведение капелек: капельки летят на землю, капельки плывут в реке, капельки в океане и т.п. После прослушивания произведений  им предлагается изобразить эти капельки.

«Вода – начало всех начал!»

 Цель: обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значении в жизни растений, животных и человека.

Воспитатель читает детям стихотворение Н. Рыжовой

«Вы слыхали о воде?»

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.

Мы еще раз убедимся: вода бывает очень–очень разной. Она может быстро–быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными ледниками или горячим паром. Вот такая она разная!

Давайте разгадаем загадки и повторим, какая вода есть на Земле.

  1. Кругом вода
    А с питьем беда
    Кто знает, где это бывает?

(Море)

  1. Много рек, озер, морей
    Он в себя вобрал
    Ты подумай и ответь
    Что за великан.

(Океан)

  1. Ни вода, ни суша
    На лодке не переплывешь
    И ногами не пройдешь.

(Болото)

Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом в сильный зной
Ледяной поит водой.

(Родник)

Ребята, ответьте на вопросы:

- Зачем нужна вода животным? Растениям?

- Зачем нужна вода человеку?

- А в нас с вами есть вода, как вы думаете?

Как вам уже известно, внутри человека тоже есть вода. Где же она содержится? (Варианты ответов: в крови; вода помогает переваривать пищу; с ее помощью удаляются вредные вещества из организма человека). Человек может долго прожить без еды, но без воды он не обойдется.

Теперь мы сделаем вывод, что вода нужна всем.

- Ребята везде ли есть вода?

- Где мы можем ее увидеть? (Водоемы, осадки).

- А вы знаете, что такое снежинка? (Белая пушинка, состоящая их кристалликов льда).

- Скажите, будет ли лед являться водой? (Это замерзшая вода).

- Ребята, вспомните, много ли пресной воды, то есть которую мы пьем, на планете Земля?

Все верно, ее очень мало ведь и именно мы с вами как хозяева природы можем ее беречь и охранять. Это наша главная цель.

Воды – ведь так мало! Давайте будем беречь ее!

Посмотрите на эти экологические знаки:

            Рисунок 26                                       

- Что они обозначают?

Давайте придумаем свои правила, чтобы наша вода и в реках, и в озерах, и в морях была чистой.

Человек изобрел различные машины, приборы, научился пользоваться газом, электричеством, приручил огонь и воду. Все эти полезные изобретения не только облегчают и делают удобной жизнь людей, но и требуют от них аккуратности и осторожности, соблюдения определенных правил. Немало опасности таит в себе и вода.

Поэтому давайте повторим некоторые правила безопасного поведения с водой.

Договоримся: вы будете рассматривать рисунки и рассказывать, что их герои делают, правильно или не правильно, а потом мы проверим себя, прочитав эти правила.

   Не ныряй вниз головой в незнакомом месте.

Рисунок 17Рисунок 18

    Не заплывай за оградительные буйки.

   Не плавай на надувных матрасах далеко от берега.

Рисунок 19Рисунок 20

Не купайся в грозу и не плавай в реке с быстрым течением.

Не купайся при высоких волнах.  Не ходи по тонкому льду.

Рисунок 21Рисунок 22                       

Рисунок 24

Не прикасайся мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.

А теперь сделаем вывод:

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница –

все дети хором – ВОДА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с экспериментированием с детьми старшей группы «Водица-царица, водица-мастерица».

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста....

Проект в подготовительной группе «Царица водица».

Группа: подготовительная, речеваяВид проекта: познавательно-исследовательскийДлительность: 4 месяца (февраль, март, апрель, май)Цель: Формировать  у детей осознанное бережное отношение к во...

Проект "Царица - водица"

ознакомление с окружающим, экологическое развитие...

Проект. Познавательно - исследовательская деятельность по экологии старший дошкольный возраст (неживая природа). Тема: "Царица - Водица".

Исследовательская, поисковая активность детей старшего дошкольного возраста – естественное состояние ребенка, потому что по природе своей они исследователи. Именно эта активность лежит в основе появле...

Проект "Царица - водица"

В Росии 2017 год объявлен годом экологии. Выбирая тему проекта мы остановили свой выбор  на воде.  Все дети любят играть с водой, но не знают о её ценности. Вода для них самое привычное, при...

Проект "Царица Водица"

Развитие детской познавательной инициативы и умения применять полученный способ познания на другом материале....

Познавательный проект "Царица - Водица"

Цель проекта: Обогащение знаний детей о воде и её свойстве.Рольводы в жизни всего живого на Земле....